?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Винил или околофилософские размышления о Звуке. Часть 2.
vladimirdar
ВИНИЛ
Всего 10 фото

Почти год назад я уже делился в журнале как соображениями, так и результатами своих экспериментов со Звуком - о воспроизведении аналоговых музыкальных фонограмм, записанных цифровым способом с виниловых пластинок и воспроизводимых аудио средствами стационарного компьютера. Тогда у меня была еще некоторая иллюзия о том, что оцифрованная аудио запись с винила в режимах так называемого хай-реза (цифровой записи высокого разрешения) даст мне именно тот уровень вовлеченности и естественности что присутствовал несколько десятков лет назад в пору увлечения музыкой как таковой. Поводом для этих довольно любопытных экспериментов стала доступность многих аудио записей, выложенных в сети в последнее время и появление мощных компьютерных аудио-карт, позволяющих легко обработать чрезвычайно объемный поток выходных цифровых аудио данных. Для этих целей был куплена приличная по цене компьютерная аудио-карта Creative Sound BlasterX AE-5 в обзоре о которой я и начал эту довольно щекотливую и скользкую тему.

Первая часть моих экспериментов закончилась тем, что я не смог добиться приемлемого и желаемого уровня вовлеченности и верности воспроизведения оцифрованных аудио-фонограмм с винила в самом высоком разрешении и был несколько обескуражен этим фактом поскольку ожидал совсем другого результата. Вывод тогда был двойственным – удовлетвориться качественным цифровым звуком (то есть как бы смириться «с недостижимым») или вновь войти в мир винила который испытывает сейчас свой ренессанс. С моими рассуждениями и выводами для первого этапа прояснения этой Истины вы может ознакомиться в первой части «Обзора звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 или Околофилософские размышления о Звуке».

Во второй части «Околофилософских размышлений о Звуке» я хочу поделиться своими соображениями, размышлениями и результатами экспериментов с Его Величеством Звуком уже именно приобщившись к старому доброму аналоговому звучанию как таковому прикупив неплохой японский винтажный проигрыватель винила и собрав не очень большую, но приличную по содержанию во всех смыслах коллекцию опять же винтажных виниловых пластинок (или проще говоря, винила). В этом материале я постараюсь изложить свои впечатления, представления о виниле как таковом. Мы рассмотрим достоинства, преимущества, некоторые его недостатки, ряд тонкостей, нюансов и парадоксов для такого крайне субъективного предмета - как психофизическое восприятие человеком Звука (Музыки). Материал, наверное, будет интересен и новому «цифровому» поколению меломанов которые во главу угла ставят скорее удобство, чем качество звучания, но тем ни менее точно также подвержены общему влиянию винилового ренессанса. Итак, продолжим.

Винил как таковой сейчас стал крайне модным явлением. Считается престижным и статусным иметь дорогой виниловый проигрыватель, также до неприличия дорогую аудио аппаратуру, покупать виниловые пластинки и, наверное, прослушивать их)
02.
ВИНИЛ

Первым этапом возвращения в мир винила как уже упоминалось, стал мой импульсивный шаг в приобретении всего наследия английской рок-группы Led Zeppelin в виде девяти «номерных» альбомов в издании 2014-го года. Предварительно я промониторил в сети отзывы об этом так называемом «новоделе» как вообще, так и в частности именно об этом издании. В начале этих экспериментов у меня еще была иллюзия, что «новодел» звучит не хуже, чем скрипящие песочком пластинки сорокалетней давности) Отзывы тех «кто слышал» это творение Джимми Пейджа 2014 года искрили позитивом и первый затратный порыв в этом направлении был осуществлен.

Известное и распиаренное издание «Led Zeppelin-2014» «приехало» ко мне с доставкой из популярного сейчас аудио интернет-магазина. Если вы прочитали первую часть, то знаете, что группа Led Zeppelin для меня не просто какой-то фетиш о былых временах - она давно любима, «отслушана» вдоль и поперек еще с тех самых времен, когда я только начинал слушать «Whole Lotta Love» и «Лестницу в Небо» еще посредством «вражеских голосов») Как звучит винил тех времен я прекрасно знаю, как по лично покупаемым в свое время фирменным альбомам Led Zeppelin, прослушиваемых у разных друзей и посредством также на разного уровня бюджетности аудио аппаратуре. Кроме того, у меня всегда было множество аудиозаписей на магнитной ленте самого высокого качества, записываемые у коммерческих подпольных «писателей» на японских катушечных деках и к тому же за довольно приличные деньги. Слушал я их кстати на отечественной катушечной деке Маяк-001) Так что как должен звучать тот же Led Zeppelin на виниле и не только очень было даже хорошо знакомо. И меня ждал хороший холодный душ – несмотря на внешне отличное издание винила Led Zeppelin как таковой не звучал - он отказывался это делать. Сделаю для этих впечатлений отдельный блок замечаний о «новоделе». А вот он и новодел - во всей своей красе!)
03.
Led Zeppelin II - 2014
Альбом Led Zeppelin II издания 2014 года. Сделано в Европе.

Впечатления были странными. Винил даже в руках не хотел казаться винилом, уже на уровне интуиции и до прослушивания я почувствовал, что в итоге может случиться что-то непоправимое) В общем, можно сказать, это оказался не Led Zeppelin. Роберт Плант не был на себя похож, его обычно пронзительный беспредельно вибрирующий на высоких нотах надрывный блюзовый вокал в оригинале - теперь казался мелким, истеричным, надрывным, скомканным, вызывал явное неприятие и отторжение. Гитара Джимми точно также не брала за душу. Я совершенно не узнавал фронтменов группы. В целом же знакомая магия, искрометность, эмоции, мистика звука великой группы никак не проявлялись, непроизвольно хотелось прекратить прослушивание потому что это самое отторжение явно чувствовалось. Прослушивая альбом за альбомом, я ощущал обескураженность и отсутствие жизни в звуке, который был мне когда-то очень близким и хорошо знакомым. Он был задавлен, сморщен, искажен, как будто бы «отглажен перегретым утюгом» - сюда же прочие и прочие подобные образные эпитеты. Разочарование было просто тотальным.

Ну что ж, негативный результат тоже результат. Поздравив себя с тем, что не накупил другого винилового «новодела», а также с окончанием очередного этапа постижения Истины был сделан вывод (впрочем очевидный для многих), что следует приобретать и слушать именно старый винтажный винил. Вывод был в общем верный и во многом банально-ожидаемый, но как оказалось позже и в этой сфере было также очень много тонкостей и подводных камней. Итак, отложим «грустный новодел Led Zeppelin-2014» в сторону и обратим взоры к миру винтажного винила который сам по себе оказался не менее удивительным и парадоксальным на проявление этой самой Истины) Однако, прежде чем продолжить это захватывающее для меня самого повествование раскроем некоторые особенности и тонкости производства пластинок. Надеюсь, я не сильно загружу читателя тем более это необходимо сделать исходя из поставленной цели.

Откуда на пластинке берется аналоговый звук и как цифровой и его умудряется сегодня запакостить

Чтобы не вдаваться в подробности, не нарушить последовательность мысли, не утерять темп рассказа и не спровоцировать потерю интереса читателя к изложению темы, скажу лишь, что сама по себе аналоговая запись для начала появляется на лаковой заготовке (будущей пластинки) в виде дорожек-канавок которые, нарезаются специальным резцом. Ранее исходным источником именно звука для производства пластинок была именно магнитная лента, на которой уже по определению осуществлен мастеринг (когда все аудио каналы, записанные в студии уже сведены в двухдорожечный стерео-вариант аудио записи) - то есть когда запись на магнитной ленте аналоговым же образом подготовлена для передачи звуковых колебаний резцу по лаку.
04.
Винил - как делают - 002.jpg

Но сначала изготавливается металлический мастер-диск, который и является основой для нарезания на его лаковой поверхности аналоговых дорожек будущей пластинки. Резец нарезает дорожки на этом мастер-диске. Далее методом напыления изготавливаются штамповочный диск для последующего «выпекания» пластинки из виниловой массы чем-то, напоминающим выпекание знакомых всем блинов на сковородке) Мастер-диск тиража с лаковой поверхностью традиционно уничтожается как недолговечный, а штамповочный обычно сохраняется. С него впоследствии могут печатать второй, третий тиражи и так далее (мы еще вернемся к этим самым номерным тиражам). По умолчанию качество последующих тиражей должно деградировать по мере износа штамповочного диска при тиражировании.

И все бы хорошо, но сейчас в основном исходная подготовленная фонограмма для создания мастер-диска не является по сути аналоговой. Барабанная дробь!!! Исходные уцелевшие аналоговые записи по определению оцифровываются, обрабатываются, в том числе и сводятся именно цифровым способом. И как вам такое Илон Маск!?!) Выходит, именно цифровой звук является главным источником нарезания аналоговых канавок современной пластинки, то есть аналогового звука. Почему так? - спросите вы. Причин очень много – во-первых, цифровой способ очень удобен в работе, во-вторых, в современных студиях уже большей частью давным давно отсутствует необходимое для этого аналоговое оборудование, ну, а самое главное, уже практически не осталось искусных мастеров-звукорежиссеров. Ну, и кто сейчас станет морочиться с аналогом!? Конечно, у любого явления есть и свои исключения – ведь использовать старые аналоговые мастер-ленты вроде бы сам Бог велел; найдется и редкое сейчас студийное оборудование, и конечно же не все звукорежиссеры «вымерли», но стоить это будет очень дорого и такие пластинки в итоге ценятся чуть ли не на вес золота) Штамповочные же диски обычно очень сильно изношены если они конечно еще и сохранялись к тому же.
05.
Винил - как делают - 003.jpg

Добавим сюда же в виде еще одной ложки дегтя и тот факт, что магнитная лента с десятилетиями теряет свои свойства по намагниченности. Магнитная запись в результате «падает» по своему качеству и «вытянуть» и дать более или менее приемлемый результат возможно только лишь цифровым способом, сжимая, сдавливая и очищая нежный живой и трепетный аналоговый звук. И в большинстве своем штамповочные диски изготавливаются сейчас с применением именно цифровых фонограмм. Таким образом виниловый «новодел» открывается перед нами во всей своей цифровой и уродливой красе. Вот именно поэтому наши первые эксперименты услышать то, что мы слышали раньше в наши лучшие времена потерпели фиаско.

Ну, хорошо, с новоделом все понятно, его тема по крайней мере для меня закрыта, покупать я его уже не буду однозначно. Пластинки за 300 долларов мы учитывать тоже не будем, но те, которые сейчас продаются в широком ассортименте в среднем за 1,5-2 тысячи рублей по определению не могут сравниться со скрипящими, щелкающими, но выдающими живой дышащий натуральный звук пластинками.
06.
ВИНИЛ

Справедливости ради надо отдать должное, что многим очень нравится слушать новоиспеченные пластинки на дорогих новодельных же виниловых вертушках и их слушатели вполне себе удовлетворяются качеством извлекаемого звука. Думаю, что здесь скорее срабатывает эффект желания осязать аналоговый источник звука внешне – пластинку можно подержать в руках, рассмотреть большой бумажный конверт, завороженно наблюдать как вращается пластинка, наслаждаться уже непривычными сейчас операциями по её установке на вращающийся опорный диск проигрывателя, очистке от пыли, опускания иглы звукоснимателя, потрескиванию иглы пробегающей по звуковой канавке пластинки, в конце концов, «а запах!)», ну и подобное прочее. Это просто компенсация интуитивно недостатка осязания звука. Да и вообще, «цифровое» поколение слух которого исковеркан MP3 и прочими «сжатиями» просто не знает, как оно должно действительно звучать. А может это и есть их счастье, которое в неве́дении!?)
07.
ВИНИЛ

Что же в итоге?

Итак, наступает новый этап наших экспериментов с Его Величеством Звуком. А отличается этот этап тем, что он довольно затратен в финансовом отношении. Если для приобретения качественной компьютерной аудио-карты нужно лишь около 10 000 рублей, то в мире винила так просто не отделаться. И дело даже не только в деньгах - купить исправный винтажный проигрыватель очень сложно, им всем по 35-40 лет и более, найти качественно работающий крайне проблематично. Но «споткнувшись» пару раз насчет «обслуженных» специалистами вертушек, проигрыватель Kenwood Trio был-таки приобретен хоть и с некоторыми потерями)
08.
Kenwood Trio

С пластинками же всё оказалось еще сложнее и затейливее. В нынешних музыкальных магазинах винтажный винил вполне доступен, но довольно дорог, и чтобы собрать даже небольшую коллекцию нужно выделять из бюджета приличные деньги. Есть правда и альтернативные способы существенно снижающие затраты, но их надо искать, уделять им время и соответственно свои не безграничные нервы. В общем кто захочет погрузиться в мир винила напишет именно свою уникальную историю постижения Истины насчет винтажного винила. Мою же историю мы пропустим, но по определению-таки имеем на настоящий момент для экспериментов небольшую коллекцию именно американских, английских, немецких и японских пластинок и опять же именно и примерно тех годов, когда они выпускались по поначалу. Здесь меня ждало очередное откровения исходя из того, что я уже совсем подрастерял за ненадобностью все свои былые навыки ценителя звука, тонкости и подводные течения этого зыбкого субъективного мира винила. Пришлось вникать разбираться, слагать свое мнение, отношение в действиях, ну, впрочем, как и в любом другом новом деле.

Тонкости

Наверное, именно сейчас также следует отметить все то, что может подстерегать человека, кто все же решил собрать коллекцию винтажного винила и приобщиться к аналоговому звуку, но бюджет на это выделен с определенным лимитом) Оказалось, что существуют так называемые, 1-е, 2-е прессы, третьи и так далее. То есть 1-й пресс, это тогда, когда тираж отпечатан с первого же неиспользованного еще в производстве мастер-диска. По определению он вроде бы должен обладать наиболее высоким качеством звука. Второй пресс (тираж допечатан после первого или под него мог создавался новый мастер-диск) может быть хуже по качеству звука и так далее и тому подобное. И что интересно, именно здесь нет никакой прямой временно́й или обратной зависимости – первый тираж может быть хуже второго и третьего и так далее. И чтобы знать, что ты хочешь получить, необходимо полностью и целиком входить в эту тему, её изучать, постигать - тогда, когда у тебя есть конкретная цель и критерии возможно обрести именно то что нужно, а не то что тебе предлагают и внушают. Но тут каждый сам решает, погружаться ему в са́мую глубину или нет, дело выбора. То есть цены складываются из опыта энтузиастов винила и могут обескуражить новичка своей нелогичностью и размерами)
09.
ВИНИЛ

Однако у нас не было задачи, стать аудио-гуру, поэтому моя коллекция, понемногу созданная именно как для удовольствия прослушивания музыки, так и одновременно для экспериментов со звуком относительно его психофизического восприятия включает в себя и ряд совершенных овеществленных ошибок в виде приобретенных пластинок с дефектами и принятия на веру действий других лиц этого призрачного коварного рынка (не всегда кстати действующих честно). И в данном случае мы не хотим стать совершенными и стремиться к этому самому совершенству любой ценой, ведь достаточно приблизиться к Истине, как оно соответствует личному здравому смыслу. И речь идет не о собирательстве, а об удовольствии. Известно же, что любители музыки делятся как на меломанов, то есть тех кто собирает аудио носители как коллекционеры и декларирует себя ценителями музыки; и филофонистов, кто слушает музыку и наслаждается ей на самом деле)

Итак, самый важный этап – стоило ли оно того?

Эксперимент в процессе оказался затейливым и одновременно захватывающим. Наверное, самым впечатляющим было именно нахождение ранних изданий Led Zeppelin и прослушивание этих самых оригиналов. И результат меня полностью удовлетворил. Led Zeppelin наконец-то звучал как надо – Роберт Плант был настоящим Робертом Плантом, его голос был истовым, радостно возбуждал как и прежде все нейроны моей нервной системы, а гитара Джимми говорила с тобой как живая, пронизывая пространство своими жесткими и одновременно вкрадчивыми волшебными пассажами. Мистические призраки Led Zeppelin были наконец явлены во всей своей красе. Испытав огромное облегчение и сбросив с себя многомесячные не дававшие покоя вопросы, я слушал все эти пластинки, которым внимал когда-то очень давно, которые наиболее сильно впечатляли и оставили неизгладимый след в памяти. Добавлю и то, что чудес не случилось - оказалось, что ряд пластинок из приобретенных звучит обескураживающе посредственно несмотря на близость к первопрессам и приличные цены, но многие, особенно джазовые звучали просто потрясающе и удивительно искренне.
10.
Led Zeppelin II
Альбом Led Zeppelin II - 1969 год. Made in USA.

Чем же отличается качественный цифровой звук от реально аналогового?

В этом разделе я вынужден отметить существенную субъективность вообще предмета нашего исследования. Дело в том, что психофизическое восприятие человека - это очень зыбкая и забавная тема поскольку само восприятие музыки зависит от многих совершенно алогичных факторов – личных убеждений, ценностей, выработанных в течении жизни критериев оценки явлений вокруг, реально искаженных личных представлений о мире и себе в конце концов. Именно поэтому один видит в «Квадрате Малевича» просто черный квадрат, другой, явное визуальное одурачивание зрителя, ну а кто-то третий, целый мир - иной мир, наполненный абсолютными и совершенными захватывающими сверхидеями. В конце концов, мы можем вообще не знать, на что мы смотрим) Так и со Звуком - кто-то слышит просто звуки, наблюдает за их последовательностями, высотой и тоном, ну, а кто-то созерцает их воплощение на своем «экране мысленного взора» в виде конкретных удивительных образов, своих ответных эмоций и каждый из наблюдателей будет по-своему прав.

Однако мои личное мнение и впечатления имеют вполне осязаемые результаты, как и конкретные выводы; другое дело принимать их на веру читателю или нет, подвергнуть сомнению, испытать на себе - тут уже личное дело каждого. И если уж читатель с долей любопытства все же добрался до этого участка текста, значит ему, наверное, хочется узнать мое отношение и ознакомиться с выводами; короче, чем же закончился этот личный эксперимент?!)

Результаты эксперимента и очень общие выводы:

1. Винил является наиболее качественным и относительно недорогим источником реально аналогового звучания.

2. Винил, пожалуй, единственный доступный аналоговый источник звука, который воспроизводится естественно, живо, натурально, воздушно, верно и обладает нематериальной способностью создавать эффект живого присутствия музыкантов и их музыки. Винил не требует в инструментальном отношении особых серьезных денежных затрат.

3. В сравнении и даже с наиболее качественными оцифровками винила реальный аналоговый винил гораздо более приемлем для истинных ценителей звука и музыки вообще. Это конечно же банальный вывод, но как мне кажется, он имеет еще и свой глубокий подтекст)

4. Винил сейчас является и олицетворяет по сути неосознанное стремление к естественности, натуральности и «аналоговости» вообще поскольку сам человек и есть аналоговое существо из плоти и крови) Нельзя не отметить и грамотные ответные маркетинговые ходы больших корпораций на такой возникающий спрос, дающие своё предложение и ответ в виде коммерческих продуктов правда не имеющих никакого отношения к тем, которые выпускались раньше ввиду невозможности возродить старые технологические производственные процессы производства проигрывателей, утерянные ноу-хау, неприменение массовой аналоговой магнитной записи в студиях, и главное, отсутствие достаточного количества узких и уникальных специалистов в этой специфической области. Винил в наше время становится способом продемонстрировать себя (как еще одно средство показа личной роскоши), свою степень успеха, флер исключительности и принадлежности к «высшему интеллектуальному сообществу») При этом сам Звук занимает в этой парадигме уже в лучшем случае вторую позицию значимости насчет себя самого)

5. «Новодельный» винил является не совсем винилом по своей истинной сути) Бюджетные варианты новых (новодельных) пластинок в большинстве своем являются именно цифровой записью в аналоговой упаковке с последующими и вытекающими следствиями. Называть это обманом сложно, но введением в заблуждение совершенно корректно) Стоит об этом помнить, чтобы не само обманываться.

6 Источниками реального аудиофильского винила являются старые винтажные пластинки или новые дорогие аудиофильские издания, где сам и весь процесс изготовления винила полностью аналоговый.

Цифровое звучание имеет определённо главенствующую и доминирующую роль в нашем стремительно изменяющемся мире. Возможно и будут найдены более качественные способы записи живого звука цифровыми методами, но приходится признать, что оцифровка винила содержит в самой своей озвученной задаче как мы поняли, абсурдные недостижимые цели; это как восхищаться качественно созданным чучелом дикого зверя, мастерством того человека кто воссоздал его «как настоящего», пусть и гениально. Ведь невозможно оцифровать живое, невозможно оцифровать эмоцию, мысль, невозможно оцифровать любовь и ненависть, свет и тьму, радость и горе, в конце концов, невозможно оцифровать вечность. И на этом пути неистового и теряющего всё человеческое технического прогресса всегда должно быть место не только этому самому прогрессу, но и душе, которая все видит и слышит, всё то, что недоступно человеческому опыту и сформированному в этом теле сознанию, душе, которая Божья и которая никогда не будет оцифрована. Не стоит забывать об этом.


© Vladimir d’Ar, 2019

Околофилософские размышления о Звуке. Часть 1.


  • 1
Вот теперь захотелось включить проигрыватель)

Oh! Это самое главное, если мне удалось инициировать подобный порыв, Алексей!)

  • 1