Всего 43 фото
Усадьба Быково находится недалеко от Москвы, однако почему-то в эти места я ранее не добирался. И вот, недавно такая возможность как раз появилась. В общем, место замечательное, если еще его и приведут впоследствии в порядок (а исходные возможности есть), это будет просто восхитительно. Пост о Дворце (Главном доме Усадьбы Воронцова-Дашковой) я разделил на две части - первая - "историческо-интерьерная", где большей частью будут старые фото и сторонние фотоработы относительно уцелевших дворцовых интерьеров, это касается тех, что отсняты внутри (а легкого доступа туда сейчас нет) и вторая - где мы с вами увидим Усадьбу Воронцова-Дашкова во всем своем пока еще нетронутом "мастерами современной реставрации" великолепии - это будут уже исключительно мои фото. Ну, а третий пост впоследствии будет уже о Церкви Владимирской Богоматери.
Усадьба Воронцóва-Дашкóва (усадьба Бы́ково, реже - Ма́рьино) - усадебный комплекс в парке подмосковного села Быково, что рядом с городом Жуковским. Усадьба выдающийся образец русской архитектуры и декоративно-прикладного искусства эпохи императора Николая I. Построен он по проектам архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова, Бернара Де Симона и принадлежал представителям влиятельных семей российского дворянства. Территория усадьбы и прилегающего к ней парка занимает около 30 гектаров.
Усадьба Быково имеет давнюю историю, она сменила несколько владельцев из знаменитых российских фамилий. Согласно некоторым источникам, первое упоминание о селе Быково находится в духовной грамоте Дмитрия Донского - завещании, составленном перед Куликовской битвой. По другим сведениям о селе впервые сказано во времена Ивана Грозного, в документах после захвата Казани. Считается, что название села «Быково» произошло от скотопрогонного пункта, который когда-то находился в этой местности. На её лугах якобы откармливали скот перед перегонкой в Москву, по другим данным - скот здесь забивали и в столицу отправляли уже разделанное мясо.
Первым владельцем села Быково из рода Воронцовых был воевода Илларион - он получил его в подарок от Петра I за заслуги перед Отечеством. От Иллариона село переходило к наследникам фамилии Воронцовых до середины XVIII века. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Михаил Илларионович Воронцов, Иван Илларионович Воронцов и многие другие представители семьи Воронцовых играли важные роли в судьбе Российской империи.
02.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
Во второй половине XVIII века Воронцовы оказались в опале и Екатерина II пожаловала быковские земли Михаилу Михайловичу Измайлову - участнику переворота 1762 года и московскому главнокомандующему. При нём усадьбу решено было реконструировать, потому что в прежнем состоянии она «не произвела на императрицу совершенно никакого впечатления». Измайлов был главой Кремлевской экспедиции дворцовых строений и много лет сотрудничал с первым архитектором подмосковного Царицыно Василием Баженовым. Это даёт основания полагать, что именно Баженов стал автором проекта усадьбы Быково.
Известный краевед, исследователь усадебного искусства Алексей Греч отмечал значительное стилевое сходство этого ансамбля с другими знаменитыми творениями Баженова. Документального подтверждения авторства не сохранилось из-за конфликта императрицы и архитектора - Екатерина II наказала Баженова за связи с наследником Павлом и масонским орденом, отлучила его от всех проектов и приказала снести уже возведённый по его плану дворец в Царицыно.
03.
Дореволюционное фото Главного дома (дворца) усадьбы. Южный фасад.
По проекту Измайлова и Баженова в Быково построили дворец, Эрмитаж, деревянную церковь Владимирской иконы Божьей Матери, их композицию объединял пейзажный парк. Для строительства новой усадьбы полностью изменили рельеф местности - выкопали три пруда и из полученной земли соорудили большой холм, на котором был заложен главный дом. В парке были расположены многочисленные декоративные элементы: беседки, скульптуры, воздушный театр. Кроме того, Быково включало в себя многочисленные хозяйственные постройки: дома для слуг, конюшню, кузницу, ферму и оранжереи.
С точки зрения архитектуры, усадебный комплекс соединил в себе направления своего времени - классицизм, русскую готику и стиль Людовика XVI. Центральным элементом композиции парка был павильон-Эрмитаж. В Эрмитаже хозяева встречали гостей и проводили музыкальные вечера, каждая его комната была оформлена индивидуально, одна даже имела ростовую стеклянную стену-аквариум. Для работы над интерьером главного дома усадьбы в 1797 году Измайлов пригласил известного декоратора Джованни Скотти.
04.
Дореволюционное фото Главного усадебного дома (дворца). Южный фасад.
Михаил Михайлович Измайлов не оставил наследников, поэтому после его смерти усадьба Быково снова перешла к Воронцовым. Новым хозяином стал известный дипломат Иван Илларионович, который впоследствии получил личное разрешение императора Александра I носить двойную фамилию - Воронцов-Дашков.
05.
Иван Илларионович Воронцов-Дашков
В начале XIX века усадьба была в запущенном состоянии - парк одичал, многие деревья были вырублены французами в 1812 году, крупный пожар уничтожил главный дом работы Баженова. Для перестройки усадьбы Иван Илларионович пригласил в Быково молодого швейцарского архитектора Бернара де Симона. На проект были выделены значительные средства - мать нового владельца, Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова, стремилась в богатстве и красоте усадьбы превзойти императорскую Графскую Славянку (известная в те времена усадьба Юлии Павловны Самойловой куда съезжались сливки петербургского общества). Архитектор Де Симон разработал проект главного дома в эклектичной стилизации под английский замок, каждый из четырех фасадов здания был оформлен индивидуально.
Главный вход с барочной лестницей и подъездом для карет расположен на северной стороне.
Южный фасад с балюстрадой выходит на реку и украшен пилястрами и классическими колоннами с кариатидами.
07.
В западной части дома находится неоготическая башня с обсерваторией (на фото ниже слева).
Восточный фасад выходит окнами на парк и пруды, оформлен в стиле Возрождения.
08.
Де Симон изменил назначение большей части помещений и полностью переоформил интерьер. В основном он был решён в английском стиле, однако изобилие декоративных элементов отсылает к рококо.
09.
Во дворце сложилась богатая коллекция предметов искусства: под потолком нового обеденного зала расположили фриз с портретами представителей рода Воронцовых, вдоль парадной лестницы расставили их скульптуры, декоративные камины имели уникальную отделку. Кроме того, во дворце была обширная библиотека. Помимо главного дома, Де Симон полностью изменил усадебный парк: в нём переложили сеть аллей, выкопали новый пруд и восстановили оранжереи начала XVIII века.
11.Последними владельцами Быкова были отец и сын Ильины. Николай Иванович Ильин - инженер, совладелец первой российской частной железнодорожной компании, купил усадьбу и село у Ивана Воронцова-Дашкова в 1874 году. Описание усадьбы в этот период сохранилось в мемуарах Маргариты Кирилловны Морозовой - учредительницы московского Религиозно-философского общества и владелицы издательства «Путь»: «Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец (постройка Баженова) вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж».
10.
«Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».
10.
Достопримечательностью парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. После 1930 года был разрушен Эрмитаж, исчезли памятные колонны в честь Екатерины II и Павла I.
«Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».
На территории английского пейзажного парка находился также грот
12.
Легкая каменная часовня над ключом, в таком же стиле как и Владимирская церковь и находилась недалеко от нее.
С 1891 года и до Революции 1917 года усадьба принадлежала сыну Ильина, историку Андрею Николаевичу. В Быкове прошло детство внука Николая Ильина - Михаила, который впоследствии стал выдающимся историком архитектуры и знатоком творчества Баженова. После революции усадьба была национализирована. При советском правительстве в ней находилась детская колония, позднее - школа подрывников. Постепенно были расхищены предметы интерьера и собрание воронцовской библиотеки, внутренняя отделка разрушена. Некоторые предметы искусства были переданы в музейный фонд, но многие утрачены.
Старых дореволюционных фото внутренних интерьеров Главного дома в сети практически нет. Так что воспользуемся возможностью увидеть то, что чудом сохранилось до наших дней. Благодарю за информативные и качественные фото моего друга по ЖЖ - Вадима Разумова vadimrazumov.ru
13.
Первый этаж Главного усадебного дома:
14.
Первый этаж дома делится на две половины. Слева - женская, справа - мужская.
Мужская половина:
1. Рядом с парадной лестницей - библиотека. В середине - двойной камин, который разделяет две комнаты. Посередине нижней (библиотеки) стоит большой рабочий стол для тяжелых книг и работы.
2. Сверху - Бильярдная, на ней указан бильярдный стол. Это же комната для курения.
3. "Кинозал" - это столовая (выход из библиотеки и бильярдной; между дверьми был камин). В середине - большой стол.
4. Башня.
5. Ниже столовой - ризалит (подъездной фасад).
6. Далее - Буфет с большим столом и шкафами для посуды. Рядом со столом слева - печь, возможно, с вытяжкой или подъемник (но это надо проверять).
7. Изогнутый коридор между столовой и буфетом - "Проход" (пассаж), замаскированный под что-то. Это две двери. Через одну дверь вносили, через другую выносили. Над надписью Пассаж - шкаф, где стояла дорогая посуда, он и маскировал двери.
8. Из буфета - лестница в подвал, там разогревали еду и мыли посуду.
Женская половина:
1. Лестница - вестибюль и парадная лестница.
2. Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей.
3. Бильярдная называется "Салон", то есть музыкальный салон.
4. Портик с кариатидами - перистиль.
5. Деревянная комната - кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой - декоративный.
6. Следующая комната сверху на плане слева - парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь.
7. Будуар. Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были.
8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре - реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно.
9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева.
10. Между двумя лестницами ("лестница графини" - квадратная, выходящая из ванной) - Гардероб. Лестница из гардероба - по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) - комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале.
Парадная лестница
15.
Парадная лестница в вестибюле
После Второй мировой войны усадьбу с парком передали в ведение 4-го Управления Минздрава СССР. Под его руководством в Быково более тридцати лет работал туберкулёзный санаторий. Из неофициальных сведений от медицинского персонала известно, что открытую форму туберкулёза лёгких в санатории «Быково» перестали лечить в 1966 году. С тех пор в санатории проходили реабилитацию больные туберкулёзом кости - закрытой, не заразной формой болезни.
16.
Лестница на второй этаж
17.
Сохранилась и мозаика конца XIX века на полу вестибюля
В усадебном дворце располагались библиотека и зал лечебной физкультуры. В середине 1980-х годов туберкулезный санаторий ещё действовал, но территория усадьбы была открыта для доступа всем желающим. Из декоративных построек на территории парка сохранилась только одна беседка на островке посреди усадебного пруда.
В 1960 году Совет Министров РСФСР постановил присвоить усадебному комплексу статус памятника федерального значения. С середины 1960-х годов в усадьбе начались реставрационные работы под руководством треста «Мособлстройреставрация». Его сотрудники в 1975 году создали проект зонирования и охраны усадьбы, а в 1980-е годы - проект воссоздания парка и разрушенных построек. Но из-за отсутствия финансирования эти проекты так и не были реализованы.
Второй этаж
К настоящему времени под руководством историка Марии Александровны Мариной был разработан проект преобразования усадьбы Быково в культурно-туристический и просветительский центр. Реализация проекта до сих пор не началась из-за бюрократических сложностей: территория парка, коммуникации и здания усадебного комплекса принадлежат разным ведомствам, ни одно из которых не берёт на себя ответственность за сохранение памятника.
Идеи проекта:
Оживить пространство усадьбы, сделать из нее интерактивный музей, культурно-просветительский центр. Благодаря сохранившимся планам комнат дворца, можно воспроизвести все функции комнат, чтобы посетители могли прикоснуться к повседневной жизни графов. Таким образом, получится интерактивное, практически оригинальное и функционирующее графское пространство, в событиях которого принимают участие зрители. Так же планируется добавить элементы инфраструктуры в усадебное пространство и реконструировать усадебные здания (павильоны, двор и так далее).
Потолок над парадной лестницей. Как уже упоминалось, первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти, приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году.
20.
Кабинет графини
21.
Кабинет графини
22.
Основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна Владимирская церковь.
23.
Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов. При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами.
24.
Дверь в женскую спальню
25.
Столовая
В советское время столовую переделали в кинозал
26.
27.
Потолок столовой
Библиотека и бильярдная
На «мужской» половине дома было специальное помещение для библиотеки, где до сих пор сохранились многоярусные резные шкафы в итало-византийском духе, в которые вмонтированы створки входных дверей, замаскированные под книжные полки с изображением корешков книг.
28.
29.
Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана).
30.
Голубая гостиная (салон)
31.
Салон или голубая гостиная
Большая гостиная с тремя арочными дверными проемами, ведущими под сень портика, объединяла женскую и мужскую части дома. Отсюда открывался захватывающий вид на пойму Москвы-реки и на дальние холмы с церковью села Михайловская слобода на горизонте. В пышной декорации этой гостиной были использованы резные элементы из ореха и богатая лепнина в «византийском» стиле.
32.
Подвал главного дома
33.
Ход в подвал
34.
Подвал главного усадебного дома
Второй этаж Главного дома усадьбы Быково:
35.
1. По центру вверху - кабинет графа.
2. Комната справа от кабинета графа - спальня графа и туалет.
3. Дальше справа - апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых - туалет, где его одевали (это сын Ивана Воронцова).
4. Башня предназначалась для занятий астрономией (был установлен телескоп).
5. В правом ризалите - лестница в буфет.
6. Четыре комнаты для гостей, скорее всего. Они связаны с лестницами прислуги и центральной лестницей.
Кабинет графа
36.
Три арочных окна и выход на балкон
37.
Балкон
38.
39.
40.
Зимний сад
41.
Будуар (зимний сад)
42.
Потолок Ванной комнаты графини
Как мы видим, волею судеб интерьер Главного усадебного дома Воронцова-Дашкова вполне возможно реставрировать и не городить внутри дворца новодельные.
43.
Ну что же, с историческими выкладками и интерьерами Главного дома мы ознакомились. Во второй части уже будет полный набор моих обзорных фотографий Главного усадебного дома, архитектурных деталей и окрестностей усадебного дома. Владимирская церковь у нас будет проходить уже в третьей части как и упоминалось выше.
Источники:
Информативный пост Вадима Разумова в ЖЖ - Усадьба БЫКОВО. Интерьеры главного дома. ЭКСКЛЮЗИВ!
И другие
Усадьба Быково - Главный дом Усадьбы Воронцова-Дашкова. Главный дом (дворец), парк. Часть 2.
Усадьба Быково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Часть 3.