Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенье и немного о Павле Флоренском

Благовещенская церковь - 0010.jpg
Всего 29 фото

Что интересно, изначально я практически ничего не знал об этой церкви и ехали мы в село Благовещенье (4 км от Сергиева Посада по прямой) не предполагая, что, кого там встретим и увидим. Надо сказать с удовлетворением, все ожидания полностью оправдались. Мало того, что в этом месте с горы на которой воздвигнут храм открывается совершенно упоительный вид на Троице-Сергиеву Лавру, главное в другом. Благовещенская церковь предстала перед нами в своей восхитительной духовной красе, её образ определенно и неожиданно взывал к старым деревянным церквям Севера России. Что-то в её внешнем облике побуждало лицезреть, восхищаться, впитывать Красоту. А казалось бы, "простая" деревенская церковь!?) Однако интуитивно чувствовалось, что это не просто новый храм, что на его месте существовал более древний - так и оказалось впоследствии. Деревянная церковь здесь можно сказать, "всегда стояла". Более того, земля эта княжеская. А еще, здесь в Благовещенском храме служил в юности великий русский богослов, ученый и мыслитель Павел Александрович Флоренский. Каково!? Так что давайте, узнаем, об этом восхитиельном храме, его не простой истории, что впрочем характерно и для многих других храмов России. А заодно наряду с историческими выкладками осмотрим Благовещенскую церковь.


Село Благовещенье

Впервые село Благовещенье (бывшее Княже) в числе нескольких других Радонежских сел Троице-Сергиева монастыря упоминается в Жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III, данной Троицкому игумену Вассиану, игуменство которого выпало на 1462–1466 годы. Жалованная грамота освобождала монастырское село от многих государственных пошлин, от поборов и постоев. Жалованная грамота передала право суда над Благовещенскими крестьянами Троицкому игумену Вассиану «или кто по нем иный игумен будет». Очевидно аким образом в XV веке церковь в селе уже была.
02.
Благовещенская церковь - 001.jpg
Благовещенский храм - вид с юго-востока

В 1481 году великий князь Иван III подписал новую грамоту, запрещавшую князьям, боярам, воеводам ратным и подорожным людям «ставиться» и брать подводы в Радонежских селах Троице-Сергиева монастыря, не исключая и села Благовещения. В 1534 году, при игумене Иоасафе, пожалования Ивана III от имени его сына, малолетнего великого князя Ивана IV, были подтверждены правительством его матери, великой княгини Елены Глинской. Великокняжеские грамоты изображают Троице-Сергиев монастырь не только владельцем, но и покровителем своих крестьян, ограждавшим их от многих поборов, от своевольства сильных и знатных людей. Покровительство монастыря пошло на пользу крестьянам, о чем свидетельствуют документы XVI века. В одном из документов 1512 года в селе Благовещенье показано 29 крестьян, что для начала XVI века весьма немало.
03.
Благовещенская церковь - 003.jpg
Вокруг церкви все ухожено. С южной стороны воздвигнут поклонный крест.

Уже в 1536 году при Благовещенской церкви в кельях жили «благовещенские старицы» – одинокие, больные, престарелые женщины, питавшиеся подаяниями крестьян и «подорожных людей», проходивших через село в Троице-Сергиев монастырь. Сам факт наличия в селе богадельни – свидетельство роста и села, и благосостояния его обитателей.
04.
Благовещенская церковь - 005.jpg
Южная сторона храма

Церковь «древяна верх» – так в старину могли назвать церковь, завершенную восьмигранным шатром, так могли назвать и высокую церковь обычного клетского типа, завершенную небольшим восьмигранным барабаном, несущим церковную главку с крестом. Для села Благовещенья второй вариант представляется более вероятным, если учесть, что между основанием села Княже с его клецкой церковью и составлением Писцовой книги прошло не более 235 лет, – срок не слишком большой для построенного на совесть деревянного храма. Обратим внимание на то, что все внутреннее убранство, «образы и свечи и книги», и, вообще, «всякое церковное строенье» Благовещенской церкви, отмеченное в Писцовой книге 1587 года, было монастырским. Обустройство храма относилось, конечно же, к XV столетию, когда село Княже перешло во владение Троицкой обители.
05.
Благовещенская церковь - 004.jpg

В сентябре 1608 года многотысячное польско-литовское войско панов Сапеги и Лисовского по Московской дороге подошло к Троице-Сергиеву монастырю и встало на Клементьевском поле, что на западной окраине села Клементьева. Из монастыря на врагов было сделано удачное нападение. Пока шел бой, окрестные жители сжигали свои дома и спешили под защиту монастырских стен. Оправившись от неожиданного нападения, враги «спешно и сурово» окружили Троице-Сергиев монастырь. Село Благовещенье оказалось отрезанным от обители линией укреплений – «туров» литовского гетмана Сапеги, поставленных против западной крепостной стены монастыря. По крайней мере, части жителей села удалось укрыться за крепкими монастырскими стенами и, волей-неволей, принять участие в долгом шестнадцатимесячном Троицком «сидении».
06.
Благовещенская церковь - 006.jpg

В историю осады Троице-Сергиева монастыря село Благовещенье вошло благодаря Благовещенскому оврагу, по дну которого мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура. Используя глубокий овраг, защитники монастыря неоднократно обходили вражеские укрепления, стоявшие против западной линии монастырских стен, и внезапно нападали на врагов. Так, например, 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы, незаметно пройдя Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного к лагерю Сапеги скота, пущенного на выпас в поле под защитой литовских осадных туров. Участники вылазки благополучно отогнали добычу в монастырь.

В январе 1610 года, устав от бесплодной осады, опасаясь подхода к монастырю сильного русского войска, Сапега и Лисовский отступили, наконец, от неприступного для них Троице-Сергиева монастыря. Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению окрестных селений. Не избежало общей участи и село Благовещенье, в котором стояла часть отрядов гетмана Сапеги.
07.
Благовещенская церковь - 0010.jpg
Вид Благовещенской церкви с юго-запада

Многомесячная осада нанесла огромный ущерб Троице-Сергиеву монастырю, окружающим его селам и слободам. Видя это, многие говорили: «Не быти уже Сергиеве обители по-прежнему». Но восстановление происходило удивительно быстро. Вокруг еще бродили шайки русских и иноземных разбойников, еще не покинули Московскую землю польско-литовские отряды, а в селе Благовещенье, в окружении десятка крестьянских дворов уже стояла клетская церковь. И не беда, что она потеряла свой «древян верх», село пережило осаду и поднималось, преодолевая последствия «осадного разорения».
08.
Благовещенская церковь - 0017.jpg

Переписная книга 1646 года сообщает: Село Благовещенское, а в нем храм Благовещение Пресвятыя Богородицы, древян, верх шатровой, а у церкви двор – поп Андрей [Фокин], двор – дьячек Кондратка Иванов, да на церковной земле 6 дворов бобыльских, а людей в них 8 человек. Развитие села Благовещенья очевидно. К 1623 году при возобновленной после осады церкви составился полный причт (поп, дьячок, пономарь и просвирница), были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановлению села Благовещенья после «осадного разорения» способствовала прямая поддержка Троице-Сергиева монастыря.
09.
Благовещенская церковь - 0019.jpg

Село Благовещенье объединяла с Троицким монастырем не только экономическая, но и духовная связь. Монастырь поставил в селе новую шатровую церковь. Благовещенские крестьяне не скупились на пожертвования и постригались в братство Троицкой обители. Подводя итог немногим, к сожалению, известным сведениям о селе Благовещенье в XVII веке, можно заключить, что, благодаря тесным связям с Троице-Сергиевым монастырем, вторая половина этого столетия стала для села временем расцвета. В это время село – центр большого прихода, в который входили деревни Гольково, Чурилково, Воронцово, сельцо Барканово и село Бобяково. Всех дворов в приходе было 72, а прихожан обоего пола 540 душ, в том числе не менее 22-27 дворов и 85 душ мужского пола в самом селе Благовещенском.
10.
Благовещенская церковь - 0016.jpg

XVIII век

Во второй половине XVIII столетия село Благовещенье пережило два чрезвычайно важных события. В 1764 году государство отобрало в казну земельные владения российских монастырей и церквей. Троице-Сергиева Лавра (почетный титул «Лавра» Троицкий монастырь получил в 1744 году) не стала исключением: все исстари принадлежащие ей села и деревни с приписанными к ним угодьями были объявлены казенной собственностью. На первых порах село Благовещенье вместе с другими окружающими Лавру селами, которые ранее принадлежали Троицкой обители, подчинялось особому государственному чиновнику – экономическому казначею. В 1782 году, после учреждения Московской губернии, село вошло в состав Клементьевской волости сначала Богородского, а с 1797 года – Дмитровского уезда. С переходом в казенное ведомство прекратились взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой. Отныне в трудных обстоятельствах крестьяне могли рассчитывать лишь на свои силы.

Вторым важнейшим событием, которое пришлось пережить селу Благовещенью во 2-й половине XVIII века, стало закрытие в 1776 году самостоятельного Благовещенского прихода. Много десятилетий спустя Благовещенские крестьяне объясняли это печальное для них событие «моровой язвой». Действительно, чума свирепствовала в Москве и ее окрестностях, и даже вызвала чумной бунт в столице, но случилось это в 1771 году, за пять лет до закрытия прихода. Вероятно, в народном сознании события 1771 и 1776 годов смешались друг с другом, в результате воспоминание о моровой язве стало объяснением позднейшего закрытия прихода.
11.
Благовещенская церковь - 0018.jpg

Почему же был закрыт Благовещенский приход, существовавший четыре столетия? Библиотекарь Лавры, иеромонах Арсений, автор ряда ценнейших публикаций по истории приходских церквей и слобод Сергиева Посада, объяснял закрытие Благовещенского прихода болезненным состоянием местных священника и дьячка: первый почти не имел движения, а второй за старостью почти совсем ослеп. Думается, что приведенные о. Арсением факты не были единственной причиной закрытия прихода.

Еще одной, пожалуй, даже более важной причиной могло стать значительное сокращение числа жителей в Благовещенском приходе в результате чрезвычайно тяжелого и разорительного для крестьян царствования Петра I. В 1715 году, например, в селе Благовещенье числилось всего 15 крестьянских дворов. После перевода села в казенное ведомство в 1764 году число прихожан, лишенных поддержки Лавры, могло сократиться еще более. В 1776 году Благовещенская церковь закрыта, богослужения в ней прекращены, причт распущен.
12.
Благовещенская церковь - 007.jpg

Между тем жителей села Благовещенья не оставляло желание сохранить свою скромную деревянную церковь действующей. В 1786 году прихожане упраздненного Благовещенского прихода обратились в Радонежское духовное правление с прошением о выдаче разрешения покрыть кровлю Благовещенской церкви новым тесом и переправить наклонившуюся колокольню, «дабы служение литургии производимо было». Владыка Платон, возведенный к тому времени в сан митрополита, разрешил отремонтировать Благовещенскую церковь, возобновить престол и даже возобновить в церкви воскресные и праздничные службы, если прихожане дадут подписку, «чтоб им особеннаго попа не просить, а служение исправлять Ильинским священникам поочередно». Итак, выполнив условия митрополита Платона, жители села Благовещенья восстановили свою церковь, но службы в ней проводились священниками из Ильинского храма, и лишь в воскресные и праздничные дни.
13.
Благовещенская церковь - 0011.jpg

На протяжении следующих ста лет число богослужений в Благовещенской церкви постепенно сокращалось, что не удивительно: число прихожан в самом Ильинском приходе быстро увеличивалось, и уделять время отдаленному от Посада селу для Ильинских священнослужителей становилось все труднее. В конце XIX столетия деревянный Благовещенский храм открывался лишь семь раз в году. По мнению профессора Московской Духовной академии Н.А. Заозерского отделение села Благовещенья от Лавры, упразднение прихода и закрытие Благовещенской церкви не пошло на пользу селу, и 1864 год, «великий год освобождения от крепостной зависимости», оно встретило, имея «печальный вид заброшенного вымирающего селения».
14.
Благовещенская церковь - 0021.jpg
Крыльцо храма

Лишь на рубеже XIX–XX веков началось развитие села: в нем появились переселенцы из Рузского и Богородского уездов, число крестьянских дворов возросло до двадцати. Выше упоминалось о ремонте Благовещенской церкви в 1786 году. Тогда его произвели крестьяне, еще тосковавшие по-своему, закрытому десять лет назад, храму. В начале XIX столетия селения Барканово, Бобяково, Воронцово и Чурилково, некогда входившие в упраздненный Благовещенский приход, были причислены к приходам сел Захарьино и Деулино. От бывшего Благовещенского прихода остались лишь само село Благовещенье, да деревня Гольково, по-прежнему приписанные к Ильинскому храму Сергиевского Посада. Возможностей ремонтировать свой храм у потомков бывших прихожан уже не доставало, и к концу столетия деревянная Благовещенская церковь пришла в ветхость: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили.
15.
Старое фото
Храм до революции

Наконец, в 1890 году нашелся благотворитель, московский предприниматель П.С. Каптелин. Выходец из обширного Сергиево-Посадского рода мещан и купцов Каптелиных, он был известен, как поставщик белого воска Троице-Сергиевой Лавре. Благотворитель возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.
16.
Старое фото

Известно, что в 1905 году в селе было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а четыре года спустя – церковный дом для священника. Известно также, что в 1910 году священником при Благовещенской церкви служил Афанасий Смирнов, во всяком случае, им подписана страховая карточка Благовещенской церкви от 20 июля 1910 года, хранящаяся в Российском государственном историческом архиве Петербурга. Возможно, Афанасий Смирнов был первым священником, назначенным на Благовещенский приход после его возобновления.
17.
Благовещенская церковь - 009.jpg

Павел Флоренский

Из публикаций последнего времени известно, что в 1911–1913 годах история Благовещенской церкви и прихода пересеклась с биографией великого русского богослова, ученого и мыслителя Павла Александровича Флоренского. В 1908 году П.А. Флоренский, выпускник физико-математического факультета Московского университета, окончил Московскую духовную академию и был оставлен доцентом (позже профессором) по кафедре истории и философии. В марте 1911 года П.А. Флоренский подал прошение о принятии священного сана. 5 апреля 1911 года митрополит Московский и Коломенский Владимир разрешил рукоположить П.А. Флоренского во священника «с приписыванием его к Благовещенской, села Благовещенского, церкви». Отец Павел был прикреплен к приходу сверх штата, до уже предполагавшегося перевода старого Благовещенского священника (вероятно, Афанасия Смирнова) на другой приход. Первое время Павел Флоренский усиленно просил митрополита Владимира утвердить его в штате Благовещенского прихода.
18.
Благовещенская церковь - 0011.jpg

Но отношения нового молодого ученого священника с отцом Афанасием не сложились. Невзлюбил молодого священника и «склонный командовать» и в приходе, и в церкви В.Н. Ушаков. К отказу от Благовещенского прихода отца Павла Флоренского подталкивали и семейные обстоятельства: неудобство жизни в селе, в неудобном церковном доме, особенно для больной жены и маленького сына. В итоге, Павел Флоренский принял предложение о переходе с Благовещенского прихода в домовой храм в честь равноапостольной Марии Магдалины «Мариинского Убежища сестер милосердия Красного Креста». Это благотворительное учреждение было открыто в Сергиевском Посаде в сентябре 1913 года. Так разошлись пути отца Павла Флоренского и не ужившихся с ним благовещенских клириков и прихожан.
19.
Благовещенская церковь - 0014.jpg
Гульбище. Вид с севера.

Последнее известное свидетельство о существовании прихода – краткое сообщение в выпуске Московских церковных ведомостей от февраля 1917 года об определении «на вакансию псаломщика при Благовещенской, села Благовещенского, церкви Дмитровского уезда» трапезника при соборе Василия Блаженного, крестьянина Тамбовской губернии Ивана Черемисина. Вторичное закрытие Благовещенского прихода последовало через несколько лет после установления в России и, конкретно, на Радонежской земле, враждебной Православию советской власти. Точная дата закрытия Благовещенского прихода неизвестна, но, по примеру большинства сельских церквей в окрестностях города Сергиева, так некоторое время называли Сергиевский Посад после революции, приход был закрыт во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов.
20.
Благовещенская церковь - 0020.jpg

Летом 1935 года уже закрытую Благовещенскую церковь обратили в избу-читальню Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска рвались к Москве и, пытаясь обойти столицу с севера, продвигались к городу Дмитрову, древнюю Благовещенскую церковь приспособили под общежитие для летчиков устроенного на северо-западной окраине города аэродрома. В послевоенное время в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы.
21.
Благовещенская церковь - 0015.jpg

22.
Благовещенская церковь - 030.jpg
Абсида

К началу 1970-х годов Благовещенская церковь, по рассказам очевидцев, обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. В 1970-х годах они исследовали обветшавший храм и заметили, что одно из косящатых окон на северо-восточной стене храма устроено на месте более древнего узкого горизонтального волокового окна, характерного для древних памятников плотницкого искусства. На этом основании архитекторы предположили, что центральный четверик храма, за исключением своих верхних и нижних венцов, мог относиться к XVI столетию; вывод, впрочем, не достаточно обоснованный.
23.
Старое фото
Церковь в советское время. Вид с севера.

Большинство исследователей относили древнейшие части храма (абсиду, четверики храма и трапезной, сложенные из массивных стесанных изнутри бревен) к середине – второй половине XVII века.
24.
Старое фото

Исследования и выводы:

Все единодушны были в одном: Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Архитекторы составили описание, выполнили обмеры и даже реконструкцию облика Благовещенской церкви в XVI и в конце XVII века. Ее поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. Еще одним результатом исследований стал макет Благовещенской церкви, изготовленный в 1975 году и краткая публикация о ней на страницах книги «Солнечные узоры», посвященной деревянному зодчеству Подмосковья (1978).
25.
Старое фото

В 1978–1980 годах, вскоре после выхода «Солнечных узоров», церковь, из самых лучших побуждений, была разобрана для возобновления фундамента и для замены сгнивших и изъеденных жучком бревен в срубах новыми бревнами, часть которых успели даже завести из Архангельской области. Итак, церковь разобрали, и даже приступили к сборке нового сруба, да так и не завершили дело. Ответственные за реставрацию ссылались на отсутствие материалов и финансирования. Действительно, в 1980-х годах экономическое положение Советского Союза стремительно ухудшалось и средств на реставрацию могло не хватить. Но главная причина, все же, не в материалах и деньгах.

К концу XX века в самом селе Благовещенье, в окрестных деревнях, запустевших за время экспериментов советской власти с русской деревней, давно прервалась церковно-приходская жизнь, и не осталось людей подобных Н.А. Заозерскому или Н.В. Ушакову, для которых деревянная Благовещенская церковь была не только древним зданием и памятником «плотницкого искусства», но, прежде всего, средоточием духовной жизни, воплощением памяти о предках, об истории старинного русского села Благовещенье.
26.
Благовещенская церковь - 008.jpg

История возобновления богослужений

4 ноября 2007 г. иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля и дано благословение в кратчайшие сроки возобновить в ней Богослужения Восстановление церкви группой благотворителей шло уже около трех лет. По состоянию на начало ноября 2007 года здание церкви в целом было возведено, но отсутствовало крыльцо, и не были покрыты гульбища. Внутри церкви многие работы еще не были завершены. Не был утеплен пол, стояли леса для подшивки неба, которое было обито всего наполовину, отсутствовали двери в притвор и храм, из-за чего ветер и снег задувало непосредственно в храм, а температура в нем была отрицательной. Иконостас был сделан на скорую руку, иконы на нем были размещены только на первом ярусе; царских врат, северных и южных врат не было, их заменяли завесы. Отсутствовало освещение.
27.
Благовещенская церковь - 0023.jpg

Первое Богослужение состоялось 30 ноября на память преподобного Никона Радонежского, второе - 4 декабря на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В январе службы в храме шли очень интенсивно. Постоянно росло число прихожан. Многие местные жители, живущие в Сергиевом Посаде и других городах Подмосковья, для которых родовые дома стали дачами, начали приезжать в деревню, чтобы помолиться, исповедаться и причаститься в восстановленной церкви, которую они в течение всей своей жизни видели оскверненной и разрушенной.

Из бесед с местными жителями была получена очень интересная информация. Так, под храмом мальчишки лет двадцать назад обнаружили чьи-то захоронения. Рядом с храмом сохранился фундамент церковно-приходской школы, которая затем стала обычной деревенской школой, а последней ее учительницей была дочь последнего настоятеля церкви. Какие-то незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, хранимые ими после разрушения в советские времена какого-то храма, и они заняли свое место в нашей церкви, иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.
28.
Благовещенская церковь - 0013.jpg

Из воспоминаний сельчан

«Храм по моим представлениям был меньше, чем построен сейчас. Ниже, то ли подгнил, осел, то ли просто детское воспоминание. На колокольню поднимались, с нее как на ладони было видно Лавру. Колоколов на колокольне не помню в это время, это были 50-е годы. Храм был заперт, хотя наверх как-то поднимались. Позже прибегали туда на лыжах, теми же полями, посадками. Более взрослым пришел перед Олимпиадой. Тогда власти решили его восстановить. По легенде храм построен без единого гвоздя. Не знаю, на самом ли деле. Разобрали храм, я видел около пруда большие и маленькие бревна, были золоченые пилястры, какие то детали от иконостасов с позолотой. Думали как лучше, получилось как всегда. Через несколько лет я приехал сюда, на этом месте ничего уже не было. Привозили, после того как разобрали, сосновые длинные необтесанные бревна, задумывалось восстанавливать, помотались, помотались, восстановить не вышло. Разобрали все местные. Недавно приезжал, храм уже стоит».
29.
Лавра
Вид на Лавру со стороны Благовещенской церкви

Благодарю townsman за организацию этого первомайского путешествия насыщенного событиями и яркими впечатлениями.

Источники:

Официальный сайт Благовещенского Подворья Троице-Сергиевой Лавры
Автор текста об истории церкви - иерей Андрей Наймушин

© Vladimir d’Ar, 2019
Tags: благовещенская церковь, благовещенский храм, благовещенье, лавра, павел флоренский, сергиев посад, храм, церковь благовещения пресвятой богородиц
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments