Всего 88 фото
Девичья башня в Стамбуле традиционно считается одним из символов великого города как Айя-София или Галатская башня. На турецком она зовется Кыз Кулеси. Деви́чья башня (или Леандрова башня) расположена в азиатской части Стамбула на небольшом островке Босфорского пролива в районе Уськюдар. Башня сама по себе очень романтична как по своему расположению, так и чисто внешне. Она находится на пути всех морских судов, проходящих по проливу Босфор. Смотря на нее однозначно приходит в голову мысль что с ее историей должна обязательно связана какая-нибудь легенда или миф, и в общем оно так и есть.
Первые исторические сведения, связанные с девичьей башней, рассказывают не столько о ней самой, сколько о скалистом естественном островке, на котором она и была построена. В 411 году до н. э., во время войн между Афинами и Спартой, предшественник Константинополя город Византий стал на сторону спартанцев. Так европейская часть пролива Босфор перешла к Спарте, а азиатская - к Афинам. В конечном счёте Афины победили, но некоторое время по отношению к Византию они не предпринимали никаких репрессивных действий. Победители предпочли согласованно взять пролив Босфор под контроль и взимать в свою пользу налоги с проходящих через него кораблей. Для контроля пролива Афинами, на каменистом островке в Босфоре, недалеко от современного района Уськюдар (Üsküdar) была построена небольшая крепость и ряд вспомогательных зданий. Существует еще несколько версий строительства башни. По одной версии Девичью башню построил афинский полководец Алкивиад для контроля над возможным пришествием персидских кораблей в акваторию Босфорского пролива. Он построил на скалистом берегу что-то вроде укрепленной налоговой конторы. Однако нигде не упоминается о существовании в то время именно башни. А по другой - башня была построена во время правления императора Константина Великого в качестве сторожевой вышки…
Мы побываем с вами на этом романтичном островке, в удовольствие осмотрим Девичью башню со всех сторон - с моря, с берега, пройдемся по самому островку, заберемся на саму башню, увидим какова она внутри и осмотрим древние вечные окрестности этого удивительного места с самой верхней ее части – смотровой площадки. Погода в этот день в основном была пасмурная и солнце появлялось только эпизодически. Надеюсь это не помешает увидеть Девичью башню с самой лучшей стороны.
После взятия Константинополя турками в 1453 году этот небольшой форт остался цел и невредим и использовался в оборонительных целях. Позже на том же месте построили деревянный маяк, обращённый в сторону Мраморного моря. Во времена Османской империи башня в основном служила именно маяком, указывающим кораблям путь ночью и даже днём в туманную погоду. В шторм небольшие суда привязывали для безопасности к башне, чтобы их не унесло волнами. Во время официальных празднеств с башни палили пушки. Кроме того, башня время от времени использовалась для иных целей - сосланных или приговорённых к смерти придворных держали там перед тем, как отправить по этапу или на казнь.
02.
Девичья башня на старой карте (в правой нижней части карты).
03.
Девичья башня на гравюре XVIII века. Как мы видим в то время существовала еще одна угловая башенка.
Добраться до Девичьей башни из европейской части города можно от причала Кабаташ (Kabataş). Если вы находитесь в районе Фатих (Fatih) около собора Святой Софии, то вам подойдет скростной трамвай, конечной остановкой которого, как раз и является Кабаташ у подножия Галатского холма. Далее паромом плывем к азиатской части Стамбула к причалу Уськюдар. Можно конечно добраться туда и на метро по новому подземному тоннелю, но настоятельно рекомендую сделать это именно морским путем, всё будет максимально романтично и увлекательно.
04.02.
Девичья башня на старой карте (в правой нижней части карты).
03.
Девичья башня на гравюре XVIII века. Как мы видим в то время существовала еще одна угловая башенка.
Добраться до Девичьей башни из европейской части города можно от причала Кабаташ (Kabataş). Если вы находитесь в районе Фатих (Fatih) около собора Святой Софии, то вам подойдет скростной трамвай, конечной остановкой которого, как раз и является Кабаташ у подножия Галатского холма. Далее паромом плывем к азиатской части Стамбула к причалу Уськюдар. Можно конечно добраться туда и на метро по новому подземному тоннелю, но настоятельно рекомендую сделать это именно морским путем, всё будет максимально романтично и увлекательно.
Девичья башня (в левой части кадра). Старый Стамбул (правая часть кадра).
05.
Девичья башня на фоне азиатского берега Стамбула.
06.
07.
Пролив Босфор. Босфорский мост на дальнем плане (фото ниже). У этого моста теперь новое название "Мост 15-ти мучеников" в память погибших патриотов в июле 2016 году во время провалившегося военного путча в Турции.
08.
Азиатская часть Стамбула. Девичья башня (справа на кадре ниже) находится примерно в 200 м. от азиатского берега.
09.
Причал Уськюдар. Мы видим как паром на котором мы прибыли уже стремительно отплывает в обратный путь.
10.
Теперь мы идем пешком в сторону Девичьей башни чтобы уже на маленьком катере добраться непосредственно до неё.
11.
Не раз башня страдала от разрушительных землетрясений и пожаров, а во время одного из пожаров в 1720 году почти полностью сгорела поскольку она всегда была деревянной. Великий визирь Дамат Ибрахим-паша заново отстроил башню на этот раз из камня, добавив к ней башенку со свинцовой крышей и множеством окон. В 1829 году Девичья башня служила больницей-изолятором во время вспышки холеры. Вскоре после того, в 1832 году, во время правления Махмуда II, был проведён последний капитальный ремонт башни. В 1857 году башня попала в ведение комитета по управлению маяком, и одной из французских компаний было поручено перестроить башню в действующий маяк, который в 1920 году и был полностью автоматизирован. После этой реконструкции башня использовалась как маяк еще почти сто лет.
12.
Один за одним по Босфору проплывают океанские сухогрузы и танкеры. Зрелище это крайне увлекательное и захватывающее надо сказать.
13.
14.
15.
16.
На этом катере мы и поплывем к Девичьей башне.
17.
А вот уже и отчалили...
18.
После 1923 года правительство перестало использовать башню в своих целях, и она стала просто маяком. В тяжёлые годы Второй мировой войны башню отремонтировали, укрепив её внутренние конструкции бетоном. После 1965 года башня была передана в ведение военно-морских сил и какое-то время служила военным центром связи Турции.
19.
Девичья башня с южной стороны.
Во второй половине XX века в проливе Босфор движение судов из разных стран мира стало более интенсивным: увеличилось количество и размер курсирующих здесь кораблей. С того момента пора тишины и покоя для Девичьей башни закончилась. После 1983 года морская администрация Турции использовала башню как промежуточный пункт управления движением судов в проливе.
В самом начале 1989 года внимание публики снова было приковано к Девичьей башне. В одном из репортажей под заголовком "Девичья башня отравлена" сообщалось, что там хранится цианид, с помощью которого на кораблях, находящихся в верфях, травили паразитов. Когда в доке снесли склад, в котором хранился цианид, этот смертельно опасный яд перенесли в башню, поскольку "больше его негде было хранить". Так образно "отравили" одинокую босфорскую "девицу". В репортаже, однако отмечалась серьёзная проблема: если бы пары этого вещества взорвались, Стамбул бы потрясла страшная экологическая катастрофа. В течение восьми месяцев пресса и телевидение то и дело сообщали об этой опасности. В итоге проблема была разрешена, когда контейнеры с цианидом перевезли в иное место.
Швартовка катеров производится как раз в том месте что вы видите на фото ниже. На дальнем плане древняя часть исторического европейского Стамбула.
20.В самом начале 1989 года внимание публики снова было приковано к Девичьей башне. В одном из репортажей под заголовком "Девичья башня отравлена" сообщалось, что там хранится цианид, с помощью которого на кораблях, находящихся в верфях, травили паразитов. Когда в доке снесли склад, в котором хранился цианид, этот смертельно опасный яд перенесли в башню, поскольку "больше его негде было хранить". Так образно "отравили" одинокую босфорскую "девицу". В репортаже, однако отмечалась серьёзная проблема: если бы пары этого вещества взорвались, Стамбул бы потрясла страшная экологическая катастрофа. В течение восьми месяцев пресса и телевидение то и дело сообщали об этой опасности. В итоге проблема была разрешена, когда контейнеры с цианидом перевезли в иное место.
Швартовка катеров производится как раз в том месте что вы видите на фото ниже. На дальнем плане древняя часть исторического европейского Стамбула.
Сама по себе Девичья башня по сути небольшая крепость. Места вокруг строения достаточно много, тесноты не ощущается)
21.
22.
В мае 1992 года группа молодых поэтов прибыла к Девичьей башне (при содействии мэра) и заявила о своём желании превратить практически заброшенную башню в культурный центр. Поэтому, когда в башне разместились художественные выставки, фотогалерея и даже стали проводиться концерты, на некоторое время она ожила. В течение этого недолгого периода башню стали называть "республикой поэзии". Таким образом за свою долгую историю башня бывала маяком, тюрьмой и карантинным изолятором. В 1943-1945 годах она была восстановлена по образцу, соответствующему её облику в XIX веке. В настоящее время в башне располагается ресторан, кафе и бар.
23.
24.
25.
Нам вот в этот парадный вход с красной ковровой дорожкой. Однако пока мы обойдем полностью Девичью башню..., а только потом зайдем внутрь.
26.
Еще один вид на Девичью башню с азиатского берега Стамбула.
27.
Восточная сторона Девичьей башни.
28.
Эти сводчатые окна почти на уровне мостовой - окна ресторана в цокольной части Девичьей башни - мы его увидим.
29.
30.
На дальнем плане - исторический дворцовый мыс Стамбула (Константинополя). Левее - Мраморное море.
31.
На дальнем плане на фото ниже - залив Золотой Рог.
32.
Вид с северо-запада.
33.
С юго-запада.
34.
35.
Кстати - эта белая пирамидка с красной полосой как раз и есть современный маяк регулирующий движение по проливу Босфор (на фото ниже).
36.
37.
Часть южной стены Девичьей башни.
38.
Любопытные впечатления - если приглядеться, стена сложена частью из множества мраморных и известняковых фрагментов античных храмов и дворцов.
39.
Вот здесь такой фрагмент с увеличением.
40.
Но нам теперь внутрь Девичьей башни.
41.
Это кованые двери входа в ресторан Девичьей башни. Кстати на дальнем плане сувенирный киоск (фото ниже).
42.
Теперь мы в ресторане. Желающих здесь отобедать не много из-за непомерного ценника как водится в таких местах)
43.
Но само место здорово "обыграно" дизайнерами. Все фактурно, чинно и романтично.
44.
45.
Но нам на смотровую площадку - по крутой лестнице что рядом с сувенирным киоском.
46.
47.
48.
Здесь несколько пролетов и площадок между ними.
49.
Кафе-бар на втором уровне. Тоже никого. Говорят, что в ресторане и кафе Девичьей башни часто проводят свадебные царемонии и народу бывает очень много.
50.
51.
52.
Существуют много легенд о строительстве башни и об её местонахождении. Наиболее известная турецкая легенда гласит: Турецкий султан безумно любил свою дочь. Однажды ясновидец напророчил, что его дочь умрёт, когда ей исполнится 18 лет. Султан отдал приказ, чтоб до тех пор, пока его дочери не исполнится 18 лет, построить башню. После того, как башня была построена, султан приказал перевести его дочь в башню, чтобы уберечь её от возможной смерти. Когда дочери султана исполнилось 18 лет, султан подарил ей горшок с фруктами. Когда именинница открыла горшок, в фруктах оказалась ядовитая змея, которая укусила девушку, вследствие чего она умерла, как и было предсказано. По другой легенде - девушка осталась жива - её спас принц, высосав яд змеи. Отсюда и название - Девичья башня.
53.
54.
Эта красочная картина-панорама находится в одном из переходов-пролетов лестницы на смотровую площадку башни.
55.
56.
Ещё одна более древняя античная легенда рассказывает о втором названии башни - "Башня Леандра". Согласно этой легенде башня получила своё имя в честь героя древнегреческого мифа - юноши Леандра, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, ради него нарушившую обет безбрачия, и чтобы встречаться с ней, каждую ночь переплывал пролив Босфор.
57.
Опасности не могли остановить влюблённого юношу и каждую ночь снова и снова он плыл туда, где горел далёкий огонь факела, который зажигала Геро. Но однажды огонь погас, и не сумевший найти в темноте правильную дорогу к островку Леандр утонул. Утром морские волны вынесли его тело к ногам так и не дождавшейся его девушки. В отчаянии девушка поднялась на башню, бросилась в море и погибла.
58.
59.
Третья панорамная картина связана с некоей исторической относительно недавней романтично-драматической историей любви. На ней на дальнем плане видна Девичья башня между горящими парусными судами. Содержание этой душещипательной истории мне к сожалению неизвестно)
60.
61.
Вот мы наконец и добрались до смотровой площадки, ну, а точнее лестница выходит в бар на самом верхнем уровне башни бывшего босфорского маяка.
62.
Как видим, стакан простого лимонада стоит здесь 10 турецких лир. Для сравнения везде в городе бутылка питьевой воды 0,5 л. стоит лишь одну лиру). Обменный курс турецкой лиры сейчас около 15 руб.
63.
На потолке верхнего яруса башни-бара изображена карта византийского Константинополя.
64.
Выйдем на смотровую площадку. Мы будем обходить смотровую против часовой стрелки.
65.
Виды со смотровой потрясающие. Дело дажее не только в красоте окружающих морских пейзажей, но и в самом по себе осознании, что ты видишь эти древнейшие морские пути, описанные еще в сказаниях и мифах. Пролив Босфор (справа азиатский берег Стамбула - фото ниже).
66.
67.
68.
Северная часть европейского Стамбула - через пролив Босфор.
69.
Здесь я быстро сделал панораму северной части европейского Стамбула - она "сшита" самой фотокамерой.
70.
Залив Золотой Рог.
71.
72.
Маяк.
73.
Пролив Босфор.
74.
Можно даже помедитировать здесь на смотровой - окружающий контекст явно побуждает сделать это!
75.
76.
Многочисленные паромы тут и там энергично снуют в акватории Босфора. Это конечно же всё надо видеть самому!
Жизнь здесь в морских водах Босфора просто бурлит.
77.
78.
Ну, нам пора возвращаться на азиатский берег Стамбула...
79.
С целью открыть Девичью башню для посетителей в 1999 году в ней был проведён капитальный ремонт. Вслед за этим было объявлено, что через год в рамках туристического проекта в башне разместятся ресторан и культурный центр. Сегодня для туристов и прочих посетителей в башне открыты ресторан, кафе, бар, смотровая площадка и сувенирный магазин.
80.
Множество известных произведений искусства посвящено этой, уже ставшей культовой, башне. Именно здесь всемирно известный русский художник Иван Айвазовский написал картину "Вид Леандровой башни в Константинополе". Именно «Кыз Кулеси» упоминается в десятках песен турецких исполнителей.
81.
Иван Айвазовский "Вид Леандровой башни в Константинополе". 1848 год.
На набережной на азиатском берегу есть кафе где можно еще более насладиться завораживающими видами Девичьей башни и Босфора.
82.
Рассмотрим в заключение некоторые детали Девичьей башни крупным планом.
83.
84.
Это как раз та самая смотровая площадка где мы побывали с вами.
85.
86.
87.
88.
Побывать здесь и увидеть своими глазами все что вы посмотрели на этих фото однозначно сто́ит. Если у кого-то появится знакомая шальная мысль, - ну, вот, теперь можно сюда и не ездить - я уже посмотрел Девичью башню в этом крайне подробном репортажном материале!) Это заблуждение и оно лукаво хотя бы потому, что увидеть Это все надо обязательно самому, своим неповторимым взглядом, почувствовать себя здесь, раскинуть руки навстречу Босфору, вдохнуть этот морской воздух с моря, услышать суетливые вздорные крики чаек, проникновенные помпезные гудки океанских кораблей будто снисходительно зовущих тебя в плавание, охватить это все целиком и сразу... Именно тогда вы можете сказать себе, - я видел всё это своими глазами и все впечатления, чувства теперь именно мои и они со мной навсегда!)
© Vladimir d’Ar, 2018
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →