?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях или Истоки нарышкинского барокко
vladimirdar
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Всего 50 фото и видеоролик

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях являет собой удивительный образец нарышкинского или раннего московского барокко. Образ этой церкви чист, воздушен, изящен и вызывает в душе восхитительное состояние легкости и восторженного (не побоюсь этого слова) умиления в душе этой красотой. Давно уж хотел в подробностях сфотографировать эту церковь и надо сказать снимал ее и раньше еще на мыльницу, но был тогда не доволен полученным результатом. Планируемая фотосессия - всё так и откладывалось по разным причинам. В этот же раз посыл побывать здесь был прямым ненавязчивым и естественным – церковь в Филях! Вот так мы с durasik и порешили, посмотрев Мамонову дачу на Воробьевых горах, еще пару примечательных исторических мест, «полетать» вокруг и запечатлеть эту замечательную церковь с необычных ракурсов. Погода правда была «не летная», да и вообще я стараюсь не фотографировать в такую промозглую погоду по понятным причинам. Но порыв есть порыв.

Итак, мы увидим Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях такой какова она есть в преддверии зимы, когда еще не нападал снег и температура на улице пока выше ноля. Даже интересно, что же получилось в итоге!?) Здесь также я попробую «сваять» непритязательный ролик об этой церкви разместив его в заключительной части этого материала. Пока мы «летали» начал накрапывать дождик так что подробно заснять уже с рук фотокамерой церковь и ее архитектурные детали вполне не удалось. Но давайте посмотрим-таки, что же у нас вышло и заодно узнаем об этой церкви наверное чуть больше того, что можно найти в сети.

Ранее на этом месте находилась церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще же, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из так называемых "мест силы", здесь когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая некогда стояла здесь, бесследно ушла целиком под землю всего за одну ночь. Но это конечно легенда, на самом же деле церковь была сооружена в 1619 году и сожжена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным. Построена же она была в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
02.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

В конце XVII века после продолжительной и кровавой битвы между кланами бояр Милославских и Нарышкиных за право называться "прародителями" русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её более верное название Хвиля; примерно также называлось и расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были переданы во владение Нарышкиных.
03.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Нынешнее же здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Льва Кирилловича Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). По некоторым сторонним сведениям, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была возведена все же за один год - началось строительство в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.
04.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Что интересно, документов о зодчем церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик. Некоторые искусствоведы считают автором Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова - создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке. В какой-то степени филёвская церковь стала «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого».
05.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Известно, что именно эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко. Название было дано потому, что именно Лев Кириллович Нарышкин строил в этом стиле свои домовые храмы в Москве, а затем, ему стали подражать многие русские аристократы.
06.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
07.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком - там, где был двор Л.К. Нарышкина, находится церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим - для того же заказчика.
08.
Церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе
Церковь Знамения на Шереметевском дворе

Храм Покрова в Филях - пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание («иже под колоколы») совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
09.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

На первом этаже (в подклете) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л.К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (говорят, что он молился именно перед этой иконой во время бунта укрывшись в тайнике, в то время как стрельцы убивали двух его братьев).
10.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
11.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
12.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
13.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
14.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма ранее украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал сам царь Пётр I... Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
15.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
16.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
17.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
18.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
19.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
20.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
21.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
22.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
23.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
24.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Обойдем Покровскую церковь справа...
25.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
26.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
27.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
28.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
29.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
30.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
31.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
32.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Сейчас мы рассматриваем фасад церкви с северо-запада.
33.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
34.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

До революции храм выглядел так.
35.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Фото церкви 1888 года

36.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
37.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
38.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Верхний храм
39.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
40.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо церкви проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
41.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
42.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
43.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
44.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
45.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Надгробная пристенная плита

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Верхний храм сейчас закрыт для посещения поэтому воспользуюсь сторонними фото...
46.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Верхний храм.
Верхний храм

47.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Верхний храм

Первоначальный интерьер нижнего храма не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. В верхнем этаже ими же была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
48.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний храм.
Нижний храм

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь как ориентир для наведения орудий. Однако зажигательные бомбы врага попали-таки в него.
49.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая окончательно завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей же открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения. Первое же богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме был оставлен музей с целью сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились. После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма. В нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
50.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях


В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Ранний иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время. Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол - один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах храма сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

В заключение - четырехминутный обзорный ролик о Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:



Фото внутри церкви: raven_yellow



© Vladimir d’Ar, 2017


  • 1
Теперь, да)

Одинаковый байонет по посадочному месту. "Полнокадровые стекла" хорошо садятся на кропнутые камеры, а наоборот - появляются черное окаймление на периферии, можно обрезать потом в принципе при обработке.

Про наоборот и так понятно. Хотя у Никона некоторые кропнутые практически кроют полный кадр с небольшой виньеткой. Например, дешевый кропнутый 35/1.8 можно использовать на полном кадре. На открытой дырке будет небольшая виньетка, на прикрытых даже ее не будет.
Один байонет удобно. Можно придумать возможность оптимизации. Если я для поездок налегке куплю себе младший кроп от Никона (типа D3300 или D3400), то проблема будет только с шириком, все остальные фокусные можно полнокадровыми стеклами забить при необходимости.

Да, так и есть.

Я не могу сейчас вообразить, что я поеду куда нибудь далеко на отдых с традиционным 5D Mark с комплектом объективов...) Трясет вспоминать) Конечно, если речь не идет о рабочем визите)

Смотря какая поездка. Если будет машина на весь отпуск, и от машины пешком буду отдаляться на 2-3 часа, то можно и с полным набором ехать. А вот когда весь день на ногах и рюкзак весь день на горбу, то хочется полегче. Хотя я в октябре в прекрасно обошелся двумя стеклами родным 20/2.8 и тамроном 28-75/2.8. Правда и снимал мало. Даже в Иерусалиме и Вифлееме ничего толком не наснимал (не из-за техники, а из-за спешки). С другой стороны в темноте соборов много не наснимаешь, а кадры с полного кадра хоть как-то можно вытянуть.

Edited at 2017-11-17 03:07 pm (UTC)

С машиной, да, но все же хочется создавать себе минимум осложнений во время поездки, перемещений по городу, поэтому сам собой и вылез вариант с двумя облегченными тушками что не напрягают и визуально не бросаются внешне в глаза. Менять объективы физически в динамике перемещения и отслеживания момента невозможно, в реальности появляется неосознанное нежелание этого делать, только если целевым образом и за отдельные деньги, а это уже совсем другое дело) Да и камера мгновенно набирает пыль при частой смене стекол.

Да, в этом смысле полный кадр от Сони в 36 Мп меня выручает. Хотя я снимал кропнутой тушкой с темным телевиком в храмах, и ничего - потом просто надо обреченно дольше возиться с обработкой и вытягивать Всё...) Кстати сейчас соневские кропнутые камеры вообще гораздо круче чем NEX-6 по всем фронтам, как же сейчас время быстро меняется)

Меня не сильно напрягает смена объектива сама по себе, конструкция рюкзаков с доступом со спины не сильно препятствует. И пыли не очень боюсь. Либо сам чищу, либо в фирменный СЦ бесплатно можно сдать раз в год на чистку. Напрягает именно таскать на спине тяжелый комплект, и тяжелая камера с объективом на шее тоже выматывает. Есть вообще отличный вариант Panasonic Lumix LX100. Матрица 4/3 как у микры с несъемным объективом. Но тут еще останавливает малопиксельность. Настолько все быстро развивается. Снимки сделанные 6-7 лет назад уже не кажутся качественными. Размер 2-3 пока на большинстве мониторов не выглядит маленьким. Но мониторы с разрешением 4-5к уже дешевеют. Через 5 лет и 8к будет нормой. А ведь мы уже давно не печатаем снимки, а смотрим на различных гаджетах. Народ и с видео уже на 4к заморачивается давно. Не хочется откатываться назад.

Да, понятно, конечно не хочется откатываться...) Хотя у качественных фотокамер в отличие от новых мониторов не такой сильный прогресс по падению цены, скорее наоборот. Да и снимать хорошо можно и на оборудовании среднего ценового диапазона при желании и упорстве. Хотя совсем новые матрицы Sony с обратной засветкой меня возбуждают чрезвычайно своими возможностями, но затраты в комплексе уже немыслимые получаются, вот поэтому и принимаешь для себя фотооборудование исходя из соотношения цена/качество) У Сони тоже есть универсальный вариант - Sony Cyber-shot DSC-RX10 Mark 4 c фокусным 24-600 мм с матрицей 21 Мп - как универсальный вариант самое то, если не упираться в супер качество. Но в общем, если бы меня попросили посоветовать универсальный вариант для путешествий - посоветовал бы его, если бюджет конечно позволяет, самое то. 130 тыс. он стоит, отличное качество фото и видео, зато больше не надо ни на что тратиться))) И рюкзаков изнурительных со стеклом не надо таскать самое главное)

У Панаса матрица поинтересней (кроп 2 против 2,7) и объектив, если не упираться в диапазон (нужен ли он в реальной жизни). Опять же у Панаса размер карманный, цена вкуснее))
Мне честно говоря говоря просто не хочется вложений в фото. Я на той стадии, когда наигрался, понимаю, что на новой камере снимать лучше не буду, техники и так с избытком для баловства. Но картинка более низкого качества уже будет раздражать. Поэтому и на новинки смотрю только ради интереса, D850 даже в мыслях нет. Но и на смартфон и полумыльницы откатиться рука не поднимается. Если только совсем интерес к хобби пропадет...

Да, сейчас я уже почти и не вижу в руках туристов за рубежом громоздких зеркалок) Сектора профессиональных фотографов и любители отдаляются в этом смысле друг от друга) А между ними "страшно" стремительно увеличивается сектор "смартфоно-камер") Не должен бы интерес пропасть вроде)

Большие черные камеры вижу теперь только в руках японцев. Даже беззеркалок в этом году у туристов поубавилось. Смартфоны вокруг. На человека с камерой смотрят с недоумением, хотя еще лет 5-6 назад народ массово скупал зеркалки. Но вероятно большинство и тогда смотрели на смартфонах. А теперь еще смартфоны еще и снимать научились.

Что "с недоумением" это точно!) Да, пожалуй японцы еще с зеркалками)
При хорошем свете камера смартфона очень даже может снять)

В наших краях и летом на улице погода светом не балует, а в помещении без вспышки иногда и на полнокадровую зеркалку толком не снимешь))) Да и в поездках по музеям и храмам со вспышкой снимать запрещено. Конечно земля не перестанет крутиться, если в соборах Венеции не поснимаю. Но тогда вообще нужно ставить вопрос: зачем снимать?

Да, мне в монастыре Хора три раза целенаправленно жестко предупредили, что снимать только без вспышки) В музеях вообще освещение очень слабое, это да.

Вопрос важный конечно)

  • 1