Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь - 0027.jpg
Всего 61 фото

Спасо-Вифанский монастырь находится в трех километрах от Троице-Сергиевой Лавры на юго-восточной окраине Сергиева Посада. Монастырь не имет совсем уж давней истории - был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». В этом небольшом монастыре сейчас тихо и спокойно. Встретили нас там очень приветливо и испросив разрешение, получили благословение на фотосъемку внутри Церкви Преображения Господня, а там есть что увидеть и чем восхититься.

Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей «четвероугольную» планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших братских  корпуса. Еще два жилых корпуса стояли  по сторонам собора.
02.
Спасо-Вифанский монастырь - 004.jpg
Святые врата Спасо-Вифанского монастыря с колокольней

Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н. Одоевцев и В. Яковлев.
03.
Спасо-Вифанский монастырь

Против южного фасада – покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками.
04.
Спасо-Вифанский монастырь

Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию.
05.
Павел I

На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил. Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру: приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 года был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, - говорилось в указе, - и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию. Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с трех мельниц, которые обитель сдавала в аренду.

О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь».
06.
Памятник в честь посещения монастыря Павлом I

При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии.
07.
Семинария - 001 (1 из 1).jpg
Старое здание Вифанской духовной семинарии (1797–1800 гг.)

Скончался митрополит Платон 11 ноября 1812 года в Вифании. Отпевание над ним совершил в Лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен он был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель». Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки приснопамятного митрополита удалось перезахоронить в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры.

Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии. Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.

К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды).
08.
Спасо-Вифанский монастырь

Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа (Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа - на втором) (справа на старом фото ниже). Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии.
09.
Спасо-Вифанский монастырь до ремонта ограды

Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой.
10.
Спасо-Вифанский монастырь
Спасо-Вифанский монастырь

В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона. К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей.

Центром Вифании является небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1783–1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе.
11.
img034.jpg
Спасо-Преображенского собора и Церковь в честь Сошествия Святого Духа (на втором плане)

Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.
12.
Спасо-Преображенский собор внутри. Литография.
По свидетельству современников гора была украшена «мхом, цветами, кустарниками и зверьками». У подножия ее лежали олений рог, двухпудовый рог единорога (видимо, нарвала) и китовые позвонки. По периметру храма располагались хоры. Стены и купол расписаны.
К сожалению, этот чудесный собор был разрушен при советской власти.

Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
13.
Спасо-Преображенский собор внутри
«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.
14.
Спасо-Преображенский собор внутри. Старое фото.
Внутренний вид Преображенской церкви на старом дореволюционном фото

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал: «Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль».
15.
Спасо-Вифанский монастырь

После кончины основателя монастырь стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году - 11, в 1839 - 14, в 1860 - 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», - писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову))
16.
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.)
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.)

17.
Новая-семинария-1936г..jpg
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.)

 В 1860-1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя.
18.
Вифания

В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А.А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903-1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

«Ежегодно 24 ноября братия монастыря почитает годовщину кончины великого архипастыря - митрополита Платона. И знаменитым людям приходится разделять общую участь людей, окончивших земное странствование и перешедших в иную жизнь, в которой существует какая-¬то преграда живому общению умерших с живущими на земле. Жизнь и труды великих людей становятся предметом исследования ученых, но научные работы не воспроизводят живого образа великих людей, а поток времени уносит «незабвенных» в темную область забытого прошлого. Имя митрополита Платона пользовалось большой известностью в русском обществе; дух его и по сей день витает в основанной им Вифании».

События после революции 1917 года

Размеренную жизнь монастыря и семинарии при нем прервали трагические для российской государственности и Церкви события начала XX в. Революционный переворот открыл печальную и, казалось, последнюю страницу истории Платоновской Вифании. Уже в первой половине 1918 г. жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария; ее закрыли на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» (декабрь 1917 г.) и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (январь 1918 г.).

Летом 1918 г. Спасо-Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель; в ее состав кроме самого монастыря, вошли служащие и преподаватели закрытой семинарии, несколько крестьянских хозяйств. Председателем артели был избран Вифанский казначей игумен Илиодор. Новый статус оказался слабой защитой Вифании: в октябре того же года местный совнархоз реквизировал весь крупный рогатый скот артели. Попытка обжаловать действия властей закончилась арестом игумена Илиодора. Выйдя из заключения, о. Илиодор с расстроенным после нервного потрясения здоровьем вынужден был отказаться от казначейской должности.
19.
Спасо-Вифанский монастырь - 002.jpg
Святые врата и два смежных с колокольней братских корпуса

20.
Спасо-Вифанский монастырь - 0036.jpg
Преображенский собор

21.
Спасо-Вифанский монастырь - 0037.jpg

Положение еще более ухудшилось в 1919 году, когда в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени В.И. Ленина. Колония, позднее Детский дом, разместилась в зданиях семинарии и, отчасти, в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях, большую часть которых осенью того же года реквизировали.
22.
Спасо-Вифанский монастырь - 006.jpg
Спасо-Преображенский собор - вид со стороны Святых врат

В марте 1920 г. Патриарх Тихон по ходатайству Духовного собора уже закрытой Лавры утвердил в должности нового Вифанского казначея иеромонаха Порфирия, как оказавшегося «вполне достойным быть утвержденным в указанной должности» по способностям и усердию».
23.
Спасо-Вифанский монастырь - 0025.jpg
Спасо-Преображенский собор - вид с северо-востока

В августе 1925 г. здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы. Таким образом, Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование. В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии. По воспоминаниям протоиерея Сергия Боскина, последний казначей Вифании игумен Порфирий поселился где-то в районе станций Клязьма и Мамонтовская, там и скончался в 1930-х годах. В 1932 г. здания упраздненной Вифанской обители перешли в ведение нового учреждения - Всесоюзного НИИ птицеводства. Отсюда Вифания стала именоваться Птицеградом, а улица которая сейчас ведет к монастырю получила позже переименована в Птицеградскую.
24.
Спасо-Вифанский монастырь - 0026.jpg
Монастырская колокольня - вид со стороны монастырского внутреннего двора

25.
Спасо-Вифанский монастырь - 0035.jpg
Второй и третий ярус монастырской колокольни

26.
Спасо-Вифанский монастырь - 0024.jpg

27.
Спасо-Вифанский монастырь - 0030.jpg

Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. В «Новом» семинарском корпусе разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, «Старый» семинарский корпус власти Загорского района отвели под Кожно венерологический диспансер.
28.
Спасо-Вифанский монастырь - 0029.jpg
Территория монастыря - вид к востоку

Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 году, по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду. Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда  возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона.
29.
Спасо-Вифанский монастырь - 0028.jpg

В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено.
30.
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.). Пожар.

Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона. Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви. В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе – гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Верейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.
31.
20150615-0011.jpg

И как напоминание потомкам звучат слова самого митрополита Платона высеченные на скромной надгробной доске рядом с надгробием:

«Читатель, вспомни всех судьбу,
Пролей о нем свою мольбу,
Да в Боге дух его опочивает,
Восставь, и тело с ним да возсияет.
На земле — суть временна и тленна,
Непостоянна вся и переменна.
Един покой - на небесах!
Лети в них, вера, на крылах!».

В 1998 г. начался процесс постепенного возвращения Троице-Сергиевой Лавре зданий упраздненной семьдесят лет назад Вифании. В 2002 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, под покровом Троицкой обители открылось Спасо-Вифанское подворье во главе с игуменом Даниилом. Наконец, в сентябре 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл подписал указ о преобразовании Вифанского подворья в мужской общежительный монастырь. Еще в октябре 2007 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была совершена торжественная закладка  Преображенского собора, на месте одноименного, разрушенного в 1950-х годах. Чин освящения закладки совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископ Сергиево-Посадский Феогност.

Зайдем в воссозданную Преображенскую церковь. Внутренние пространства церкви очень необычны. Устройство внутри этого двухуровневого храма относительно евангельских событий и смысловой части его образа описывалось выше.
32.
Спасо-Вифанский монастырь - 008.jpg

Как мы помним, церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря.
33.
Спасо-Вифанский монастырь - 009.jpg

34.
Спасо-Вифанский монастырь - 0022.jpg

35.
Спасо-Вифанский монастырь - 0017.jpg

36.
Спасо-Вифанский монастырь - 0021.jpg

В церкви по сути устроена  гора Фавор (воссоздан ее образ), на вершину которой ведут две лестницы. Там в круглом храме на втором уровне находится верхний престол в честь Фаворского Преображения Христа.
37.
Спасо-Вифанский монастырь - 0015.jpg

38.
Спасо-Вифанский монастырь - 0020.jpg

39.
Спасо-Вифанский монастырь - 0014.jpg

В самой «горе» находится нижний престол, посвященный Воскрешению Лазаря. Зайдем в лазаревскую пещеру. Это вход в нее (на фото ниже).
40.
Спасо-Вифанский монастырь - 0018.jpg

41.
Спасо-Вифанский монастырь - 0010.jpg

Иконостас в Лазаревском нижнем (пещерном) храме
42.
Спасо-Вифанский монастырь - 0011.jpg

Пасхальная седмица, царские врата открыты.
43.
Спасо-Вифанский монастырь - 0012.jpg

Выход из «пещеры»
44.
Спасо-Вифанский монастырь - 0013.jpg

45.
Спасо-Вифанский монастырь - 0016.jpg

46.
Спасо-Вифанский монастырь - 0028.jpg

47.
Спасо-Вифанский монастырь - 007.jpg
Казначейский корпус. (1832 г.). Признан неудачным в архитектурном отношении.

Тихвинский храм сейчас на глубокой реконструкции
48.
Спасо-Вифанский монастырь - 0031.jpg

Обходим Преображенскую церковь и покидаем уютную территорию монастыря.
49.
Спасо-Вифанский монастырь - 0032.jpg

50.
Спасо-Вифанский монастырь - 0043.jpg

Сохранившийся участок крепостной стены Спасо-Вифанского монастыря
51.
Спасо-Вифанский монастырь - 0034.jpg

Угловая башня монастыря
52.
Спасо-Вифанский монастырь - 0042.jpg

Осмотрим памятник Митрополиту Платону
53.
Спасо-Вифанский монастырь - 001.jpg

Памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Платону торжественно открыт 24 ноября 2012 года. Памятник изготовлен в Беларуси, на предприятии «ВАИ». Скульптор - Шомов Александр Сергеевич. Архитектор-консультант - Лаврецкий Геннадий Александрович.
54.
Спасо-Вифанский монастырь - 0038.jpg

Митрополит Платон всегда искал возможность примирить господствующую Церковь со старообрядцами введением единоверия - разрешения богослужений по старым (дониконовским) книгам, «составил для единоверцев правила, утверждённые Синодом в 1801 году».
55.
Спасо-Вифанский монастырь - 0045.jpg

Уделим некоторое внимание бывшим строениям монастыря что находятся рядом.

Монастырская гостиница в неорусском стиле построенная в 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А.А. Латкова.
56.
Спасо-Вифанский монастырь - 005.jpg

57.
Спасо-Вифанский монастырь - 0044.jpg

«Старое» здание Вифанской духовной семинарии (1797–1800 гг.) (левее на фото ниже)
58.
Спасо-Вифанский монастырь - 0041.jpg

59.
Спасо-Вифанский монастырь - 0039.jpg

«Новое» здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.).

Эти бывшие монастырские строения находятся все еще в удручающем состоянии.
60.
Спасо-Вифанский монастырь - 0040.jpg

Вот на этом пожалуй и всё.
61.
Спасо-Вифанский монастырь - 0023.jpg

Источники:

Официальный сайт Спасо-Вифанского мужского монастыря. История монастыря.
И другие

Благодарю townsman за организацию путешествия в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры


© Vladimir d’Ar, 2019
Tags: вифания, митрополит платон, сергиев посад, спасо-вифанский монастырь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →