
Всего 79 фото
В этом заключительном материале о Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре мы внимательно осмотрим Колокольню монастыря, она стоит того чтобы к ней присмотреться. Это и уникальная архитектура колокольни, её история, фрески, Музей русской иконы в подклете колокольни. В общем будет интересно.
Еще один ракурс монастыря с высоты птичьего полета для ориентировки читателя. В верхней части кадра южная крепостная стена со Святыми Вратами.
02.
И первое что бросается в глаза как входишь на территорию монастыря (также как и сильно впечатляет) - монастырская Колокольня в комплексе с Трапезной Церковью Рождества Христова 1511 года постройки.
03.

Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольню возводили по вкладу боярина Константина Щербатова.
Колокольня пятиярусная, с "восьмериком на четверике". Такая форма характерна для середины и конца XVII века.

Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря именно по желанию Константина Щербатова.
05.

06.

Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика.
05.

06.

Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика.
08.

Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение - освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.
09.

В нижнем этаже в прежние времена размещалась братская хлебопекарня, поварня и кладовые. На сегодняшний день восстановительные работы практически закончены: помещения восстановлены, закуплено современное оборудование для пекарни, в ней для нужд монастыря и паломников выпекается хлеб и выпечка по старинным рецептам.
10.
В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях встроены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом.
11.
12.

13.

Херувимы
14.

15.

Высота здания от подошвы до макушки креста составляет около 55 метров.
16.

В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Во втором ярусе размещались ризница и библиотека. В третьем, также квадратном ярусе, были установлены часы боевые с особыми при них колоколами для перечасья. Механизм часов сейчас находится в музее в Коломенском, там же имеется один из сохранившихся колоколов с этой колокольни. Часы функционировали по принципу современных ходиков – две тяжелые гири опускались в шахту, идущую сквозь все три нижних яруса. В наше время циферблат часов сохранился на месте, электронный часовой механизм отмечает каждую четверть часа мелодичным звоном, а каждый час – ударами колокола по числу часов.
16.

В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Во втором ярусе размещались ризница и библиотека. В третьем, также квадратном ярусе, были установлены часы боевые с особыми при них колоколами для перечасья. Механизм часов сейчас находится в музее в Коломенском, там же имеется один из сохранившихся колоколов с этой колокольни. Часы функционировали по принципу современных ходиков – две тяжелые гири опускались в шахту, идущую сквозь все три нижних яруса. В наше время циферблат часов сохранился на месте, электронный часовой механизм отмечает каждую четверть часа мелодичным звоном, а каждый час – ударами колокола по числу часов.
Верхние два яруса предназначались для звона, причем колокола размещались в нижнем восьмигранном ярусе. Для усиления звука использовались слухи (иначе голосники) – глиняные полые сосуды, вмурованные в своды и стены отверстиями внутрь помещения. В описи 1859 года упоминается наличие девяти колоколов. В 1932 г. по распоряжению "товарища Баранова" с колокольни сбрасывают колокола, среди которых и колокол, отлитый через 11 лет после смерти прп. Пафнутия. До наших дней сохранился один колокол, который сейчас является экспонатом Коломенского музея. И только в 1992 году Русско-Американская компания "ЛТД Коди" подарила монастырю 16 новых, отлитых в Москве колоколов. На самом большом из них, весом 750 кГ, читаем слова: "Колокол отлит благотворением Поскотинова Владимира Кондратьевича и семьи Джерри Радный - Черри, Коди, Линн Джерри для Рождества Богородицы Пафнутьевой Боровской обители. По благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента".
18.
19.

С момента возобновления монашеской жизни в обители началась реставрация трапезной и колокольни. Сначала укрепили фундаменты, при этом, поставленные 100 лет назад к западной стене трапезной контрфорсы, были реставраторами за ненадобностью разобраны. В отремонтированных помещениях в подклете колокольни размещается Музей русской иконы (открыт и освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом в 2012 году). Мы его ещё осмотрим.
20.
Перед нами на фото выше справа - вход на первый уровень колокольни (это часть бывшей паперти). Никто туда не приглашает и видимого повода зайти вроде бы и нет, однако проявив долю любопытсва и почтения зайдя туда по высокой древней кирпичной лестнице можно увидеть восхитительную роспись западной паперти Рождественской церкви в Пафнутьев-Боровском монастыре. Фрески скорее всего готовятся к реставрации и не совсем сейчас презентабельны для лицезрения, но мы с вами все же внимательно и неторопливо их рассмотрим. Информации об этих росписях в источниках совсем мало поэтому комментировать я почти ничего не буду, да вообще, стоит ли комментировать саму роспись по сути?! Думаю, нет. У каждого возникнет свой уникальный отклик - дело лишь в том, чтобы дать такую возможность читателю Ну, засим и начнем осмотр фресок.
С северной и южной сторон к трапезной примыкают паперти. Северная паперть вошла в массив построенной в XVII веке колокольни. Ведет в трапезную с северной стороны широкая кирпичная лестница с высокими, непривычными для современного человека ступеньками. Этот же вход (на фото ниже) с западной стороны колокольни.
21.

22.

Здесь на сводах, стенах и столбах сохранилась та самая фресковая живопись XVII века. Живопись сильно пострадала от пожара в 1812 году, после чего не поновлялась, а только забеливалась. Художники-реставраторы в 1970-1975 годах провели исследование сохранности росписи и пришли к выводу, что она представляет большой интерес и подлежит реставрации.
23.
Есть здесь лестница (вход) ведущая на паперть и с северной стороны четверика (условно) колокольни.
24.

25.

Дверь в трапезную.
26.

Нижняя часть стен расписана орнаментом, над нею изображены почти в натуральную величину фигуры святых, а выше по своду изображены поясные фигуры в кругах, перевитых виноградными лозами.
27.

28.

Северо-восточная часть паперти. Именно с этого места и сделана основная часть снимков фресок.
29.

Западная часть паперти. С паперти вверх устроена лестница (на фото ниже) , ведущая в бывшие монастырскую библиотеку и ризницу, и далее – на верх колокольни.
30.

Лестница что "у окна" ведёт сейчас в помещение для облачений священнослужителей.
Это потом я узнаю, что она обеспечивает доступ еще и на колокольню, но интуитивно тогда не захотелось углубляться в недра внутренней монашеской жизни...
31.

32.

33.

34.

...да монастырские послушники сновали тут и там...
35.

36.

37.

38.

Представляете, как это всё впечатляюще выглядело в старые добрые времена!?)
39.

40.

На фото выше - дверь в трапезную как укзывалось и ранее. Вот так трапезная выглядит внутри сейчас (фото ниже). Впечатляет она своими древними сводами, правда? Легкого доступа туда для нас сейчас нет к сожалению.
Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна. Все это способствует хорошей естественной освещенности помещения. Если в настоящее время при строительстве жилых и бытовых помещений соотношение световой площади окон к площади пола берется как 1:3–1:6, то в трапезной оно составляет 1:50! И в то же время за счет конструктивных особенностей окон и использования отраженного света в помещении достаточно светло.
41.
Фото их архива Свято-Пафнутьева монастыря
В трапезной замечательная акустика: своды отражают и направляют звук так хорошо, что даже если что-то тихо сказать в одном углу, то слова будут отчетливо слышны в противоположном. Есть ещё одна особенность этого здания: ни в одном из его помещений отопительных печей в прошлом не было. Теплый воздух с первого этажа, где были хлебопекарня и поварня, по каналам в стенах прогревал верхние палаты. Тепла хватало, чтобы церковь и трапезная функционировали круглый год. Подобный вид отопления сейчас называют калориферным.
Росписи слева от двери ведущей в трапезную.42.

43.

44.

Теперь мы вскоре осмотрим интереснейший "Музей русской иконы" Свято-Пафнутьева монастыря. На фото ниже вход в этот музей - с восточной стороны паперти колокольни. Кстати вход в колокольню в правой части поля кадра (на фото ниже) оформленный контрфорсами и есть второй северный вход на паперть "с росписями".
45.
На северной стороне церкви Церкви Рождества Христова что примыкает к трапезной с востока даже сохранились фрагменты фресковой внешней росписи. Постройка славилась настенной живописью, а на северной стене храма ее можно даже увидеть, она крайне редко сейчас встречается.
46.

Осмотрим внимательно колокольню и Трапезную Рождественскую церковь с восточной стороны.
И здесь тоже есть чем восхититься и уделить внимание деталям.
47.

Как мы помним, Храм Рождества Христова с трапезной – самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители, время его постройки относится к 1511 г. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля (на фото выше).
48.
Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников.
49.
Одноглавая Рождественская Церковь на первом плане на фото ниже.
50.

Колокольня
51.

52.

53.

Четверик колокольни (фрагмент паперти) с востока. Вход в музей справа (на фото ниже).
54.

Уделим ещё внимание изразцам Степана Полубеса уже с восточной стороны колокольни.
55.

56.

57.

Вот теперь настал черед и Музея русской иконы. Войдем под его древние своды (в подклеть).
Над входом в одно из помещений музея сохранилась уникальная фресковая живопись XVI века - Спас Нерукотворный (на фото ниже).
В первом помещении музея представлены композиции касающиеся истории Свято-Пафнутьев Боровского монастыря - здесь старые фото монастыря, некоторая богослужебная утварь, найденная на территории монастыря в период реставрационных работ XX века, а также можно увидеть место заточения знаменитого старообрядческого деятеля - протопопа Аввакума.
58.
Любопытное помещение - монашеская келья-темница. В 1525 году после собора в монастырь на шесть лет ссылают ученика Максима-Грека - Афанасия, где он и сидел в заключении. А вскоре и самого Максима-Грека также ссылают в Исифо-Волоцкий монастырь по обвинению "в порче" священных книг и "шпионаже в пользу турции") Реально же ему приписывают противодействие разводу и второму браку Василия III, который несмотря на общее осуждение, все же женился на Молодой Елене Глинской.
59.

Также в Пафнутьев монастырь дважды ссылают протопопа Авакуума после собора с 1666 по 1667 года - с 9 марта по 12 мая 1666-го и 5 сентября по 30 апреля следующего года. Так что именно так и выглядела камера опального священнослужителя.
60.

Экспозиция первого зала.
61.

62.

63.

64.

65.

Здесь же можно увидеть фрагменты надмогильных камней некрополя монастыря найденных археологами.
66.

67.

68.

Во втором сводчатом помщении подклети собственно и разместился Сам "Музей Русской Иконы" - здесь по возможности представлены Иконы из ризницы монастыря.
69.
70.

Свод подклети музея.
71.

Икона "Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа" (Спас Нерукотворный с ангелами и предстоящими) (фото ниже).
Справа на фото ниже - образ Пафнутия Боровского. XXI век. Оклад XVII века этой иконы был найден в одном из прудов при их очистке.
72.

Образ Пресвятой Богородицы Казанской. XVIII век.
73.

74.

75.

Образ преподобного Сергия Радонежского (из иконостаса придела святого Пафнутия в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы).
76.

Экспонатов очень много и надо сказать как интересных так и удивительных. Оставим детальный их осмотр для тех кто сюда-таки попадет - незабываемое впечатление обеспечено однозначно кто интересуется русской историей и в теме .
77.

Посещение музея платное - пожертвование 100 руб. и оно того безусловно стоит.
78.

Ну, что же - вот мы и закончили осмотр Свято-Пафнутьевого Боровоского монастыря.
Монастырь "живой", намоленный, ощущение от пребывание в нем всецело позитивное по всем возможным вариантам оценок и впечатлений. Осталось только пожелать читателю добраться сюда. Вот уж где советую обязательно побывать и именно от души!
79.

Источники:
Официальный сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
© Vladimir d’Ar, 2018
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →