?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Археологический музей Стамбула. Музей Древнего Востока. Гении-ангелы города Кальху. Часть 2.
vladimirdar
Рельеф из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).
Всего 59 фото

Вторая часть моего рассказа об Археологическом музее Стамбула - Музее Народов Востока посвящена в частности удивительным рельефам из дворца царя Ашшурнацирапала II. В этом смысле мы встречаемся с гениями (от лат. genius «дух», также - джинн, араб. جن‎ «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие»). В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci). По большому счету именно эти рельефы ассирийских гениев (ангелов, демонов) Стамбульского археологического музея в наибольшей степени меня и интересовали перед поездкой в Стамбул.

Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных. Отсюда и происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи. Некоторые альтернативные исследователи считают что на этих рельефах изображены прародители человечества, обращая внимание хотя бы на некие браслеты на руках гениев пронзительно знакомые нам как наручные часы на кожаном ремешке) Ну, в общем, давайте посмотрим, что нам увидится и почувствуется.

В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они входят в тело человека или занимают определенное место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», - пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.
02.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).

В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу. Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства: Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью (Шурпу, VII, 20-26). Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.
03.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).

Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могу­щества ведущую роль в архитектуре, неизмен­но носило характер подавляющей монумен­тальности, крепостной замкнутости (необходи­мой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности. Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. ча­ще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией царей становит­ся Кальху (современный Нимруд), где сохра­нились остатки роскошного дворца. Нимруд (библ. Калах) - древний город в Месопотамии на территории современного Ирака. Его руины находились к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр.

Раскопанная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг центрального двора. Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II (883-859 гг. до н.э.) в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частично искусственное возвышение всеверо-западном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, золотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекрасен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикально стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.
04.
Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе).
Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда

В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.

Раскопки в Нимруде явились величашим археологическим открытием XX века. Однако в XXI-м Нимруд, а точнее дворец царя Ашшурназирпала II в Калахе был полностью уничтожен ИГИЛ в марте 2015 года (организация признана в России экстремистской и запрещена).
05.
Гибнущий Нимруд

Это невосполнимая культурная потеря для всего мирового сообщества. Нам только остается удивляться и восхищаться уцелевшим вывезенным во все главные музеи мира этим удивительным рельефам и скульптурам крылатых быков. Часть этого наследия Нимруда представлена и в Стамбульском Археологическом музее в Музее Народов Востока.

Перед нами крылатый бородатый гений-джинн(с) различными атрибутами, Нимруд, северо-западная часть дворца царя Ashurnasirpal II. 870 год до н.э. Наличие у гения ангельских крыльев нам уже понятно. Остается разобраться некоторыми атрибутами находящимися в руках гениев и что у них находится на запястье.
06.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
07.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Заметим, что большая часть площади рельефов гениев испещрена мелкой четкой клинописью.
Обычно бывает около 20-29 рядов строк.
08.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
09.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Когда-то эти рельефы были искусно раскрашены. Изредка встречаются небольшие остаточные фрагменты красок.
10.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Обращают на себя внимание некие небольшие емкости-ведерки в левой руке гениев-джиннов.
Считается что они несут в них чистую священную воду - символ очищения.
11.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

В правой же гений-ангел держит сосновую шишку как символ бессмертия или долголетия. Вообще же сосновая шишка, венчающая колонну, - эмблема месопотамского бога Мардука. Кстати, конические прически носили шумерские и египетские цари и священники.
12.
Рельеф из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).

Если с атрибутами гениев что они держат в руках более или менее ясно, то вот с "наручными часами" находящимися на обоих руках не совсем. Конечно, это скорее всего некий браслет с символами солнца или зарождения всего сущего. Однако аналогия с наручными часами или чем-то необходимым в повседневном быту уж слишком явно бросается в глаза. Оставим пока этот вопрос открытым. Кстати, возможно читатель этого материала и подскажет по-точнее, что это за божественный инструмент гениев и чем он мог являться в действительности для того времени.
13.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

По мне так, сам браслет "часов" очень уж напоминает кожаный ремешок для наручных часов прошитый двумя стежками)
14.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
15.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Если предыдущие варианты "циферблатов" имеют ободок в окружности как и современные стильные наручные часы, но вот этот (на фото ниже) уже совсем другой. Здесь можно даже рассмотреть детали лучевой структуры рисунка по камню в окружности и без "ободка".
16.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Также обращает на себя внимание тончайшая резьба по камню в деталях отделки одежды ангелов и наличия священной символики. В частности в левой верхней части кадра (фото ниже) мы можем видеть символ Древа Жизни (символа изобилия и плодородия) наряду с орнаментами, фигурами гениев-хранителей с орлиными головами, изображениями цветов.
17.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

(На фото ниже) уже видны изображения ассирийских божеств - крылатых быков.
18.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Здесь тот-же участок рельефа менее крупным планом.
19.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Материал из чего сделаны рельефы гениев-хранителей - известняк и мосульский мрамор, так называемый «восточный алебастр» .
20.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Около этой группы рельефов можно легко провести пол-дня с полным погружением, при наличии времени конечно)
21.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плита с рельефом из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (совр. Нимруд).
Преклоненный гений пред Древом Жизни. Мрамор.
22.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Крылатых божеств-быков в музее нет, но есть фрагмент головы такого быка с реконструкцией передней части тела.
23.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Продолжим далее осмотр Музея Народов Востока.

Фрагменты бронзовых накладных блях на деревянных воротах дворца Салманаcара III. Новоассирийский период 1243-824 гг. до н.э.
24.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
25.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
26.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Часть опоры храма Иштар в Ассуре. 1243-1207 гг. до н.э.
27.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.
28.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
29.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Бел-Харран, управляющий при Салманасаре IV. VIII век до н.э.
30.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Рельеф из дворца Тиглатпаласара III, 744-727 гг. до н.э.
31.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Портрет из дворца Тиглатпаласара III в Нимруде. 744-727 гг. до н.э.
32.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Царские стелы с рельефами и надписями.
33.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
34.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Знакомый сюжет, но другие масштабы - Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.
35.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела с надписью и рельефом. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.
36.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Алтарь, посвященный богу Sibitti царем Саргоном II. 721-705 гг. до н.э. Dur-Sharrukin. Известняк.
37.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э., сын Салманасара I).
38.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э.).
39.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Арамейский алтарь с рельефом и надписями. V век до н.э. Arapsun. Базальт.
40.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Основание колонны. Из дворца царя Barrekup. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Базальт.
41.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стелы. Вторая стела (справа) со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Marash. Базальт.
42.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Karabulshlu. Базальт.
43.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела. Поздний хеттский период. IX-VIII век до н.э. Um-Sherahuh. Базальт.
44.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плиты с иероглифическим письмом. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Хама (Сирия). Базальт.
45.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
46.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Настенная плита с надписями.
47.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела с посвятительными надписями.
48.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Йемен

Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.

Курильницы (кадила), плиты с рельфами, изображения животных, змея и орел, погребальные статуэтки, водоотводные желоба.
49.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Рельефные надписи на стенных панелях зданий. II-VI век н.э. Йемен.
50.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плита с надписью, с изображениями флоры и фауны. Йемен. II-й век нашей эры.
51.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Фрагмент рельефа колонны. Madain Saleh. II век н.э. Песчаник.
52.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Солнечные часы
53.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Настенная плита с архитектурным представлением многоэтажного жилого дома Йемена, III - I века до н. э.
54.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Головы, маски умерших - могильные камни. Отображение образа погребенных. III век до н.э. – I век н.э. Йемен. Алебастр.
55.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
56.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
57.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.
58.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

59.
Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Теперь у нас осталось осмотреть Египетскую коллекцию Музея Народов Востока Археологического музея Стамбула и это будет уже третья часть моего рассказа о нем.



© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар.
Часть 3. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Древнеегипетская коллекция.
Часть 4. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Основная экспозиция. Троя, Эллада.
Часть 5. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Римский период. Византия.
Часть 6. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Византия. Христианство.
Часть 7. Археологический музей Стамбула. Археологический парк под открытым небом.

Какое же там наследие!

Да, так и есть!Давно эти рельефы хотел увидеть своими глазами!)

Что и сказать - интересный музей. Тоже хотел бы в него сходить.

Еще побываешь!)

а вдруг и в самом деле были в то время наручные "часы" ?! ) А потом прошла катастрофа вселенская и секрет их производства был утерян...

Может и были в старо-давние времена...)

Пожалуйста, Валентина!

Да... какие сокровища...

Да, то самое слово!

Интересные объекты
58 кого-то сильно напоминает;-)

Да, что-то есть!)))

Богатейшая коллекция!

Да, Музей Народов Востока меня поразил даже больше чем основная экспозиция!)

Интересный музей!

музей прямо научный

Музей этот очень впечатлил!

Жаль, что в таких местах не разрешают остаться на ночь...

Хорошая мысль, но не разрешают, как и снимать со штатива, со вспышкой и включают отсутствие вменяемого света и отвязанное смешение световых температур!)

Посмотрела с большим интересом. Спасибо!

скажите, вы вот зачем это пишете "организация признана в России экстремистской и запрещена"??

Потому что так и есть)

Сколько же там всего

Гении инопланетяне, а браслет - прибор связи О_О Но вообще ассирийцы были такие суровые ребята, что инопланетяне там могли быть только из воинствующих рас) А Ашшурнацирапал был одним из самых суровых, его хроники переполнены всякими зверствами над покоренными.

Edited at 2018-01-30 08:19 pm (UTC)

Царь был брутальный по духу) Читал о нем.
Да, насчет прибора связи напрашивается вывод, но не хотелось альтернативщину проводить красной линией)