?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
«Скамья Врубеля» в Абрамцево, а также кое-что о Птице-Сирин и Птице-Алконост
vladimirdar
Скамейка Врубеля - 0033.jpg
Всего 37 фото

Увидеть именно «Скамью Врубеля» в Абрамцево я планировал очень давно, однако множество раз поездки в это интереснейшее место странным образом откладывались, переносились, и, я уж начал подумывать, а может и не надо вовсе ехать туда!?) Впрочем, 1 мая этого года обстоятельства к концу дня неожиданно сложились благосклонно и вот мы в Абрамцево уже на закате дня.

Что интересно, почему-то именно «Скамья Врубеля» меня интересовала даже больше чем усадьба Абрамцево в целом. Наверное личность самого Михаила Врубеля, «его демоны», яркий глубокий тяжелый проникновенный театрально-художественный стиль (короче, модерн же!) и побуждали увидеть это творения великого художника именно в рамках морозовской майоликовой  керамики. Конечно же, мы все знаем знаменитые врубелевские панно на фронтонах фасадов Метрополя и вроде бы «какая-то скамейка» в усадебном парке не должна была привлекать столько внимания, ан нет, всё говорило, что для меня это важно. Ну, и в общем, это самое важное и произошло... Уж не знаю, хватит ли впоследствии духу написать в подробностях об усадьбе Абрамцево и Савве Мамонтове, но о творении Врубеля уж совершенно точно, поскольку вы уже читаете текст настоящего поста. Если все сложится как нужно, этот материал станет составной частью большого и подробного уже именно об Абрамцево.

Вообще, «Скамейка Врубеля» упоминается во многих материалах и статьях в сети, но приличного и комплексного фотоматериала не хватает для интересующегося этой темой читателя. А причина в том, что «скамейка Врубеля» закрыта лаконичной защитной конструкцией, скорее напоминающей дачный парник с широкими белыми пластиковыми опорными конструкциями, нежели музейное укрытие художественной достопримечательности. Стекла «парника» (павильона) на природе при любом положении солнца так или иначе сильно и взаимно бликуют, так что сделать сносные фотографии «Скамьи Врубеля» в солнечную погоду становится затейливой задачей, предполагающей обязательную жесткую постобработку. В этих смыслах, моей целью, было, как увидеть «Скамью Врубеля», не торопясь поразглядывать её, так и по возможности сделать ряд информативных разноплановых фотографий чтобы читатель мог с спокойно и с чувством рассмотреть эту уникальную модерновую достопримечательность усадьбы Абрамцево. Короче, пришлось побороться не только с бликами (хотя надо было всего лишь взять с собой «полярик»), да и снимал кстати на старую зеркалку, которую надо было захватить в этот раз для экспериментов с городским пейзажем) Что из этого всего получилось!?) Давайте, посмотрим!

Структура изложения этого материала будет такой: история майоликового производства Саввы Мамонтова, рассказ о Михаиле Врубеле и параллельно мы будем осматривать уже саму "Скамью Врубеля", курсивом я выделю текстовые выкладки о Птице-Сирин, свои впечатления и мысли.

«Скамья Врубеля» находится в юго-восточной части территории усадьбы Абрамцево, рядом с Мастерской построенной по проекту В.А. Гартмана в 1873 году.
02.
Абрамцево - 001
«Студия-мастерская (Гартмана)» в усадьбе Абрамцево. Здесь кстати выставлены ряд работ Врубеля.

Началось Всё с того, что в 1870 году богатый промышленник Савва Мамонтов купил усадьбу Абрамцево у известного писателя славянофила  С.Т. Аксакова. Имя Саввы Мамонтова от истории русского искусства так же неотделимо, как имя купца Третьякова. Мамонтов - покровитель художников и сам художник-любитель, владелец и организатор не менее знаменитого оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин. Даровитый самородок, человек кипучей энергии и размаха, Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. Перейдя в его руки, Абрамцево стало центром притяжения учших художественных сил Москвы  которые стали приезжать, гостить и работать здесь.

Абрамцевский художественный кружок состоял из художников разных поколений. К старшему принадлежали Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, скульптор Марк Антокольский. Младшее поколение было представлено Константином Коровиным, Валентином Серовым, Михаилом Нестеровым, Еленой Поленовой, Марией Якунчиковой. Тон в кружке задавал Савва Иванович Мамонтов, деловая и практическая энергия которого соединялась с романтической преданностью искусству и верой - истина в красоте. Красоте придавалось жизнестроительное значение, ей предписывалась задача нравственного преображения жизни. Художники искали родную русскую красоту, опираясь при этом на идеи славянофильства, словно бы унаследованные непосредственно вместе с Абрамцевым.

Поскольку всё у нас здесь будет именно о Врубеле, то исключу многочисленные подробности о других русских художниках бывавших в Абрамцево.
03.
Скамейка Врубеля - 007.jpg
Вид «Скамьи Врубеля» с северо-запада со стороны усадебного дома. Естествено это тыльная сторона скамьи.

А в 1889 году была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики - изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Вероятно, главной причиной образования керамической мастерской стала идея возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей, поскольку уникальные печи усадьбы с многоцветными изразцами XVII века лежали в руинах. Так или иначе, но мастерская была создана и стала настоящим феноменом русской культуры того времени. В морозовских мастерских пробуют свои силы многие, но наибольший вклад внесли именно Михаил Врубель и Петр Ваулин.

Михаил Врубель - художник большого таланта работы с декором и поднимает это «утилитарное ремесло» до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры, ибо с его работами в традиционной скульптуре проявился цвет во всем его великолепии.
04.
Михаил Врубель
А.Н. Волков. Портрет Врубеля. Фанера, масло.

На первых порах знакомства с меценатом Савва Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой натурой в соединении с даровитостью, а хозяин Абрамцево, видимо, сразу оценил по достоинству талант Врубеля: уже через два месяца после первого знакомства Врубель поселился в его гостеприимном доме и стал своим человеком у него в семье.

Петр Ваулин - молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, с воодушевлением принимающий задачу возрождения русской майолики, разработал новый технологический процесс, создал несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открылт забытый способ восстановительного обжига - процесса, основанного на химической реакции под воздействием огня и давления в печи обратного превращения оксидов, из которых состоят глазури, в металлы, что позволило добиваться потрясающих художественных эффектов в майолике.
05.
Портрет П.К. Ваулина
Портрет П.К. Ваулина. Старая фотография.

Как в самой майолике, при обжиге и трансмутировании в этом процессе красок, возникают невиданные по красоте эффекты, так и здесь, в мастерской, под патронажем С.И. Мамонтова, совместная работа гениального художника и талантливого химика-керамиста дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства. Начало работам в керамико-художественной мастерской положили проекты Врубеля: печи для усадебного дома Абрамцево и его флигелей, надгробие Андрея Мамонтова, отдельные скульптуры.
06.
Скамейка Врубеля - 001.jpg
Птица-Сирин на тыльной стороне "Скамьи Врубеля"

«Я опять в Абрамцеве… опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций… и постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом в Романо-византийском вкусе. Скульптура вся собственноручная. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно» (Врубель в письме сестре Анне).

Достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками - и в России, и за границей. Работы занимали почетные места на российских и международных выставках. Составы покрытий были уникальны. Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Ваулина превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. Тонкая, полупрозрачная пленка, в которой присутствуют и золото, и серебро, и медь, и платина, придаёт им после обжига металлических отблеск и сказочное сияние. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С.И. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель также получил золотую медаль за свои майоликовые работы, как художник - за камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», и за скульптуры по сюжетам опер. Майолики Абрамцевского завода превзошли работы не только художников-керамистов современной Европы, но и древних мастеров. Они являлись новым словом в керамическом искусстве, настоящим прорывом в технологии и необыкновенным памятником эпохи модерна. Изделия гончарного завода «Абрамцево» хранятся в крупнейших национальных собраниях России: в Третьяковской галерее, в Русском музее, музее керамики Кусково и других. А кроме того, мы имеем счастье ежедневно любоваться майоликой Завода на фасадах зданий российских городов.
07.
Скамейка Врубеля - 0015.jpg
Птица-Сирин на виноградном дереве

Поскольку источников подробно описывающих художественный смысл образов именно Врубеля и в этом конкретно смысле я пока не нашел, давайте сами попробуем понять, кого изобразил здесь Врубель и проникнуть в суть его художественного замысла. Согласну большинству источников Врубель изобразил двух Птиц-Сирин на виноградном дереве. При внимательном рассмотрении этих былинных (сказочных) образов выяснилось несколько несоответствий. Однако, начнем с Птицы-Сирин.

Сирин входит в триаду птиц солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн - это птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-иному, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру? И почему Врубель сделал акцент именно на паре якобы Птиц-Сирин как на главном сюжете изображенном на этой сказочной скамье?

08.
Скамейка Врубеля - 0012.jpg

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах - воплощение несчастной души. Считается, что происходит образ Птицы-Сирин от греческих сирен. Однако все может быть как раз наоборот, греческие сирены похоже лишь вторичный источник. В славянской мифологии это чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; и является лишь счастливым людям (слишком оптимистичная характеристика - тут моё замечание). Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
09.
Скамейка Врубеля - 002.jpg

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв - нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные», так описывают её "очевидцы")
10.
Скамейка Врубеля - 0013.jpg

Сирин в древнерусском фольклоре (еще одна характеристика) - большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
11.
Скамейка Врубеля - 009.jpg

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
12.
Скамейка Врубеля - 003.jpg

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.
13.
Скамейка Врубеля - 0014.jpg
Майоликовая плитка «Скамьи Врубеля»

14.
Скамейка Врубеля - 005.jpg

В некоторых литературных источниках упоминается место обитания этого мистического существа. Славянская птица Сирин, по уверениям древних писателей, обитала в индийских землях, близ рая. Согласно другим сказаниям местом её обитания было сказочное Лукоморье, где рос известный по пушкинским сказкам дуб-великан. Именно на его ветвях и вили свои гнёзда девы-птицы.
15.
Скамейка Врубеля - 0016.jpg

Согласно ряду литературных описаний, дева эта (Птица-Сирин) была прекрасна лицом. Тело её от плеч имело форму совы, а именно сыча. Перья были соответственно окрашены: серо-коричневые у основания и с тёмным тонким ободком по краю. Согласно древним описаниям, все девы-птицы были гологрудыми, однако в большинстве случаев Сирин и её сёстры изображались несколько иначе. Несмотря на то, что по пояс эти существа являлись человеком, обнажённой у них была только шея и зона декольте. Грудь же их покрывали перья или подобие одежд. Голову птицы Сирин на многих изображениях украшает венец, а в некоторых случаях – сияющий нимб, говорящий о её райском происхождении.
16.
Скамейка Врубеля - 0010.jpg

Птица Сирин обладала прекрасным чарующим голосом. О чём же пела эта мифическая дева-птица? Из некоторых легенд можно узнать, что основной темой её песнопений был утерянный рай и описание его прелестей. Сладкоголосая дева описывала это место настолько заманчиво, что слушающие её люди забывали о реальной жизни и всей душой стремились попасть в загробный мир (ключевое слово). Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

Сиринъ есть птица отъ главы до пояса составъ и образъ человечь, отъ пояса же птица; нъцыи жь джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко бъ кому послушающу глас ея, забывати все житие ея и отходити в пустыня по ней въ горах заблуждышу умирати (…). (древнерусский Азбуковник (ГПБ, О. XVI 1).
17.
Скамейка Врубеля - 0011.jpg

Из мифов о птице Сирин также известно, что она могла показать человеку то, что он пожелает. Расплата, правда, была слишком велика: кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни. Из этого можно сделать осторожный вывод, что это существо посылалось человеку как искушение. Если герой легенды выстоит перед ним, то останется при своём, если нет – беды не миновать. Далее приведём один пример из литературного наследия славян о деве-птице.
18.
Скамейка Врубеля - 0018.jpg

Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка» (та, что снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла), являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли.
19.
Скамейка Врубеля - 004.jpg

В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала I века н. э. на себя взяла Обида – тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин.

Алконо́ст (алконст, алконос; искаж. др.-рус. алкионъ есть птица от греч. ἀλκυών - «зимородок») - в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. На голове Алконоста обычно изображается корона как и у Сирин. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает белое оперение и становится птицей-вестником радости и наслаждений. По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся.
20.
Vasnetsov-Sirin-Alkonost
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост». 1896. Холст, масло. 133х250.

Как мы видим, Сирин - «темный» персонаж (посланец загробного мира, Нави), она грустит и плачет (у нее темное оперение; на картине выше слева), а Алконост - «светлый» (райский посланец света, Слави), она радуется и смеется (у нее светлое оперение, на картине выше справа). В общем, скорее всего Врубель изобразил на тыльной стороне скамьи не Птицу-Сирин, а Птицу-Алконост, она и выступала оберегом семьи Мамонтовых в Абрамцево. Исключительные положительные стороны Алконост у Врубеля и подчеркиваются как раз белым цветом перьев этой удивительной сказочной птицы.
21.
Скамейка Врубеля - 006.jpg

Продолжим рассказ о Абрамцевской майолике и перейдем к лицевой стороне «Скамьи Врубеля"

В 1896 году Савва Мамонтов покупает несколько участков на окраине Москвы у Савеловской ж/д , расположенных между Нижней Масловкой (тогда Бутырским проездом), в современым владении №34, и безымянным проездом на Ямском поле (позже Чоколов пр., 2-я улица Ямского поля - сейчас ул. Правды) и строит завод по производству майолики. Тогда же сюда была перенесена и керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево».
22.
Скамейка Врубеля - 0033.jpg
"Скамья Врубеля" со стороны усадебного парка

Продукция завода пользовалась успехом по всей стране. Здесь была создана знаменитая врубелевская «Принцесса Греза» - самое известное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы Метрополь. Фасады Метрополя украшают еще 23 панно, выполненные на заводе Мамонтова. Это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и многие другие.
23.
Скамейка Врубеля - 035 (1 из 1)_новый размер.jpg

Второй характерной чертой производства был прием, когда майолика делалась не на стандартной плитке, а на фигурных разномодульных кусочках, схожей с мозаикой (первым такой прием применил как раз Михаил Врубель). Интересно, что эту же технику применял в то же время Антонио Гауди - выдающийся испанский архитектор, активно применявший майолику в своем искусстве.
24.
Скамейка Врубеля - 0020.jpg

Рисовать эскизы для изразцов становится для Врубеля в последние годы уходящего ХIX века настоящей страстью. Плитками с изысканными цветочными орнаментами, воплощающими самый дух модерна, отделаны печи в комнатах многих абрамцевских помещений и так эта самая "Скамейка Врубеля".
25.
Скамейка Врубеля - 0019.jpg

Кредо Врубеля лучше всяких искусствоведов сформулировано им самим: "Декоративно - все, и только декоративно!". Абрамцевская гончарная мастерская дала Врубелю возможность воплотить свой декоративный дар в глине и гипсе.
26.
Скамейка Врубеля - 0021.jpg

Врубель заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он и познакомился со своей будущей женой - певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.
27.
Скамейка Врубеля - 0032.jpg

Сказочная скамья Врубеля - керамическая скамья, установлена в 1915 году - через пять лет после смерти М.И. Врубеля на насыпном участке парка "Таньонов нос", названном по имени гувернёра Мамонтовых Ю.П.Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья сделана в Абрамцевской керамической мастерской и декорирована изразцами, созданными по эскизам Михаила Врубеля и других художников. Часть изразцов была утрачена и скамья была реставрирована по технологии абрамцевской керамик
28.
Скамейка Врубеля - 035 (1 из 1)_новый размер.jpg

Рассмотрим некоторые фрагменты майолики с увеличением.
29.
Скамейка Врубеля - 0024.jpg

30.
Скамейка Врубеля - 008.jpg

31.
Скамейка Врубеля - 0027.jpg

Место где сейчас находится "Скамья Врубеля" изначально называлось Таньонов нос. Такое название оно получило от имени гувернера детей Мамонтовых, француза Жюля Таньона. Этот человек вошел в историю русского искусства благодаря своей исключительной популярности у абрамцевских художников. Их очень забавляло, когда подвыпивший Таньон начинал петь русские песни, смешно коверкая русские слова. Гувернера Мамонтовых с удовольствием рисовали и даже лепили, причем его скульптурный портрет сделал сам хозяин усадьбы Савва Иванович. А еще у Таньона была страсть к садоводству.
32.
Скамейка Врубеля - 0030.jpg

По настоянию Жюля Таньона с южной стороны дома был устроен небольшой садик на насыпном холме. Отсюда открывался красивый вид на окрестности и долину отрока Варфоломея, запечатленную на знаменитой картине Нестерова "Явление отроку Варфоломею".
33.
Явление отроку Варфоломею. М.В. Нестеров.

В этом месте любили работать на «пленэре» художники, а по вечерам хозяева и гости дома любовались закатом. Сейчас облик Таньонова носа неузнаваемо изменился: разросшиеся липы закрыли вид на долину, а вместо скамеек и клумб в 1915 году сооружена описываемая в этом материале "Скамья Врубеля".
34.
Скамейка Врубеля - 0031.jpg

Еще некоторые детали сказочной скамьи.
35.
Скамейка Врубеля - 0028.jpg

36.
Скамейка Врубеля - 0029.jpg

Жаль, конечно, что "Скамья Врубеля" закрыта и мы не можем посмотреть на нее без того чтобы не смиряться с бликующими стеклами и  мешающими цельному обзору белыми пластиковыми опорами защитного павильона, и коснуться ее. Но, не это важно. Мое желание увидеть и лицерзреть эту сказочную скамью исполнилось, чудо произошло. Я остался очень доволен реализацией и воплощением своего давнего желания. Если подавляющее большинство масштабных уцелевших майоликовых панно находятся на приличной высоте, то здесь все рядом, мысль и чувства Врубеля доступны и легки для принятия, угадывания и понимания.
37.
Скамейка Врубеля - 0030.jpg

Источники:

Анатолий Безнощенко. Это сказочное место Абрамцево...2018. Портал Проза.ру.
Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах. Портал artchive.ru.
Курамическая мастерская Абрамцево - феномен русской культуры. Портал Русская майолика.
Скульптурные работы Врубеля. Портал tanais.info.
Портал Славянская культура. Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн.
И другие...


© Vladimir d’Ar, 2019


  • 1
очень познавательно и интересно. спасибо!

Сразу скажу: из приведенных резаных цитат о сказочной птице Сирин получается , что Мамонтовы беду себе накликали!?)
Кстати, правильно - Юрьев-Польский, а не подольский.
Скамья, конечно, прекрасная, недавно ее восстановили.

Edited at 2019-05-08 07:25 pm (UTC)

Вопрос конечно очень тонкий и многозначный) По идее, если учитывать "демонский контекст" работ и внутреннего мира Врубеля, его тягу к мистике, темной стороне, да и вообще его маниакальную экзальтацию, возможно, что каким-то образом он и оказывал некое пагубное влияние на тех кто был с ним близок и открывался художнику, его смерть и истоки болезни тоже ведь окутаны непростыми загадками. Птицу-Сирин Врубель не изображал темной по цвету оперения как оно вроде бы положено персонажу, а белой. Да, и сама по себе Птица-Сирин не несет чисто темного начала, злого рока, это птица счастья, радости, удачи, она обладает волшебным, чарующим голосом, ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. Сирин может настолько очаровать человека, что он, забыв не только о бедах и печалях, но и обо всем на свете, последует за ней, полностью отдавшись ее пению, в потусторонний мир. Таким образом, этот персонаж как может дать блага, так и при проявлении связанном с этим эгоистичного эго, слабостей, принятия искушений наказывает человека за это желание и выбор как плату за данную возможность, и забирает его в свой потусторонний мир если человек не справился с даром. Это некая сила не прощающая беспечности и безответственности - т.е. думай, прежде чем проявить желание и попросить, поскольку последствия Решения могут быть фатальными. По сути это метафора, думать, перед тем как действовать!)

Исправил название, спасибо!

Да, не понятно откуда в русском языке такие птицы. Нет ничего подобного в праиндоевропейских корнях.

Да, любопытно. Может это связано с ведическими истоками именно древней славянской мифологии о которой мы очень плохо знаем, это образы прорывающиеся из коллективного бессознательного нашего народа как архетипы)? Возможно существовали ведические сказки с такими персонажами и соответствующими сюжетами (в комментарии выше я немного упоминаю об этом как о возможном насчет Сирин); сказки и их назидательная вечная мудрость забылись (уничтожены), а архетипы уцелели, как оно и бывает часто)

Что такое "ведические истоки"?

Ну, тема зыбкая, в общем, есть предположения, что у славян были не языческие, а ведические корни, отсюда, Явь, Правь, Навь, Славь как категории бытия и что у славян очень древняя история как и их вера в Спасителя еще до Его рождения) И что например, трое волхвов пришли в Вифлеем в Рождество именно с Севера... Я всего лишь могу предполагать, что такие персонажи как Птица-Сирин могут происходить из очень давних верований народов Севера нам не ведомых сейчас.

Так и не понял что такое "ведические".

"Навь" - "труп" на праиндоевропейском и древнем русском. Остальное как-то сильно натянуто. Откуда вообще эта информация? Только не говорите, что из "Велесовой книги" - признанная подделка.

К Ведам относят ведические источники, предания и сказания. На сегодняшний день нам известно о двух ветвях ведической мудрости - Индийских и Славянских Ведах. Хотя они, казалось бы, несопоставимы в реальном времени, но имеют единые корни. Это почти не сохранившиеся до наших дней Арийские ведические источники.

Арийские и Славянские веды из-за традиции устной передачи знаний так и остались знаниями, передаваемыми от учителя к ученику, от поколения к поколению и в материальных документах не сохранились.

В Индии же веды были основой государственности, и, к тому же, их культура не поддавалась внешнему культурному влиянию. Поэтому веды сохранились. А славянские же земли много раз были завоеваны и поддавались доминированию разных религий, что и привело к частичной, да и скорее практически полной утере ведических знаний.

Но мы можем попытаться сформулировать, что такое веды или слово ведический используя смысловые образы древнеславянской буквицы.

Веды – это единая система, структура накопленных, приобретенных и хранящихся в гармоничной устойчивой форме фундаментальных знаний, соединяющих прошлое и будущее (как две крайние структуры) в настоящем, т.е. мы в настоящем – это точка передачи – врата. Это не только мудрость, знания, информация, это весь спектр цветов, запахов, вкусов, ощущений.

Это настоящее превращающее в вечное здесь и сейчас. Это пять элементов жизни, форма существования бытия, нахождение в данной реальности в проявленном состоянии. Это все что касается земной жизни, и не касается вселенских структур. Это Явь – точка пространства, которая воспринимается нашими органами чувств. Таким образом, либо мир объективен и человек под него подстраивается, либо Явный мир субъективен и является отражением внутреннего мира человека, что открывает путь к многомерной природе человека, его личности. Стоит изменить свое позиционирование в явном мире, как поменяется и явный мир, он подстраивается под нашу картину мира.

Сейчас веруют (пытаются), а в древние времена ведали, знали. Отсюда и слово ведический. Раньше в славянской традиции были ведуны Иными словами веды), высшая каста, старцы, закрытые от мира, которые хранили эти герметические знания и передавали достойным преемникам. Так сохранялась устная традиция передачи ведических знаний. В отличие от ведунов были и кудесники, они как раз уже взаимодействовали с людьми и представляли собой что-то вроде современных шаманов/представляющих в своем лице разных богов на земле в зависимости от их наполняющего контекста. Посвященный мог стать, проходя через испытания либо ведуном (и уходил навсегда от мира храня ведические знания в неприкосновенности) или кудесником - стать ближе к миру, но уже не мог стать бы ведуном, это был окончательный выбор посвящаемого.

Навь – (это не труп), а та, мудрость что была известна нашим предкам о потустороннем, загробном мире темных богов, сущностей и неприкаянных душ, имеющих непосредственную связь с миром живых, с Явью. Правь же – божественный мир, с гораздо более высокими светлыми вибрациями.

И вообще, именно индийский брахман Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) получивший блестящее европейское образование предложил концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н.э. Его аргументы основаны на филолого-астрономическом анализе текста индийских Вед и комментариев к ним. А выводы таковы, что та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. Ученый мир конечно же это не принял)

Очевидно источником появления персонажей таких как Птица-Сирин и других в русском фольклоре и древней русской культуре и фольклоре IX-XI веков и могли быть осколки ведических славянских духовных источников, знаний, а не античные греческие сказки о сиренах, являющиеся по сути вторичными)

Велесову же книгу и ее подлинность не готов обсуждать потому как знаю, что нет твердых окончательных доказательств ни за ни против. Недавнюю книгу «Экспертиза Велесовой книги» Клесова еще не прочел)

Я не являюсь сторонником каких-либо теорий и конспирологических гипотез, ничего не отстаиваю и рассуждаю лишь с точки зрения имеющейся информации, собственного практического опыта и личных предположений.


Edited at 2019-05-10 02:51 pm (UTC)

Колесов еще тот эксперт. Еще 20 лет назад вышла книга в РАН, в котороой там камня на камне не оставили. Не говоря уж о мнении действительного эксперта - академика Лихачева.
Даже если вс, что Вы говорите выше о Ведах, правда, то перевод с древнего не может быть нормальным. Но если нет других источников информации, то и это сгодится. Мне не интересно. У меня есть.

Спасибо за интересный рассказ и прекрасные фотографии, за то, что вместе с вами можем "не торопясь поразглядывать".

Какая чудесная скамья получилась, настоящие мастера всего дела сделали. Жаль что закрыта, но ничего не подделаешь, засидят)

Да, пришлось повозиться с обработкой, чтобы показать ее получше)

Привет, Владимир!
Сильно осветляешь, почему?

Контрастный исходный кадр, иначе картинка будет темной и не информативной) Тот самый случай, когда приходится изначально так делать. Хотя можно было и на стоп-два меньше сделать экспозицию, я пробовал, мне не понравилось) Да, и потом, по гистограмме перебора не было) Кроме того, если ты о левой нижней части кадра, то да, она совсем темная была, вытянул из теней, иначе нехорошо кадр выглядел бы...

Edited at 2019-05-09 06:36 pm (UTC)

Классно там! Скамья потрясная)

Да, скамья сказочная!)

Очень разумно ее укрыли. Вообще у Врубеля майолики все прекрасные.

Да, "отрывался" он на них явно!)

Отлично вышло! В Сети почти нет фотографий скамьи Врубеля хорошего качества. Справа от лицевого плана у меня вообще засветы всегда, нет такого ракурса. Хотя, конечно, поковыряюсь еще в Фотошопе.

Спасибо, брат! Да, там с фотошопом и лайтрумом пришлось повозиться)

Edited at 2019-05-10 03:56 pm (UTC)

Ведьмы, наверное, тоже носительницы ведических знаний:)?

Нет, это более низко-вибрационные энергии, даже кудесники (второй круг посвященных) были только мужчины у славян)

  • 1