?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Храмы и братские корпуса (продолжение). Старец Власий. Часть 3.
vladimirdar
Пафнутьев монастырь. Боровск.
Всего 43 фото

Продолжаем осмотр Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Мы остановились на том, что закончили осмотр северной стороны Рождественского собора. Пока его не будем осматривать но уделим для начала внимание двум очень интересным церквям монастыря - Святого Митрофания и Пророка Илиии. Продолжаем наше исследование.

Напротив северной стороны собора у нас Палаты настоятеля XVII века и Церковь Святого Митрофания 1760-х годов.

Палаты настоятеля (на фото ниже слева) единственное сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание в архитектурном ансамбле монастыря. Построено оно в середине XVII века. С 1685 года корпус стал называться Архимандритчьими палатами (первым архимандритом был Феофан). Корпус многократно перестраивался и в настоящее время имеет вид николаевских казарм. Но если приглядеться к нему повнимательнее, заметны заложенные старые окна, элементы древнего украшения фасада, следы разобранных кирпичных крылец, ведущих к сеням вторых этажей.

Изнутри корпус устроен по односторонней коридорной системе. Окна нижнего этажа, выходящие к крепостной стене, имеют стрельчатую форму, а второго и третьего этажей - обычную прямоугольную. Это свидетельствует о том, что коридоры второго и третьего этажей были построены позже. Собственно покои, где проживал настоятель, размещались лишь в трех сообщающихся палатах второго этажа, из крайней из них был выход в церковь Митрофана Цареградского, которая примыкает к зданию с восточной стороны. В остальных палатах проживала братия, а первый этаж использовался преимущественно под мастерские и для хозяйственных целей. Сейчас на первом этаже здания располагаются гостевые кельи, на втором этаже, как и в старину, располагаются покои настоятеля, рабочие и гостевые помещения, на третьем этаже проживает братия.
02.
Пафнутьев-Боровский монастырь

Церковь Святого Митрофания смежная с Палатами настоятеля построена в 1760 году и является одним из поздних сооружений архитектурного ансамбля монастыря. Высота её 30,5 метров. Одноэтажная, но на высоком подклете, одноглавая, с пятигранной алтарной абсидой, церковь завершена восьмигранным глухим барабаном с шейкой, главкой и крестом. В прошлом с трех сторон здания была каменная паперть на столбах, которая из-за ветхости в 1792 году была разобрана. В настоящее время о ней напоминает лишь фрагмент в виде крыльца с южного фасада храма.
03.
Пафнутьев-Боровский монастырь

В подклети имеются две палаты, в одной из которых находится усыпальница настоятелей монастыря. Церковь имела два входа, один – с южной стороны через крытое крыльцо на соединенных арками кирпичных столбах, второй - из настоятельских палат.
04.
Пафнутьев-Боровский монаст

Храм серьезно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Его восстановили и освятили снова только в 1819 г. В 1972 году, когда стали ремонтировать купол церкви, под кровлей обнаружили неразорвавшийся снаряд с времен Великой Отечественной войны. Отступавшие фашистские части производили обстрел местности, один из снарядов угодил в купол храма, но не взорвался. Снаряд пролежал в кровле храма тридцать лет, для его обезвреживания пришлось вызывать саперов. Тогда же в ходе ремонтных работ был укреплен верх церкви, заменена кровля, переделана деревянная лестница, укреплена цокольная часть с северной стороны. 27 июля 1992 года церковь Митрофана освятили, в престол были положены мощи мучеников Хозевитских, начались регулярные богослужения. В 2011 году старую оцинкованную кровлю заменили на медную, здание оштукатурили и покрасили снаружи.
05.
Пафнутьев-Боровский монаст

Примерную дату постройки Храма Пророка Илии (на фото ниже) построенного восточнее от Рождественского собора можно определить по вкладной книге. В ней есть запись за 1670 год о том, что боярыня княгиня Мария Мироновна и ее сын князь Иоанн Борисович Репнин дали пятьсот рублей на строительство каменной церкви с больницей.
06.
Пафнутьев-Боровский монастырь

Храм пророка Илии – одноэтажный, небольшого размера, построенный в форме квадрата, с алтарем, устроенным полукружьем. Строительный материал – тяжеловесный кирпич. К церкви примыкают два помещения, в которых раньше располагались больничная палата и трапезная с небольшой кухней. Все три здания строились не одновременно, что видно по стыкам между ними. Между церковью и больничными палатами устроен “слуховой проем”, заставленный металлической решеткой. Сделано это, очевидно, для того, чтобы больные, находившиеся в палате, могли слышать и видеть церковную службу.
07.
Пафнутьев-Боровский монаст

Северо-восточная часть монастырского двора, где расположены больничные палаты с Ильинской церковью, стала местом захоронения погибших в сражениях в 1610 году. Предание о том, что на этом месте было кладбище, подтвердилось в 1955-1960 годах, когда строили водонапорную башню и рыли траншеи для укладки водопроводных труб. Таким образом, храм пророка Илии с больничными палатами, построенный на костях предков, является своеобразным памятником тем героям, которые сложили свои головы в боях за Родину.
08.
Пафнутьев-Боровский монаст

В воспоминание о печальных событиях 1610 года, когда поляки разорили монастырь и перебили всех его защитников, рядом с храмом пророка Илии установили каменный поклонный крест.
09.
Пафнутьев-Боровский монастырь

С храма пророка Илии началась новейшая история монастыря в конце XX века. После передачи советской властью Пафнутьева монастыря Калужской епархии в 1991 году в обитель вернулись монахи и начали совершать первые богослужения в этом храме. 13 апреля 1991 года состоялось освящение Ильинской церкви с Больничными палатами, в престол были положены мощи Свт. Харалампия, епископа Магнезийского.
10.
Пафнутьев-Боровский монастырь

Рассмотрим Поклонный крест внимательно.
11.
Пафнутьев-Боровский монаст

В нижней части Поклонного креста (слева) мы видим изображение преподобного Пафнутия
12.
Пафнутьев-Боровский монастырь

13.
Пафнутьев-Боровский монастырь

14.
Пафнутьев-Боровский монаст

15.
Пафнутьев-Боровский монаст

16.
Пафнутьев-Боровский монаст

Сторожевая башня.
17.
Пафнутьев-Боровский монаст

Здесь план этой башни покрупнее.
18.
Пафнутьев-Боровский монастырь

Итак продолжаем осмотр Рождественского собора. Это уже южная сторона здания.
19.
Пафнутьев-Боровский монаст

20.
Пафнутьев-Боровский монаст

21.
Пафнутьев-Боровский монаст

22.
Пафнутьев-Боровский монаст

23.
Пафнутьев-Боровский монаст

Над южным порталом изображены святители Пётр и Алексий, митрополиты Московские; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы,  по сторонам – святые Антоний и Феодосии Печерский. Изображения конечно уже с трудом угадываются.
24.
Пафнутьев-Боровский монаст

С восточной стороны крепостной стены находится Братский Келейный корпус.
25.
Пафнутьев-Боровский монаст

Братский Келейный корпус или Юго-восточный Братский корпус значителен по своим размерам и снять его с земли даже с применением широкоугольного объектива довольно затейливое занятие. Но в помощь нам фотокамера квадрокоптера. На фото можно заметить на лужайке перед Братскими кельями контуры снесенного сейчас учебного корпуса школы механизации сельского хозяйства организованной здесь в 1935 г. (в нижней части кадра фото 26).
26.
Пафнутьев-Боровский монастырь

В архитектуре этого здания отражаются три этапа строительства, проходившие с начала до середины XVII века. Корпус юго-восточных братских келий первоначально был трехэтажным, но после пожара и разорения монастыря наполеоновскими войсками в 1812 году третий этаж был утрачен. Протяженность здания составляет около 100 м, изогнутая его форма повторяет изгиб крепостной стены. Помещения как первого, так и второго этажей разбиты на изолированные секции, каждая  состоит из сеней и 1–3 палат. Основной вход в палаты был с главного фасада. С задней стороны располагались выходы во двор либо в каменные "нужные места", примыкающие к корпусу со двора от крепостной стены.  На первом этаже имеются одиночные кельи с двумя входами – с фасада и со двора. Все кельи и сени имеют сводчатые перекрытия. Для того, чтобы их восстановить, реставраторам пришлось проделать очень большую работу, так как в XIX веке сводчатые кирпичные перекрытия как первого, так и второго этажей были разобраны и взамен их сделаны плоские деревянные.
27.
Пафнутьев-Боровский монаст

Очень красивая кормушка для птиц рядом с Братским корпусом.
28.
Пафнутьев-Боровский монаст

С фасада корпус украшался крылечками, лестницами, ведущими на второй этаж. Нижние палаты преимущественно использовались для служебных целей: были здесь мастерские, а в кельях верхнего этажа жила братия. Более древняя часть корпуса – западная (справа на фото ниже), примыкающая к сохранившейся пристройке церкви преподобного Пафнутия.
29.
Пафнутьев-Боровский монаст

В 1983 г. при реставрации северной кельи нижнего этажа юго-восточного корпуса была обнаружена старинная настенная роспись с изображением устройства Вселенной, близкого к известной со второго века по Р.Х. системе Птолемея. По углам всех четырех сводов и на потолке изображены семь планет. Представлены они в виде кругов, диаметром около полуметра, с концентрическими окружностями и секторами, выполненными в красках нежных мягких тонов. Рядом с изображениями планет указаны их названия и расстояния от Земли в тысячах милей. От круга, изображающего самую дальнюю планету Сатурн, по углам кельи опускаются вниз четыре цепи. Надпись, находящаяся ниже планет гласит: "Келию расписывал сей обители иеродиакон Серафим 1824 года февраля 14 дня".

Сейчас, как и в старину, на втором этаже корпуса живет братия, на первом этаже располагаются монастырское издательство и подсобные помещения.
30.
Пафнутьев-Боровский монаст

Надвратный храм преподобного Пафнутия в XVI–XIX вв. находился над монастырскими воротами, через которые проходила основная дорога в монастырь. К храму были пристроены переходы, соединяющие его с зимними настоятельскими палатами и храмом Рождества Христова. Восточная сторона пристройки храма стала стеной пристроенных к ней в XVII в. юго-восточных братских келий.
31.
Пафнутьев-Боровский монаст

Рассмотрим ближе (уже к окончанию моего рассказа) всё что осталось от надвратного Храма святого Пафнутия.
32.
Пафнутьев-Боровский монаст

Проездная Георгиевская башня.
33.
Пафнутьев-Боровский монаст

Юго-восточный братский корпус смежный с фрагментом старой проездной церкви Святого Пафнутия.
34.
Пафнутьев-Боровский монастырь

35.
Пафнутьев-Боровский монаст

Юго-восточная часть крепостной стены вдоль которой и расположен Келейный корпус.
36.
Пафнутьев-Боровский монаст

37.
Пафнутьев-Боровский монаст

Кстати на фото ниже можно заметить вдоль южной стены от Георгиевской башни до Святых Врат что-то вроде японского "Сада Камней".
38.
Пафнутьев монастырь. Сад Камней.

По периметру видны следы похожие на фундамент. Будем надеяться, что это не новый братский корпус, а будет здесь самый настоящий "Сад Камней" для размышлений и неспешной молитвы. Стоящий здесь крест по всей видимости говорит о том, что здесь были монастырские захоронения у западной стороны проездного храма Святого Пафнутия.
39.
Пафнутьев-Боровский монаст

Южная стена монастыря. На дальнем плане Святые Врата.
40.
Пафнутьев-Боровский монаст

Схиархимандрит Власий (Перегонцев) - старец Власий Свято-Пафнутьего Боровского монастыря.

Схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился 8 февраля 1934 году в верующей семье. Его бабушка, будучи схимонахиней, с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии, однако в советское  время это приходилось тщательно скрывать. Обучаясь в Смоленском медицинском институте, будущий священник тайно ходил молиться и прислуживать в Успенский собор. Об этом донесли в ректорат института, после чего начались гонения и травля верующего студента. Тогда он решил оставить учебу и уехать из Смоленска – в Тамбовскую область, в город Козлов, где встретился с отцом Иларионом (Рыбарем) и по его предложению уехал в Закарпатье.

Через несколько лет отец Власий был пострижен в мантию в честь Власия Севастийского и исполнял послушание келейника у своего духовного наставника отца Илариона. Через некоторое время епископ смоленский Гедеон взял его в собор. Начинал свое служение будущий схиархимандрит с уборки алтаря, потом последовательно стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником и наконец келейником владыки Гедеона. Когда в 1972 году епископа Гедеона перевели в Новосибирскую епархию, о. Власий отправился вместе с ним в Сибирь, а некоторое время спустя его направили служить в Тобольск, в Покровский собор.
41.
Старец Власий
Фото -  официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию. См. источники.

С 1980 года отец Власий служил в храмах Калужской епархии (храме в честь вмч. Димитрия Солунского в д. Рябушки; Благовещенском кафедральном соборе города Боровска). В этот период во время тяжелой болезни он принял постриг в Великую схиму с тем же именем – в честь Власия Кесарийского от известного подвижника архимандрита Серафима (Тяпочкина).

С 1991 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий является духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Со временем все больше людей приходило  к нему за духовной помощью. В 1998 году отец Власий покинул обитель Пафнутия – он уехал на Афон, где и прожил среди монахов пять  лет. Затем он вернулся в Боровский монастырь, куда и по сей день за духовной помощью приезжают тысячи прихожан из многих российских городов и зарубежья. К отцу Власию люди приходят по разным причинам: кто-то ищет путь избавления от неизлечимого заболевания, кому-то нужен житейский совет по важному для него мирскому делу, а кто-то ищет духовной поддержки на  жизненном пути. Для каждого посетителя у старца находится простой и доходчивый ответ.
42.
Старец Власий
Фото -  официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию. См. источники.

Попасть к старцу Власию не просто. Прием происходит единственно по желанию (состоянию здоровья) о. Власия. Т.е. дни его приема неизвестны. Приблизительную информацию по приему можно узнавать на привратной монастыря (на проходной) тел. 8-48438-4-37-39. В последние дни телефон не работает. Приезжать нужно на свой страх и риск. Лучше приезжать с расчетом провести несколько дней в монастыре, так как из-за большого количества приезжих не всегда удается попасть к старцу в день приезда. Запись приема не производится. Списка очереди, как было раньше, нет. Принцип живой очереди: люди приезжают – встают в очередь – проходят.
Ну и в заключение этой третьей части моего рассказа - вид сверху Свято-Пафнутьего монастыря с птичего полета - Рождественский собор и Колокольня с Трапезной церковью.
43.
Пафнутьев-Боровский монастырь

Источники:

Официальный сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
Единственное и официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию.

© Vladimir d’Ar, 2018



  • 1
Точно, точно, жаль нет снимков, выложил бы)

  • 1