?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Выставка "Арлекины Серебряного века" в Третьяковке или Лестница на Небо
vladimirdar
Арлекины Серебряного века
Всего 23 фото

Новая графическая выставка Третьяковской галереи "Арлекины Серебряного века" приурочена к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, - Константина Сомова (1869–1939). Своеобразие настоящей экспозиции заключается в том, что она строится как три камерные персональные выставки знаменитых художников - К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, объединенные темой Арлекина. Именно в их судьбе и творчестве "арлекинствующий" Серебряный век нашел наиболее последовательное и совершенное воплощение и творчеством этих мастеров практически исчерпался.

Выставка необъятная, насыщенная и тем кто интересуется этой темой найдет для себя неисчерпаемые источники творческого вдохновения. Этот пост - лишь впечатление от этой замечательной выставки, как бы некая затравка для того чтобы побудить увидеть читателя всё это "творчество арлекинов Серебряного века" своими глазами.

Для той эпохи фигура Арлекина - метафора, воплотившая дух времени, пьянящую и горькую иронию культуры fin de siècle (фр. "конец века"). Художники и поэты не только создавали новые образы персонажей комедии дель арте (Commedia dell'arte), но и отождествляли себя с ними. Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как особый атрибут, формирующий его творчество, как некий маркер личной и творческой позиции. Они часто изображали себя и друг друга в образе Арлекина.
02.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Арлекин и дама. 1912. Репродукция картины на дверях выставочного пространства "Арлекины Серебряного века".

Тема арлекинады в творчестве Константина Сомова вбирает в себя многослойную историческую память, он обращается, скорее, к французской, более аристократичной, редакции Сommedia dell’arte. Карнавальные галантные сцены у Сомова - способ воспарить над действительностью, уйти от современности. Предлагая поверить в вымысел, он исследует природу изобразительной иллюзии, границу возможностей художника.
03.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Автопортрет. 1911.

В экспозиции наиболее объемно представлены портретный и пейзажный жанры. Образ человека и пространства у Сомова всегда окрашен «эхом прошедшего времени». Происходящий из семьи хранителя Эрмитажного собрания, он воспринял из первых рук историю искусства, тонко чувствовал эпохи, разбирался в техниках и приемах рисования. Может быть, именно поэтому столь изощренны в его портретах механизмы включения "машины времени".
04.
Арлекины Серебряного века

На выставке представлены разнообразные варианты "игры со временем".
05.
Арлекины Серебряного века. Любовное письмо 1911-1912 гг.
Сомов К.А. Любовное письмо. 1911-1912.

06.
Арлекины Серебряного века

Примечательна серия портретов и автопортретов К.А. Сомова.
07.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. А.Н. Бенуа и Л.С. Бакст за работой. 1896.

08.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Портрет А.А. Блока. 1907. Выполнен для журнала "Золотое руно". 1908. №1.

На одном полюсе экспозиции - "чистые ретроспекции": "Дама в розовом платье" (1903) и "Спящая женщина в синем платье" (1903). На противоположном - знаменитая серия портретов современников: поэтов, художников, деятелей культуры (1906–1915). Сомов подбирает старые бумаги, а в качестве образца специфической, бесстрастной манеры исполнения обращается к французскому портрету в технике "трех карандашей" эпохи Возрождения. Центром портретного зала является знаменитое произведение "Дама в голубом" (1897–1900) - портрет художницы Е.М. Мартыновой.
09.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Дама в голубом. 1897–1900. Портрет художницы Е.М. Мартыновой.

Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием графики Сомова, которое позволяет оценить все своеобразие его пейзажной концепции, его исполнительское мастерство. Художник одинаково виртуозно работает в карандаше, акварели, но особенно интересны используемые им смешанные техники: он расцвечивает пастелью и восковыми мелками, карандашными или перовыми штрихами плотные гуашевые купы деревьев, что приводит к эффекту многослойности крон. Сомов любит странные ракурсы, эффект фрагментарных композиций, монтаж нескольких точек зрения, различные эффекты освещения.
10.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Арлекин и Смерть. 1907.

11.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Работы художника в период 1896-1916 гг.

12.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Старый и Новый год. Обложка календаря 1908 года.

13.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Работы художника в период 1903-1917 гг.

14.
Арлекины Серебряного века

15.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Купальщицы. 1904.

16.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Поцелуй. Иллюстрация к "Книге Маркизы", 1908 (?)

17.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Титульный лист альманаха "Театр" для издательства "Шиповник". 1907.

18.
Арлекины Серебряного века
Сомов К.А. Обложка сборника стихов "Жар-птица, свирель славянина". 1907. Издательство "Скорпион".

Для Николая Сапунова (1880–1912), которого современники называли "неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином", важна проницаемость границ реального и вымышленного мира - арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: "…широко вздохнуть и выйти в мир!". Персонажи Commedia dell'arte приобретают у художника национальные черты - Коломбины с лицами матрешек, "русифицированные Арлекины".
19.
Арлекины Серебряного века
Сапунов Н.Н. Комната господина Журдена. 1911.

20.
Арлекины Серебряного века
Сапунов Н.Н. Балет. 1905.

21.
Арлекины Серебряного века
Сапунов Н.Н. Эскизы.

Сергей Судейкин (1882–1946) в своих произведениях всегда отводил себе роль Арлекина. Сама его жизнь подобна Commedia dell'arte - увлекательная импровизация, которая изобилует невероятными поворотами судьбы.
22.
Арлекины Серебряного века
Судейкин С.Ю. 1919.

Лестница на Небо С.Ю. Судейкина
23.
Арлекины Серебряного века
Судейкин С.Ю. Лестница на небо. 1919.

Выставка примечательная и удивительная. К посещению зело́ рекомендуется)

Источники:

Официальный сайт Третьяковской галереи. Анонс выставки  "Арлекины Серебряного века".


© Vladimir d’Ar, 2018


Интересные работы! )

Очень интересные работы !

Людям с искусствоведческими задатками там можно часами ходить, что моя очень хорошая знакомая и делала) ...Пока я еще потом в зале Древнерусского искусства зависал)

Старый и Новый год - символичная картина!

Прекрасные произведения!

классика, конечно...

Да, уже сто лет прошло.

Арлекины не боятся смерти?)

Интересная выставка!

Оригинальные работы! Есть на что посмотреть.

Там их очень много, залов десять с анфиладой)

Изумительная выставка

У нас есть бизнес-центр Бенуа с эскизами Бенуа к балету, красиво смотрится)

Какая замечательная выставка"!

Отличная идея провести эту выставку

Да, тоже так думаю.

Немного хулиганства в работах есть.

Понравилось, знал что-то про Сомова, теперь освежил эти знания...

Что-то в Арлекине есть для людей искусства, недаром и Пугачева песней про него прославилась)

Да, думаю, где-то примерно отсюда ножки растут)