?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Выставка «Христианские древности Пермского края» или Прикосновение к Чуду
vladimirdar
Ангел
Всего 59 фото

Выставка «Христианские древности Пермского края» проходит сейчас в Историческом музее с 17 декабря до 9 марта 2014 года. Наконец то, я пишу пост, еще до окончания выставки, поскольку сходить на нее человеку, тонко чувствующему силу красоты и духа, верящему в чудеса, по моему мнению, надо обязательно. Попал я в Исторический музей целенаправленно - на встречу с дольменом «Колихо», посетить выставку серебрянных дел мастера Манабы Магомедовой, зал сарматов и расширенную экспозицию «Золото  - металл богов», и, после многочасовых откровений, слегка утомившись, собирался уже уходить, как вдруг музейная бабушка на выходе у парадной лестницы неожиданно обратилась ко мне,
- А Вы сходили на Пермскую скульптуру? И тут я, к своему удивлению,  вспомнил, что уже с конца прошлого года хотел попасть на эту выставку..., тем более, что уже  купленный билет давал такую возможность.
- Нет еще…
- Что Вы, обязательно сходите, а то ведь она скоро закрывается!... Расскажите потом, как сходили!  Глаза бабушки улыбались и глубоко лучились каким то неземным голубоватым светом…

Ну, тут уж знак был слишком явный) Поблагодарив, я развернулся, и отправился подниматься по лестнице на третий этаж музея, не ожидая уже, честно говоря, чего то особенного. Как же я ошибался! Как только была открыта большая массивная дверь, и я вошел в выставочный зал, меня сразу захватил какой-то необычайно мягкий, нежный, гармоничный и сильный поток доброй и золотистой энергии. Это просто обескуражило и, я даже, остановился на мгновение, чтобы прийти в себя… Далее под катом мои впечатления об этой удивительной выставке.

Выставка проходит в большом верхнем высоком многоярусном зале музея. Необычные объемные деревянные изваяния святых и чудотворные иконы властно и мягко погружали в эту чудную, совершенно  не музейную, а сакральную и благоговейную  обстановку. Усталость от долгих хождений по музею как рукой сняло, и во мне вновь забурлила хорошо знакомое чувство творческого азарта и то, что сейчас я снова узнаю, что то такое, чего до этого не знал никогда. Однако, по порядку. Прежде чем рассказывать об этих (язык не поворачивается), экспонатах, немного погрузимся в контекст их чудесного исторического окружения, поскольку без него будет трудно цельно и полностью передать все свои ощущения.
01.
Выставка Христианские древности Пермского края

Откуда и как появились эти, можно сказать, апокрифичные деревянные боги христианского Урала? Дело в том, что коренное уральское население издревле обладало своей богатой и самобытной культурой. Здесь была широко распространена вера в духов, существовал развитый пантеон местных языческих богов и их принято было изображать в виде разнообразных деревянных идолов. Кроме того, в Предуралье изначально существовал так называемый пермский звериный стиль в производстве бронзовых и медных пластин с вырезанными фигурами священных животных, мифических существ, в том числе и человека. К тому же, на Урал издревле ссылались каторжники, ссыльные, да и просто появлялись все новые и новые пришлые люди, все они ассимилировались с местным населением, а культурные традиции при этом причудливо смешивались. Появление христианства на Урале внесло свои основательные  коррективы и деревянная скульптура уже раннего христианского периода была погружена в местный глубокий языческий контекст. Конечно, идолов уже не вырезали, но генетически, по прежнему, местные мастера по дереву продолжали творить уже христианские шедевры, вкладывая в свои произведения все свое древнее мастерство, свое понимание веры в Бога, всю свою душу. Так родился чудный Пермский духовный и декоративный стиль резьбы по дереву.

Эта коллекция из Пермской художественной галереи, где хранится более 370 спасенных резных шедевров Пермской деревянной скульптуры. Музею исполнилось в прошлом году 290 лет и именно к этой дате и приурочена эта выставка в Москве. Выставлено что-то около 120 экспонатов. Кстати, нельзя не упомянуть в этой связи известную русскую фамилию Строгановы. Именно с ней связано широкомасштабное развитие на Урале местной промышленности, строительство заводов, домов, церквей, развитие самых разных промыслов, в том числе, связанных с иконописью и скульптурной резьбой по дереву.
02.
Выставка «Христианские древности Пермского края» в Историческом музее

Промышленное и социальное развитие Пермского края началось с получения в 1558 году Аникием Федоровичем Строгановым царской жалованной грамоты на владение обширными пермскими землями. Масштабность и организованность художественно-строительной деятельности Строгановых в XVI-XIX вв. выходит за рамки просто меценатства. Покровительство художествам и наукам стало фамильной чертой Строгановых. Они с самого начала своей деятельности возводили в пермском Прикамье многочисленные храмы. Для написания икон и создания резных иконостасов привлекались многие искусные мастера. Бесчисленные заказы Строгановых на иконы, убранство храмов, богослужебные книги, церковную утварь содействовали масштабному развитию местных искусств и ремесел.

Великая церковная красота Строгановского стиля была своего рода отблеском красоты и сиянием славы божией, которая видна в каждом произведении этого необычного искусства. Такое сочетание земной и духовной красоты, характерное для произведений Строгановской школы, что неизменно восхищает и человека
XXI-го века. Благодаря именно такой подвижнической  деятельности этой славной русской фамилии на протяжении столетий Пермская художественная галерея собрала и сохранила свою уникальную коллекцию замечательных вдохновенных произведений скульптурного и иконописного пермского искусства. Кстати, девиз Строгановых звучит так: «Отечеству – земные богатства, себе – Имя!» Чем не девиз для нынешних потенциальных российских меценатов!?)  Однако приступим все же к осмотру...

Между прочим, все эти деревянные скульптуры ангелов, святых, многочисленные иконы, являются редкими и чудотворными, что и объясняет такую «сумасшедшую энергетику», так впечатлившую меня. Давайте же впитаем эту чудную ауру вдохновенных «намоленных» образов вместе с Вами. По мере знакомства с этими живыми творениями я буду добавлять исторические и художественные детали, связанные с экспонатами и иногда рассказывать о своих личных ощущениях. Интересно, что почувствуете Вы!)
03.
Святитель Николай

Святитель Николай Чудотворец. XVII-й век. Это наш самый почитаемый, и можно сказать, самый «популярный»  святой. Оторваться от созерцания и впитывания его многоуровневой, высокой и одновременно простой, доступной и благостной энергии мне не удавалось довольно значительное время. Это самое время как раз и теряло здесь всю свою власть и смысл…
04.
Святитель Николай Чудотворец. XVII-й век.

Святой Николай Можайский. XVIII-й век. Из села. Миндули. Проникновенный глубокий динамичный харизматичный образ, несмотря всю его внешнюю схематичность.
05.
Святой Николай Можайский. XVIII-й век. Из села. Миндули.

Святой Николай Можайский. XVIII-й век. Очень теплая и мягкая энергетика. Как мне кажется, как раз в этом образе неуловимо сочетаются черты раннего христианства и мотивы позднего язычества.
06.
Святитель Николай Чудотворец (Можайский). XVIII-й век.

Общий взгляд на экспозицию выставки.
07.
Выставка «Христианские древности Пермского края»

Сидящий Спаситель. XVIII век. «Христос в темнице». г.Усолье. Иконография "Христа в темнице" появилась на Руси в начале XVII в. Особенное и повсеместное распространение она получила в культовой деревянной скульптуре XVIII-XIX веков. Усольская скульптура - одна из ранних и более условных по языку изваяний.

Здесь надо отметить одну занимательную вещь. Дело в том, что канонически церковью строго запрещалось объемное изображение Иисуса Христа. В 1722, а затем и в 1767 годах, Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса - разрешалось только иконическое - «плоское». Надо сказать, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и его  резные скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное - лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица, так, что Христос на подобных  изображениях с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами. Также, надо сказать, что поскольку Урал был на задворках империи, а запрет поклонения «идолам» мог оттолкнуть прихожан, священники закрывали глаза на существование объемных изображений Иисуса в храмах, и вот так целый пласт Пермского искусства резной скульптуры чудом уцелел.

Еще одной любопытной деталью этого изображения является теплая одежда Христа, напоминающая чем-то советский ватник. С похожей одеждой мы еще встретим изваяния пермских ангелов. Все просто – зимняя погода на севере Урала очень сурова и талантливые и творческие мастера постарались подавать прихожанам образы создаваемых ими персонажей с адаптированной к местным погодным условиям соответствующей одеждой ибо образ легко одетого Христа наверное было трудно принять в зимний период времени. У меня, почему то, спонтанно, проявилась перед глазами картина полностью заполненной зимней церкви с множеством тепло одетых мужчин и женщин. Бросались в глаза полушубки из овчины, объемные меховые шубы, в холодной церкви стоял пар от дыхания множества молящихся людей... Как бы выглядели в этом окружении легко одетые Иисус с апостолами в одеждах, приспособленных для условий жаркой пустыни? Мастера-резчики в своей святой непосредственности постарались максимально элементарно адаптировать христианские образы для нелегких погодных условий Пермского края.
08.
«Христос в темнице». г.Усолье.

Удивительная резная скульптура Христа «Моление о чаше». Село Коса. 1-я половина XIX века. Очевидно, она входила в комплекс резных царских врат. Изображение очень экспрессивно. Воздев руки к небу, Христос молит бога о том, что бы его «…миновала чаша сия…». Удивительное ощущение. Полное впечатление, что статуя наполнена жизнью. Страстный порыв мольбы и страдания еще земного Человека мастер смог воплотить как в динамике тела, так и отразив его на лице Иисуса. В его глазах застыло растущее понимание, что все же ему не избежать грядущего испытания и все уже давно предрешено…
09.
Скульптура Христа «Моление о чаше». Село Коса. 1-я половина XIX века.

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.
Христос в темнице. Село Редикор. 1-я половина XIX века. Иисус сидит на престоле, защищая свое лицо от побоев. Пропорции тела вытянуты, подчеркнута его уязвимость и покорность грядущему тяжелому испытанию. Ощущается значительное внутреннее эмоциональное напряжение.

10.
Христос в темнице. Село Редикор. 1-я половина XIX века.

Сидящий Спаситель. XVIII век.
11.
Сидящий Спаситель. XVIII век.

Групповая скульптурная композиция «Распятие Христа».
12.
Скульптуррная композиция

Подойдем немного ближе...

Здесь распятый Христос, предстоящие Мария Магдалина, Богородица, сотник Лонгин, Иоанн Богослов, фигуры архангелов и летящие в небесах трубящие ангелы. Композиция мастерски выстроена. Отдельное мерси организаторам и тем, кто оформлял выставку. Картина неумолимо затягивает и побуждает заново пережить знакомые библейские сюжеты. Сильно!
13.
Распятие Христа

Фигура Иисуса заставляет твой взгляд остановиться на ней, задуматься о его жертве и своему месту в этой жизни. Его раскинутые руки с открытыми ладонями как будто приглашают в спасительное объятие, объятие, где нет страха, боли и смерти, а только - свет и спасение.
14.
Распятие Христа

Предстоящие архангелы, Михаил и Уриил, Мария Магдалина, Богоматерь. В руках у Михаила молот, символ земного страдания. Этим инструментом Христос был прибит к Своему Кресту.
15.
Предстоящие архангелы, Михаил и Уриил, Мария Магдалина, Богоматерь.

Предстоящие Иоанн Богослов, сотник Лонгин, пронзивший своим копьем тело Иисуса на кресте, Святой Петр и архангел Гавриил. В руках у Гавриила большой кованый гвоздь, символ земного страдания, символ цепляющегося за жизнь человеческого сознания. Такими коваными гвоздями Христос был распят на Своем Кресте.
16.
Предстоящие архангелы Гавриил и Рафаил, сотник Лоэнгрин, прекративший своим копьем земные страдания Христа, Святой Петр.

Трубящий ангел.
17.
Трубящий ангел

Херувим. Село Нижнечусовские Городки. XIX век. В Пермском ваянии как и в древнерусской иконописи ангелы были любимыми изображениями мастеров. Они обычно сопровождали какое либо главное изваяние, например Распятие.
18.
Херувим. Село Нижнечусовские Городки. XIX век.

Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов. Конец XVIII века. Из композиции «Распятие с предстоящими».
19.
Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов. Конец XVIII века. Из композиции «Распятие с предстоящими».

Руки Богоматери сложены крест накрест, как будто она все еще держит, младенца Христа, но его уже нет с ней… Но это страдание уже ощущается не так остро и, постепенно, приходит осознания того, что он еще вернется…
20.
Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов

Удивительное ощущение смирения и веры в его пришествие от этой резной фигуры.
21.
Богоматерь

Изображения четырех Евангелистов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Скульптуры апостолов и евангелистов, как правило, не имели самостоятельного назначения, а являлись одним из звеньев какой либо общей композиции. Их фигуры устанавливались в иконостасе или в качестве предстоящих Христу.
22.
Композиция с Евангелистами

Посмотрите на них внимательно - и, сразу же начнете ощущать разные духовные личности и их человеческую сложную и затейливую индивидуальность.
23.
Евангелисты

Другая скульптурная композиция с Евангелистами.

Невероятные ощущения - как будто Вы видите воочию живых Евангелистов и, одновременно, простых людей.
24.
Евангелисты

Благословляющий Саваоф. Конец. XVIII века. Саваоф являлся в христианстве триединым исходным аналогом православной Троицы, соединяя в себе Бога Отца, Сына и Святой Дух в виде летящего голубя. Кстати, древний христианский гимн «Свят, свят, свят», используемый и в католической, и в православной церквях, славословит Святую Троицу как Саваофа.
25.
Благословляющий Савоаф

Богоматерь. Город Пермь. XVIII век. Одна из самых выразительных скульптур в Пермской коллекции. Необычная мирская трактовка образа Богоматери. Образ очень близкий простому человеку, потому и понятный. Резьба неглубокая, но изображение пластичное, мягкое и живое.
26.
Богоматерь. Город Пермь. XVIII век.

Ангелы с рипидами. Город Пермь. Начало XIX века. Изображения ангелов в рост - парные, зеркально-симметричные. В руках ангелов - круглые рипиды (опахала) с изображениями серафимов. Эти символы “богодухновенности” (обожествленности) сущего. Достаточно условное исполнение фигур не снижает большой выразительности и характерности образов.
27.
Ангелы с рипидами. Город Пермь. Начало XIX века.

Какие, все же, выразительные ангельские лица. Мастерам удалось отразить на них непередаваемое словами понимание сути вещей и безграничное сострадание людям.
28.
Ангел
29.
Ангел с рипидой

Ангелы просто завораживают.
30.
Ангелы с рипидами

Распятие Христа окруженное 34-мя головками херувимов. Автор – крестьянин Никон Кирьянов из деревни Габово Карагайской волости.
31.
Распятие Христа окруженое 34-мя головками херувимов.

Фантастическая работа.
32.
Распятие Христа, фрагмент композиции.

Еще его же работы из скульптурного комплекса в часовне д. Габова Карагайского района.

Ангелы страстного ангельского чина. Этот иконографический тип встречается достаточно редко. Стоящие ангелы изображены фронтально, в рост. Крылья, с  условным, рельефно обозначенным оперением, симметрично расправлены и опущены за спиной. В согнутых  и вытянутых вперед руках ангелов должны были находиться атрибуты «страстей» (сохранился  только терновый венец).
33.
Ангелы страстного ангельского чина
34.
Ангел страстного чина
35.
Распятие Христа

Ангелы. XIX век. Почему то первое, что пришло в голову – это «Марширующие ангелы»). Однако, скорее всего, они просто держали в руках рипиды или хоругви…
36.
Ангелы. XIX век.
37.
Ангелы. XIX век.

На самом деле очень масштабная и завораживающая парочка. Посмотрите как целеустремлен взгляд этого персонажа, как он уверенно и неумолимо направляется к своей цели, выполняя Божью волю.
38.
Ангел

Это их я упоминал выше о том, что еще мы встретим ангелов в одежде, немного напоминающей теплую крестьянскую.
39.
Ангелы

Царские врата из города Пермь. Сквозная резьба отличается большим мастерством. Рельефы варьируются по высоте, фигуры евангелистов расставлены  в разных плоскостях, отчего создается сложная пространственная и светотеневая игра, подчеркнутая сплошной позолотой. Сочетание объемных и плоскостных элементов говорят о высоком профессиональном уровне резчика. Замечательно!
40.
Царские ворота

Это Параскева Пятница с предстоящими святыми Екатериной и Варварой. Село Ныроб. XVIII-XIX века. Вера «в святую пятницу» была очень популярна в древности. Это христианская великомученица III века, жившая во временя императора Диоклетиана. Ее традиции были настолько живучи, что сохранилась и в христианские времена, поскольку она была древней покровительницей полей и скота. Несмотря на постоянную борьбу церкви с культом этой святой, народ сохранял почитание «святой пятницы». И оно было распространено не только в Пермском крае.
41.
Параскева Пятница с предстоящими святыми Екатериной и Варварой. Село.Ныроб. XVIII-XIX века.

А теперь, мы осмотрим чудотворные иконы этой коллекции.
42.
Иконы на выставке Христианские древности Пермского края

Святитель Григорий Богослов из деисусного чина. XVII век. Строгановские вотчины.

Деисусный чин - ряд икон в третьем ярусе иконостаса, в центре которого находятся три иконы деисуса, а деисус – это икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя и других святых...
43.
Святитель Григорий Богослов из деисусного чина. XVII век. Строгановские вотчины.

Преподобный Сергий Радонежский из деисусного чина. XVII век. Строгановские вотчины.
44.
Преподобный Сергий Радонежский из деисусного чина. XVII век. Строгановские вотчины.

Великомученик Никита. До 1611 года. Мастер Григорий. Строгановская школа.
45.
Великомученик Никита. До 1611 года. Мастер Григорий. Строгановская школа.

Благоразумный разбойник. XVII век. Строгановские вотчины.
46.
Благоразумный разбойник. XVII век. Строгановские вотчины.

Господь Вседержитель. 1741 год. Иван Казаринов. Иконописец баронов Строгановых.
47.
Господь Вседержитель. 1741 год. Иван Казаринов. Иконописец баронов Строгановых.

Богоматерь Благодатное небо. Иван Казаринов. Иконописец баронов Строгановых.
48.
Богоматерь Благодатное небо. Иван Казаринов. Иконописец баронов Строгановых.

Троица ветхозаветная. Город Ныроб Пермского края. 1725 год.
49.
Троица ветхозаветная. Город Ныроб Пермского края. 1725 год.

Иоанн Предтеча с житием.
50.
Иоанн Предтеча с житием

Голгофский крест. Складень.
51.
Голгофский крест. Складень.

Голгофский крест в орнаментальном обрамлении. XVIII век.
52.
Голгофский крест в орнаментальном обрамлении. XVIII век.

Скульптурная деревянная икона.
53.
Скульптурная деревянная икона

Святитель Климент Папа Римский. Середина третьей четверти XVII века. Строгановские вотчины.
54.
Святитель Климент Папа Римский. Середина третьей четверти XVII века. Строгановские вотчины.

Апостолы Петр и Павел. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины.
55.
Апостолы Петр и Павел. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины.

Благоверные князья Борис и Глеб. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины.
56.
Благоверные князья Борис и Глеб. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины.

Сретение Господне. XVI век. Русский Север.
57.
Сретение Господне. XVI век. Русский Север.

Богоматерь.
58.
Богоматерь

Впечатление у меня осталось сильнейшее, не побоюсь этих превосходных степеней сравнения. Ощущение, как будто закончен долгий паломнический путь. На душе воцарились спокойствие, радость и любовь ко всему сущему…
59.
Выставка Христианские древности Пермского края


Спустившись с третьего этажа, я вновь подошел к служительнице, с которой совсем недавно тепло общался.
- Спасибо Вам огромное! Это просто настоящее чудо! Благодарю Вас за то, что Вы дали мне возможность прикоснуться к нему!... Она заулыбалась уголками глаз, и кивнула. В ее глубоких лучистых глазах вспыхнул все тот же неземной голубой искрящийся свет…

Источники и дополнительная информация:

Замечательный сайт «Пермская деревянная скульптура»: http://sculpture.permonline.ru/index.htm
Сайт Пермской художественной галереи: http://www.gallery.permonline.ru/collection/2/f1.htm
О Пермской деревянной скульптуре: http://northural.ru/article/permskaya_derevyannaya_skulptu/
Википедия о Пермской деревянной скульптуре


© Vladimir d’Ar


  • 1

Выставка «Христианские древности Пермского края» или

Пользователь mysea сослался на вашу запись в записи «Выставка «Христианские древности Пермского края» или Прикосновение к Чуду» в контексте: [...] Оригинал взят у в Выставка «Христианские древности Пермского края» или Прикосновение к Чуду [...]

Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Част

Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Выставка Святой Князь Владимир - Креститель Руси. Часть 1.» в контексте: [...] о Сергии Радонежском и «Христианские древности Пермского края» [...]

Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси&quot

Пользователь bykovvg_1952 сослался на вашу запись в своей записи «Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси". Часть 1.» в контексте: [...] о Сергии Радонежском и «Христианские древности Пермского края» [...]

  • 1