Всего 55 фото
ВДНХ! Для меня как мальчишки в своё время это слово звучало загадочно и восторженно. Хорошо помню удивительную атмосферу ВДНХ начала 70-х. Это действительно была Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР. Там всегда ощущался настоящий Праздник; ты как будто бы находился в удивительном приключении и можно сказать, даже в своей мечте. Попасть на ВДНХ, а тем более стать лучшими в своей профессии действительно было стремлением очень многих в нашей стране в тот давний период. Конечно же в то время уже не было той волшебной атмосферы как скажем, в киноленте "Свинарка и пастух", но ВДНХ тянул к себе и побуждал снова и снова окунуться во Всё Самое Хорошее. Помню, я даже говорил родителям, что иду "гулять на улицу", а сам ехал на ВДНХ, покупал в многочисленных кассах выставки детский билет за 10 копеек и с наслаждением гулял по теннистым аллеям где отовсюду звучала воодушевляющая музыка из стилизованных "под колосья" многочисленных многометровых акустических колонн установленных вдоль аллей выстаки. Заходил с замиранием сердца в многочисленные павильоны похожие на античные дворцы как внешне так и внутренне. Тогда еще можно было увидеть в боковых специализированных павильонах породистых пятнистых буренок, огромных хрюкающих свиноматок, пушистых барашков, породистых лошадей, в аквариумах стерлядь и ручного осетра "Андрюшу") А мороженое!?) Ну, а павильон "Космос" завораживал и побуждал стать в будущем конечно же космонавтом!) Наверное эти самостоятельные путешествия на ВДНХ стали одними из самых сильных и запоминающихся позитивных впечатлений моего детства. Потом ВДНХ стала меняться и превращаться в место "для отдыха трудящихся", а после "перестройки" так и вообще превратилась в дешевый грязный рынок став безлико называться ВВЦ. Былое очарование ВДНХ исчезло. Более того появляться здесь совсем не хотелось, там ощущался явный дискомфорт. Храмы сталинского ампира и светлого будущего ветшали и разрушались - коммерция делала своё темное дело. Именно поэтому я уже последние несколько лет и не ездил на ВДНХ, может быть просто не хотел портить детских наивных но прекрасных в своей чистоте впечатлений!?)
Однако, время приходит. Москва все же меняется и в лучшую сторону. Совсем недавно в ЖЖ было множество постов о масштабной реконструкции на ВДНХ. Это воодушевляло. И наконец, когда один из моих друзей по ЖЖ совсем недавно позвонил с ВДНХ и сказал, - тебе надо здесь побывать, все вокруг становится очень красивым и честным. Это и стало тем последним аргументом - я решил отправиться на ВДНХ и увидеть все что изменилось своими глазами, тем более стояла прекрасная летняя августовская погода. Таким образом этот материал станет для меня неким этапным относительно самой выставки вообще. Я попробую на контрастах увидеть все то что стало и сравнить с тем что было в далеком счастливом детстве) И мы сделаем это вместе с вами. Материал я разделил на две части и вот почему. Человек в привычном состоянии восприятия быстро перегружается внешней информацией и перестает принимать детали из внешнего мира, а впечатления которые хочется передать довольно насыщенны. Именно поэтому и будет две не очень большие части (по моим меркам) примерно по 50-55 фото в каждой. Ряд примечательностей на выставке я буду представлять с разных ракурсов и именно так как мне хотелось бы рассмотреть их для себя. Ну а теперь, отправимся в на новую ВДНХ, выставку достижений (или уже похоже глобальный центр отдыха и развлечений) возрождаемую в XXI веке.
Выставка достижений народного хозяйства представляет собой комплекс зданий, построенный с преимущественным использованием принципов симметрии. Большинство павильонов построено в период с 1950 по 1954 год, уже при послевоенной реконструкции выставки. При этом часть сооружений сохранилась с выставки 1939 года, а часть построена уже после 1954 года. В ноябре 2013 Указом Президента РФ 69,75 % акций ОАО «ГАО ВВЦ» были переданы Правительству Москвы, которое стало при этом 100 % собственником акционерного общества. Сейчас этот выставочный комплекс вновь называется ВДНХ.
Главный вход был построен в 1951-1954 годах в ходе послевоенной реконструкции выставки (изначально главным являлся нынешний Северный вход). Он представляет собой триумфальную арку, которая, помимо украшения главного входа на выставку, также символизирует победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Автором проекта стал архитектор Иннокентий Мельчаков. Арка оформлена в стиле сталинского ампира. Состоит из шести пар колонн, завершённых антаблементом, и открывает перспективу Центральной аллеи ВДНХ. В этом году закончена реставрация арки. Арка Главного входа является одним из наиболее узнаваемых сооружений ВДНХ, и к 75-летию выставки стала её символом, будучи изображена на её официальном логотипе. Раньше вход на выставку был платным и под аркой были установлены высокие металлические литые фигурные решетки. Сейчас вход на выставку свободный и решетки убраны.
02.
На фризе над центральным проёмом арки расположен барельеф с изображением герба СССР в окружении знамён. Венчает арку скульптура "Тракторист и колхозница" (скульптор - Сергей Орлов), олицетворяющая промышленность и сельское хозяйство. Люди, изображённые в скульптуре, держат над головой (тракторист - обеими руками, колхозница - одной) сноп колосьев. Скульптура выполнена из бетона (за исключением латунного снопа колосьев), и облицована золотой смальтой. С учётом скульптурной композиции высота арки Главного входа составляет 32 метра.
03.
К арке также пристроены два симметричных крыла, образующих полукруг. В этих крыльях как раз и находились те самые многочисленные билетные кассы на ВДНХ.
04.
Мы на территории ВДНХ. Всё вокруг красиво и приятно глазу.
Те самые глобальные для выставки акустические колонны оформленные внешне как пшеничные снопы. Используются они по своему назначению и по сей день.
06.
Новое монументальное здание Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было построено в 1954 году по проекту академика Щуко и Е.А Столярова как новая архитектурная доминанта ансамбля площади колхозов. От Главного входа к Главному павильону ведёт аллея 14 чугунных фонтанов. Павильон выдержан в традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
07.
Авторами использовался архитектурный принцип работы над Дворцом Советов - пропорции, рассчитанные на восприятие с дальних точек, лаконизм деталей, а также ступенчатость композиции. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золочёным шпилем со звездой. Скульптура "В.И. Ленин", которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой "И.В. Сталин", стоявшей справа до 1962 года.
08.
В 1964 году павильону было дано название "Центральный".
10.
Надо сказать, что несмотря на фактически завершенную реставрацию Главный павильон еще кое-где закрыт строительными полотнищами. Но выглядит он уже очень и очень празднично.
11.
Доступа в павильон сейчас пока нет.
12.
Кстати, 1 сентября со стороны Главного павильона "смотрящего " на фонтан "Дружбы народов" проходил большой детский праздник. Стоит упомянуть, что организованы все мероприятия на ВДНХ сейчас очень качественно. Посетитель не остается предоставленным самому себе. Дети явно бы потянули своих родителей на это представление. И вообще, вся территория ВДНХ заполнена отдыхающими людьми, ощущался полный комфорт и свобода. Точек по организации отдыха много. Очень хорошо! Добавлю ещё для ощущений - вокруг разлит совершенно удивительный и приятный аромат цветов! Неожиданно! О цветах и клумбах во второй части.
13.
Главная тема именно этого поста - Фонтан "Дружба Народов".
14.
Фонтан "Дружба народов" - главный фонтан и один из основных символов ВДНХ. Создан к открытию ВДНХ в 1954 году по проекту Константина Топуридзе и Г. Д. Константиновского. Расположен на Центральной аллее, на площади Дружбы народов (до 1954 года - площади Колхозов), рядом с Главным павильоном. Конструкцию и гидротехническую часть фонтана создал инженер В.И. Клявин, за разработку электротехнической части отвечала проектная контора "Моссветпроекта". Декоративно-скульптурное оформление поручили бригаде скульпторов в составе З.В. Баженовой, Алексея Тенеты, Иосифа Чайкова, Константиновский и Зои Рылеевой, сноп лепил В.П. Гаврилов. Мозаичные работы выполнены в мастерской Академии художеств СССР. В проекте фонтан разрабатывался как "Главный фонтан", на этапе строительства его называли «Золотой сноп». И только перед самым открытием ВНДХ его назвали "Дружба народов", но имя автора идеи не сохранилось.
15.
В центре большого восьмигранного бассейна - 81 на 56 метров - размещён овальный фонтан. На ступенчатом красногранитном основании установлен чашеобразный сноп из пшеницы, технической конопли и подсолнухов. Сноп высотой 7,4 метра изготовлен из медных листов, выколоченных по металлическим формам. Его окружают 16 женских скульптур, выполненных из бронзы и после покрытых сусальным золотом. На момент запуска 8 насосов мощностью 575 кВт, расположенных прямо под снопом, поддерживали одновременную работу 800 водяных струй, которые постоянно меняли композицию. Продолжительность замкнутого цикла составляла полтора часа. С ветшанием фонтана его работу упростили.
16.
Шестнадцать женских статуй фонтана символизируют 16 Союзных республик - вплоть до 1956 года существовала отдельная Карело-Финская ССР, затем включённая в состав РСФСР. Каждая из девушек-республик одета в национальный костюм и держит различные фрукты или растения: например, Россия с косой на голове держит пшеницу, Украина стоит в венке, а Белоруссия запечатлена в повязанной косынке и с яблоком в руке. Если смотреть на фонтан от Главного павильона, то на переднем плане стоят три славянские республики (слева направо: Украина, Россия, Белоруссия).
Россия
17.
Украина
18.
Белоруссия
19.
Доподлинно известны имена лишь трёх натурщиц этих скульптур: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян (эст.) русск., туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова - грузинка Родам Амирэджиби.
По часовой стрелке скульптуры выстроены в такой последовательности: РСФСР; Украинская ССР; Узбекская ССР; Грузинская ССР; Литовская ССР; Латвийская ССР; Таджикская ССР; Туркменская ССР; Карело-Финская ССР; Эстонская ССР; Армянская ССР; Молдавская ССР; Киргизская ССР; Азербайджанская ССР; Казахская ССР; Белорусская ССР.
Расположение скульптур не совпадает как с расположением павильонов республик на выставке, так и с алфавитной последовательностью. В действительности порядок был скопирован с Герба СССР, который, в свою очередь, опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.
21.
22.
23.
24.
Кстати, одним из декоративных украшений центральной фигуры фонтана - снопа является конопля) Раньше конопля кстати не имела такого двусмысленного значения) На территории России коноплю выращивали уже в IX веке. Конопля культурная, или посевная, выращивалась для получения волокна, из которого изготовляли ткани.
25.
На дальнем плане павильон "Космос" и немного ближе павильон "Украина" (Земледелие). Мы их осмотрим также во второй части.
26.
Павильон Узбекской ССР ("Культура")
Павильон "Культура" - 66-й павильон ВДНХ, построенный в 1954 году как павильон "Узбекская ССР". Название "Культура" он получил в 1964 году.
27.
Павильон был построен в 1951-1954 годах по проекту архитектора Стефана Полупанова в стиле сталинского ампира с мотивами узбекского национального зодчества. Его возвели на месте разобранного к тому моменту довоенного павильона Узбекской ССР, построенного тем же архитектором в 1939 году.
28.
Здание павильона "Культура" белого цвета, в плане представляет собой букву П и обращено двором к парадному входу. Боковые фасады украшены колоннадами и лепниной с мотивами традиционного узбекского декоративно-прикладного искусства, объединённого с советской символикой, а также растительными орнаментами, имитирующими хлопок. По центру установлена ротонда на тонких колоннах в национальном стиле, по высоте превосходящая павильон.
29.
Внутри, а также с двух сторон от ротонды расположены фонтаны. На фасаде по бокам от главного входа размещались панно, посвящённые гидротехническим сооружениям Узбекской ССР - Большому Ферганскому каналу и Чирчик-Бозсуйскому каскаду ГЭС. До настоящего времени они не сохранились. Экспозиция Узбекской ССР состояла из нескольких разделов, посвящённых различным отраслям хозяйства республики: хлопководству, каракулеводству, шелководству, садоводству, виноградарству, животноводству, сельскохозяйственным культурам и Каракалпакской АССР. Около заднего фасада располагался магазин "Узбеквино" и ресторан "Узбекская чайхана". В 1966 году тематика павильона была изменена, и он получил название «Культура», став площадкой для выставок советского искусства и концертов.
30.
Павильон хоть и отреставрирован, но также пока огражден щитами.
Перед фасадом однако есть пара больших газонов вот с таким вот цветами цвета лаванды - там можно еще пока поснимать живых полевых бабочек)
31.
У левого крыла павильона расположен фудкорт, можно иметь его ввиду.
32.
За павильоном на боковой аллее можной найти любопытный малый павильон где как раз и находился магазин "Узбеквино" и ресторан "Узбекская чайхана".
33.
34.
35.
36.
А рядом с ним неидентифицированный мной павильон. Сейчас здесь "Дом Бабочек".
37.
Вернемся к фонтану "Дружба народов". непосредственной видимости от фонтана находится еще ряд павильонов.
38.
Начнем пожалуй с бывшего павильона "Атомная энергия". Это 71-й павильон ВДНХ. В 1959-1963 годах носил название "Промышленность РСФСР". Павильон был построен в 1952-1954 годах коллективом московской архитектурной мастерской ГПИ "Горстройпроект" - Рубеном Бегунцем и С.И. Никулиным. Предполагалось разместить в нём экспозицию Центрального Черноземья, но в итоге решение было изменено в пользу экспозиции "РСФСР". Павильон построен в стиле сталинского ампира, его центральный фасад украшен портиком из шести коринфских колонн и завершён скульптурной композицией из герба РСФСР по центру (впоследствии заменён гербом СССР) и рогов изобилия по краям.
39.
40.
Внутри лоджии портика вогнутую полукруглую стену украшает фреска "Народы России построили социализм" (художники Оксана Павленко и Б.Ф. Уитц). На росписи изображены торжествующие люди разных профессий и национальностей, населяющих РСФСР, а также некоторые узнаваемые сооружения, расположенные в республике (к примеру, шлюзы Волго-Донского канала, здание МГУ).
41.
К боковым фасадам павильона пристроены декоративные ротонды, над которыми расположены скульптуры тракториста и колхозницы (авторы - Павел Бондаренко, П.В. Кениг). Фризы здания украшены лепниной с узорами на сельскохозяйственную тематику. Что интересно в этом здании будет размещен новый офис "Мои документы") Соответствующая табличка уже красутся на фасаде павильона со стороны фонтана.
42.
Левее от павильона "Помышленности РСФСР" - еще два - "Армения" и "Карелия".
43.
Павильон "Армения" (№67) был построен в 1952-1954 годах по проекту архитекторов Р.Р. Кликса и В.М. Таушканова, и изначально носил название "Сибирь". Здание в плане представляет собой шестиугольник. Центральный фасад выделен высоким шестиколонным портиком. Над каждой из шести колонн размещены барельефы с изображениями охотника, механизатора, колхозницы, животновода, агронома и шахтёра. Увенчан главный фасад скульптурной композицией с изображением снопа и рогов изобилия.
44.
По изначальному проекту портик должен был стать воротами во внутренний двор, от которого в итоге было решено отказаться для увеличения экспозиционной площади павильона: двор был перекрыт куполом и стал центральным залом павильона.
45.
46.
Павильон «Карелия» - здание, построенное в 1954 году как павильон «Карело-Финская ССР» для экспозиции достижений КФССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В начале 1950 года победителем всесоюзного архитектурного конкурса павильона "Карело-Финская ССР" стал проект, разработанный молодым архитектором архитектором из Петрозаводска Фаридом Рехмуковым, при участии архитектора А.И. Резниченко. Павильон представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное здание с 6-колонным портиком на главном фасаде. Архитектурный облик павильона решён в стиле традиционной карельской избы.
47.
Колонны облицованы гранитом и шокшинским малиновым кварцитом с медными капителями. Скульптурные группы деревянного резного фронтона (скульптор Лев Кардашев) символизируют главные отрасли экономики республики - лесную промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство. Фронтон венчает щит, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (скульптор Б.А. Орлов), заменённый на герб РСФСР в 1957 году в связи с упразднением КФССР. Средние пролёты лицевого фасада остеклены, главный вход представляет собой резные деревянные двери и портал с изображениями на них фигурок птиц и белок в орнаменте из еловых ветвей (скульптор Н.И. Чижов).
48.
49.
Павильон «Народное образование» - второй павильон ВДНХ, построенный в 1951-1954 годах. Изначально носил название "Северный Кавказ", в 1959-1963 годы - "Наука", в 1964-1966 годах - "Космос". Павильон был построен по проекту архитектора С.Н. Полупанова в 1951-1954 годах под названием "Северный Кавказ". При этом, вопреки названию, в архитектурном облике здания отсутствуют какие-либо кавказские мотивы, и здание было спроектировано в стиле сталинского ампира с подражанием постройкам города-курорта Сочи. Позади него открылось кафе "Нива", выстроенное по типовому проекту архитектора Л.И. Мариновского. Павильон и кафе рассматривались как единое целое.
Павильон в плане имеет форму буквы П, и главный фасад дополнен выходящей за пределы основного объёма колоннадой, образующей зал под открытым небом. Сверху здание увенчано аркадой. С задней стороны пристроен зимний сад, который в настоящее время не используется по назначению. Основной мотив декора здания - колосья и пятиконечные звёзды. Павильон также находится рядом с Главным павильоном и фонтаном "Дружба народов".
50.
Павильон "Стандарты" - десятый павильон ВДНХ, построенный в 1952-1954 годах. Изначально носил название "Молдавская ССР". Архитектурный облик павильона являет собой сочетание сталинского ампира с молдавскими национальными мотивами.
51.
Рядом с павильоном №10 находится строящийся павильон "Казахстан". Первый павильон, посвящённый Казахской ССР, был построен из дерева ещё в 1937 году по проекту архитектора Ф.П. Костенко. Однако после войны этот временный павильон был разобран. Новый, теперь уже постоянный павильон Казахской ССР, был построен в 1949-1954 годах по проекту архитекторов И.М. Петрова, И.В. Куприянова и Т.К. Басенова. Архитектурный облик павильона отражал мотивы казахского национального зодчества и по своему композиционному решению напоминал среднеазиатские мавзолеи. В 1964 году, при переходе выставки на отраслевой принцип показа, павильон получил название «Металлургия», соответствующим образом изменив тематику своей экспозиции. В 2017 году Главгосэкспертиза России одобрила проект реконструкции и реставрации павильона, предусматривающий восстановление первоначального объёма и планировки здания, в том числе воссоздание стеклянного купола над главным выставочным залом. В том же году в процессе реставрации на фасаде павильона были обнаружены барельефы 1954 года, которые планируется воссоздать до первоначального состояния.
52.
Выставочный центр профсоюзов на ВДНХ - двенадцатый павильон ВДНХ, построенный в 1987 году. До 1992 года носил название "Советские профсоюзы". Существующий павильон построен в 1987 году по проекту архитектора Владимира Кубасова в стиле советского модернизма. Изначально этому павильону планировалось присвоить название "Труд и отдых", но при окончании строительства он был назван «Советские профсоюзы». Здание представляет собой массивный куб, облицованный светлым и тёмным мрамором. Все четыре фасада выглядят как сплошная стена с двумя вертикальными прорезями окон.
53.
Справа от павильона №12 - павильон №13 "Здравоохранение", построенный в 1939 году для экспозиции Армянской ССР, являясь одним из немногих павильонов, сохранившихся от довоенной выставки. В 1964-1966 был занят экспозицией «Пищевая промышленность», а с 1967 года - "Здравоохранение".
54.
Фонтан "Дружба народов" на ВДНХ
55.
Продолжение прогулки по ВДНХ 2018 года смотрите во второй части.
Источники:
Жуков А.Ф. Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. - М., 1995.
Зиновьева, О.А. Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. - М.: Центрполиграф, 2014.
Нефедов П.В. Путеводитель по ВДНХ. - М., 2014.
Рогачёв, А.В. Великие стройки социализма. - М.: Центрполиграф, 2014.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 2
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →