?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Как стать египтологом в России или Исходные принципы - как стать самим собой...
vladimirdar
Лицо статуи мужчины. Новое царство. Амарнский период. 1333-1319 гг. до н.э. Известняк.  ГМИИ.

Этот пост будет несколько необычным, по крайней мере, для меня. Дело в том, что в детстве я мечтал стать египтологом. Откуда это настойчивое желание поднималось, мне было не очень тогда понятно. Все мы о чем-то мечтали в школе, кем станем, кем будем, что воплотится и реализуется в нашем Мире. Бо́льшей частью в моей жизни происходили события, которые не совсем меня радовали и не полностью устраивали в своей сути. Я пошел "по стопам" своих родителей, и моя полученная специальность угадываемо была связана как со специальностью моего отца, так и моего деда по линии отца. Короче, это потомственное. Детские мечты стать египтологом так и остались нереализованными и выливаются сейчас в эпизодическое страстное увлечение этим удивительным древнеегипетским духовным полем, которое как и в детстве до сих пор электризует и воодушевляет меня. Иногда я вспоминаю о тех своих мечтах и думаю, - а чтобы было, если бы я пошел наперекор семье и окунулся в чудный мир Древнего Египта и что бы послужило таким толчком?

И вот тут, совсем недавно, в Фейсбуке, известный египтолог, Виктор Солкин выложил потрясающую инструкцию - эссе о том, как же сейчас можно стать египтологом в России, и что ради этого придется сделать, узнать и чем пожертвовать. Откровенно говоря, я был в искреннем восхищении, - мне бы прочитать нечто подобное лет эдак 25-30 назад, и многое, возможно, изменилось бы в моей судьбе на сегодняшний момент. Это отличный, сильный текст, написанный от души, легко, эмоционально, концентрировано, содержательно и хлестко; его можно применить к любому аспекту твоей только начинающейся сознательной жизни, когда ты только ставишь себе цель и готовишься сделать Выбор. Это, по сути, сакральная инструкция о том, - как придти к самому себе, как стать самим собой, как творчески самореализоваться, - причем, в привязке к нашим реалиям, поскольку египтология в России как не видна, так и не сильно впечатляет своими достижениями. В лице Виктора я для себя вижу редкий пример того, как человек горит своей работой, как сейчас для нас от души популяризирует эту древнейшую загадочную и вдохновляющую культуру, с каким удовольствием он делится своими знаниями, открытиями, озарениями и ощущениями с этим Миром. Я, лично, вижу пример счастливого человека во всех отношениях, кто с самого начала своей жизни смог заниматься тем, к чему стремилась его душа, который обрел свой смысл жизни, как бы это не звучало пафосно. В общем, то, что вы прочитаете, если, конечно, откроете кат, - меня лично сильно воодушевило, дало понимание и осознание пути, - как творчески самореализоваться, да и по большому счету, - как стать счастливым - ибо счастье, - это тогда, - когда у тебя любимая всем сердцем работа, а вокруг единышленники и друзья. Я бывал на публичных лекциях Виктора Солкина. Могу только только сказать, что этот человек явно на своем месте, чего и всем и себе от души пожелаю... Ну, а теперь, добро пожаловать под кат!)

Достаточно часто ко мне приходят письма от более или менее увлеченных Древним Египтом молодых людей обоего пола с одним и тем же вопросом: как стать египтологом? Пожалуй, я готов наконец-то отписать все особенности этого процесса в семи пунктах, ниже. Чтобы потом просто давать, не повторяясь, ссылку на этот текст. Надеюсь, он окажется полезным и многих заставит задуматься: а готов ли я действительно вкладываться и жертвовать ради своей мечты?

Виктор Солкин

1. Египтология – это наука, которая потребует от вас все ваше время и даже больше. Это, конечно, если вы хотите действительно чего-то добиться в этой специальности. Чаще всего сил не хватает, и в итоге люди протирают портки в пыльном НИИ в обмен на нищенскую зарплату, или же издеваются над студентами, сидя до обширной лысины на ставке вечного доцента в каком-то ВУЗе. Это круто, видимо, быть вечным плешивым доцентом в МГУ, но к настоящей египтологии это не имеет ни малейшего отношения. Вернемся к затратам времени: для более-менее успешной работы с египетским материалом вам потребуется очень хорошее знание трех европейских языков – английского, французского и немецкого. Просто потому, что, например, храм Амона в Карнаке копают и публикуют французы, а лучшие лингвисты - традиционно немцы и американцы. На русском языке публикуется несчастный мизер работ. Поэтому без иностранных языков делать в египтологии нечего. Возможен вариант, когда на двух из трех языков вы неплохо читаете. Это уже хорошо. Но на английском вы должны говорить, причем говорить хорошо – это залог успеха во взаимодействии с коллегами, на международных конференциях и т.д. Дальше идет изучение древнеегипетского, о котором я скажу отдельно. Но египтология – комплексная дисциплина, и знание, пусть даже превосходное, только языков результата не даст. Нужен постоянный опыт работы с памятниками материальной культуры. И это очень сложно. На усвоение даже базовых знаний уйдет много лет, а параллельно вам надо будет что-то есть и даже во что-то одеваться. И вот тут возникает насущный вопрос, насколько вы сможете сочетать вашу работу для денег с вашей работой в египтологии. Скажу сразу: мой пример работы исключительно в египтологии - очень редкий и строится, прежде всего, на том, что я очень рано вошел в специальность и начал строить имя, которое потом принесло проекты, внимание и заработки.

2. Древнеегипетский язык. Его не учат в глупых группах Контакта, где непонятные персонажи из средней Сибири с аграрным или железнодорожным «образованием» пытаются «переводить» тексты, не имея никакой практики в реальной публикации памятников. Его вообще не учат он-лайн. Его учат в небольших группах, под руководством опытного преподавателя. Таких групп в стране очень мало. Это Москва, Петербург и, говорят, Новосибирск, но там много сомнений по поводу качества. Параллельно с курсом грамматики (она на одном из европейских языках, на русском грамматики нет, а встречающиеся в сети переводы отдельных уроков грамматики Гардинера пестрят дикими ошибками), опыт нарабатывается совместным переводом текстов с памятников, потому что параллельно усваиваются основы эпиграфики. Я видел не раз случаи, когда «выучивший» язык по грамматике человек, видя перед собой текст с кривой стелы провинциального писца, впадал в ступор. Еще одна страшная ошибка: освоил человек более-менее язык, съездил на пару конференций, приобнял для фото офигевшего мэтра и тут же почему-то решил, что он египтолог. Нет, увы. Без понимания памятников, на которых сделана надпись, без значительного объема знаний мировоззренческих категорий, египетской религии и египетской истории ничего не будет. Ничего - от слова совсем. Время банальной филологии, когда надпись на статуе читали без интереса к статуе, – давно прошло. И вот мы вновь вернулись к тому объему знаний, на который требуется время в самом начале.

3. Куда поступать. В России нет специальности «египтология». Есть специальность «история древнего мира» или «история искусства древнего мира». В одном из ВУЗов есть специализация (не путать со специальностью) по искусству Египта, однако уровень преподавания там порой весьма плачевен, а тяга студента к Египту зачастую не преодолевает огромного объема базовых искусствоведческих дисциплин, из которых очень многое вам не понадобится потом никогда. В итоге, единого рецепта, куда поступать – нет. На громкую рекламу о том, какой ВУЗ в стране первый, а какой – второй вестись не стоит, потому что ситуация на факультетах и кафедрах – разная. ВУЗ может быть сколько угодно известен, но если там египетскую тему оккупировала стареющая в маразме, не знающая памятники тетенька, которая ненавидит молодых и к шестидесяти все вспоминает, что когда-то была стипендиаткой одного европейского фонда, то ничего достойного вас там не ждет. Все это – глубоко несчастные люди, он сейчас пинают молодых точно так же, как их самих пинали в молодости. Ваша задача, по сути, такова: вам надо получить качественное гуманитарное образование: историческое, искусствоведческое, филологическое или философское, параллельно найдя конкретного специалиста-египтолога, который будет с вами заниматься. Не путайте это с иллюзорными представлениями о «научном руководителе», который отработает с вами положенные часы, а потом даст понять, что вы ему абсолютно не нужны и не интересны. Так бывает чаще всего: человек идет на специализацию, платит деньги, горит мечтой, не зная, что он абсолютно никому не нужен. Вообще не нужен. Если это осознать с самого начала, то жить проще. Так проще искать того специалиста, с которым у вас возникнут нормальные человеческие отношения и который вас будет именно учить чему-то: в рамки учебного процесса в нашей стране египтология не умещается, она не влезает в убогие часы и даже в дополнительные занятия. Помимо процесса взаимодействия с тем, кто за вас взялся (если взялся), это огромный объем самостоятельной работы, прежде всего – чтения, причем чтения на иностранных языках. Никто за вас все это перелопачивать не будет и тут надо надеяться только на себя. Например, в моем случае, я получал качественное историческое и переводческое образование в РУДН, учил древнеегипетский, параллельно работая, в профильной структуре РАН, также долгие годы сотрудничая с Отделом Востока ГМИИ, где набирался опыт работы с памятниками, который сейчас у меня огромен. Все это делалось, пока однокурсники пили пиво в Нескучном саду. В итоге, когда они худо-бедно определились со своей темой диплома к III курсу, я ужен давно был на профессиональных рельсах. Важная поправка: это Москва, и тут есть, несмотря на все сложности, где потрогать подлинный египетский памятник. В регионах все сложнее, искать свой путь надо как можно раньше, иначе время будет упущено.

4. Важно с самого начала понять, что именно в египтологии вам интересно. Неважно, что это: скульптура эпохи Рамсеса IX, семантика египетских сказок или кораблестроение эпохи царя Хуфу. Вы должны действительно это очень любить. Исследуя материалы и публикации по конкретной теме, которая вам на самом деле близка и интересна, вы быстрее и лучше, словно нанизывая на ось, освоите большие объемы материала. Очень важно, чтобы тема, избранная вначале, была по силам и здесь все сугубо индивидуально. Еще важно, чтобы вы сориентировались, какие дополнительные знания вам необходимы. Потому что заниматься культом богини Хатхор без французского языка нельзя – все базовые публикации ее храмов - на нем. А без немецкого смешно идти в лингвистику. Сейчас уже, к счастью, отживает свое советская система, в которой студенту или аспиранту не давали заниматься темой, если ее разрабатывал кто-то из работающих ученых. Эта система – глупа, косна и никчемна. Если тетенька или дяденька на склоне лет, как умалишенные, талдычат на всех местечковых конференциях что-то про «Тексты пирамид» или про аллювиальные наносы Нила, то это вовсе не значит, что вы не сможете увидеть в этих же текстах что-то принципиально новое и интересное. Тут нужно дерзать, хотеть и очень серьезно стараться, сразу же понимая, что вас встретят не с распростертыми объятиями, а пинками. На пинки надо уметь соразмерно отвечать. Ставить на место обитателей цеха тоже надо, иначе могут задавить – такие примеры известны. Важно, чтобы избранная в процессе тема не была навязана научным руководителем вопреки вашему личному интересу – это очень распространено. Важно и то, что нельзя полностью отдавать все время только своей узкой теме – хорошие знания по египтологии вообще и широкий научный горизонт – необходимы. Его нет у большинства тех, кто шипит друг на друге в пыльной и ржавой отечественной банке с названием «египтология».

5. Прекрасный пятый пункт поведает вам, что египтология в России – специальность камерная, сложная и очень агрессивная. Реально работающих и знающих людей в ней не больше десятка, если не считать грантовых прилипал, все тех же плешивых доцентов, крапающих статейки, которые никто не читает, или археологов, выдающих за находку года типовой амулет, каких в любом музее с египетской коллекцией – десятки. Все это чрезвычайно агрессивное пространство делится на 5-6 маленьких тусовок, каждая из которых борется с остальными за то, что она – главная в России. Это трудно, грустно и, если не подготовиться к этому заранее, очень болезненно. Варианта здесь два – всем кланяться, угождать, хвалить, унижаться, пресмыкаться и, уничтожая свое время и свою жизнь, делать то, что дают, не забыв при этом сослаться, повиляв хвостом (обязательно нужно, иначе не примут!), на стыдного хранителя египетского зала огромного музея с грязью на памятниках в витринах и этикетажем 1970-го года выпуска, либо забить на весь этот паноптикум и, несмотря на вопли, пакости и подкидные письма, заниматься тем, что вы любите. У меня – второй путь, но он требует умений, силы воли и обязательной публичности. У меня нет российской степени – я не считаю, что у нас, где нет нормальной египтологии, кто-то из фриков имеет право оценивать мой труд. Кроме того, учтите, что вам, на вашем сугубо научном пути, достанутся по наследству все враги ваших учителей. Обо мне, например, один такой человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, ваял анонимные сайты больше десяти лет. Со стороны кажется – дико и кошмарно, а на самом деле – это привычные реалии нашей российской науки о Древнем Египте. Надо научиться относиться к этому, как к бесплатному шапито неполноценных и идти дальше делая то, что вы любите, что вам дорого и то, что стало смыслом вашей жизни. Получалось не у всех – великого русского египтолога Олега Берлева его супруга – выдающийся коптолог Алла Еланская держала почти что под домашним арестом. Все контакты шли только через нее, вплоть до телефонных звонков и переписки. Благодаря этому Берлев, самый яркий русский египтолог второй половины XX века, которого травили и втягивали в разные пакости, прожил дольше, тихо занимаясь любимым делом дома, общаясь с европейскими коллегами по переписке, порой отдавая себя поэзии. Не у всех есть те, кто поможет выстоять в «цеху» моральных уродов. Не забудьте и то, что рабочих мест, хоть как-то связанных в России с египтологией – минимум, а ценза, по которому давно стоит уволить с должности хранительницу музея, придвинувшую вплотную к рельефам свой письменный стол и расставившую по подлинникам картонные иконки, - нет. С самого начала думайте и прикидывайте, как сохранить себя в специальности, не торгуя при этом на досуге мебелью. Если жизнь заставила торговать – ничего страшного, но постарайтесь не скатиться, не выпасть из той специальности, которой вы хотели посвятить себя.

6. Египтология за рубежом – это яркая, интересная и процветающая наука, которой занимается множество научных центров, университетов и музеев. Там, несмотря на все сложности, нет того паноптикума, который есть в российской «египтологии». Ничто не мешает вам вступить в переписку с ученым, который вам интересен, следить за археологическим проектом, который вам важен, и постепенно начинать активно взаимодействовать с западными и египетскими коллегами. Это – важный залог успеха. Отдельной важной составляющей здесь стоят поездки в Египет и участие в международных проектах, конференциях и конгрессах. Без постоянных поездок в страну изучаемой культуры, без налаженных дружеских связей в Египте, без осмотренных лично памятников – ничего не будет. Без взаимодействия с международным сообществом – не будет ни научного горизонта, ни знакомства с самыми новыми достижениями и находками в избранной специальности. А ведь вы же не хотите шипеть хором с теми, кто остался в ржавой гнилой банке? Надеюсь, что нет.

7. Если все вышеперечисленное вас не ужаснуло, то напоследок скажу о том, что за рубежом египтология – это давно уже публичная специальность, отвечающая проектами на заказ общества. Хороший египтолог обязан, помимо всего, быть публичным, должен хорошо читать публичные лекции, уметь писать не только наукообразно, уметь взаимодействовать с прессой и вообще уметь делиться знаниями с публикой. Без этого многое не получится, да и сама функция науки, которая не делится своими достижениями с обществом, - сомнительна. Кроме того, если вы работаете публично, вам намного проще будет найти средства или просто поддержку своему проекту: не надо будет ни кланяться где не надо, ни заполнять, унижаясь, ворохи бумажек. Достаточно будет просто обратиться к тем людям, которые следят за вашей работой. Среди них наверняка найдутся те, кто поможет. Часто можно услышать, что популяризация недостойна чистой науки и т.д. Это намеренная ложь. Выйти с докладцем на конференцию из 15 калек (не путать с коллегами) – это одно. Выйти с итогами серьезной работы на публику – это другое. Здесь не простят ни фактические ошибки, ни глупость, руководствуясь обязательствами пресловутой «цеховой стабильности».

P.S. Прочитали? Прочитайте еще раз с начала, а потом сядьте и подумайте: а стоит ли игра свеч? Египтология – это очень непростой выбор. Но если вы выдержите, выучите, освоите и справитесь – то великолепный, непередаваемо красивый и мудрый мир фараонов будет вашим. Вы, возможно, много сделаете, чтобы другие узнали об этом мире больше и точнее. И этот мир будет тем, что никто и никогда не сможет у вас отнять.
Всегда Ваш,

Виктор Солкин

Виктор Солкин в Фейсбук


Recent Posts from This Journal

  • Оглавление моих статей - II

    ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ - ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ, ШОУ - ФОТООБЗОРЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ История, археология, древности | Античная…

  • Чистые пруды - Осень

    ... И снова все тихо, как в храме пустынном.. В глубоком раздумье застыла вода... Красавица-осень светло, благочинно Царит королевой на…

  • Москва строится, строится и всё ей (им) мало)

    Застраивается последний долго пустовавший и буквально "золотой" московский земельный участок "с видом на Кремль" около…



Тут уж, - каждому свое...)

Да, лет тридцать назад очень бы было кстати.)

Вот и я о том же...)

На "нет" и суда нет)

Не думала, "что так всё запущено"))

Да, я примерно также подумал, когда первый раз прочитал...)

Впечатление, что проще за бугор умотать и стать египтологом там. А то тут и съесть могут.

Что наш герой и сделал...) Степень он получал именно там.

Edited at 2017-01-31 09:11 pm (UTC)

Египтологи нам нужны)

Мир Древнего Египта удивителен!

Если бы у меня было 10 жизней! А то одной осталось очень ограниченное количество:-)

Одну бы я точно выделил на эту тему...

Тяжела ты, шапка египтолога). Мне думается, через интерес к Египту в той или иной степени прошли многие, увлекающиеся историей. Но это и на самом деле требует полной выкладки и просто даже страсти к своему предмету.

Вот именно, страсти... Все так...

Такая же картина во многих отраслях исторической науки. Если заменить по тексту "историю Древнего Египта" на "историю России Средних веков и начала Нового времени", то получим идеальное попадание в реальность. Поэтому я когда-то опрометью сбежала из архивно-академического серпентария, сохранив интерес и к гуманитарному знанию, и к миру вообще.


Вот-вот! И я об этом же!
Спасибо Вам за комментарий!

Заниматься историей Египта куда лучше, чем историей России. Там хоть нет сторонников и противников режима. Не придется историю переписывать каждому поколению.


Это, да, но там, в глубинах истории Древнего Египта, Это как раз происходило множество раз)

Солкин популяризатор, официальная наука его недолюбливает. Но он нашел свое и только свое место. Таких пересчитать по пальцам одной руки.

Мой младший египтолог. Т.е. он окончил факультет "История искусств" в РГГУ. Во-первых, он никак не может защитить диплом, потому что в то время, когда его надо было защищать, преподаватель уехала на раскопки в Египет и Судан. Хотя она говорит, что его дипломная работа уникальна, он писал о теории ложных дверей. Материала в русскоязычной литературе на эту тему совсем нет. В иностранной крайне мало, собирал по крупицам.
Препод вернулась, защиту перенесли.

Он и еще двое были последними выпускниками этой кафедры, ее ликвидируют, набора нет, кажется, не то с прошлого, не то с позапрошлого года.

К языкам добавлю еще коптский.

Работу по специальности найти он не может. От слова совсем. Даже что-то отдаленно похожее не может найти. Разве что смотрителем в Пушкинском (типа, бабушка в зале). Даже копеечные ставки в библиотеках заняты.

Да, это ужасно!
Что интересно, насчет теории ложных дверей меня всегда интересовала эта тема. Замечательная тема для диплома! Да, пожалуй, коптский.

Я Виктора очень уважаю и знаю лично, - прекрасный, искренний человек, всецело любящий свое Дело. Таких, действительно, единицы!

Я тоже в детстве увлекалась темой Древнего Египта, про исследования Шампольона читала. Как-то склеила из тетрадных листов длинный свиток, на который занесла список всех фараонов. Причем тогда не было под рукой таких списков, как сейчас в той же Википедии, например, надо было добывать отдельные имена из разных книг и располагать в хронологическом порядке. И про археологию думала и книги Ефремова любила читать...

Да, многие из нас мечтали об этом, оказывается)

А вот мне Древний мир никогда особо не был интересен. Куда больше привлекали средние века.
Из египтологии нравится песня Пикников про Египтянина...)

Привет, Макс! Тут уж какие исходные)
Послушал - эмоциональная, волнующая песня.
Так или иначе, - есть нечто, что бессознательно человека побуждает интересоваться всеми этими вещами, уж не знаю - наши это прошлые жизни или душа намекает, где твой Путь...)

Володя, а сколько египтологи получают.

Привет, Миш!
Не знаю, сколько они получают, но то, что прожить на их зарплату невозможно это точно. Это о большинстве. Речь ведь идет не о зарплате, а выборе любимого дела. Когда Ты есть Ты, - вселенная всегда найдет как компенсировать материально это досадное обстоятельство. Пример Виктора - как редкий, но хрестоматийный. Я ведь и написал этот пост не о египтологии, а о Выборе Своего Пути и о том, как стать счастливым)