Всего 58 фото
Не так уж много достопримечательностей в ближайшем Подмосковье что могут впечатлить особенно сильно. Это и Церковь Знамения в Дубровицах, Церковь Преображения в усадьбе Остров, Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Звенигороде, Ново-Иерусалимский монастырь и некоторые другие. На их сияющем фоне давно хотелось, добраться именно до Быково, ведь это место стоит особняком среди подмосковных архитектурных жемчужин - побывать здесь надо непременно. Сама усадьба Быково чрезвычайно романтична и загадочна, её достопримечательности на уровне вышеупомянутых. В общем, этот, уже третий пост об усадьбе Быково - о Владимирской церкви который закрывает крупную прореху в темах давно мной желаемых для публикации в журнале.
Третья часть рассказа об усадьбе Быково о псевдоготической Владимирской церкви. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект её принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается и создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и в 1762 году Екатериной II было пожаловано подмосковное село Быково. Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 году здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый же владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.
Третья часть рассказа об усадьбе Быково о псевдоготической Владимирской церкви. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект её принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается и создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и в 1762 году Екатериной II было пожаловано подмосковное село Быково. Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 году здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый же владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.
Церковь в Быково имеет необычную историю, в которой переплелись царские интриги, история любви, личные мотивы, история государства Российского, масонство и многое другое. Ее называют северным Тадж-Махалом, т. к. построена она в честь горячо любимой женщины - Марии Александровны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Село также тогда было переименовано в Марьино. Горельефы супругов украшают кстати стены храма, и мы их с вами увидим.
Мария Александровна Нарышкина приходилась внучкой тому самому Льву Кирилловичу Нарышкину, в честь которого назван один из самых красивых и необычных стилей в русском храмовом зодчестве - нарышкинский. Мария Александровна стала женой Михаила Измайлова - фаворита Екатерины II, который участвовал в заговоре против Петра III. С воцарением императрицы на троне Измайлов быстро начал делать карьеру, дослужившись в конце жизни до генерал-губернатора, отвечая за все строительство в Москве. Брак был бездетным, но супруги любили друг друга и взяли на воспитание двоих детей брата Измайлова.
02.
02.
В 1804 году церковь изобразил А.Н. Бакарев, добавив в окружающий пейзаж горы и полноводную реку, очевидно, намекая на подобные в сюжетах о Святой земле популярные до XVI века, но подпись на рисунке гласит, что это все же Быково
Согласно легенде, возникновению такого необычного храма способствовал приезд Екатерины II в Быково, которая решила навестить своего друга в жалованном ею имении и подивилась его невзрачностью, о чем и поделилась с хозяином. Именно тогда Измайлов решил сделать из Быково-Марьино настоящую усадьбу с огромным хозяйским домом в модном тогда европейском стиле: с прудами, пейзажным ландшафтом, беседками, «Эрмитажем» и, конечно же, храмом.
03.
Храм в Быково, как уже упоминалось, уже существовал, но после смерти жены в 1780 году Михаил Михайлович решил снести старую церковь, уже обветшавшую, и построить на ее месте ту самую, на которую сегодня приезжают смотреть тысячи туристов, с приделом в честь Марии Египетской, что была покровительницей его жены.
04.
Через три года освятили нижний - Христорождественский - зимний храм, еще через пять – всю церковь с верхним летним, получившим название в честь иконы Божьей Матери Владимирской, хотя фамильной иконой Измайловых была Казанская.
05.
Все здание Владимирской церкви в Быково состоит из двух частей – овального храма и прямоугольной трапезной, пристроенной с западной стороны архитектором Ф.Н. Малиновским.
06.
Западная сторона трапезной – фасад храма - особенно красива и выглядит скорее, как вход/въезд в усадьбу, нежели в храм, что уже само по себе необычно.
07.
Владимирская церковь чрезвычайно красива, романтична и соединяет в себе не только элементы готики, но и немного барокко, и романтизма.
Необычное впечатление создает дивная белая двухмаршевая лестница с балюстрадой, грациозными и необычными изгибами, словно крыльями, обнимающими все здание церкви. Она ведет к входу в верхний летний храм.
08.
Под лестницей находится вход в зимний, обозначенный особым архитектурным элементом по центру – гирькой.
09.
10.
11.
12.
Южный марш лестницы
Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.
Основной объем храма – как отмечалось, овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная... Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
13.
Здание облицовано белым известняком - «подольским мрамором», который придает зданию легкость и чистоту. В целом все здание, несмотря на обилие деталей и кажущуюся громоздкость, выглядит очень легким, устремленным ввысь, словно парящий белый лебедь или плывущий в небесах белый корабль.
14.
Трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам
15.
Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху увенчанным крестом;
16.
...окружает ее восемь таких же шпилей с крестами. Восемь – означает восьмой день – день Воскресения Христова и начала Нового времени.
17.
Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. Здесь постоянно проходят фотосессии)
18.
Одна башня-колокольня строилась собственно как колокольня, с площадкой для звона, вторая – для размещения на ней часов. Колокола были, разных размеров: от очень большого до очень маленького. Но после революции все они исчезли, как и многое другое. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
19.
20.
Обойдем Владимирскую церковь с южной стороны
21.
Вход в нижний зимний Христорождественский храм
22.
Первый ярус угловой южной колокольни. На дальнем плане колокольня выстроенная позже; о ней в в завершении рассказа.
По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз.
23.
С северной и южной стороны основного храма находятся окна с остроконечным завершением, между которыми расположены одинаковые портики с колоннами над боковыми входами и венчающими их пирамидками. Такие же высокие окна находятся по всему периметру, как основной части храма, так и трапезной. Между окнами расположены парные столбики-колонки, соединенные узором с гирькой, который венчают пирамидки (на фото выше).
24.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. Много горельефов - как упомянуто в источниках - жертвователей способствовавших возведению Владимирского храма.
25.
Хотя приходят мысли, что некоторые персонажи относятся чуть ли ни к эпохе Возрождения, вот как этот например на фото ниже.
Его я назвал про себя почему-то "Джордано Бруно")
26.
27.
Южный фасад Владимирской церкви
28.
29.
30.
31.
32.
Апсида Владимирской церкви
В юго-восточной части фасада церкви почти под карнизом мы можем увидеть горельефы Михаила Михайловича Измайлова и его любимой жены Марии Александровны Нарышкиной. В сети кстати мне не удалось найти ее живописный портрет. На фасаде церкви есть еще один подобный горельеф, но персонажи несколько другие, более зрелые по годам. Возможно они отображают эту же семейную пару в другой период их совместной семейной жизни.
33.
Симметрично также под карнизом уже с северо-востока на апсиде закреплен горельеф еще двух женских персонажей в свободных античных одеждах.
34.
На ктиторов они не очень похожи, но на пару ангелов вполне
35.
36.
На фото ниже справа в медальоне изображена семейная пара уже зрелого возраста о которой упоминалось выше. Крупного плана этого горельефа у меня почему-то не оказалось к сожалению.
37.
Пирамидки северного фасада Владимирской церкви
38.
39.
Все же склоняюсь к тому, что вот здесь изображены евангелисты (фото ниже)
40.
41.
42.
43.
Северный фасад Владимирской церкви
44.
45.
46.
Северная колокольня Владимирской церкви
47.
Отдельно стоящая колокольня у западного фасада Владимирского храма
48.
Северный марш лестницы
В 1884 г. рядом с Владимирским храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю.
Одни источники называют её архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.
49.
50.
Верхний третий ярус колокольни
Ряд интересных архитектурных элементов колокольни
51.
52.
На фото ниже видно, что белокаменные плиты являются облицовкой здания колокольни (одна из плиток утрачена)
53.
Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Фото дореволюционных интерьеров храма в сети отсутствуют. Храм в пол-девятого вечера был уже закрыт, так что современных интерьеров представить вам нет возможности.
54.
Владимирская церковь на старом дореволюционном фото
Интерьеры сильно пострадали в советское время - в 1937 г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено.
Впоследствии в здании разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.
В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
55.Впоследствии в здании разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.
В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
56.
57.
Владимирская церковь - вид с увеличением со стороны Святого источника и Храма Божьей Матери Живоносный источник в Быково
58.
Усадьба Быково. Храм Иконы Божьей Матери Живоносный источник, справа Часовня над Святым источником, на дальнем плане Владимирская церковь. Солнце почти что се́ло.
Как я и отметил в начале, посетить Быково следует обязательно. Внесите его в ваш список желаемых путешествий по Подмосковью, не пожалеете.
Источники:
Портал Храмы России. Владимирская церковь. Быково.
Русские храмы. Владимирская церковь в Быково. Тина Гай.
© Vladimir d’Ar, 2019
Часть 1. Усадьба Быково - Главный дом Усадьбы Воронцова-Дашкова. История, интерьеры.
Часть 2. Усадьба Быково - Главный дом Усадьбы Воронцова-Дашкова. Главный дом (дворец), парк.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →