
Михаил Нестеров 1930-е годы вновь возвращается к теме Сергия Радонежского. Это три картины: "Пересвет и Ослябя", "Три всадника. Легенда", "Дозор". В двух первых картинах цикла Нестеров обратился к сказаниям, связанным с памятью Сергия Радонежского, и здесь преподобный присутствует опосредованно. В третьей картине Сергий представлен в образе дозорного на страже . В картине "Пересвет и Ослябя" витязи-иноки, ученики Преподобного показаны в исторический момент их пути к войску Дмитрия Донского, когда их приезд накануне сражения решил судьбу битвы .
Почему-то сегодня захотелось выложить имено эту картину Михаила Нестерова - "Пересвет и Ослябя". Русская природа выступает в сюжете главным действующим лицом, она напутствует и благословляет; воины-схимники созерцая этот уже почти призрачный земной мир понимают, что вот сейчас время останавливается, момент истины наступает, то к чему шли они всю свою жизнь - их предназначение в божественном промысле - скоро будет исполнено. И остается решающий последний духовный бой - через Смерть к Вечной Жизни!
Фото сделано камерой смартфона на выставке "Шедевры, которых нет в музеях" в Центре Искусств (ХХС). Москва. 2016 год.