?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Клину
vladimirdar
Всего 50 фото

Одним из откровений этого лета-2018, а может быть уже и осени, была именно эта Церковь Успения Пресвятой Богородицы в городе Клин. Белоснежный храм на ярком солнце и фоне голубого неба выглядел удивительно гармонично и тепло. Вокруг ощущалось смиренная благодать и спокойствие как будто время остановилось - прекратило свой суетливый земной бег. Считаю для себя большой удачей посетить в Клину именно это место где когда-то находился небольшой Успенский монастырь с каменной соборной церковью. В этой церкви между прочим был окрещен еще новорожденным младенцем Петр Первый (отмечу правда и две другие версии его крещения ниже), здесь бывал П.И. Чайковский. В общем, давайте ознакомимся с этой церковью и ближайшими окрестностями. Будет много фотографий. Казалось бы, а что тут снимать - сделал три-четыре фото храма и достаточно. Но для меня, этого уж точно не достаточно - мы увидим храм с разных ракурсов, в разных приближениях, зайдем внутрь и также будут виды с квадрокоптера. Так что после просмотра этого материала как мне представляется вам останется только уже воочию самим увидеть это удивительное место)
Учреждение монастыря. Первая в городе каменная церковь

Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва – Тверь и Волоколамск – Дмитров.
02.

Панорама Клина. Вид на центр города с востока и старую долину р. Сестра.

Городище было совсем небольшим – 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина земляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размещение посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединенный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде.Деревянный храм, а впоследствии Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие стороны приятный вид простирается». Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.
03.

Успенский храм г.Клин (до полной реконструкции). Худ. Е. Михайлова

Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.
04.


Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».
05.


Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.
06.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только оной жертвы в Клину – некоего каменщика Ионы.
07.


Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор с построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.

Красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
08.


Успенская церковь представляла собой небольшое одноглавое сооружение на четырёх столпах с угловыми арками. В первой половине XIX века к церкви были пристроены трапезная и колокольня. В это же время южный и северный фасады храма получили классические портики в западноевропейском стиле (см. фото 03). Здание в целом выполнено в простом провинциальном стиле. Над куполом поставлена дополнительная шейка с маленькой главкой.
09.

В архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Петр Первый.

Петр Первый родился 29 июня в день Святых Петра и Павла. Отмечу справедливости ради и две другие версии его крещения - Царевич был (официально) крещён в Чудовом монастыре (по другим данным в храме Григория Неокесарийского, в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым) и наречён Петром.
10.


11.


12.


13.


Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель.
14.


Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня. Архидиакон Павел писал: «Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии... занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин».
15.


16.

Южный портал

17.


18.

Настенная икона "Успение Пресвятой Боргородицы"

Документ 1685 года сообщает, что «подле города Клина на посаде монастырь Успения Пресвятой Богородицы». В документе 1709 года говорится о двух храмах на территории монастыря: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том монастыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф». Документ 1715 года упоминает священнослужителей монастыря: «игумен Иоасаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет». В документах за 1624, 1646, 1678 и 1710 годы сообщается, что монастырь владел деревней Прасолово (в современной транскрипции – Праслово), находящейся к северу от обители за р. Сестрой.
19.

Земля древнего Успенского монастыря

20.


Зайдем внутрь храма.

Примечательных фресок (а точнее уж, никаких) в церкви не сохранилось. Однако сама архитетктура древнего храма захватывает. Стоит только поднять глаза и ты начинаешь ощущаеть связь времен...
21.

Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы – Спасителя и Божией Матери – были созданы руками прихожан.
22.


Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери «Феодоровская», вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни храма – частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона
23.


Икон очень много. Энергетика храма добрая чистая светлая.

Как человека снимающего на фотокамеру, меня встретили с принятием, радушно и разрешили снимать к моему удовольствию. Так что я не фотографировал украдкой как часто приходится, скрывая наличие фотоаппарата от служителей.
24.


25.


26.


27.


28.


Старая и почитаемая храмовая икона "Успение Пресвятой Богородицы".
29.


30.


31.


32.


Продолжим осмотр храма снаружи обходя его по часовой стрелке.
33.

Упразднение монастыря

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 – за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.
34.


Вот как описано состояние монастыря в тот период:

В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался. При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом.

Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны».
35.


Территория обители занимала площадь 153 х 64 кв.м. и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 метров. Непосредственно к монастырю примыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления «Описи» не имелось. Рядом с монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саженей, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. «При оном монастыре, как в городе, так и за городом, дворов и садов никаких не имеется», не было замечено и никакого начатого строительства. Подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло.
36.


37.


Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского.
38.


39.


В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и деревянная часовня в д. Белавино. Приход церкви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево. С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.
40.

Северный портал

41.


Закрытие и возрождение храма
В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!
42.


В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962–1967 годах под руководством известного архитектора Н. Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.
43.
Апсиды храма

Добавлю солнечного осеннего настроения)
44.


45.


В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы. В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела «голос».
46.


11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
47.


В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней в XVIII–XX веках.
48.


Южный портал храма
49.


50.


 Источники:

Официальный сайт Храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Клин Московской области. Раздел "О Храме".

Благодарю durasik за организацию этого замечательного чрезвычайно насыщенного путешествия по северо-западу Московской области.


© Vladimir d’Ar, 2018


  • 1
Пожалуйста! Я тоже его первый раз увидел!

  • 1