?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Успенский собор Дмитровского кремля
vladimirdar
Успенский собор Дмитровского кремля
Всего 63 фото

Думаю, что вполне можно считать этот материал второй частью моего недавнего рассказа о Дмитровском кремле, а точнее о его истории и земляных валах, что чудом сохранились. В первой мы смогли увидеть воочию один из древнейших русских городов Московской области. А собор Успения Пресвятой Богородицы является неотъемлемой частью Дмитровского кремля и его главной уникальной жемчужиной. Он очень старый. Сведений о его более ранних белокаменных строениях совсем мало, зато есть множество гипотез не особенно документально подтвержденных. И все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом. Однако мы не будем сильно углубляться в детали потому как главное чего хотелось добиться - попытаться впитать образ этого древнейшего Дмитровского храма, почувствовать его, услышать отзвуки истории и уловить свои редкие мимолетные чувства о нем. Итак, продолжим.

Успенский собор как известно находится в границах Дмитровского ныне существующего кремлевского земляного вала.
В настоящее время он окружен рядом построек конца XIX века.
02.
Дмитровский кремль
Вид Успенского собора со стороны южного входа в кремль (точнее с юго-вотока)
03.
Дмитровский кремль

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С.А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы. Исследование 1976-1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку - двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней.

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав нам неизвестна. Некоторые исследователи в его архитектуре видят руку талантливого художника уровня Алевиза Нового.
04.
Дмитровский кремль
Вид на Успенский собор со стороны Никольских ворот
05.
Дмитровский кремль

Воздействие архитектуры Архангельского собора в Московском кремле выразилось в образе Успенского собора в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.
06.
Дмитровский кремль
Вид Успенского собора со стороны Егорьевских ворот.
07.
Дмитровский кремль
08.
Дмитровский кремль

Примечательной особенностью, роднящей Успенский собор в Дмитрове с Архангельским собором в Московском кремле, является композиция из четырех круглых окон - одного большого и трех малых - в закомарах. Шестнадцать круглых окон-люкарн пропускают дневной свет в основной объём четверика. Их проёмы сохранили подлинные решетки XVI века. В малых они состоят из двух перекрещенных прутьев, в больших – из четырех. Расстояние между люкарнами от 10 до 13 см. Мастерское исполнение этой сложной работы свидетельствует о высокой квалификации каменщиков, возводивших собор.
09.
Успенский собор Дмитровского кремля

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца (находится сейчас во внутреннем объеме собора), и два распятия. Изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIII в. По предположению В.В.Кавельмахера и М.Б.Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице.
10.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид фасада Успенского собора с юго-востока

11.
Успенский собор Дмитровского кремля
12.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид фасада Успенского собора с северо-запада


Изразцовые иконы, украшающие стены собора, несут в себе множество загадок: доподлинно неизвестно, где они были изготовлены, когда установлены на стенах собора. Исследованию этих изразцов посвятили свои работы В.Воронец и В.Воронцов, А.В.Филиппов, А.И. Некрасов. Кто-то из них относит появление изразцов на стенах собора к периоду княжения Владимира Андреевича Старицкого, который принято рассматривать как период расцвета художественной жизни Дмитрова.
13.
Успенский собор Дмитровского кремля

«Распятия с предстоящими» вставлены в специально вытесанные в кладке ниши закомар двух фасадов собора, закрывшие амбразуры средних оконных проёмов. Боковые окна сохранились. Композиции составлены из крупных светлоглинянных изразцов с массивными коробчатыми румпами, покрытых прозрачными свинцовыми глазурями. Примерные размеры распятий – 3 м на 1.70 м. Все иконы обрамлены изразцами из светло-розовой глины.
14.
Успенский собор Дмитрова

Изразцовая икона «Чудо Георгия о Змие» находится в стене Сергиевского придела собора, справа от южного портала - круглый барельеф диаметром около трех метров с изображением Георгия Победоносца. Изразцы выполнены в технике прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Это уникальные произведения древнерусской пластики датируются серединой XVI века. Отдельные изразцы достигают 51х35 см. Фигуры выполнены высоким рельефом, с тщательной проработкой мелких деталей (ликов, волос, орнаментации одежд). Над фигурами – рельефные надписи.
15.
Георгий Победоносец
Фото не мое. Автор Н.В. Табунова.

16.
Успенский собор Дмитровского кремля

По мнению С.А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х гг. С.А.Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти. Метлин при описании ветхостей XVIII в именно эту звонницу обозначил: "колокола висят на левой стороне паперти, что в углу".

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793-1796 гг. по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790-1791 гг. позакомарное покрытие собора было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.
17.
Успенский собор Дмитровского кремля

Над крыльцом в 1665 году появляется «стенное письмо» - «образ Успения Пресвятыя Богородицы со облачными четырех сажен длина и ширина», выполненный царскими иконописцами «В.Тимофеев со товарищи». До наших дней сохранилась центральная часть этого крыльца XVII века. Его нижняя площадка была разобрана в следующем столетии и на её месте в 1793 – 1797 годах как раз и построили колокольню.
18.
Успенский собор Дмитровского кремля
19.
Успенский собор Дмитровского кремля

Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793-1796 гг. по проекту архитектора М.Я. Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 г. по проекту А.Ф. Элькинского при установке часов.
20.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид колокольни со стороны Егорьевских ворот
21.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид со стороны "южного входа" в кремль

В 1823-1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф.М. Шестакова 1822 г. (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С.А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем).
22.
Успенский собор Дмитровского кремля

Нижние ярусы собора – подвал и подклет изначально имели хозяйственное назначение, по всей видимости, связанное с княжеским двором. Не случайно первый придел собора в южной апсиде носит имя великомученика Георгия (Гюргия, Юрия), покровителя Дмитровского удельного князя – строителя собора. Его дворец располагался по-видимости, рядом. Самой церкви отдан только верхний ярус, что изначально относит собор к храмам-дворцам многофункционального назначения.
23.
Успенский собор Дмитровского кремля

В 1841 году архитектор Д.Ф. Борисов строит аналогичный придел и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 года Д.Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). В тоже время по углам четверика появились ещё четыре широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
24.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид Успенского собора с севера

25.
Успенский собор Дмитровского кремля
Западный барабан

26.
Успенский собор Дмитровского кремля
27.
Успенский собор Дмитровского кремля
Северный барабан

28.
Успенский собор Дмитровского кремля
Святой апостол Андрей

29.
Успенский собор Дмитровского кремля
Северно-восточный фасад Успенского собора

Росписи в закомарах на северо-восточном фасаде собора.
30.
Успенский собор Дмитровского кремля
31.
Успенский собор Дмитровского кремля
32.
Успенский собор Дмитровского кремля
33.
Успенский собор Дмитровского кремля
34.
Успенский собор Дмитровского кремля
35.
Успенский собор Дмитровского кремля
36.
Успенский собор Дмитровского кремля
37.
Успенский собор Дмитровского кремля
Вид Успенского собора с востока
38.
Дмитровский кремль

Фундамент четверика собора сложен из крупных валунов, пролитых сверху известковым раствором, глубина фундамента – 2 метра. Под подошвой фундамента обнаружены фрагменты дубовых свай. Вход в подвал собора изначально был с паперти, по каменной лестнице в толще стены четверика. Подвал был разделён на две палаты: восточную, под алтарём и западную. Обе палаты были светлыми, имели окна. Подвал собора – его стены и своды - сложены из белого камня на известково-песчаном растворе. Выше идёт кирпичная кладка. Подклет, спланированный, так же как и подвал в две палаты, перекрыт крестовыми сводами. Отсутствие в его стенах ниш для икон и святынь подтверждает изначальное хозяйственное назначение этого помещения.
39.
Успенский собор Дмитровского кремля

Здание бывшей церковно-приходской школы. Сейчас здесь располагается центр развития творчества детей и юношества «Русский дом».
40.
Дмитровский кремль
41.
Дмитровский кремль
42.
Дмитровский кремль

Рядом с Успенским собором находится здание гимназии 1876 года постройки (перестраивалось в 1915 г.)
43.
Дмитровский кремль

Женская прогимназия (4 младших класса) была построена по указанию императора Александра II. В ней учились девочки из самых знатных семей Дмитрова. Вместе с ней в Дмитрове было построено еще шесть новых гимназий. Через 30 лет прогимназия была преобразована в полную гимназию с 8-летним курсом обучения. В семи предметных классах, восьми дополнительных и двух параллельных подготовительных учились 198 девочек. Финансировалась гимназия на средства городского бюджета.
44.
Гимназия
45.
Успенский собор Дмитровского кремля

Рядом с колокольней установлен памятник священномученику Серафиму Звездинскому, Епископу Дмитровскому.
46.
Успенский собор Дмитровского кремля

Как архиерей он много проповедывал в городе Дмитрове, ежедневно трогательно и вдохновенно совершал литургию. Учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа - служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему».
47.
Успенский собор Дмитровского кремля

Мозаичная икона Георгия Победоносца на юго-восточной стороне основания колокольни.
48.
Успенский собор Дмитровского кремля
49.
Успенский собор Дмитровского кремля

Нижний ярус колокольни служит входом в Успенский собор.
50.
Успенский собор Дмитровского кремля
51.
Успенский собор Дмитровского кремля
52.
Успенский собор Дмитровского кремля

Успение Пресвятой Богородицы - фреска в объеме крытого крыльца.
53.
Успенский собор Дмитровского кремля

Фреска на потолке паперти.
54.
Успенский собор Дмитровского кремля

Портал Успенского собора
55.
Успенский собор Дмитровского кремля

Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В.И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи.
56.
Успенский собор Дмитровского кремля
57.
Успенский собор Дмитровского кремля

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века (сфотографировать его мне не удалось).

Первая роспись стен появилась после 1813 года. Работы по восстановлению живописно-орнаментального убранства собора выполнил в 2001 году творческий коллектив под руководством заслуженного художника России В.И. Нестеренко.
58.
Успенский собор Дмитровского кремля
59.
Дмитровский кремль

С северо-западной стороны от собора 26 мая 2004 года был открыт памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, создателям славянского алфавита. Автор памятника скульптор Александр Рукавишников.
60.
Успенский собор Дмитровского кремля

Кирилл держит в руках свиток с кириллицей, а Мефодий - Евангелие.
61.
Дмитровский кремль

Еще одно любопытное описание собора архивистом Токмаковым в 1893 году.

"Дмитровский Успенский Кафедральный Собор весьма древней огромной архитектуры, двухэтажный, каменный, с таковою же колокольнею. О точном времени построения первоначального собора определенного не сохранилось в документах и рукописях Государственных Архивов и Библиотек. Престолов в соборе семь: 1) в верхнем этаже, в настоящей холодной во имя Успения Пресв. Богород. (празднование 15 Августа), 2) внутри алтаря означенного холодного храма с правой стороны во имя Великомученика Георгия (празднов. 23 Апреля), когда и кем устроен, неизвестно, 3) в приделе, с правой стороны также холодной церкви, устроенном в 1848 г. и перестроенном тщанием граждан в 1867 году, во имя Преподобн. Сергия Радонежского Чудотворца (празднов. 5 Июля и 25 Сентября), 4) в приделе с левой стороны той же холодной церкви, устроенном тщанием граждан в 1827 году во имя Покрова Пресв. Богородицы, (празднов. 1 Октября), 5) в нижнем этаже в настоящей теплой церкви во имя Великомученика Дмитрия Мироточивого (празднов. 26 Октября), 6) внутри алтаря той же теплой церкви, с правой стороны, во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста (празднов. 14 Сентября), когда и кем устроен неизвестно, 7) в приделе нижней церкви, с правой стороны, устроенном в 1867 г. тщанием граждан во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца (праздн. 28 Ноября).

Зданий, принадлежащих собору, кроме каменной часовни, построенной в память чу­десного сохранения жизни Императора Александра II от руки злодея, нет. Земли при соборе: усадебной 2 десятины и 1208 квадратных сажен, пашенной, сено­косной и лесной 1603 десятины, а с неудобной 1659 десятин, на которую землю план и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице, ближайшей частью земли владеют сами священно-церковно-служители, а остальную отдают в наем. Дома у священно-церковно-служителей собственные, деревянные, на церковной земле".
62.
Дмитровский кремль
Вид Успенского собора с земляных валов Дмитровского кремля

63.
Дмитровский кремль


Собор Успения Пресвятой Богородицы в Дмитровском кремле очень красив и величав! Большая удача, что он сохранил свой первоначальный облик до наших дней не претерпев уродливых поновлений. Рассматривая Успенский собор со стороны постоянно ловишь себя на мысли, что он уберег свою душу и сознание - его архитектурный образ говорит об этом чуткому наблюдателю. Нам же остается только внимать...

Источники:

Википедия
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор в Дмитрове. Н.В. Табунова. Портал Энциклопедия Дмитровского края.


© Vladimir d’Ar, 2017

Крепостные валы Дмитровского кремля

Recent Posts from This Journal

  • Оглавление моих статей - II

    ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ - ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ, ШОУ - ФОТООБЗОРЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ История, археология, древности | Античная…

  • Москва 2019 - закат золотой осени

    Всего 48 фото В этом году природа не проявила щедрости в отношении так желаемой фотографами и просто наслаждающимися красотой природы золотой…

  • Осенние листья

    Просто, один вгляд под ноги)



  • 1
Я помню, ты хвалился. Но в EXIF вписана Sony Alpha A7R и 16-35)))

Ну, да, а тилт-шифт скучает тем временем))) Поэтому и упомянул)

Я продаю объективы, которыми не снимаю. Правда сейчас рынок б/у у нас похоже встал.

В том то и дело, не хочется деньги терять. Хотя я ни одного своего объектива EF с тех пор так и не продал, иногда кэноновская система пригождаются и к плотно) Кстати есть автофокусный переходник с Кэнона на Sony E) Уже который год хочу с Сонькой попробовать тилт-шифт, но громоздко все это и надо конкретно вдохновением запастись чтобы это реализовать)

Если обе системы используются, то о продаже речи нет.
А от потерь никуда не денешься)) Рынок переполнен. Народ наигрался, на смартфоны снимать начал активно. А рано или поздно все это морально устареет и будет стоить копейки. Никон хоть и менял байонет с 1959 года, и практически любой никоновский объектив можно нацепить на камеру, а все равно многие старые объективы уже хуже китовых выдают картинку на современных матрицах.

Да, используются. Кэноновская - для репортажа и для предметки. Кстати очень редко стал видеть снимающих на зеркалки...)

А чем Сонька плоха для репортажа и предметки?
Я думаю будет еще меньше народу не только с зеркалками, но вообще с фотоаппаратами. Народ наигрался, понял, что кнопки шедевр нет. А тут еще и телефоны снимать более менее научились. Смотрят то ведь тоже на телефонах)))

У A7R при спуске затвора очень медленная реакция на динамичные события. Пока нажмешь кнопку затвора - сюжет уже меняется. Вообще не репортажная это камера к сожалению а скорее пейзажная) A7R II не сильно быстрее как и A7 II, A7 SII. Кроме того у A7R лязгающий затвор, в торжественной тишине не поснимаешь) 5D Mark II меня полностью в этом смысле устраивает. Вышла Sony А9 - настоящая репортажная камера - 20 кадров в секунду, новая скоростная матрица с прибамбасами, два слота под карточки, емкий аккумулятор и много еще чего. Но стоит 360 000 руб., а с объективом 70-200 /2.8 вообще выйдет в пол-миллиона - не бюджетно и без зарабатывания на этом денег для меня бессмысленные траты. Насчет предметки все связано со светом, импульсные мониторы у меня заведены через синхронизаторы Элинхром на 5D Mark II, отдельно покупать на Соньку не бюджетно, хоть и матрица на голову лучше. Как то так.

Edited at 2017-07-06 09:46 am (UTC)

Разумно. Идеальной камеры вообще нет. Очередная новинка будет лучше. Sony А9 судя по ценнику нишевая камера вроде Лейки.
У D800 тоже затвор громкий. У 810й затвор более тихий, но менять никакого желания нет. Есть конечно еще приятные плюшки, вроде замера по светам. Но мне не настолько все это нужно, чтобы прыгать с камеры на камеру. Чем доплачивать за очередную новинку, лучше эти деньги на новую поездку истратить и поснимать старой камерой))) Я в целях уменьшения веса решил закрыть широкий угол фиксом на 20/2.8 вместо 16-35 в тех случаях, когда надо перемещаться целый день на ногах. Всего 270г. На фотозоне про него вроде неплохо писали. Приедет похвалюсь, что получилось.

Да, все правильно. Любопытно насчет фикса. Но мне 20 мм конечно мало для съемок архитектуры. Присматриваюсь в свою очередь с вожделением для FE к фиксу Laowa 12 mm F/2.8...)

У меня еще есть отечественный Зенитар 16/2.8. Очень хороший фишайчик по копеечной цене. Ну это если уж совсем не влезает)) Я 16-35 не собираюсь продавать. Фикс - альтернатива, когда нужен легкий комплект (целый день на ногах). А когда прогулка 1,5-2 часа от машины, а потом переезд на новое место можно и целый рюкзак таскать. Это по итогам последней поездки. Обычно я не более чем на 3 часа отлучаюсь от машины, рюкзак не сильно напрягал. А последний раз получилось, что приезжал в город, ставил машину и возвращался уже вечером. Весь день пешком и на общественном транспорте. И рюкзак достает, и камера целый день на шее с тяжелыми стеклами. Для таких случаев либо 4 фикса 20+50+85 и фишай, либо фишай+20+28-75/2.8(легкий тамрон). Так и спине, и шее полегче. Мне только фикса на широкий угол не хватает. при выборе между 20 и 24 остановился на 20ке.

Да, 20 мм вполне себе хватает часто. Для разгрузки шеи есть специальные камерные ремешки с металлическими D-кольцами с карабинами и крепятся к лямкам рюкзака. То есть есть нашейный ремешок с D-кольцами и отдельный ремешок с креплением к лямкам, а присоединяется/отсоединятся нашейный ремешок посредством карабинов. При долгих походах и тяжелой камере самое то. У Think Tank такие есть)

Я рассматривал такой вариант. Наверно удобно, когда в основном одно и тоже стекло висит на камере. А когда меняешь постоянно не очень здорово еще и от рюкзака камеру отцеплять.

Да, когда одно - незаменимая штука) Но отцепляется кстати очень быстро - там два карабинчика. Я в последнее время не меняю вообще, у меня две камеры - ты знаешь. Для зеркалки конечно это не вариант)

Где можно ноги прозуммирую, где нельзя можно панорамку склеить)) С легким комплектом можно будет вообще иногда отказываться от рюкзака и обходиться маленькой сумкой. Я на прогулки давно только тамрон 28-75 беру. Всего 510г.

  • 1