Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Золото сарматов или прикосновение к Золоту, Времени и отголоскам Истории

Золото сарматов
Всего 70 фото

На этой выставке «Золото степей» я оказался, опять же, «случайно». Судьба занесла меня в августе по делам в Анапу. Здесь я открыл для себя этот чУдный город – древнюю Горгиппию, Анапу - город, который «никогда не спит», который бодр, весел и полон активной и светлой энергии задорного праздника. Археологический музей древней Горгиппии и раскоп античного города Горгиппия достойны особого упоминания, что я и сделал в свое время, посвятив им отдельные посты. Здесь же, у самого входа в этот древний город под открытым небом, проходила тихо и незаметно выставка «Золото степей», посвященная сарматам и сарматскому золоту. Не было никакого ажиотажа, а точнее, не было почти никого. Да это и можно понять, ведь это место находится в буквально двух шагах от знаменитого анапского золотого пляжа Золотой бухты, куда уж тут до древностей, когда тебя окружают такие ресурсы, как море, пляж, широчайшая инфраструктура отдыха и развлечений города-курорта.

Выставка, наконец, добралась и до Анапы, до этого побывав в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в Японии, Швейцарии, Франции и Шотландии. Живя в Москве, я даже не помню, когда она проходила в столице - наверное, уже давно. Но, сейчас я понимаю, что мне надо было именно здесь побывать на этой камерной выставке, где мне удалось около 40 минут побыть одному наедине с этими заветными сокровищами. Далее, моё любопытное повествование и откровения - под катом.


Здание, где проходила выставка находится на фото слева.
02.
Археологический музей Анапы

Сарматы – загадочный народ, населявший степные районы от Заволжского Предуралья до водораздела Тисы и Дуная. Геродот упоминает сарматов, размещая их земли восточнее Нижнего Дона. С его же слов сарматы происходят от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Они были воинственными кочевниками и к III в. до н.э. захватили скифское государство и постепенно заселили и Северное Причерноморье. После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из самых могущественных народов Древнего Мира. Сарматией тогда называли всю Восточную Европу и Кавказ. «Суровые и вечно воинственные» - так характеризовали эти племена римские источники к началу новой эры.

О сарматах в границах нашего государства было известно немного. И последние археологические открытия приоткрыли миру этот могучий, отважный, талантливый и целеустремленный народ, живший на нашей земле и, по сути, являющийся к тому же  нашими предками. Оказалось, что сарматы не были варварами, как обычно считают многие, но народом, где наряду с воинскими походами, также процветали изящные ремесла и рождались великие произведения искусства. Как всегда, только остатки погребальных артефактов понемногу раскрывают тайну этого древнего народа.
03.
Экспозиция выставки Золото степей

На выставке представлены образцы сарматского искусства, украшения, предметы быта, и конечно, боевого снаряжения. Экспозиция занимала всего один небольшой зал. Как я понял, здесь представлена не полная коллекция, и возможно где-то одновременно с этой выставкой проходит еще одна, или больше. Но это не важно, главное другое – перед нами артефакты, что дают возможность прикоснуться к такой затейливой и интересной части Истории нашей Родины. На выставке экспонировались археологические сокровища из Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, найденные в окрестностях города Азова.

Как известно сарматы и скифы хоронили своих умерших в курганах. Однако, будучи сами по натуре завоевателями, они понимали, что грабежа некрополей избежать впоследствии не удастся, и свои сокровища, посвященные умершему, сарматы одновременно погребали в тайниках, зачастую даже вне границ самих курганов. Именно благодаря этому факту многие ценности их культуры уцелели и дошли до нашего времени. Ведь огромное количество курганных некрополей подверглось жесткому отвязанному разграблению и варварским раскопкам, что продолжается и по сей день.
04.
Экспозиция выставки

Но приступим все же к осмотру экспозиции. Золото, как я уже упоминал в других своих постах, является по сути архетипным металлом. Через него осуществлялась связь с богами, через него обеспечивалась прямая дорога к ним умерших по сарматским воззрениям. Золото – металл богов и боги «своих» узнают через золото. Вот почему в погребениях правителей и значимых в то время людей обязательно находят  золотые украшения, предметы культа, дорогое оружие, несмотря на потенциальную опасность разграбления захоронений.

Встреча с Золотом всегда волнует воображение – и не золотом на прилавках ювелирных магазинов, а Золотом с большой буквы, с Металлом Богов. С Золотом работали настоящие мастера своего дела, и в этой малой толике уцелевших шедевров мы можем теперь попытаться увидеть тень великого народа, распознать и ощутить личности тех, кто имел отношение золоту не только как предмету искусства, но и как символу власти, власти, тех людей, кто решал судьбы народов, даровал Жизнь или Смерть.

В погребениях сарматов множество украшений связанных с культом лошади. Она являлась неотъемлемой частью кочевника и должна была продолжать служить своему хозяину и после смерти. Не удивительно, что самые ценные украшения этой выставки имеют непосредственное отношение к конской боевой сбруе.

Это фалар боковой конской упряжи. Здесь рельефно изображены четыре лежащих льва. Среднесарматское время. Золото, бирюза, гранат, коралл, стекло. Последняя четверть I в н.э. Ростовская область, г. Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.
05.
Золотой фалар боковой конской упряжи

Фалар нагрудный – деталь украшения конской упряжи. Золото, бирюза, гранат, коралл, стекло. Среднесарматское время. Последняя четверть I в н.э. г.Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.

Напомню, что фалар – деталь конской сбруи, выполнявший роль застежки кожаных ремней, и одновременно несущий декоративно-статусную роль.
06.
Фалар нагрудный

Золотой браслет. Среднесарматское время. Последняя четверть I в н.э. г.Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.

Совершенно завораживающее произведение искусства!
07.
Золотой сарматский браслет

Золотые поясные пластины с изображением сцены борьбы драконов с грифонами. Среднесарматское время. Золото, коралл, стекло, альмадин.  I в. н.э. Хапры, 1988 г. Курган-3, тайник.
08.
Золотые поясные пластины с изображением сцены борьбы драконов с грифонами

Просто восхитительно!
09.
Золотая поясная пластина. Изображена сцена борьбы драконов с грифонами.

Детали наборного пояса. Среднесарматское время. Золото. Последняя четверть I в н.э.
10.

Детали наборного пояса. Золото.


Украшения конского снаряжения. Фигурные нашивные пластины, ременные наконечники, подвески. Золота, бирюза, коралл, бронза.
11.
Подвеска. Украшение конского снаряжения.
12.
Фигурные нашивные пластины. Украшения конского снаряжения. Золото.
13.
Экспозиция золотых украшений конской упряжи

Амфора светлоглиняная гераклейская. Античность. Глина. I в н.э. Ростовская область, г.Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.
14.
Амфора светлоглиняная гераклейская

Украшения конской упряжи. На дне этого тайника были найдены многочисленные золотые бляшки самых разнообразных форм. В древности они были, вероятно, нашиты на кожаную основу, истлевшую за две тысячи лет. Золотые бляшки составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать археологам. Поскольку детали упряжи лежали поверх накидки, сложенной в несколько раз, восстановить точно этот предмет невозможно. Но, в расположении золотых пластин просматривалось четыре слоя. Вероятней всего, это была сложенная в несколько раз дорогая попона – накидка на лошадь. Золото, агат, коралл, альмадин, бирюза, стекло. Среднесарматское время. I в н.э. Азов. Курганный могильник «Дачи». Курган 1, тайник 1.
15.
Золотые украшения конской упряжи сарматов

Нашивные бляшки – детали украшений самой разной формы накидки на лошадь. 2120 шт. Золото. Среднесарматское время. I в н.э. Азов. Курганный могильник «Дачи». Курган 1, тайник 1.
16.
Золотые нашивные бляшки - детали украшения конской упряжи

А здесь представлен культовой сервиз. Среднесарматское время. I в н.э. Ростовская область, г.Азов, с. Высочино – VII, 1982 год. Курган 28, тайник 2.
17.
Экспозиция выставки

Канфар. Серебро.
18.
Канфар из культового сарматского сервиза

Ситечко. Серебро.
19.
Ситечко из сарматского культового сервиза
20.
Ситечко из сарматского культового сервиза

Ритуальная чаша. Золото.
21.
Золотая ритуальная чаша из сарматского культового сервиза

Кубок с зооморфной ручкой. Серебро.
22.
Кубок с зооморфной ручкой из культового сервиза. Серебро.
23.
Кубок с зооморфной ручкой. Серебро.
24.
Деталь кубка с зооморфной ручкой. Серебро.

Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматское время. II в. до н.э. - II в н.э. г.Азов, с. Высочино – I, 1979 год. Курган 12, погребение 2.
25.
Кувшин гончарный серолощеный

Котел литой с зооморфной ручкой и набор ручек котла (две петлевидных и одна зооморфная). Бронза. Среднесарматское время. II-III в н.э. Ростовская область, г.Азов, с. Высочино – V, 1986 год. Курган 26, погребение 1.
26.
Бронзовый литой котел с зооморфной ручкой и набором ручек к нему
27.
Набор зооморфных ручек к бронзовому литому котлу

Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматское время. Глина. II до н.э. - II в н.э. Сладковка, 1978 год. Курган 12, погребение 1.
28.
Кувшин гончарный серолощеный

Кувшинчик гончарный серолощеный с трубчатой ручкой. Позднесарматская культура. Глина. II-III в. н.э. Высочино – V, 1984 год. Курган 15, погребение 1.
29.
Кувшинчик гончарный серолощеный с трубчатой ручкой

Набор культовых предметов: навершие, статуэтка римского божества. Среднесарматское время. Бронза. I в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 33, погребение 1, курган 9, погребение 1.
30.
Набор сарматских культовых предметов. Бронза.

Горшок лепной с округлым дном. Среднесарматское время. Глина. I-II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 4, погребение 3.

Сосудик гончарный серо глиняный Среднесарматское время. Глина. II до н.э. - II в н.э. Колдыри 1983 год. Курган 15, погребение 1.

Мисочка гончарная серо глиняная. Среднесарматское время. Глина. II – III в н.э. Кугейская падь II, 1989 год. Курган 4, погребение 1.
31
Гончарные изделия сарматов

Миска гончарная серолощеная. Позднесарматская культура. Глина. II – III в. н.э. Сладковка, 1979. Курган 21, погребение 2.
32.
Миска гончарная серолощеная

Ножи и шило. Среднесарматская и позднесарматская культура. Железо. I - III в. н.э.
33.
Ножи и шило. Железо.

Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматская культура. Глина. II до н.э. – II в. н.э. Колдыри 1983 год. Курган 16, погребение 1.
34.
Кувшин гончарный серолощений

А здесь украшения, так милые сердцу сарматской женщины.
35.
Экспозиция выставки

Медальон из дна чаши. Среднесарматское время. Бронза. I – II в.н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 9, погребение 1.
36.
Медальон из дна чаши. Бронза.

Бусы и амулет из эстрагала волка. Среднесарматское время. Стекло, янтарь, сердолик, мел, гагат, коралл, пирит, египетский фаянс, кость. I - II в. н.э. Разные места находок.
37.
Сарматские женские украшения
38.
Бусы
39.
Детали бус из египетского фаянса
40.
Бусы
41.
Браслет
42.
Бусы

Фибулы (застежки для одежды), амулет ажурный сферический. Раннее и позднее сарматское время. Бронза. I до н.э. – IV в.н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 25, погребение 1.

Серьги. Среднесарматская культура. Бронза. I - II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 3, погребение 4.
43.
Фибулы (застежки для одежды). Бронза.

Браслеты культовые с оберегами. Среднесарматская культура. Бронза. I - II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 9, погребение 1.
44.
Браслеты культовые с оберегами. Бронза.

Бусы. Среднесарматская культура. Сердолик. I - II в. н.э.
45.
Браслет женский. Сердолик.

Зеркала литые (2 шт.) и медальон из крышки футляра зеркала. Раннесорматская и среднесарматская культура. Бронза. I в. до н.э. - II в. н.э. Найденовский, 1966 год. Курган 4, погребение 8. Валовый – I, 1987 год. Курган 6, погребение 3, курган 9, погребение 1.
46.
Зеркала литые и медальон. Бронза.

Кружка гончарная серолощеная с врезным орнаментом. Среднесарматская культура. Глина. II в. до н.э. - II в. н.э. Красногоровка – I, 1984 год. Курган 1, погребение 5.
47.
Кружка гончарная серолощеная с врезным орнаментом

10 – Меч железный с остатками деревянных ножен и навершие меча каменное. Среднесарматская культура. Железо, дерево, змеевик. II в. н.э. Займо-Обрыв – I, 1988 год. Курган 15, погребение 1.

12 – Кинжал. Среднесарматская культура. Железо. II в. н.э. Кулешовка, 1982 год. Курган 1, погребение 24.
48.
Сарматский железный меч

11 – Оселок каменный и кинжал железный с остатками деревянных окрашенных ножен. Среднесарматская культура. Железо, сланец, дерево, краска. II до н.э. – II в. н.э. Аэродром – I, 1990 год. Курган 1, погребение 1; Валовый – I, 1987 год. Курган 6, погребение 3.
49.
Сарматский железный кинжал и оселок каменный

Пряжки (9 шт.) и наконечники ремней (2 шт.). Среднесарматская и позднесарматская культура. Железо, Бронза. I - IV в. н.э.
50.
Пряжки и накончники ремней. Железо, бронза.

Наконечники стрел трех лопастные черешковые. Среднесарматская культура. Железо. I - II в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 12, погребение 1.
51.
Накоенчник сарматских стрел трехлопастные черешковые

Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматская культура. Глина. II до н.э. – II в. н.э. Высочино 1979 год. Курган 12, погребение 2.
52.
Кувшин гончарный серолощеный

Еще немного бытовых артефактов.
53.
Экспозиция выставки

Ковши литые. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Бронза. II – IV в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 4, погребение 2.
54.
Литые бронзовые ковши
55.
Литой бронзовый ковш

Напоминает дно посуды для стеклокерамических плит)?
56.

Литой бронзовый ковш


Ковш бронзовый литой. С железной кованой ручкой на ободке. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Бронза. II в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 4, погребение 2.
57.
Ковш бронзовый литой с железной кованой ручкой на ободке

Миски и тарелочки гончарные краснолаковые и серолощеные. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. – II в. н.э.
58.
Миски и тарелочки гончарные краснолаковые и серолощеные
59.
Миска гончарная краснолаковая

Миска буролаковая с медальоном на дне и следами ремонта. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Глина. II в. н.э. Колдыри, 1983 год. Курган 25, погребение 1.
60.
Миска гончарная серолощеная

Кувшин гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. II - II в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 5, погребение 3.
61.
Кувшин гончарный серолощеный

Кувшинчик гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 38, погребение 3.

Конфар гончарный. Глина. Среднесарматская культура. I – II в. н.э. Ново-Николаевка – II, 1990 год. Курган 2, погребение 3.

Сосудик гончарный серолощеный. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Красногоровка - I, 1984 год. Курган 1, погребение 3.
62.
Кувшинчики серолошеные и канфр гончарные

Кувшин гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. . I - II в. н.э. Азов. Аэродром - I, 1990 год. Курган 4, погребение 5.
63.
Кувшин гончарный серолощеный

Ножницы пружинные (2 шт.). Среднесарматская культура. Железо. II в. н.э. Высочино – V, 1985 год. Курган 18, погребение 1.

Игла (?).Раннесорматская культура. Кость. III – II  в. до н.э. Пирожок, 1988. Курган 5, погребение 4.
64.
Ножницы пружинные и игла. Железо, кость.

Сосуд гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Красногоровка - I, 1984 год. Курган 1, погребение 1.
65.
Сосуд гончарный серолощеный

Кружки гончарные серолощеные (3 шт.). Глина. Раннесарматская и среднесарматская культура. Степнянский – II, 1998. Курган 1, погребение 7. Высочино – V, 1984 год. Курган 14, погребение 2. Валовый – I, 1987 год. Курган 6, погребение 3.
66.
Кружки гончарные серолощеные

Пряслица (4 шт.). Алебастр, глина. Среднесарматская культура. I - II в. н.э. Найденовский, 1996. Курган 4, погребение 8. Кулешовка, 1986. Курган 33, погребение 22, курган 3, погребение 1. Валовый – I, 1987 год. Курган 3, погребение 2.
67.
Пряслица

Кувшин гончарный серолощеный со сливом. Глина. Среднесарматская культура. I - II в. н.э. Валовый – I, 1987 год. Курган 13, погребение 1.
68.

Кувшин гончарный серолощеный


Посетителей было совсем мало. Наконец, настало время, когда их не осталось вовсе. Это была удача. Мне никто не мешал. Я попытался вдохнуть этот запах Золота, Времени и Истории. Время понемногу останавливалось... Я расфокусировал зрение, мысленно и визуально сосредоточившись на браслете с оленями…
69.
Сарматский зооморфный золотой браслет

Пространство раздвигалось… Передо мной смутными пульсирующими тенями проносились «кони, люди…»), слышались глухие возгласы и конское ржание… Меня уже как будто немного «тащило» вперед, куда то в далекое и неведомое… Сочный золотой свет вспыхивал неземными оттенками, разгораясь как яркое зарево кузнечного горна… Я увидел какое то мрачное подземное строение, похожее на то ли на склеп, то ли на рукотворную пещеру. Горели редкие факелы, их характерный не знакомый запах, и треск горящего масла наполнил легкие и включил обонятельные и аудиальные восприятия. Нас было трое, коренастые бородатые мужчины, в коже, бляхах, с короткими мечами у поясов. Мы молча, напряженно и тяжело дыша, прятали под массивной плитой что-то большое и массивное, завернутое в пару овечьих шкур. Было довольно темно, тени от факелов метались по стенам, как причудливые вытянутые и искаженные фигуры пляшущих демонов. Я вдруг поймал мысль того, чьими глазами я смотрел на этот незнакомый мир, что вот сейчас, когда все это закончится - ему надо будет убить этих двоих… Эта мысль как вспышка взорвалась у меня в голове, два сознания встретились, я осознал его мысли – он мои…; в этот момент дверь в музейную комнату приоткрылась. Картинка с факелами дернулась и начала отдаляться, уходить и терять резкость… Свет этого мира возвращался. Заглянула служительница музея, проверить, что я тут делаю… Наверное я посмотрел на неё довольно странно, она на мгновение задержала на мне свой взгляд, и снова закрыла за собой дверь…

Вот почему я так люблю взаимодействовать с реальными и сильными артефактами. От них ты получаешь ни с чем не сравнимое ощущение причастности, глубоких впечатлений и даже, если удастся, некоторую информацию, вот как сейчас… Это не так сложно сделать, как может на первый взгляд показаться, надо просто позволить себе соединиться с артефактом, сделать так, что бы он вошел в тебя, а ты вошел в него, а дальше - уже дело техники и везения)

Сначала я колебался писать об этом в своем посте или нет, но потом, подумал, что раз все это реально часть моих ощущений и переживаний, то скрывать их было бы не справедливо как по отношению к себе так и к другим. Пост был бы в этом случае не полным, и бессознательное читателей непременно определило бы эту нехватку как некую пустоту в повествовании. Что это было – мысленный ассоциативный образ созданный сознанием или мне удалось все же проникнуть с помощью этого сильного предмета в те далекие времена, я не знаю. Сочтите это просто моим художественным вымыслом и, наверное, так будет лучше)

Я вышел из музея, все еще находясь под впечатлением увиденного. С моря дул мягкий свежий бриз. Золотая бухта Анапы приветливо приглашала пойти к морю, омыть в нем свое физическое тело, ощутить блаженное наслаждение соединения с водной стихией, по-новому взглянуть на свою жизнь, освежить свои впечатления...
70.
Золотая бухта


В такие мгновения четко осознаешь драгоценность каждого мгновения своей жизни, что окружает и наполняет нас незабываемыми впечатлениями и осознанием непрерывности бытия. Она предстает перед нами могучим потоком, несущим в безбрежные дали открытий и озарений, преодоления и познания себя, раскрытия тайн этого Мира во всем их многообразии и причудливых оттенков.

В заключении дам ссылку на небольшой ролик о сокровищах сарматов, хорошо анонсирующий данную тему, несмотря на чрезмерное обилие в rutube рекламы.



Все фото снимались беззеркальной фотокамерой Sony Alpha 6L с компактным китовым объективом Sony SEL-P1650 16-50 mm F/3.5-5.6 E OSS.



© Vladimir d’Ar

Tags: золото сарматов, золото степей, сарматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →