?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Выставка Архипа Куинджи в Третьяковке или Лунный Свет над Днепром
vladimirdar
Выставка Архипа Куинджи - 001 (1 из 1)_новый размер.jpg
Всего 42 фото

Посчастливилось мне побывать на выставке «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее. До сих пор осмысливаю свои глубокие впечатления. Выставка превосходная во всех смыслах, побывать обязательно стоит. Не буду подробно распространяться о творчестве художника и его работах потому как главное - передать именно свои визуальные и эмоциональные впечатления. Картин Куиинджи на выставке очень много (около двухсот), работы разноплановые, разных форматов и жанров. Под проведение выстави выделено несколько экспозиционных залов в Инженерном корпусе Третьяковки. Хоть я и сфотографировал все работы, но выложить их совершенно неблагодарное занятие хотя бы потому, что фотографии картин Куинджи экспонируются в полумраке, съемка с рук и высокие шумы на фото не дадут передать глубочайшие и нежнейшие оттенки кисти великого мастера. Это нужно видеть только своими глазами и никак не иначе. Поэтому этот материал будет скорее моим общим впечатлением для того чтобы читатель (зритель, потенциальный посетитель) мог для себя представить все воочию, и в общем, ощутить эффект присутствия. Если этот пост инициирует посещение выставки Архипа Куинджи то свою задачу он выполнил. Итак, приступим.

Выставочный проект «Архип Куинджи» подготовлен Государственной Третьяковской галереей к 175-летию со дня рождения одного из величайших русских пейзажистов второй половины ХIХ века. Современник В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, М.К. Клодта, он сумел иначе взглянуть на природу, найти в ней таинственную, притягательную красоту, что способствовало появлению символического пейзажа. Куинджи особенно привлекали сюжеты, в которых можно было передать яркие световые природные эффекты - манящую тайнами лунную ночь, огненные закаты, жар полуденного солнца. Объектами его интереса становились земля, море, горы, небо, но, главным образом, пространство, воспринимаемое как основная категория мироздания. Картины мастера располагают к философствованию, вызывают музыкальные и поэтические ассоциации.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи все же называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
02.
Выставка Архипа Куинджи - 003 (1 из 1)_новый размер.jpg

Биография Куинджи уникальна. Художник совершил стремительное восхождение от жизни безграмотного мальчика-подпаска из бедной мариупольской семьи до статуса уважаемого профессора Академии художеств, статского советника, владельца трех доходных домов в Петербурге. Обладая неплохими коммерческими способностями и совершив выгодные сделки с недвижимостью, Куинджи со временем стал состоятельным человеком. Заработанные средства он щедро раздавал на благотворительность. В 1910 году пейзажист составил завещание, по которому весь свой капитал в 421 800 рублей и 228 десятин земли на Южном берегу Крыма он передал в Общество его имени на развитие русского искусства. Общество имени А.И. Куинджи было образовано за год до смерти мастера, в феврале 1909 года, по инициативе друзей и учеников и просуществовало до 1930 года. Главной его целью было оказание материальной поддержки всем художественным обществам, кружкам и талантливым художникам.
03.
Выставка Архипа Куинджи - 004 (1 из 1)_новый размер.jpg
Лес. 1890-е. Бумага на холсте, масло. 39 × 53. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

04.
Выставка Архипа Куинджи - 002 (1 из 1)_новый размер.jpg
Березовая роща. 1901. Холст, масло. 165,5 × 115. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В Третьяковской галерее выставка Куинджи последний раз проходила четверть века назад, в 1992 году. На ней была представлена часть художественного наследия мастера, главным образом, законченные произведения. В сегодняшней экспозиции наряду с известными полотнами помещены многочисленные этюды и эскизы, созданные в период затворничества (1882-1910), когда живописец официально прекратил художественную деятельность. Первое знакомство с ними произошло на посмертной выставке, организованной Обществом имени А.И. Куинджи в 1913-1914 годах в Петербурге и Москве. Вторая обстоятельная встреча с этюдной живописью художника возникла спустя многие десятилетия, в 2007 году на выставке, устроенной Государственным Русским музеем на основе своего богатейшего материала.
05.
Выставка Архипа Куинджи - 005 (1 из 1)_новый размер.jpg

Картины размещены на двух этажах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке в четырех разделах по тематическому признаку: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая время». Выставка сопровождается подробной летописью жизни и творчества Куинджи, проиллюстрированной фотографиями и документами, а также показом мультимедийных программ, созданных на основе результатов изучения произведений мастера в отделе комплексных технико-технологических исследований Третьяковской галереи, и анимационным фильмом, раскрывающим внутренний мир живописца.

В разделе «Тайна ночи» собраны произведения, в которых художник разрабатывает эффекты ночного освещения - от ярких сполохов света закатного неба через их плавное затухание в сумерках к чарующим ночным краскам.
06.
Выставка Архипа Куинджи - 006 (1 из 1)_новый размер.jpg
Закат в степи. 1900. Холст, масло. 83 × 146. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ.

Третьяковская галерея значительно расширила экспозицию, включив в состав около 200 произведений из двадцати четырех музейных собраний Москвы, Петербурга, других регионов, музеев ближнего зарубежья - Азербайджанской Республики и Республики Беларусь, а также частных коллекций.
07.
Выставка Архипа Куинджи - 022 (1 из 1)_новый размер.jpg

08.
Выставка Архипа Куинджи - 007 (1 из 1)_новый размер.jpg
Красный закат. 1890-1895.

09.
Выставка Архипа Куинджи - 021 (1 из 1)_новый размер.jpg

10.
Выставка Архипа Куинджи - 013 (1 из 1)_новый размер.jpg

Художнику, обожествлявшему всякую земную тварь, были присущи мистико-религиозный настрой и пантеистический взгляд на мир. Сам себя он называл религиозным человеком и «говорил о разлитом во всем мире первоисточнике всего сущего». Друзья и ученики Куинджи отмечали его интерес к философии. В отличие от многих современников художник прошел мимо увлечения натурализмом и позитивизмом. Как писал один из его последователей, «в его полотнах мы не найдем тех народовольческих идей, которые захватывали тогда интеллигенцию. И вместе с тем внутренне Куинджи был более революционен, чем многие передвижники». Художника знали как убежденного монархиста, но открыто восстающего против бюрократизма, формализма и казенщины.
11.
Выставка Архипа Куинджи - 008 (1 из 1)_новый размер.jpg

Новаторский подход свойствен ночным пейзажам, представленным в экспозиции. Имитируя ночную тьму в «Украинской ночи» (1876, ГТГ), художник сознательно отказывается от изображения предметов переднего плана и вместо них эскизными мазками насыщенного синего цвета прописывает широкую горизонтальную полосу. Глубокие кобальтовые тона земли и неба, сквозь которые на небольших участках просвечивали коричневые пятна подмалевка, позволяли так контрастировать бледно-зеленой тропинке и белым хаткам-мазанкам, что они приобрели светящийся блеск, как это бывает в реальности при лунном освещении. И хотя луна не изображена на картине, описанный эффект передает ее присутствие.

Умение Куинджи придать природе сокровенный смысл наиболее полно реализовалось в «Лунной ночи на Днепре» (1880, ГРМ). Мистический свет изображенной на полотне луны превращал реальную природу в пространство грезы и волшебства и производил на зрителей завораживающее, гипнотизирующее действие. «Лунная ночь на Днепре» стала одной из последних картин, показанных публично.
12.
Выставка Архипа Куинджи - 009 (1 из 1)_новый размер.jpg
Лунная ночь на Днепре, 1880.

13.
Выставка Архипа Куинджи - 011 (1 из 1)_новый размер.jpg
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895.

14.
Выставка Архипа Куинджи - 010 (1 из 1)_новый размер.jpg
Ночь на Днепре. 1882. Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ). Холст, масло. 104 × 143. ГТГ.

15.
Выставка Архипа Куинджи - 012 (1 из 1)_новый размер.jpg

16.
Выставка Архипа Куинджи - 014 (1 из 1)_новый размер.jpg
Вечер на Украине. 1878.

17.
Выставка Архипа Куинджи - 015 (1 из 1)_новый размер.jpg
Ночное. 1905-1908. (Крупным плано)м.

18.
Выставка Архипа Куинджи - 016 (1 из 1)_новый размер.jpg
Ночное. 1905-1908.

19.
Выставка Архипа Куинджи - 019 (1 из 1)_новый размер.jpg
Лес ночью. 1870-е. Клеенка на картоне, масло. ГРМ. Санкт-Петербург.

Логическим завершением темы света стала картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник). Куинджи пытается изобразить невероятный по красоте метафизический свет, излучаемый не луной, не солнцем, а фигурой Спасителя. Сюжет произведения отсылает к словам Евангелия, церковному богослужению, святоотеческому преданию.
20.
Выставка Архипа Куинджи - 017 (1 из 1)_новый размер.jpg
Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

21.
Выставка Архипа Куинджи - 018 (1 из 1)_новый размер.jpg
Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Фрагмент.

22.
Выставка Архипа Куинджи - 020 (1 из 1)_новый размер.jpg

Пронзительные просторы оживают в его степных, морских и горных пейзажах. Со степных видов у художника пробудился интерес к изображению пространства как одной из форм мироздания. На примере картин "Днепр утром" (1881, ГТГ), "Днепр" (1901, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) заметно, как Куинджи через лаконизм пластического и колористического решения пытается воплотить одну из категорий пространства - величественную пустоту.
23.
Днепр утром. Архип Куинджи.
Днепр утром. 1881. Холст, масло. 107,5 × 170,5. ГТГ.

24.
Днепр. Архип Куинджи.
Днепр. 1901. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

25.
Выставка Архипа Куинджи - 035 (1 из 1)_новый размер.jpg
Портрет А. Куинджи. Васнецов В.М.

26.
Выставка Архипа Куинджи - 023 (1 из 1)_новый размер.jpg

27.
Выставка Архипа Куинджи - 025 (1 из 1)_новый размер.jpg
В тумане. 1905–1908. Не окончена. Холст, масло. 140,4 × 177,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В горных пейзажах Куинджи по-прежнему волновала проблема изображения пространства и холодного лунного света, позволявших придать ландшафту поэтическую метафору загадочной Вселенной. О стремлении Куинджи охватить мир из космоса, вероятно, знал Д.И. Менделеев. В 1887 году ученый совершил полет на воздушном шаре и сделал запись в брошюре, посвященной этому полету: «Над облаками и под ними своеобразно, достойно кисти А.И. Куинджи, но я не имею способности живо писать, а потому описываю не то, что чувствовал, не то, что настраивало, а то, что делал, о чем думал и как обдумывал».
28.
Выставка Архипа Куинджи - 029 (1 из 1)_новый размер.jpg

29.
Выставка Архипа Куинджи - 030 (1 из 1)_новый размер.jpg
Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895.

30.
Выставка Архипа Куинджи - 026 (1 из 1)_новый размер.jpg

31.
Выставка Архипа Куинджи - 027 (1 из 1)_новый размер.jpg
Снежные вершины (Эльбрус). Между 1890 и 1895 гг.

32.
Выставка Архипа Куинджи - 032 (1 из 1)_новый размер.jpg

33.
Выставка Архипа Куинджи - 024 (1 из 1)_новый размер.jpg
Портрет А. Куинджи. Крамской И.Н.

Останавливаясь в своих крымских владениях, художник часто изображал безбрежные морские просторы, улавливал кистью стремительный и разнообразный бег морской волны, переводя живые формы природы на язык модерна и символизма. Среди них выделяется большое полотно «Туман на море» (1900-1905, ГРМ).
34.
Выставка Архипа Куинджи - 031 (1 из 1)_новый размер.jpg
Туман на море. 1900-1905, ГРМ.

35.
Выставка Архипа Куинджи - 028 (1 из 1)_новый размер.jpg

36.
Выставка Архипа Куинджи - 033 (1 из 1)_новый размер.jpg

37.
Выставка Архипа Куинджи - 034 (1 из 1)_новый размер.jpg
Облака. 1900-1905.

38.
Выставка Архипа Куинджи - 036 (1 из 1)_новый размер.jpg
Осень. 1890–1895. Бумага на холсте, масло. 36,8 × 58,7. ГРМ.

Куинджи обладал талантом достигать иллюзии преображения обычной краски в свет. Изображая близкие по композиции пейзажи в разное время суток, он передавал яркие световые эффекты («Солнечные пятна на инее», 1876-1890; «Эффект заката», 1900; «Пятна лунного света в лесу. Зима», 1900-е, все - ГРМ), тем самым приближаясь к символизму и модерну.
39.
Выставка Архипа Куинджи - 039 (1 из 1)_новый размер.jpg
Эффект заката. 1900-е. Бумага на холсте, масло. 39 × 53. ГРМ.

Не чужд мастеру был и городской пейзаж.
40.
Выставка Архипа Куинджи - 037 (1 из 1)_новый размер.jpg
Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882. Холст на картоне, масло. 25,5 × 40. ГРМ.

41.
Выставка Архипа Куинджи - 038 (1 из 1)_новый размер.jpg
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882. Холст, масло. 25 × 40. ГРМ.

42.
Выставка Архипа Куинджи - 040 (1 из 1)_новый размер.jpg
А.И Куинджи. Фотография. 1907 год. Санкт-Петербург. Отдел рукописей Государственного Русского музея.

Выставка продлится до 17 февраля 2019 года.

Источники:

Ольга Атрощенко. Художник беспримерной самобытности. Галерея. №3 2018 (60).


© Vladimir d’Ar, 2018

Интересные картины!

Прекрасная выставка

Точно так, Слава!

Жаль, я плох в живописи и не могу все это оценить по-достоинству :)

Это одна из тех немногих выставок где надо побывать лично, а не увидеть картинки и оценить)

Последний раз я очень давно был на подобной выставке в Дрездене

хорошо рисовал мужик

Насколько помню эту "лунную ночь на Днепре", оригинал императора не могут никак обнаружить. У нас 2 авторские копии, правда говорят копия из Третьяковки несколько лучше оригинала

Любопытно, насчет императорского оригинала) Поинтересуюсь.

Любил художник лунные ночи...
Кстати ,интересная выставка невьянских икон с 15 декабря -"Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы".В музее русской иконы.

Oh! Спасибо! Я вчера после выставки еще и Древнерусскую коллекция осмотрел вновь и выставку мастеров серебряного века!

Красивые картины

Свет луны он, конечно, гениально передавал.

Да, "живьем" это особенно ощущаешь!

Волшебная кисть у мастера, видел он такое, что нам не видно, но он мог передать.

Вот точно ты сказал!

Добавлю для интриги. Это вчера, очередь на выставку Куинджи)

Выставка Архипа Куинджи. Очередь на выставку.

Спасибо за Ваш взгляд на эту выставку.
Это великолепная выставка, которая раскрывает Архипа Ивановича Куинжди и как художника, и как личность с совсем других сторон, обывателям, вроде меня, до того неизвестных. Был дважды на ней и в январе хочу в третий раз.

PS. Маленькие ремарки и вопросы.
1. Вчера, во второй половине дня, очередь была заметно короче. Заканчивалась примерно человека на три раньше, чем стоящая в красном пальто дама на Вашем фото.
2. А вот в залах посетителей было гораздо больше, чем на Ваших фотографиях. Понято, что отдельные работы можно снять, как Вы сняли и при большом количестве посетителей. Но если снимаешь на некотором удалении, то как избежать попадания, как минимум дюжины посетителей в кадр? Или Вы снимали в неурочное время?
3. Ваше отношении к объявленному Третьяковкой конкурсу сэлфи на этой выставке? (срок его, правда закончился).
4. А нужно ли вообще устраивать ажиотаж на художественных выставках, на которых и так огромные очереди? Одновременно с Куинджи в Третьяковке идут: Ларионов (на Крымке) и "Арлекины серебряного века" (в главном здании). Я не хочу сравнивать масштаб художников: Куинджи и Ларионова, Куинжди и Сомова. Но Куинджи "все знают", в залах - толпы, как в период "музейного бума" 2016 - начала 2017 гг (я не пойму, он уже кончился? Почему начался и почему кончился?). Но в отношении "открытий" выставка Ларионова заметно интереснее Куинджи. Об этом говорят многие. А посетителей там совсем немного.
4. Жаль, что Вы не разместили "Днепр утром", 1881, х.,м., ГТГ. Понятно, что всё в один пост не разместишь. Я дважды её фотографировал (на iPhone, я не фотограф), но не смог получить нормальной цветопередачи. На фото в интернете тоже попадается всё что-то не то. Ваши фотографии гораздо интереснее. А мне хочется ещё раз поразглядывать цвет в левой части этого шедевра. В частности, как передана растительность на переднем плане. Был бы признателен, если Бы Вы добавили в пост или комментарии эту свою фотографию.

С уважением, Алексей.











отличная выставка. Жаль у нас такая не проводится

Хорошая выставка!

Был на выставке еще в октябре. Думал, что за 2 месяца очередь страждущих поубавится. Ан нет. Выставка интересная вне всякого сомнения. На мой взгляд, немногочисленные "марины" Куинджи всё же уступают полотнам Айвазовского. А вот в игре, подчас рискованной, с цветом Архипу Ивановичу, пожалуй, нет равных.

Полностью с Вами согласен! Да, цвет и свет у него мистические!)

Бывая регулярно в Третьяковской галерее, я надолго останавливаюсь возле некоторых картин. И одним из моих любимых залов является тот, где висит картина Куинджи «Ночь на Днепре». Если в зале мало народу, я сажусь в центре на лавочку и еще долго смотрю на этот абсолютно немыслимый пейзаж. Почти такой же я когда-то видел в натуре ночью в Каневе.
Конечно – предать дух произведений Куинджи на мониторе невозможно. Безусловно – эту выставку надо видеть своими глазами, видеть воочию. Как и картины Саврасова, Поленова, Врубеля, Серова, и еще и еще.
Но велика Москва и велика Россия, и не многим посчастливится попасть на эту выставку. И Вы, Владимир – сделали важную работу. Показали свое настроение от посещения выставки, показали крупным планом несколько картин. Уже одно это позволяет мне приветствовать вашу статью…..

Благодарю Вас, Григорий Васильевич!

Супер! Только очень жаль, что нет возможности увидеть всё это своими глазами...
Большое СПАСИБО.

Пожалуйста, Галина!