Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Радонежское городище, село Радонеж, или Где рождалась духовная сила Сергия Радонежского

Радонеж
Всего 44 фото

Хочу поделиться светлым впечатлением от посещения села Радонеж, что находится в Сергиево-Посадском районе Московской области в 55 километрах от Москвы. Приехали мы туда c целью фото и видео съемки городища Радонежское, фиксации археологических памятников с использованием аэрофотосъемки. Место оказалось чрезвычайно живописным, наполненным в ощущениях каким-то светлым радостным чувством. Его история примечательна многими значимыми событиями. Кроме всего прочего здесь прошла юность Сергия Радонежского, произошли многие известные чудесные эпизоды из его жизни. Стоит упомянуть и о значении этой не только исторической личности, святого, но его роли в объединении русских земель и духовном становлении единого могучего русского государства.

Будет много фото села Радонеж с высоты птичьего полета и не только, а также рассказ об интереснейшей истории этих мест. Вот так я и увидел воочию все то что связано с жизнью Сергия Радонежского. «На местах» многие удивительные события его жизни о которых я только читал или помнил обрели таким образом реальные образные представления. Поэтому, наверное, будет правильным попытаться рассказать об истории села Радонеж с подробным визуальным рядом чтобы у читателя как я и говорил появилась реальная привязка "к земле", к этой благословенной местности, где ступала нога этого великого святого Земли Русской. Ну, пожалуй, начнем.

Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем - центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.
02.
Радонеж

Радонеж расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена - меря и балты, а позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы). В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.

Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238-1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. - первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.
03.
Радонеж
Вид на городище с запада

Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна (управителя), с церковью Рождества.
04.
Городище Радонеж

05.
Радонеж
Вид на городище с востока

Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.
06.
Подвеска-медведь VII-VIII вв.

Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря - предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа.

Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV-XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия - сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом (специальное покрытие из жидкой глины наностимое перед обжигом).
07.
Радонеж
Село Радонеж

Раскопками исследовалось Радонежское городище - остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце - князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества. Городище - треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.
08.
Городище Радонеж

09.
Радонежская крепость (реконструкция)
Радонежская крепость (реконструкция)

10.
Радонеж
Вид на городище с запада

Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом. На треугольном периметре стен располагались две башни - воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол - бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья - «частик».
11.
Радонеж
Вид на городище с юга

В середине XIV село Радонежское входит в состав Московского княжества. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника - административный центр Радонежской волости. В 1341 году по смерти великого князя московского Ивана I Калиты (внука Александра Невского, 1283-1341) село Радонежское отходит к его вдове, великой княгине московской - Ульяне с воспитываемыми ею несовершеннолетними сыновьями от его первого брака и всеми незамужними дочерьми Калиты, но, видимо, из-за смерти некоторых детей, имения были перераспределены, в результате чего Радонежем и управлял Андрей Иванович. Селом в то время называлась усадьба с прилегающим храмом.

В 1340 году туда на службу к Андрею из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл - отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
12.
Памятник Сергию Радонежскому

После смерти Ульяны (1374) Радонежское принадлежало её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410 году) - принадлежало как центр удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Село теперь стало называться Городок Радонежский. Городок был центром двух волостей - Радонежской и Бели. Во время эпидемии чумы в 1426 году Андрей Владимирович умирает, не оставив наследника, после чего городок отходит его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому.
13.
Радонеж
Вид на Радонежское городище с юго-востока

Расцвет Радонежа наступил с его переходом в начале 1370-х годов к князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. В годы княжения сына кн. Владимира Андрея Владимировича (1410-1425) Радонеж стал центром самостоятельного княжества. В последней четверти XIV - первой четверти XV в. градостроительная композиция и структура расселения Радонежа обретают законченность и совершенство. Это было связано с двумя обстоятельствами: превращением Радонежа в город и формированием сел, визуально связанных с храмами удельной столицы. Можно предполагать, что после построения в 1374 г. укреплений в Серпухове кн. Владимир Андреевич, возвел валы и в Радонеже. В годы его княжения и в период правления его сына посад города вырос примерно до тех границ, которые фиксируются археологически. Об этом свидетельствует совпадение на территории посада ареалов красноглиняной (XV в.) и белоглиняной (XVI в.) керамики.

14.
Радонежское городище
Что прискорбно, - прямо на территории городища располагается большое сельское кладбище в нарушение всех общепринятых норм. Из-за этого утрачен культурный слой и захоронения сейчас уже осуществляют прямо на валах городища.

Елена Ольгердовна (1353-1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича, в своей духовной благословила своего племянника, Василия Ярославича селом Ковезинским в Радонеже. Василий был сыном одного из сыновей Владимира Андреевича, Ярослава Владимировича (1388-1426), умершего от чумы и единственного, оставившего из наследников.

15.
Городище Радонеж

Иван III сделал Радонежский городок центром особого уезда. В 1491 Иван III перевёл в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610) Радонеж был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился.
16.
Радонеж

В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превратился во владельческое село.
В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село «Радонежский городок», или просто Городок, принадлежало монастырю (c 1744 - лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь. В октябре 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж.
17.
Радонеж
Вид на городище северо-востока

18.
Городище Радонеж

До нашего времени сохранились достоверные данные о трех храмах Радонежа. В крепости располагалась церковь Рождества. Около 1418 г. Епифаний Премудрый писал о ней как о существующей; она сохранялась еще в 1669 г. В 300 м к востоку от нее, на территории посада, господствуя над окружающей местностью, стояла церковь Спасо-Преображепия. В 1616 г. По просьбе архимандрита Троицкого монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына государь отписал на ее возобновление «повалушку» со своего двора в с. Воздвиженском. Пространство между церквами представляло собой возвышенную гряду, вдоль которой, по данным раскопок, стояли жилые строения горожан. У подножия этой гряды и напольного вала крепости проходила древняя Переяславская дорога («путь вселюдскый»).
19.
Радонеж
Вид на городище с юго-востока

Путнику, двигавшемуся по ней со стороны Москвы, вид на Радонеж открывался с водораздела Вори и Пажи. Застройку города скрывали леса, над которыми господствовали лишь шатры и островерхие кровли церквей. Далее дорога спускалась лесом к долине Пажи. У реки неожиданно открывалась полная панорама города: крепостные стены, застройка посада по гребню холма, храмы Рождества и Преображения.

Имя третьей церкви Радонежа сохранилось в названии Афанасова поля (на фото ниже - нижняя часть кадра).
20.
Афанасово поле

По воспоминаниям жителей, которые подтверждаются описаниями 1622-1624 гг., церковь стояла на месте нынешнего урочища Погост, в северной части поля. Учитывая ее посвящение святым Афанасию и Кириллу Александрийским, можно предположить, что церковь была освящена в честь рождения в 1389 г. сына кн. Владимира Андреевича Ярослава-Афанасия. Данные о могильнике в урочище Погост и то обстоятельство, что Переяславская дорога была ориентирована на церковь Афанасия, свидетельствуют о древности южной части посада.

Сергий Радонежский

Важной вехой в истории Радонежа является 1337 год, когда боярин Кирилл, отец Варфоломея (в иночестве Сергия), переселился сюда из оскудевшего от татарских разорений Ростова. «И таковыя ради нужа рабъ Божий Кирилъ, - повествует «Житие Сергия Радонежского», - воздвижеся из веси... Ростовскыя; и събрася всъм домом своим, и съ всЬм родом своим... и преселися от Ростова в Радонъжъ».
21.
Радонеж
Смотровая площадка

Период жизни Кирилла и его семьи в Радонеже исчисляется четырьмя-пятью годами. Это был краткий срок, но он пришелся на годы юности Варфоломея, время, когда духовное зрение человека необыкновенно обострено. Около 1341 г. вместе с братом Стефаном Варфоломей поставил «церквицу малу», которая вскоре (в начале княжения Симеона Гордого) была освящена «въ имя святыа Троица... от Феогноста митрополита». 7 октября, видимо 1342 г., Варфоломей был пострижен в «ангельский образ» под именем Сергия.
22.
Городище Радонеж

На протяжении последовавших за тем 15 лет пустынножительства Радонеж (в котором жил брат Сергия Петр), лежавший на пути от Троицы к Москве, не мог не восприниматься Сергием и иноками монастыря как единственное в своем роде место, где «мир» сходится с «пустыней». Все это объясняет, почему в Радонеже с именем преподобного Сергия связано так много преданий, которые приурочены к конкретным местностям древнего ландшафта.
23.
Радонеж
Здесь у нас странноватое водяное колесо (не работающее) очевидно призванное демонстрировать его паломникам. Эта задумка не имеет ничего общего к воссозданию исторического облика села Радонеж и скорее служит визуальным и не удачным маркетинговым объектом для привлечения посетителей)

Сейчас мы направляемся к роднику Сергия Радонежского.
24.
Радонеж

Предположительно где-то здесь и находилась Афанасьевская церковь.
25.
Радонеж

26.
Радонеж

27.
Радонеж

28.
Радонеж

29.
Радонеж

Мы выходим на древнее Афанасово поле. Здесь еще продолжается благоустройство территории.
На дальнем плане Радонежское городище.
30.
Радонеж

31.
Радонеж

Справа купальня с часовней.
32.
Городище Радонеж

Еще один вид на родник уже с Афанасова поля.
33.
Радонеж

А вот еще крупным планом.
34.
Радонеж

Если еще дальше пройти по тропинке по полю - выйдем к симпатичному озеру. Здесь купаются, есть приличное место для переодевания.
35.
Радонеж

А теперь вид сверху на те места где мы с вами побывали.
36.
Радонеж

Поднимаемся по той же деревянной лестнице к Преображенской церкви. На смотровой площадке рядом с храмом можно перекусить и познакомиться с Радонежским котом)
37.
Радонежские коты

38.
Радонеж

Церковь Преображения Господня стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях, обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма, с боковыми портиками дорического ордера, увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.
39.
Радонеж

Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный 1890-х гг., двухъярусный придельный - 1862 г. Стены и своды покрыты масляной живописью 1870-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней (1855 г.).
40.
Радонеж

Соборный храм крепости и ранее носил название Преображенского. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах.
41.
Радонеж

Рядом с храмом большая просторная бесплатная парковка. Все очень удобно.
Кстати, на фото выше - слева маленькая часовенка Матроны Московской. Там находится и крест с ее могилы.
42.
Радонеж

43.
Радонеж


Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж расположен рядом с Преображенской церковью и был установлен 29 мая 1988 года (авторы: скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев). Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия.
44.
Памятник Сергию Радонежскому

Источники:

С.3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика.
Википедия

Благодарю доктора исторических наук археолога Сергея Заримовича Чернова за обстоятельный интереснейший и увлекательный рассказ об этих благословенных местах. Благодарности археологу durasik за организацию поездки, историку sergeyurich и всем участникам поездки в Радонеж, городище "Белые боги" за теплую дружескую компанию.

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт





© Vladimir d’Ar
Tags: #радонеж, #радонежское городище, #сергий радонежский, радонеж, радонежское городище, сергий радонежский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →