Всего 92 фото
Эта вторая часть моего рассказа о церкви Святых мучеников Сергия и Вакха в Стамбуле. Будничными словами говоря, рассказ будет о внутренних пространствах этого храма. Однако более всего и сразу хочется передать свои личные ощущения в целом от пребывания в этом святом месте. Окружающая церковь земля и сам храм внутри наполнен неповторимым волшебным ощущением благодати. Причем такие впечатления проявляются сразу же при появлении церкви в поле твоего зрения. Когда я впервые увидел церковь Сергия и Вакха меня поразила и захватила волна удивительной радости, позитива и умиротворения. Это как большая морская волна что охватывает тебя, принимая в свой бездонный восхитительный бирюзово-прозрачный волшебный мир, обнимает и нестово и одновременно бережно с несет к берегу наполняя душу восторгом и мгновениями полного единением с этим миром в нахождения его потоке. Примерно такое же ощущение я и испытал увидев этот древний византийский храм. Ты как будто видишь и входишь в плотное золотистое поле что окружает это место. Все это конечно субъективно, но только так можно хоть примерно описать собственные чувства. С Айя-Софией у меня было совсем по-другому. Там ты сразу становишься неотъемлимой частью огромного великого мощного поражающего воображение православного храма с его полуторатысячелетней историей и в тебя властно входит строгий но лучезарный духовный посыл. А церковь Сергия и Вакха обладает гораздо более мягкой, камерной, глубокой, чистой и светлой энергетикой. Это как увидеть наконец отца и мать в доме родном после долгой разлуки ...
В общем об этом конечно можно долго еще говорить, но давайте вместе попробуем ощутить всё то неповторимое что пребывало здесь еще пять веков назад и надеюсь впоследствии поддерживалось молитвой иной религии. Фотографий будет много, но постраюсь не перегрузить сознание читателя, но и одновременно попробую воссоздать насыщенным визуальным рядом все то что я увидел и принял в себя.
Войдем же в храм. Это был парадный императорский вход как и в Айя-Софии.
02.
Зеленые порфировые колонны на входе в церковь.
03.
Когда-то в свою очередь до византийского периода они служили уже беззвестному сейчас античному храму.
04.
05.
Во времена Византии стены и купола этой церкви были расписаны удивительными фресками и выложены волшебными мозаиками "горящими золотом". Это я излагаю для того, чтобы пытливый читатель смог вообразить всё то нематериально-возвышенное великолепие что охватывало человека при вхождении в эту церковь.
06.
Эти знаменитые "невероятно живые" мозаки (как на фото ниже) почти не сохранились в веках, тем более пройдя через ужасающий период иконоборчества когда древнейшие иконы и мозаики безжалостно массово уничтожались. Но чтобы понимать, что скрывается от нас в потемках истории я выложу одно фото из монастыря Хоры где чудом уцелели восхитительные фрески VI века в церкви Христа Спасителя в Полях расположенного некогда в пригороде Константинополя. Это поможет читателю войти в параллельный мир той реальности где османы не завоевали Константинополь в 1453 году и не превратили все городские церкви в мечети уничтожив или замазав возвышенные в своей красоте христианские фрески и мозаки. И сейчас мы в нашем воображении попробуем увидеть в церкви Сергия и Вакха все то что скрыто сейчас мирскому глазу.
07.
Мозаики церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора. Константинополь. VI век.
Можете представить, что вы Это видите и сейчас - так будет легче "слышать" этот храм, что всегда готов рассказать свою долгую славную и удивительную историю.
08.
Вообще же, церковь была фантастически богата: достаточно сказать, что для приемов в честь важных иностранных послов император временно "одалживал" отсюда одиннадцать роскошных серебряных светильников на цепях. Украшения эти, конечно же, давным давно исчезли.
Восьмиугольное подкупольное пространство на обоих этажах окружено с трех сторон галереей. К угловым граням восьмиугольника примыкают полукруглые ниши, увенчанные на уровне верхней галереи полукуполами. На западе верхняя галерея соединена со вторым этажом нартекса. Недавнее исследование показало, что нартекс был пристроен к храму чуть позже, но тоже в VI в. Окна с тройными арками первоначально освещали галереи на обоих этажах, но сейчас в неприкосновенности сохранились лишь нижние окна южной стены.
09.
По их колонкам видно, что к ним крепились оконные рамы. Колонки и капители в южных окнах второго этажа были заменены еще в византийское время, однако в целом облик южной галереи изменился не сильно. Правда, это относится лишь к интерьеру храма - с внешней же стороны к южной стене была пристроена другая, с мощными контрфорсами. По фасаду на уровне земли идут три арки. Все это - результат восстановления церкви при Василии I, после землетрясения 869 г.
10.
10.
Интересно, что переход от первого этажа ко второму (туда можно попасть по лестнице справа от входа - фото 12) как будто отражает переход от античной архитектуры к ранневизантийской.
11.
12.
13.
А это левая (сразу от входа) часть нартекса. Дверь очевидно также ведет на галерею второго уровня
14.
15.
Если внизу архитравы, фриз и карнизы, лежащие прямо на колоннах, еще напоминают древность...
16.
17.
...то наверху каждая пара столбов увенчивается аркой, под каждой из которых помещено по три маленьких арки на колонках (как это устроено, например, в Святой Софии) того же цвета, что внизу, только поменьше. Все вместе создает ощущение безупречной гармонии и непередаваемого совершенства. Оказавшись внутри, просто невозможно заставить себя уйти...
18.
19.
20.
Галерея церкви Сергия и Вакха продолжалась галереей дворца Гормизды (с северной стороны) - самой отдаленной части Большого дворца. Здесь императрица Феодора поселила монахов-монофиситов, которых Юстиниан дано начал преследовать по всей Империи. Однако царица сама придерживалась монофиситских воззрений и императору приходилось с этим "локально" мириться)
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
На северной стене (левое поле кадра на фото ниже) верхние арочные окна практически исчезли, а их остатки можно различить с внешней стороны. Во время реставрации 2006 года удалось обнаружить следы окон в нижней северной галерее. Тогда же нашли остатки первоначального пола в юго-восточном углу церкви. В настоящее время они покрыты стеклом для сохранности.
29.
30.
31.
Видимо, при храме Сергия и Вакха было нечто вроде константинопольской резиденции римских пап. Они там всегда останавливались, когда приезжали в Константинополь. В 551 году эти стены стали свидетелями безобразного насилия. По приказу Юстиниана в Константинополь под конвоем привезли папу Вигилия - император придумал декрет о церковном единстве и хотел, чтобы тот его утвердил, но понтифик "пошел в отказ") Улучив момент, Вигилий бежал из Большого дворца через окно, добрался до храма Сергия и Вакха и ухватился за алтарь - символ убежища. Император послал вооруженную стражу, чтобы вытащить папу силой. Вигилий цеплялся за столбы священного престола, а солдаты за ноги и за бороду тащили его наружу. Так как, по словам хрониста Феофана, понтифик “был толстым и крупного телосложения, он вырвал столбы с корнем”...
32.
В 816–817 гг. в здешнем монастыре держали в заключении вождя иконопочитателей Феодора Студита. Вообще, в эпоху иконоборчества храм играл важную политическую роль, но затем его значимость снижается. Согласно “Книге церемоний”, императоры появлялись здесь раз в год - во вторник на Пасхальной неделе: “Император проходит через Ипподром, толпы народа стоят там, восхваляя его. Оттуда он по старым переходам спускается в храм Святого Сергия. Патрикии и стратиги остаются перед воротами, а настоятель самого храма встречает царя у ворот (то есть, видимо, там же, где эти ворота расположены теперь. - С. Иванов) и кадит на него. Император входит на галерею, берет свечу и, стоя над царскими вратами, напротив алтаря, молится там. Иерей, неся святые дары, восходит на галерею, и император причащается. После литургии он спускается в залу и садится за стол с теми из друзей, кого соизволит позвать. Позавтракав и встав из-за стола, он облачается в цицакий и уходит через галерею. Игумен кадит перед ним до самой двери, ведущей с галереи”. Патриарх не присутствовал на церемонии, поскольку он отправлялся в это время во Влахерны.
33.
Апсида
В VII веке сюда удаляется святой Григорий Агригентский; патриарх посылает за ним, а император вновь водворят его туда. Около 815 года там провел некоторое время святой Иосиф Песнописец со своим учителем святым Григорием Декаполитом.
34.
Михра́б - место в мечети, часто обычно украшенная двумя колоннами и аркой.
Михраб указывает направление на Мекку (киблу).
Лев VI хотел отдать монастырь Святых Сергия и Вакха своему духовному отцу, будущему патриарху Евфимию, но тот предпочел получить от него другой, который и был ему дан. В 1073 г. Константин Бодин, сын великого жупана Сербии Стефана-Михаила, который встал во главе поднявших мятеж болгар, был взят и на некоторое время заключен в «Сергиевом монастыре», а затем сослан в Антиохию. После этой даты упоминания о монастыре встречаются только у паломников.
35.
О византийском прошлом святыни напоминают мраморные колонны, расположенные внутри мечети. В постройке сделана специальная галерея, на которую можно подняться по лестнице, расположенной как уже упоминалось у входа (справа). С этой части мечети открывается удивительный вид на теперь уже мусульманский молитвенный зал. Если смотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он похож на звезду. Он имеет такой вид благодаря особенностям архитектуры. Внутренний восьмиугольный контур опирается на восемь многогранных столбов (и находится внутри четырехугольного сооружения) перемежающихся с колоннами зеленого и красного мрамора. Всего их двадцать восемь.
36.
37.
Церковь Святых Сергия и Вакха в Константинополе
Те самые многогранные столбы
38.
Колонны первого уровня.
39.
40.
Базы колонн вырезаны из белого приконнесского мрамора с серо-голубыми прожилками.
41.
Колонны поддерживают украшенный кружевной резьбой антаблемент, по которому бежит роскошная рельефная греческая надпись гекзаметром: “Другие императоры почитали мертвых мужей, чьи деяния были бесполезны, а вот наш скиптродержец Юстиниан, споспешествуя благочестию, почтил прекрасным храмом Сергия, слугу Христа, Создателя всего. Ни горячее дыхание огня, ни меч, ни другие мучения от пыток не смутили его. Во имя Христа-Бога он пошел на смерть, кровью заслужив себе небо в качестве жилища. Пусть он во всех (начинаниях) охраняет власть недреманного владыки (Юстиниана) и увеличивает могущество боговенчанной Феодоры, чей разум блистает благочестием и чьей заботой являются непрестанные усилия по обихаживанию неимущих”.
42.
Это та самая надпись в разных частях антаблемента.
43.
На самом здании, капителях колонн также есть немало инициалов Юстиниана и Феодоры. Источники утверждают, что последние часто посещали эту церковь.
44.
Эта помпезная надпись вызывает несколько вопросов, и вот первый из них: почему она начинается с отсылки к каким-то другим императорам? Существует предположение, что постройка церкви Сергия и Вакха была ответом Юстиниана на дерзкий вызов, брошенный ему Аникией Юлианой. Правда, Аникия не царствовала, но чванилась своим родством с правившей некогда династией Феодосия. Объяснение это звучит не очень убедительно: ведь Феодосий был христианским императором и вряд ли строил что бы то ни было в честь языческих героев - а если это были постройки в честь святых, то как это Юстиниан решился припечатать их “бесполезными”? Нет, тут какая-то другая полемика, нам пока непонятная.
45.
Другой вопрос: куда делся святой собрат Сергия, Вакх? Да, Юстиниану важен был именно Сергий, но все же… Есть эксцентричная гипотеза, что имя Вакха ассоциировалось с “вакханалиями” - праздниками вседозволенности в языческом Риме, - а императрице Феодоре, по известным причинам, не хотелось, чтобы ее имя соседствовало с чем-то подобным.
46.
Наконец, третий вопрос: кто такие те нищие (неимущие), о которых так пеклась Феодора. Вот на него ответ есть: это были толпы тех самых опальных монахов, придерживавшихся монофиситства.
47.
Как сама надпись так и эта восхитительная резьба по камню очаровывают. Ты забываешь что находишься в сегодняшней мечети и перед тобой во всей своей красоте предстает древнейший в этих местах византийский храм.
48.
49.
50.
"Кружевное" великолепие!
51.
52.
Обратили внимание на то, что Юстиниан назван в надписи “недреманным владыкой”!? - видимо, легендарная способность этого императора мало спать была широко распропагандирована среди его подданных, но вот интерпретировалась она подчас вовсе не так, как тому хотелось бы. Вот что по этому поводу пишет в “Тайной истории” Прокопий: “Он, можно сказать, почти не испытывал потребности во сне. Поспав, дай Бог, час, все остальное время он проводил в постоянном расхаживании. Его постоянное бодрствование было направлено только на то, чтобы беспрерывно и ежедневно изобретать все более тяжкие несчастья для подданных”.
53.
54.
Здесь очевидно уцелела старая роспись красками.
55.
56.
57.
58.
59.
Возможно, именно в Свято-Сергие-Вакховом монастыре Раббан Сома, посланец монгольского короля и несторианского католикоса, видел в 1427 главы святого Иоанна Златоуста и святого папы Сильвестра: "Оттуда он спустился к морю и видел на берегу монастырь ромеев (греков), в сокровищнице которого находились две серебряных раки: в одной была глава Иоанна Златоуста, в другой - глава папы, крестившего императора Константина". Монастырь в последний раз упоминается в 1427 г. и просуществовал, вероятно, до самого взятия города турками (1453). Храм был превращен в мечеть между 1506 и 1512 г. Хусейном, агой белых евнухов, чье тело похоронено в тюрбе рядом со зданием (см. часть1). Монастырь тогда полностью исчез.
60.
61.
Интерьер мечети сегодня оформлен с помощью арабской каллиграфии на коричневом фоне. Белые стены также украшают орнаменты синего цвета.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Честно говоря меня мусульманские росписи не сильно впечатляют, особенно когда начинаешь думать о том какую красоту для этого уничтожили в результате.
68.
Тем более бесчисленные византийские капители с изящной затейливой резьбой просто не дают ни на мгновение забыть об истории этой церкви.
69.
70.
71.
72.
Здесь в центре купола церкви был когда-то изображен лик Христа Пантократора.
73.
74.
75.
76.
От этих османских росписей у меня какое-то странное ощущение холодка, чего-то чужеродного и массы бессознательных несоответствий.
77.
78.
79.
В левой части центрального объема находится очевидно (и возможно) функционирующий сейчас древний источник воды.
Рассмотрим его подробней.
80.
Здесь похоже находилась некое сооружение (возможно также) связанное с водой. Отчетливых упоминаний именно о нем в источниках о церкви я не нашел.
81.
Это явно старый насос для воды. Возможно под церковью находилась (есть) цистерна для воды или сюда скорее всего идет водовод от ближайшей цистеры находившихся здесь строений Большого императорского дворца.
82.
Механизм явно древний, кованый, датировку дать сложно.
83.
Емкость для воды; похоже принесена она извне, хотя похожую емкость я видел около алтаря крипты в церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хоры.
84.
85.
Ну, нам пора покидать это место, здесь выход, отсюда мы заходили в церковь (фото ниже).
86.
Сейчас мы во внешней галерее церкви (мечети). Пара фото росписей куполов внешней галереи.
87.
88.
89.
98.
91.
92.
Ну вот пожалуй и все. Надеюсь, вам удалось почувствовать особенности и уникальность полуторатысячелетней истории этого места.
P.S. Если у читателя появится возможность найти неточности и сообщить мне нужные детали для корректировки материала о церкви Святых Сергия и Вакха буду премного благодарен.
Источники:
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
© Vladimir d’Ar, 2018
Первая часть. Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле (Малая Айя-София). Святые мученики Сергий и Вакх.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →