?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Гранатный переулок или Где печатались булгаковские "Записки на манжетах"
vladimirdar
Гранатный переулок. Особняк Анны Луизы Леман.
Всего 24 фото

Сегодня мы увидим еще одно булгаковское место в Москве. В доходном доме конца XIX века под номером 9 в Гранатном переулке располагалась редакция альманаха «Возрождение» где печатались «Записки на манжетах». Улица сейчас неимоверно изменилась. Тех домов, которые видел Булгаков осталось совсем мало, а само здание где находилась редакция было снесено в 80-е годы при второй реконструкции Центрального дома архитектора. Тем ни менее мы попробуем ощутить тот дух Старой Москвы этой одной из старейших улиц столицы со своей славной историей и узнаем, как продвигались в то время писательские дела будущего Мастера. Это не подробная история Гранатного переулка, а лишь попытка воссоздать тот дух Москвы Михаила Булгакова, кто исходил эти улицы столицы в свое время бессчетное количество раз.

Гранатный двор в этом районе старой Москвы был основан в середине семнадцатого столетия и располагался в западной части находившегося здесь Земляного города. На его территории выпускали так называемые гранаты, представлявшие собой разрывные снаряды (бомбы) для пушек. Название дано в XVI веке, по Гранатному двору, находившемуся здесь до пожара 1712 года. От него предположительно осталось каменное здание палат под номером 3/5.
02.
Гранатный двор

Уже в семидесятых годах XVII века часть владений двора отдали под размещение постоялого двора, где преимущественно останавливались восточные купцы. Гранатный двор оставался главным хранилищем боеприпасов в Первопрестольной вплоть до пожара, который случился в 1712 году. Тогда на воздух взлетели погреба с артиллерийскими снарядами и порохом. После этого события двор переместили сначала на Васильевский луг, а немного позже уже на Симоновский вал, где в период с 1733 по 1735 годы устроили «Артиллерийский полевой новый двор», просуществовавший на этом месте вплоть до 1917 года.

Приведем любопытные детали из рассказа писателя М.Н. Макарова, написанного им еще в 1838 году о прошлом Гранатного переулка, его истории, связанной с Петром Великим: «… В Арбатской части, в Гранатном переулке до 1793 года существовал полковой двор лейб-гвардии Преображенского полка. У его ворот стояла будка, а при ней часовой - инвалид-гвардеец. Бывало, он сиживал тут беззаботно, иногда скорняжничая, а иногда починяя какую ни будь обувь. Так тут шла его последняя служба до смены на вечный караул - в небеса!.. Чудный был этот Преображенский полковой двор. Его установил тут Петр Великий и установил, как водится, за ним, не без цели. Царю государю захотелось, чтобы его любимая потеха была поближе к дому матушки, поближе к дворам всех его любезных. Да! Тут жили все Петровы, начиная от Нарышкиных до Скавронских, от математика Брюса до воина-вельможи Бутурлина, от сенатора Писарева до царедворца Толстого... Из Преображенского села ко двору матери, сюда в полковой двор Петр приводил своих только готовых воинов, вышколенных Лефортом или Гордоном. Государь дивил этими воинами и друзей, и старых вельмож русских, не совсем хорошо глядевших на юного Петра за новое солдатское учение…».
03.
Гранатный двор

Угол Гранатного переулка (на фото ниже - левее) и Спиридоновки.
04.
Гранатный переулок

На фото ниже - доходный дом 1889го года постройки, архитектор М. И. Никифоров. Ныне это здание занимает посольство ЮАР (Гранатный переулок, 1, строение 9).
05.
Посольство ЮАР. Гранатный переулок.

Прямо за зданием посольства ЮАР - двор многострадальной городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских, что выходит своим фасадом на Малую Никитскую, 12, строение 1.
06.
Гранатный переулок

Напротив здания посольства ЮАР - жилой дом (1830-е; 1870-е; 1899 год, архитектор Г. А. Кайзер). Гранатный переулок, 2, строение 1.
07.
Жилой дом. Гранатный переулок, 2.

Далее по четной стороне - Дом Леонтьевых (начало XIX в., архитектор А.Г. Григорьев).
08.
Гранатный переулок

Существующее здание с тосканским портиком в шесть колонн и мезонином, который венчает бельведер в стиле поздний ампир начали строить в 1838 году, когда владение приобрёл Платон Николаевич Зубов. После его смерти оно перешло к семье его сестры, Любови Николаевны, бывшей замужем за И.С. Леонтьевым. Строение отнесено далеко от красной линии улочки и расположено в глубине владения. Сейчас особняк сдается под офисы. Надо сказать, что охрана у этого здания достаточно жесткая и к фотосъемке особняка отнеслась почему-то с явной агрессией)
09.
Гранатный переулок

Давно хотел поснимать Центральный дом архитектора именно тогда, когда зелени еще нет, но есть голубое небо. Вот наконец удалось.
10.
Гранатный переулок. Особняк Анны Луизы Леман.

Это особняк А. Леман с корпусом служб (1896-1897 гг., архитектор А.Э. Эрихсон; 1939-1940 гг., архитекторы А.К. Буров, Д.И. Бурдин), объект культурного наследия регионального значения. В особняке размещается «Центральный дом архитектора» и ресторан, работающий с 1938 года, Союз московских архитекторов. Во дворе установлен памятник архитектору А.В. Щусеву (1980, скульптор И.М. Рукавишников, архитектор Б.И. Тхор). Сейчас это Центральный Дом архитектора (сокр. ЦДА), в Гранатный переулок, 7, строение 1.

Архитектурный ансамбль Центрального Дома архитектора состоит из трех комплексов различных архитектурных стилей и разных периодов времени. Тем самым в здании прослеживаются архитектурные тенденции конца XIX - начала XX века. Сам особняк конца XIX века построен в псевдоготическом стиле по проекту архитектора А.Э. Эрихсона в 1896 году для Анны Луизы Леман. Принадлежал сначала А.Л. Леман, затем П.А. Базилевскому. После революции в нём помещалось французское посольство. В 1937 году особняк был передан Союзу архитекторов СССР. Особняк является объектом культурного наследия.
11.
Центральный Дом Архитектора. Гранатный переулок.

Центральная часть комплекса ЦДА пристроена в период с 1938 по 1941 годы к зданию особняка XIX века. В пристроенном корпусе был создан зрительный зал на 450 мест и ресторан на 180 мест. Авторы - архитекторы А. К. Буров, А. В. Власов, М.И. Мержанов, художник В. А. Фаворский. 15 февраля 1941 года состоялось официальное открытие Центрального Дома архитектора.
12.
Центральный Дом Архитектора. Гранатный переулок.
Центральный дом архитектора. Пристройка (1941)
13.
Гранатный переулок. ЦДА.

В 1980-е годы комплекс был реконструирован. Планировочные основы реконструкционных работ были разработаны в 1970-х гг. в мастерской Б. С. Виленского. Сам проект реконструкции принадлежал архитекторам Б.И. Тхору, Р.И. Семерджиеву, И. Щепетильниковой, конструктору М. Ляховскому. Работы включали в себя создание конференц-зала на 150 мест и выставочного зала. На фото ниже слева мы можем увидеть как выглядит средняя часть архитектурного комплекса ЦДА со двора.
14.
Центральный дом архитектора
Автор фото Шуваев.

Ну, а теперь немного о Михаиле Булгакове. И нас интересует как раз дом № 9 - доходный дом 1876 года, архитектор В.Н. Карнеев.  Здесь кстати жил архитектор, автор Дома Экономического общества офицеров С.Б. Залесский. В конце XIX - начале XX в. буржуазия хлынула и в этот переулок, скупив деревянные дома и на их месте воздвигнув ряд каменных доходных домов, сдававшихся под квартиры. В 1914 году купцам и фабрикантам принадлежало в переулке уже 14 домов из 20.

Смежный (справа) со средней частью архитектурного комплекса ЦДА доходный дом был уничтожен. Оказалось, что в сети нет его старых фото.
О том, как выглядел этот дом можно лишь догадываться по фото ниже.
15.
ЦДА

Впервые «Записки на манжетах» напечатаны: часть первая - в литературном приложение к газете «Накануне», 18 июня 1922 года, Берлин - Москва. Републикована с разночтениями, изъятиями и добавлениями: альманах «Возрождение», Москва, 1923 (№ 2). Отрывки из первой части перепечатаны (с некоторыми добавлениями): «Бакинский рабочий», 1 января 1924. Вторая часть повести опубликована: «Россия», Москва, 1923 год (№ 5). Обе части впервые опубликованы вместе (по текстам «Возрождения» и «России» с добавлением пропущенных фрагментов из «Накануне» и «Бакинского рабочего»): Театр, Москва, 1987 год (№ 6). Существовал более полный текст «Записок на манжетах», который Булгаков читал на собрании литературного общества «Никитинские субботники» в Москве 30 декабря 1922 года и 4 января 1923 года.

В протоколе заседания 30 декабря 1922 года зафиксировано: «...Михаил Афанасьевич в своем предварительном слове указывает, что в этих записках, состоящих из 3-х частей, изображена голодная жизнь поэта где-то на юге (называя главного героя «Записок на манжетах» поэтом, Булгаков стремился создать впечатление, что он не столь автобиографичен, как это казалось слушателям). Писатель приехал в Москву с определенным намерением составить себе литературную карьеру. Главы из 3-й части Михаил Афанасьевич и читает...».
16.
Михаил Булгаков

19 апреля 1923 года Булгаков получил проект договора АО «Накануне» об отдельном издании повести, однако десятый параграф проекта (о сокращении текста по требованию цензуры) вызвал возражения писателя. «Записки на манжетах» в Берлине так и не вышли и рукописи или корректуры этого издания не сохранились. В незаконченной повести «Тайному другу» (1929) Булгаков описал финал этой истории: «Три месяца я ждал выхода рукописи и понял, что она не выйдет. Причина мне стала известна, над повестью повис нехороший цензурный знак. Они долго с кем-то шушукались и в Москве, и в Берлине».

Сейчас на месте доходного дома XIX века (где была редакция альманаха «Возрождение) находится странное безликое, холодное, душащее дух Старой Москвы здание «вытянутое» вдоль владения 9 Гранатного переулка.
17.
Гранатный переулок, 9.

Работа над «Записками» была начата Булгаковым, по-видимому, еще во Владикавказе и продолжена после приезда в Москву в сентябре 1921 года. Машинистка И. Раабен вспоминала, что когда она поздней осенью 1921 г. начала перепечатывать рукописи Булгакова, то первое, над чем они стали работать, были «Записки  на манжетах»: «Он приходил каждый вечер, часов в 7–8 и диктовал по два-три часа и, мне кажется, отчасти импровизировал. У него в руках были, как я помню, записные книжки, отдельные листочки, но никакой рукописи как таковой не было». (Воспоминания о Михаиле  Булгакове. с.128).
18.
Гранатный переулок, 9.

Весной 1924 г. Булгаков пытался напечатать « Записки …» целиком в сборниках «Недра» (где незадолго перед тем вышла его повесть «Дьяволиада»), но безуспешно. Характерно, что в письме к секретарю издательства «Недра» П. Зайцеву 25 мая 1924 г. по поводу этого издания Булгаков  упоминает о третьей части «Записок …» – однако замечает: «При чтении III-ей части придется переходить от напечатанных отрывков к писанным на машинке, следя за нумерацией глав». Можно предположить, что для отдельного издания текст повести был перекомпонован автором и в состав третьей части входили какие-то фрагменты второй...
19.
Гранатный переулок, 9.

Возвращаемся в нынешнюю Москву. Напротив особняка Леман (ЦДА) - лицезреем помпезный продукт редевелопмента (слово то какое!) "Инкэко" - элитный жилой комплекс "Гранатный Палас" в стиле Ар-Деко (Гранатный переулок, 8, строение 4). Построен ЖК еще в 2010 году, но до сих пор еще остались не распроданные квартиры. Цена примерно 16000 - 17000 $/кв.м. В общем, чтобы ориентироваться - цена свободной сейчас пятикомнатной квартиры на пятом этаже площадью 460 кв.м составляет без отделки 17,5 млн. долларов.
20.
Клубный дом Гранатный палас. Гранатный переулок, 8, стр.4.

Еще один ракурс этого странного и похожего на крематорий владения 9 по Гранатному переулку...
21.
Гранатный переулок

Места для проживания здесь чрезвычайно престижные. Для этого я и разместил фото ЖК "Ганатный Палас"... В продолжении - дом № 10, строение 1 (на фото ниже) построенный в 1978 году (из представительного и стильного по тем временам облицовочного керамического желтоватого кирпича) - жилой дом ЦК КПСС. В нем проживали Н.К. Байбаков, Г. Л. Брежнева, А.П. Кириленко, Б.Н. Пономарёв, К.У. Черненко, В. Ф. Шауро, Л.Н. Толкунов, Н.Н. Байбаков. Между прочим соседствует дом непосредственно с зеленым парком бывшего особняка Морозова на Спиридоновке (так называемого готического особняка Маргариты).
22.
Гранатный переулок. Дом ЦК КПСС.

Еще одно примечательное здание Гранатного переулка - особняк Н.А. и К.А. Протопоповых, В.И. Рекк (1899 год, архитектор В.В. Шервуд; 1905, архитектор В.Д. Адамович). Сейчас здесь посольство Таджикистана.
23.
Гранатный переулок

Ну вот пожалуй и все о Гранатном переулке. Кстати на месте вот этого здания, что на на фото ниже (первый план) ранее располагался дом в котором с осени 1895 по 1900 годы жил театральный режиссёр В.И. Немирович-Данченко (Гранатный переулок, 13).
24.
Гранатный переулок


Источники:

Гранатный переулок в Москве. Портал Прогулки по Москве.
Михаил Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том. 1. Записки на манжетах. Белая гвардия. Рассказы. 2007.
Википедия


© Vladimir d’Ar, 2017

Recent Posts from This Journal


Фокусы восприятия) Пока не дошла до объяснения названия, упорно связывала название с гранатом, а не с гранатой. Да и потом все равно...)

Охрана на территорию не пустила или пытались даже с улицы помешать съемке?


Именно с улицы)
Охрана - это непостижимое существо в травмированности своего внутреннего мира)

460 кв.м. за 17 млн? Точно?
Просто это копейки, скорее всего ошибка)

З.Ы. Увидел еще раз что это доллары и встало на свои места все))))

Edited at 2017-05-02 07:04 am (UTC)

Ah! Я уж подумал, что не то в посте написал)

Спасибо, Владимир!

Пожалуйста, Алексей!)

Поражаюсь, как хорошо вы знаете старую Москву

Спасибо, Андрей! Стараюсь разбираться, но иногда бываю проколы - друзья помогают исправлять. Хорошо когда есть добрая обратная связь!)
С Праздниками!!!

восхитительно

Спасибо, Андрей!

Спасибо за интересный рассказ!

Пожалуйста! С Праздниками!!!)

Надо было на «Булгакове» в круиз отправляться )

Ну, может еще и произойдет такое мистическое событие!)
Александр - вы же готовитесь к отплытию на Княжне Анастасии?
Мы вроде бы с вами в одной каюте будем в плавании!?)

Милое место,нет высоток)

Да, место тихое и старо московское исключая пару архитектурных дикостей)

Место с историей - это всегда очень интересно...

Да, старые дома как-то симпатичнее, будь они хоть особняки, хоть доходные...

Да, так и есть, и нужно иметь возможности и такт вписать в атмосферу Старой Москвы новое здание, что станет своим и приживется... Мечты...)

Интересный рассказ.
Нравится мне такая Москва.

Спасибо! А уж как мне!)

Замечательные фотографии и интересная информация действительно рисуют картину Старой Москвы. Исчезли современные здания, и даже как будто немного стих гул транспорта ( все машинки мирно отдыхают)... Здесь каждый вечер проходил Мастер..

Да, вот так все и есть...)

С интересом прогулялся по Гранатному переулку ! )

Спасибо! Как и всегда, очень интересно!