?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Дьяковская культура - фестиваль Времена и Эпохи в Коломенском
vladimirdar
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
Всего 92 фото

Предполагая, что в ближайшее время напишу подробно о Дьяковом городище (благо знаю археологов осуществлявших в свое время эти раскопки), решил выложить этот материал о фестивале Дьяковской культуре в июне 2017 года в Коломенском. Фото сделаны изначально не с целью репортажа о событии, а для попытки иллюстрации быта дьяковцев, поэтому я и прервал публиковать стамбульские хроники для появления этих фото в моем журнале. Материал в процессе обработки фото оказался объемным и очень даже любопытным к моему удивлению - не знаю уж насколько аутентично выглядели персонажи дьяковцев и предметы их промыслов на этом мероприятии. Впрочем это не важно, а важно то, что такие фестивали стали проводиться и мало того - в рамках такого многоликого масштабного фестивала как "Времена и эпохи". Римляне, кочевники, варвары, скифы, гладиаторские бои на аренах, отправление языческих культов, их быт и прочее конечно интресны, но именно дьяковская культура впервые была представлена целевым образом в виде реальных персонажей, ремесел, выступлений этнических музыкальных коллективов, проведения тематических лекций. Именно для посещения этой части фестиваля и я выбрался в июне в Коломенское.

Дьяковская культура еще не до конца нами понимаема и не вполне изучена. Однако дьяковцы смело могут быть отнесены к нашим московским предкам и для кое-кого возможно и являются родовыми источниками по крови. В общем этот фестиваль для меня примечателен именно тем, что одна из площадок в заповеднике Коломенское была посвящена именно Дьяковской культуре. Логической последовательности в этом посте не стоит ожидать. Скорее это зарисовки моих впечатлений о фестивале дьяковской культуры, соответствующие комментарии, соображения и коллекция образов дьяковцев. Так что за впечатлениями добро пожаловать под кат.

Надо сказать, что именно эта площадка привлекла мое самое искреннее внимание. Римские, скифские м варварские персонажи и действа вызывали какое-то странное впечатление одновременной "попсовости" и неверия во все Это. Площадка же дьяковской культуры притягивала четкой концепцией, продуманным расположением всех основных ее основных демонстрационных зон для посетителей.
02.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Хорошо "собирала" внимание, будила интерес главная сцена посвященная Дьяковской культуре стилизованная под жилище дьяковцев в основе своей очевидно являющаяся его реальным усеченным прообразом.
03.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Весь день на фестивале проводились тематические лекции о дьяковской культуре. Вот сейчас идет лекция Николая Александровича Кренке (научного сотрудника Института археологии РАН, доктора исторических наук) о дьяковской культуре и способах охоты дьяковцев.
04.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Это один из самых видных специалистов по дьяковской культуре.
05.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Сейчас (на фото ниже) Николай Александрович Кренке отвечает на вопросы посетителей фестиваля уже после его интереснейшей и увлекательной лекции.
06.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

...Лекция о керамике дьяковской культуры Ольги Анатольевны Лопатиной, младшего научного сотрудника отдела теории и методики Института археологии РАН (Группа «История керамики») также была занимательной и интресной.
07.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
08.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Так выглядят в приблизительной реконструкции жилища дьяковцев.
09.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Плетни которые вы видите являлись неотъемлемой частью строительных элементов дома. Они служили как стенами так и перегородками в жилых строениях.
10.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
11.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

На фестивале были представлены ремесла и быт этого пока еще загадочного для нас народа. В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племён.

Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы
12.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников - главным образом, на Верхней Волге. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры.

Выделка кож
13.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Реконструкция женского образа дьяковских женщин.
14.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
15.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Обработка кожи
16.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
17.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Надо сказать что на этой площадке посвященной дьяковской культуре было очень многолюдно.
18.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Гончарное ремесло
19.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Очень интересными были мастер-классы по изготовлению глиняной посуды.
20.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
21.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Было приятно, что множество детей увлеченно участвовала в мастер-классах по изготовлению и подготовке глиняной посуды к обжигу.
22.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
23.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
24.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Результаты детского творчества.
25.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
26.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
27.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Отдельная тема - знаменитые керамические "грузики" характерные для дьяковской культуры. При раскопках городищ и селищ их находили сотнями. Их точное назначение пока не совсем ясно.
28.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д.
29.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших), но наиболее распространенная трактовка - как пряслиц или грузиков для вертикального ткацкого станка.
30.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
31.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

По версии А.В. Степанова дьяковский грузик является совершенно утилитарным предметом, вроде наперстка, и представляет собой миниатюрный вертикальный ткацкий станок для плетения декоративных шнуров. Грузик был непременным атрибутом женщины и, естественно, украшался, как позже украшались прялки.
32.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
33.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
34.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
35.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
36.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
37.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного, и они плохо поддаются истолкованию. Это миниатюрные глиняные зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных, несущие отпечаток влияния скифского «звериного стиля». Явно предметами культа служили глиняные женские статуэтки; среди характерных признаков дьяковского искусства отмечаются также символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками - так называемыми «пляшущими человечками», среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками.
38.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

А это так называемые "рогатые кирпичи" (на фото ниже), считается, что это подставки на очаг для вертела. Обычно они орнаментировались точечным или защипным крупным орнаментом. Что интересно новодельные поделки не соответствуют оригиналам прежде всего по качеству глиняного теста. Дьяковцы применяли тесто с большим количеством примесей, в том числе и органических. Также оригиналам не соответствует степень обжига - дьяковские кирпичи обжигались при более низкой температуре.
39.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
40.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Ювеличное искусство
41.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

С III века развивается ювелирное искусство, широко распространяются бронзовые украшения, орнаментированные разноцветной выемчатой эмалью (характерные для Восточной Европы той эпохи); появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы.
42.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
43.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
44.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
45.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
46.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
47.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
48.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Тут же рядом идет бойкая торговля уже изготовленными ювелирными украшениями а-ля дьяковская культура.
49.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Справедливости ради стоит отметить, что помимо реплик дьяковских изделий на прилавке находится около половины вятических и славянских, в том числе раннехристианские кресты...
50.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
51.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
52.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

В начале нашей эры в дьяковской культуре происходит качественный скачок. Он связан, возможно, с влиянием более развитых соседних племен (особенно балтских) и с тем фактом, что дьяковцы более активно включились в международный обмен, начав (как показывает костный материал) бить пушного зверя в промышленных масштабах. Так, с III в. ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов, так что под конец насчитывают уже 22 наименования изготовлявшихся ими железных изделий.
53.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Немного о физическом облике дьяковцев. Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов.
54.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

В частности, академик Т. Алексеева отмечает монголоидную примесь в черепах позднейшего славянского населения региона - вятичей и поволжских кривичей, в основу антропологического типа которых, по её мнению, лег в результате ассимиляции дославянский тип.
55.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

При этом вятичей Т. Алексеева определяет как людей грацильного сложения, невысокого роста, узколицых долихокефалов (т.е. имеющих "длинные" черепа).
56.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Они имели плоские скулы и мало выступающий нос, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя.
57.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
58.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
59.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
60.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

А.С. Сыроватко и А.Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике, используя методику, принятую в криминалистике. В результате они пришли к выводу, что дьяковцы были людьми грацильного телосложения: худощавыми и невысокого роста.
61.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
62.
Коломенское. Времена и эпохи.
63.
Времена и Эпохи. Коломенское.
64.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
65.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Стоит немного остановиться на похоронных обрядах. Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в так называемых «домиках мёртвых».
66.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Так как похороны совершались вдали от городищ, дьяковские захоронения долгое время не были известны; впоследствии нашли два захоронения, по каким-то причинам устроенные в самом городище: в Березняках на реке Волге, близ Рыбинска (Ярославская область), и близ Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область). В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) полуземлянки, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений».
67.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

А.Н. Башенькин особо отмечает изображения медведя и утки, сравнивая с данными этнографии, согласно которой оба животных служили особым предметом поклонения финно-угров: медведь как «хозяин леса», утка  как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.
68.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Охота, скотоводство и быт дьяковцев (кулинария)
69.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот).
70.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым. Значительную роль в хозяйстве играла также охота, поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика - ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку).

К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лён, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.
71.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
72.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
73.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Запахи готовящейся пищи на огне не передать ни словами ни фотографиями.
Достаточно сказать что мой аппетит пробудился сразу же)
74.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

...Вот сейчас дети увлеченно вращают жернова с целью намолоть муки...)
75.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Главные по кухне)
76.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
77.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

78.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
79.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
80.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
81.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
82.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
83.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.

Небольшие (1000-3000 кв.метров) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Городища воздвигались на высоких берегах рек; как правило для этого использовалось место, где в реку впадает другая речка или хотя бы есть овраг, образующие треугольный мыс; таким образом, дьяковское городище имело треугольную форму и с двух сторон было защищено природными преградами. Первоначально городища укреплялись слабо, только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. Примерно с IV в. до н. э. (время распространения железа и, видимо, увеличения богатств родов, провоцировавших грабительские набеги) - укрепления усиливаются. Городища обносят валами, а с напольной стороны, как правило, и двумя рядами валов со рвом между ними.
84.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

В городище проживало от 50 до 200 человек. По берегам рек городища довольно часты, но за пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. Так, на всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию площадью более 1000 кв.км. приходилось около 1000 человек (считая в среднем 100 человек на городище). Жители городища осваивали территорию примерно в радиусе 3 км от него, где у них были охотничьи угодья, пастбища, поля, впоследствии и селища, в том числе сезонные (места доек, полевые станы).
85.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

На фестивале дьяковской культуры выступали фолк коллективы.
Вот один из музыкантов насыщает свой шаманских бубен стихией огня) Ритуал, однако!
86.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
87.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

И вот уже шаманский бубен в действии!
88.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

Музыка довольно специфическая, но слушается с увлечением. Более того, ребята подают ее задорно и естественно.
89.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
90.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.
91.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.

В общем все было просто замечательно.
Надеюсь мне удалось передать этот увлекательный дух жажды познания и проникновения в тайны истории)
92.
Дьяковская культура. Коломенское. Времена и эпохи.


Источники:

Википедия
А.В. Степанов. Дьяковские грузики. Гипотеза о предназначении




© Vladimir d’Ar, 2017

Recent Posts from This Journal

  • Оглавление моих статей - II

    ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ - ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ, ШОУ - ФОТООБЗОРЫ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ История, археология, древности | Античная…

  • Осенние листья

    Просто, один вгляд под ноги)

  • Золото Осени

    Можно было всё это оставить в архиве конечно, но не могу, Красота ведь!?)



  • 1
Думаю, что такое мероприятие - очень полезно для знакомства, хотя бы первичного, с историей дьяковской культуры.

Да. очень полезно!

  • 1