Всего 15 фото
Организация, с таким довольно забавным названием, появляется впервые в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» во время сеанса черной магии в Варьете. Как мы помним, Семплеяров Аркадий Аполлонович, – председатель акустической комиссии московских театров, попадает в конфузное положение опрометчиво вступив с Коровьевым в полемику, объявив, что все присутствующие настаивают на разоблачения его фокусов. В результате Аркадий Аполлонович сам был разоблачен «Клетчатым»... Мне стало любопытно, что это за Акустическая комиссия и чем она занималась, по крайней мере, в романе. Оказалось, что реально такой комиссии и в помине не было. Михаил Афанасьевич, по всей видимости, прошелся сатирическим пером и по этой организации, как и по многим другим, а также и многим персоналиям, с кем ему приходилось общаться в унылой, но вдохновлявшей его на шедевры, советской действительностью.
Также мы узнаем, где находилась Акустическая комиссия и, что за реальное здание послужило его основой для Булгакова.
Местность, на которой расположены нынешние владения по Чистопрудному бульвару, 6 и Архангельскому переулку, 19, еще в шестнадцатом веке принадлежала Гавриловской патриаршей слободе. Первые упоминания об этом относят нас к 1551 году, времени, когда здесь еще не стояли стены Белого города (построили их лишь к концу XVI века). Первым гражданским лицом, поселившимся в стоявшем здесь доме в 1793 году, был Иван Крейзель, служивший штаб-лекарем. Затем дом перешел в собственность автора «Истории медицины в России», известного на всю Москву медика - Вильгельма Рихтера (москвичи называли его не иначе, как Василий Михайлович).
02.
Во время страшного пожара 1812 года здание серьезно пострадало, и уже в 1817 году было продано графине Мусиной-Пушкиной, вдове дипломата и действительного тайного советника. Елизавета Федоровна перестроила усадьбу (современники называли строение дворцом) и в 1835 году владения перешли к ее однофамильцу - Ивану Петровичу. После полковника Мусина-Пушкина строение по Чистопрудному бульвару, 6 досталось по наследству его сыну - Ивану. Жена Ивана Ивановича занималась благотворительностью и являлась почетным членом Общества дамского попечительства, которое заботилось о бедных гражданах.
03.
03.
В 1891 году владение перекупает Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Новые владельцы сносят старые постройки и возводят здание по архитектурному проекту, разработанному Д. Чичаговым и С. Соколовым. В 1896 году двухэтажное здание надстраивают еще одним этажом. Правда, по другим источникам, дополнительный этаж появился только после реконструкции здания, проведенной по проекту архитектора Рерберга И.И. в 1910 году.
04.
После Октябрьской революции, в доме разместились Московский радиоузел и факультеты института инженеров транспорта. В 1925 году здание на Чистопрудном бульваре, дом 6 передают в ведение Наркомата просвещения РСФСР. Народным комиссаром работал в ту пору А.В. Луначарский, а М.Н. Покровский был у него заместителем. Жена Ленина, Надежда Константиновна Крупская, состояла в политико-просветительском отделе этого министерства.
В здании Наркомата размещались редакции, занимавшиеся выпуском различных педагогических журналов. Здесь же была открыта библиотека с литературой по педагогике, которая стала основой будущей Центральной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского. Посетил Наркомат просвещения и Герберт Уэллс, знаменитый английский писатель.
05.
История дома связана с судьбой Михаила Булгакова, который часто бывал в чиновничьих кабинетах, решая литературные и театральные вопросы. В его «Мастере и Маргарите» упоминается «Акустическая комиссия», которая якобы размещалась в здешних помещениях.
Фамилия Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председателя Акустической комиссии московских театров, образована от французского слова simple – «простой», «заурядный», «глупый». Чиновник Семплеяров изъясняется на жаргоне советской канцелярии («Зрительская масса требует объяснения»). Как бы передразнивая его, Коровьев отвечает другим канцеляризмом («Зрительская масса как будто ничего не заявляла»). Советский чиновник нагло и без всяких оснований выступает от имени «массы», он на то и поставлен власть имущими, чтобы «руководить», то есть навязывать «массе» «нужные» мнения, представления, оценки, решения, выдавая их при этом за «общенародные»…
Фамилия «Семплеяров» происходит от фамилии хорошего знакомого Булгакова, композитора и дирижера Александра Афанасьевича Спендиарова (1871–1928).
06.
Главным же прототипом Семплеярова, которого в какой-то мере маскировала фигура армянина Спендиарова, был грузин Авель Софронович Енукидзе, являвшийся в 1922-1935 годах секретарём президиума ЦИК и председателем Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. Для собственно театрального искусства эта комиссия была столь же бесполезна, как и акустическая комиссия Семплеярова, однако представляла собой дополнительный барьер для появления идеологически вредных спектаклей. Енукидзе был также членом коллегии Наркомпроса и Государственной комиссии по просвещению, располагавшихся на Чистых прудах в доме №6.
07.
На Чистых прудах находилась и акустическая комиссия Семплеярова упомянутая Булгаковым. Енукидзе был неравнодушен к прекрасному полу, особенно к артисткам подведомственных театров, что и послужило поводом для его падения в рамках очередной «чистки» в высшем эшелоне власти.
08.Главным же прототипом Семплеярова, которого в какой-то мере маскировала фигура армянина Спендиарова, был грузин Авель Софронович Енукидзе, являвшийся в 1922-1935 годах секретарём президиума ЦИК и председателем Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. Для собственно театрального искусства эта комиссия была столь же бесполезна, как и акустическая комиссия Семплеярова, однако представляла собой дополнительный барьер для появления идеологически вредных спектаклей. Енукидзе был также членом коллегии Наркомпроса и Государственной комиссии по просвещению, располагавшихся на Чистых прудах в доме №6.
07.
На Чистых прудах находилась и акустическая комиссия Семплеярова упомянутая Булгаковым. Енукидзе был неравнодушен к прекрасному полу, особенно к артисткам подведомственных театров, что и послужило поводом для его падения в рамках очередной «чистки» в высшем эшелоне власти.
7 июня 1935 года Пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию, один из пунктов которой звучал так: «За политическое и бытовое разложение бывшего секретаря ЦИК СССР т. А. Енукидзе вывести его из состава ЦК ВКП(б)». 16 декабря 1937 года А. Енукидзе в компании с рядом других подсудимых, в том числе Б. Штейгером, прототипом барона Майгеля, был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению «в измене Родине, террористической деятельности и систематическом шпионаже в пользу одного из иностранных государств» и расстрелян (в фантастичности этих обвинений вряд ли сомневались мыслящие современники)...
Вернемся, однако, к сеансу черной магии!
"...Приятный звучный и очень настойчивый баритон послышался из ложи N 2: – Все-таки желательно, гражданин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокус с денежными бумажками...".
09.
09.
Аркадий Аполлонович помещался в ложе с двумя дамами: пожилой, дорого и модно одетой, и другой – молоденькой и хорошенькой, одетой попроще. Первая из них, как вскоре выяснилось при составлении протокола, была супругой Аркадия Аполлоновича, а вторая – дальней родственницей его, начинающей и подающей надежды актрисой, приехавшей из Саратова и проживающей на квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги. – Пардон! – отозвался Фагот, – я извиняюсь, здесь разоблачать нечего, все ясно.
10."...– Нет, виноват! Разоблачение совершенно необходимо. Без этого ваши блестящие номера оставят тягостное впечатление. Зрительская масса требует объяснения. – Зрительская масса, – перебил Семплеярова наглый гаер, – как будто ничего не заявляла? Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, Аркадий Аполлонович, я, так и быть, произведу разоблачение. Но для этого разрешите еще один крохотный номерок? – Отчего же, – покровительственно ответил Аркадий Аполлонович, – но непременно с разоблачением! – Слушаюсь, слушаюсь. Итак, позвольте вас спросить, где вы были вчера вечером, Аркадий Аполлонович?...".
11."...При этом неуместном и даже, пожалуй, хамском вопросе лицо Аркадия Аполлоновича изменилось, и весьма сильно изменилось. – Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании акустической комиссии, – очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, – но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии...".
12.
"...– Уй, мадам! – подтвердил Фагот, – натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.
Аркадий Аполлонович Семплеяров фигурировал еще в 1931 г. в списке персонажей будущего романа. Тогда его звали Пафнутий Аркадьевич Семплеяров. В сцене сеанса черной магии в Театре Варьете Семплеяров впервые появился в варианте конца 1934 г. Cатирическое изображение в этом образе А.С. Енукидзе было вызвано, вероятно, тем, что именно ему Булгаков в конце апреля 1934 г. направил прошение о двухмесячной поездке за границу, а секретарь ВЦИК, как зафиксировала в дневнике 4 мая 1934 г. третья жена писателя Е.С. Булгакова, не рискнул единолично решить вопрос о выезде и наложил на прошении резолюцию: «Направить в ЦК». В результате поездка была сорвана. Отказ последовал в унизительной для писателя и его жены форме. «Разоблачение» Аркадия Аполлоновича Семплеярова на сеансе черной магии стало своеобразной местью Булгакова А.С. Енукидзе, причем еще задолго до падения Авеля Софроновича.
12.
"...– Уй, мадам! – подтвердил Фагот, – натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.
– Ой! – страдальчески воскликнул кто-то в полной тишине..."...
13."...Молодая же родственница Аркадия Аполлоновича вдруг расхохоталась низким и страшным смехом.
– Все понятно! – воскликнула она, – и я давно уже подозревала это. Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!
И, внезапно размахнувшись коротким и толстым лиловым зонтиком, она ударила Аркадия Аполлоновича по голове.
Подлый же Фагот, и он же Коровьев, прокричал: – Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!...".
14.Аркадий Аполлонович Семплеяров фигурировал еще в 1931 г. в списке персонажей будущего романа. Тогда его звали Пафнутий Аркадьевич Семплеяров. В сцене сеанса черной магии в Театре Варьете Семплеяров впервые появился в варианте конца 1934 г. Cатирическое изображение в этом образе А.С. Енукидзе было вызвано, вероятно, тем, что именно ему Булгаков в конце апреля 1934 г. направил прошение о двухмесячной поездке за границу, а секретарь ВЦИК, как зафиксировала в дневнике 4 мая 1934 г. третья жена писателя Е.С. Булгакова, не рискнул единолично решить вопрос о выезде и наложил на прошении резолюцию: «Направить в ЦК». В результате поездка была сорвана. Отказ последовал в унизительной для писателя и его жены форме. «Разоблачение» Аркадия Аполлоновича Семплеярова на сеансе черной магии стало своеобразной местью Булгакова А.С. Енукидзе, причем еще задолго до падения Авеля Софроновича.
Есть соображения, что в образе Симплеярова Булгаков прописал В.Э. Мейерхольда, кем его «Мольер» (Кабала святош) был назван «низкопробной фальшивкой» в журнале «Театр и драматургия», а других печатных изданиях. Еще еще одна версия, что предлагает на эту роль певца русской революции Владимира Маяковского. Думаю дальше «копать» уже не стоит)
15.
Итак! Где находилась Акустическая комиссия теперь нам известно, - это Чистопрудный бульвар, 6/19. Здание находится в непосредственной близости от метро Чистые пруды и "обитает" там сейчас Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В этом материале я попытался раскрыть еще одну страницу, а может быть сторону такой затейливой Московской вселенной Булгакова.
Источники:
Энциклопедия Булгакова
Портал "Достопримечательности Москвы". Чистопрудный бульвар, 6 / Архангельский переулок, 19.
В. Мершавка, В. Орлов. Мертвая душа: образ Семплеярова в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Кадры из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". 2005 год.
Кадры из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". 2005 год.
© Vladimir d’Ar, 2017
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →