?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть 2.
vladimirdar
Новоиерусалимский монастырь - 513
Всего 85 фото

Во второй части моего рассказа о чу́дном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы осмотрим по возможности все строения обители. В этом посте я уделю Воскресенскому собору именно то внимание, чтобы только подчеркнуть его центрально-исключительное расположение в архитектурном облике монастыря. Но уже в третьей части мы осмотрим внешне Воскресенский собор со всех сторон и ракурсов и уделим внимание его уникальным архитектурным деталям. В четвертой же части наконец посетим по возможности все святыни и достопримечательности, что находятся внутри Воскресенского собора.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых значимых и известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное как по своему замыслу, так и по его реальному воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Святейший патриарх Никон отправил на Святую Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова.

Самая масштабная за много лет реконструкция монастыря закончена только в 2016 году и обновленный архитектурный облик монастыря предстает перед нами во всем своем великолепии.
02.
Новоиерусалимский монастырь - 1.jpg

Чтобы ориентироваться "на местности" используем план Ново-Иерусалимского монастыря с сайта sobory.ru разработанный А.В. Богдановым, четко лаконично и наглядно отражающим расположение всех строений обители находящихся как на территории так и за стенами монастыря
03.
План Ново-Иерусалимского монастыря
Основные постройки монастыря:

1. Воскресенский собор
2. Церковь Рождества Христова
3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
4. Церковь Константина и Елены

Другие постройки монастыря:

5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)
6. Братский корпус (XVII в.)
7. Братский корпус (XVII в.)
8. Трапезные палаты (XVII в.)
9. Палаты «монастырских детёнышей» (XVII в.)
10. Больничные палаты (XVII в.)
11. Настоятельские покои (XVIII в.)
12. Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)
13. Башни и стены ограды (XVIIв.)
14. Елизаветинская башня (выход в Гефсиманский сад)
15. Келейный корпус (XVII в.)
16. Караульные палаты
17. Святой источник
18. Скит патриарха Никона
19. Часовня из с. Сокольники (копия сгоревшей часовни 1970 г.)
20. Церковь Богоявления Господня (1756 г.) из с. Семёновского. (сгорела в 2001 г.)

Слева от входа в Святые врата видим монастырский Келейный корпус изначально XVII века и затем перестроенный в неорусском стиле
04.
Новоиерусалимский монастырь - 5.jpg

В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной Церковью Входа Господня в Иерусалим. До этого, при Никоне, монастырь был обнесен деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Постройка крепостной стены была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова.

Нарядная ярусная церковь с композицией «восьмерик на четверике» поставлена на широкие трехпролетные святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.
05.
Новоиерусалимский монастырь - 4.jpg

Четыре башни старой деревянной ограды когда-то стояли по углам, четыре – между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а под северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь – в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников, конюшнями, лавками и жильем для работников монастыря. Надвратная церковь также тогда была деревянной. Первый надвратный храм простоял недолго. Уже в начале 1690-х гг. начала возводиться каменная ограда с новыми святыми вратами и храмом. В 1690 г. подряд на строительство стен, башен и надвратного храма получил зодчий Яков Бухвостов.

Примерно в это же время артель Бухвостова взяла и другие подряды – на строительство Спасской церкви в Уборах и Успенского собора в Переславле-Рязанском (нынешней Рязани). Из-за нехватки времени и неисполнения взятых обязательств Бухвостов едва не угодил в тюрьму, но в конце концов после благополучного разрешения конфликта с заказчиками передал новоиерусалимское строительство артели Филиппа Ивановича Папуги и его товарищам, костромским крепостным братьям Емельяну и Леонтию Михайловым.
06.
Новоиерусалимский монастырь - 51.jpg
Над Святыми (Красными) вратами "в треугольнике" находится икона "Сошествие в ад", а сами врата ранее закрывались массивными железными створами с изображением Христа Спасителя на белом ослике в окружении жен-мироносиц – сюжет входа Господня в Иерусалим.

07.
Новоиерусалимский монастырь - 6.jpg
Центральные Святые врата (Красные)

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690 году. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Еще кое-что об этом храме чуть позже.
08.
Новоиерусалимский монастырь - 7.jpg
Воскресенский собор и подземная Церковь святых равноапостольных Константина и Елены - вид из центрального входя Святых врат

Надвратная Входоиерусалимская церковь имеет центрическую симметричную композицию. На четверик святых ворот монастыря поставлен четверик, окруженный по сторонам света симметричными полукруглыми выступами, образующими четырехлепестковое основание храма. У четверика два ряда окон, украшенных резными барочными наличниками, ориентированными вертикально и придающими стройной высокой церкви еще бóльшую стройность и изящество. Окна светового восьмерика украшены уже значительно проще; два малых глухих восьмерика, поставленных на большой восьмерик, почти лишены декора – их украшают только небольшие колонки.
09.
Новоиерусалимский монастырь - 89.jpg
Церковь Входа Господня в Иерусалим - вид со стороны внутренней территории монастыря

Венчает высокую церковь удивительно пропорциональная глава луковичной формы, но не абсолютно круглая, а с гранями.
10.
Новоиерусалимский монастырь - 52.jpg

Между центральными и правыми арками в толще стены в XIX веке были устроены две часовни и иконная лавка. Сейчас центральные Святые врата открыты, ранее же они использовались для въезда транспорта, а вход для посетителей осуществлялся через два боковых арочных проема. Между арочными проемами ворот поставлены по паре колонн на пьедесталах; сами арки с внешней стороны поверху украшены зубчатым орнаментом.
11.
Новоиерусалимский монастырь - 113.jpg
Гульбище надвратной Церкви Входа Господня в Иерусалим

12.
Новоиерусалимский монастырь - 64.jpg
Парадная лестница для всхода на крепостные стены и ведущая к гульбищу надвратной церкви. На втором плане Дамасская башня.


Интерьер храма также ориентирован в высоту и прекрасно освещен. И под стать высокому храму, в нем был великолепный красный с золотом резной иконостас пяти ярусов. Доступа в эту церковь сейчас нет.
13.
Новоиерусалимский монастырь - 114.jpg

14.
Новоиерусалимский монастырь - 115.jpg
Воскресенский собор (вид со стороны и верхнего пролета парадной лестницы для всхода на крепостные стены и гульбище надвратной церкви)

В 1941 году при отступлении немецких войск из Истры храм был взорван и уничтожен до первого яруса. Восстановление началось в 1970-1976 гг. под руководством сначала А. Климанова, позднее – Г. Ларионова. С начала 1990-х гг. здесь разместилась выставка икон Воскресенского собора XVIII-XIX вв.

Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью, но закончены были несколько раньше – в 1694 году. Как и в прежней деревянной ограде, башен восемь, хотя форма ограды и изменилась, приняв вид несимметричного многоугольника.
15.
Новоиерусалимский монастырь - 514

Все башни завершаются шатрами сложной формы: на большой шатер поставлен световой барабан с маленьким шатровым завершением. Форма башен разная – есть восьмигранные, есть круглые, а есть восьмигранные с цилиндрическим вéрхом. Не похожа на остальные западная Елизаветинская башня с проездными воротами. Башни и стены мы будем осматривать одновременно с остальным достопримечательностями архитектурного комплекса монастыря по мере их появления в виду.

Названия башни получили в XVIII веке, отчасти по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом. Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения.
16.
Новоиерусалимский монастырь - 2.jpg
Гефсиманская башня

Вообще же выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.
17.
Новоиерусалимский монастырь - 3.jpg
Дамасская башня

Массивной стене, выстроенной по всем правилам крепостного зодчества, так и не суждено было послужить для защиты монастырской братии от врагов. При этом в ней есть все необходимые ряды бойниц: подошвенного боя, ружейного боя и машикули. Вдоль стены с внутренней стороны на уровне второго яруса идет галерея, огражденная парапетом. В торжественные дни по ней шел крестный ход.
18.
Новоиерусалимский монастырь - 8.jpg

Только поначалу кажется, что все башни ограды – одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни – круглые, другие – восьмигранные, третьи – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.

Стены и башни также сильно пострадали в 1941 году и были восстановлены в 1960-1970-е гг. по проектам архитекторов А.М. Климанова, Л.К. Россова и Б.Л. Малхасова. Сейчас в башнях располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности…
19.
Новоиерусалимский монастырь - 11.jpg
Территория монастыря - вид со стороны южной крепостной стены

20.
Новоиерусалимский монастырь - 10.jpg
Южная крепостная стена

21.
Новоиерусалимский монастырь - 9.jpg
Воскресенский собор и подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены

22.
Новоиерусалимский монастырь - 109.jpg
Подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания храма, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
23.
Подземная церковь святых Константина и Елены

24.
Новоиерусалимский монастырь - 12.jpg
Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)

25.
Новоиерусалимский монастырь - 63.jpg
Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)

26.
Новоиерусалимский монастырь - 62.jpg
Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)

Перед нами величественный Воскресенский собор. В этой статье мы не будем на нем подробно останавливаться поскольку ему посвящена отдельная и даже две. Мы сейчас обходим Воскресенский собор вдоль его южной стороны.
27.
Новоиерусалимский монастырь - 15.jpg

28.
Новоиерусалимский монастырь - 13.jpg
Воскресенский собор - южная сторона

29.
Новоиерусалимский монастырь - 14.jpg
Вид на комплекс Трапезных палат (на юго-запад)

30.
Новоиерусалимский монастырь - 189.jpg
Слева направо - Сионская башня и угловая башня Давидов дом

31.
Новоиерусалимский монастырь - 509
Сионская башня и башня Давидов дом, современное здание трапезной, старые трапезные и больничный корпуса, больничная церковь Трех Святителей и палаты "монастырских детёнышей"

Южные ворота
32.
Новоиерусалимский монастырь - 19.jpg
Сионская башня

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г.
33.
Новоиерусалимский монастырь - 17.jpg
Трапезная палата на первом плане этого фото выше очевидно новое здание, на старых планах его нет

Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
34.
Новоиерусалимский монастырь - 20.jpg
В этом месте очевидно находилась или часовня или некое родовое захоронение, конкретно что здесь было мне пока не удалось узнать, надеюсь "на помощь зала")

35.
Новоиерусалимский монастырь - 21.jpg
Здесь даже находится памятная белокаменная доска со славянской вязью

Здесь немного стоит отвлечься на восхитительную громаду Воскресенского собора "у нас за спиной")
36.
Новоиерусалимский монастырь - 24.jpg

Вернемся к трапезным и больничным палатам
37.
Новоиерусалимский монастырь - 18.jpg

38.
Новоиерусалимский монастырь - 96.jpg
Церковь Трех Святителей и крепостная башня Давидов дом (на втором плане)

К трапезным палатам с юга примыкают больничные палаты, построенные в 1698 г. В конце XVIII века они были надстроены и переделаны под жилые помещения.
39.
Новоиерусалимский монастырь - 26.jpg
Больничные палаты

При больничных палатах была Церковь Трех Святителей, небольшая, с одной апсидой и двумя глухими восьмериками под главкой (схожими с трапезной Рождественской церковью). Второй этаж палат после разрушений 1941 года был разобран, однако сейчас как мы видим больничную церковь восстановили.
40.
Новоиерусалимский монастырь - 32.jpg
Церковь Трех Святителей, трапезная палата и палата «монастырских детенышей» (слева направо)

Палаты «монастырских детенышей». В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).
41.
Новоиерусалимский монастырь - 88.jpg

«Детёныши» – это одна из самых любопытных категорий лиц, живших на монастырских землях, которая в XVI–XVII веках, в связи с резким увеличением собственной монастырской запашки, подвергалась нещадной эксплуатации и попадала в кабальную зависимость от монастырей. С одной стороны, это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли; они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. С другой стороны, большая часть детёнышей (особенно в XVII в.) происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей.
42.
Новоиерусалимский монастырь - 28.jpg
Палаты «монастырских детенышей»

По мнению Доброклонского, «детёныши – это люди, живущие на монастырских работах, отличающиеся по своему положению и от  монастырских  слуг и крестьян:  детёнышей, - пишет он, - встречаем на разных работах в монастыре и в монастырских сёлах – один на стороже, другие – бегауля, третьи живут во дворах и пашут на монастырь землю… Может быть, это были безродные сироты, приёмыши, воспитанные монастырём. Различаясь на первых порах, они вероятно, с течением времени (при известном возрасте, семейном и экономическом положении) верстались по желанию в рядовые крестьяне или сливались с монастырскими слугами, с которыми сами сходились и по положению. …Кажется, иногда они сохраняли своё прежнее прозвание детёныша и тогда, когда достигали зрелого возраста и имели взрослых детей и зачислялись в крестьянскую общину».
43.
Новоиерусалимский монастырь - 31.jpg

Церковь Рождества Христова в трапезных палатах Новоиерусалимского монастыря была сооружена одновременно с самими тремя обширными палатами в 1686-1692 гг. По распоряжению царевны Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех палат трапезной служила своей цели. Так, средняя «трапеза», соединенная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая – для трапез братии, а третья – по-видимому, более парадная, «гостиная мирским ясти всех чинов людям».
44.
Новоиерусалимский монастырь - 22.jpg

Рождественская трапезная церковь была сделана двухэтажной, вторым этажом она сообщалась с палатами. Архитектура ее типична для конца XVII века – в стиле московского барокко. Нижний этаж – «теплая» церковь – изначально был окружен открытой папертью, в XVIII веке замененной на сохранившуюся до наших дней аркаду, украшенную классицистическим рустом и пилястрами.
45.
Новоиерусалимский монастырь - 29.jpg

46.
Новоиерусалимский монастырь - 30.jpg

47.
Новоиерусалимский монастырь - 87.jpg

Верхняя, «летняя» церковь – в два яруса окон, перекрыта сомкнутым сводом, на который поставлены два восьмерика с главкой. Весь декор храма: наличники, колонки на апсиде, восьмерики под главкой, – выполнен в стиле московского барокко. Так же украшена не только церковь, но и все трапезные палаты.
48.
Новоиерусалимский монастырь - 33.jpg
Восточная сторона Рождественской церкви

В 1792 году, через сто лет после постройки, трапезные палаты сильно пострадали от пожара, случившегося в монастырской кухне. Выгорели все палаты, а церковную утварь с трудом удалось спасти, при этом многое все же было повреждено огнем. После ремонта, в 1810 г., в верхней части Рождественской церкви сделали деревянный потолок, опирающийся на два кирпичных столпа. Это сильно уменьшило пространство большого барочного храма и сделало его намного темнее. Поэтому уже в 1850-х гг. это «новшество» убрали и провели реставрацию под руководством архитектора К.А.Тона.
49.
Новоиерусалимский монастырь - 37.jpg

50.
Новоиерусалимский монастырь - 34.jpg

Роскошный тябловый иконостас Рождественской церкви был сожжен в 1922 г. В помещениях храма разместились музейные экспозиции. Во время колоссального разрушения монастыря фашистами в 1941г. Рождественская церковь почти не пострадала, и при реставрации был восстановлен изначальный облик внутреннего вида церкви и трапезных палат.

За Рождественской церковью скрываются Елизаветинская башня и выход в Гефсиманский сад
51.
Новоиерусалимский монастырь - 510

52.
Новоиерусалимский монастырь - 506
Вид на монастырь со стороны Гефсиманского сада

Заодно уж покажем и скит патриарха Никона с этой стороны монастырских стен ( о нем по всей видимости напрашивается отдельный пост).
Скит виден на дальнем плане на фото ниже слева.
53.
Новоиерусалимский монастырь - 521

Скит патриарха Никона

Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658 г. был поставлен «скит» патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661 г. здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмигранный подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалеку от Скита – спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом.
54.
Новоиерусалимский монастырь - 511

Иордан (река Истра)
55.
Новоерусалимский монастырь - 530 - Иордан

Возвращаемся-таки на территорию монастыря
56.
Новоиерусалимский монастырь - 91.jpg
Братский корпус

57.
Новоиерусалимский монастырь - 86.jpg
Ефремова башня за братским корпусом

58.
Новоиерусалимский монастырь - 35.jpg
Архимандричьи палаты

Рождественская церковь и Архимандричьи палаты (справа от церкви) - вид сверху
59.
Новоиерусалимский монастырь - 517

60.
Новоиерусалимский монастырь - 38.jpg
Иноплеменничья башня

В 1995 году церковь Рождества Христова была передана вновь образованной монастырской братии; в 1996 г. в ней начались восстановительные работы, а в 1997 г. церковь заново освятили.
61.
Новоиерусалимский монастырь - 41.jpg

Сейчас храм представляет собой очень интересную картину – он практически бок о бок соседствует с оставшимся в трапезных палатах музеем, и посетителю вполне может показаться поначалу тоже экспозиционным залом. Только посмотрев внимательнее, можно заметить, что здесь уже идет отнюдь не музейная жизнь.
62.
Новоиерусалимский монастырь - 43.jpg

Напомню еще раз, что о Воскресенском соборе у меня отдельные два поста
63.
Новоиерусалимский монастырь - 36.jpg

64.
Новоиерусалимский монастырь - 39.jpg

65.
Новоиерусалимский монастырь - 44.jpg
Палаты царевны Татьяны Михайловны

С 1685 по 1698 годы одновременно с трапезными палатами идет строительство палат царевны Татьяны Михайловны – одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов.
66.
Новоиерусалимский монастырь - 58.jpg
Палаты царевны Татьяны Михайловны

Палаты или Дворец царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажен в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. Вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.
67.
Новоиерусалимский монастырь - 97.jpg

68.
Новоиерусалимский монастырь - 187.jpg
Архимандричьи палаты и Палаты Царевны

69.
Новоиерусалимский монастырь - 57.jpg
Братский корпус (светло-желтого цвета) слева от Палат царевны Татьяны Михайловны

70.
Новоиерусалимский монастырь - 45.jpg

Северо-западная крепостная стена
71.
Новоиерусалимский монастырь - 48.jpg
Иноплеменничья и Ефремова башни

72.
Новоиерусалимский монастырь - 47.jpg
Ефремова башня

73.
Новоиерусалимский монастырь - 49.jpg
Башня Варуха и Дамасская башня (на дальнем плане)

74.
Новоиерусалимский монастырь - 92.jpg
Башня Варуха

75.
Новоиерусалимский монастырь - 93.jpg
Дамасская башня

76.
Новоиерусалимский монастырь - 56.jpg
Братский корпус справа от Палат царевны Татьяны Михайловны

77.
Новоиерусалимский монастырь - 55.jpg

Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)
78.
Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)

Караульные палаты смежные со Святыми вратами
79.
Караульные палаты

В заключение немного о некрополе Ново-Иерусалимского монастыря.

В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.
80.
Новоиерусалимский монастырь - 106.jpg

Надгробные именные плиты с южной стороны подземной церкви святых Константина и Елены
81.
Новоиерусалимский монастырь - 192.jpg

Надгробные именные плиты с северной стороны подземной Церкви святых Константина и Елены
82.
Некрополь монастыря

У южной стены монастыря находятся уцелевшие надмогильные белокаменные плиты и литые чугунные надгробия
83.
Новоиерусалимский монастырь - 110.jpg

84.
Новоиерусалимский монастырь - 188.jpg

Ну что же, на этом наш ознакомление с общим архитектурным обликом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря окончено.
В третьей и четвертой частях мы (соответственно) осмотрим Воскресенский собор и прикоснемся к его святыням.
85.
Новоиерусалимский монастырь - 107.jpg

Источники:

Портал Храмы России. Статья Новоиерусалимский монастырь и другие.
Басова Н.Ф. «Монастырские слуги» и «монастырские детёныши».
Греков Б.Г. Монастырские детёныши // Вопросы истории. - 1945. - № 5 / 6. - С. 74 - 84.

Благодарю durasik за организацию этого "наполненного солнцем" путешествия)


© Vladimir d’Ar, 2019

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История. Часть 1.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор - внешний образ. Часть 3.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Святыни Воскресенского собора. Часть 4.


Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Путешествия.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ

Добавить "монастыри России", "православная архитектура"

знаешь....иногда, чтобы что-то хрупкое не разбилось, укладывают в вату или специальные материалы) тут вместо ваты облака, а строения сразу становятся хрупкими,как фарфор и хрусталь) очень благостное состояние от созерцания)

Да, с облаками повезло, хотя в начале осмотра облачность была плотная, солнца не было)

Какое место красивое!

Очень красивое!

Там удивительно красиво и интересно!
Большое спасибо за репортаж! :)

Я там с огромным интересом долго бродил, и любовался – в 2016 году.
Но, тогда там ещё ремонтные работы были в самом разгаре, и, строительные леса, доски, мешки с цементом и шпаклёвкой, и штабели стройматериалов на перекопанной территории не способствовали восприятию красоты монастыря.
Сейчас там всё иначе. Нужно сейчас будет туда выбраться ещё раз – полюбоваться после завершения ремонта.
А потом оттуда я в их новый огромный музей пошёл, он там недалеко расположен. Ещё и там больше 3-х часов погулял, посмотрел…

Да, сейчас там лепота!) Два часа было "на всё" в монастыре, а так я бы в тех краях неспеша на весь день бы завис) Да, выбраться надо обязательно, уловишь то, что на фотографии не передашь, да и фотохостинг ЖЖ уродует фотографии, "глубина" не та)

На днях утвердили правила для получения разрешений на полеты. Как теперь летать будешь? По правилам или втихоря?)))


Да, знаю. Получать разрешение для дрона чтобы снять к примеру церковь или монастырь в области и не в специальной зоне считаю абсурдом хотя бы в плане затрат личного времени, никто этого делать в частном порядке не будет, максимум, на что нарвешься - на штраф в 5 тысяч и то при полной безответственности "пилота" в плане просчета вероятности подобных эксцессов со стороны органов)

Каков же размах храмового комплекса!)

Да, детище патриарха Никона!)

Мой комментарий к «Воскресенский Ново-Иерусалимский м

Пользователь oleghmel сослался на вашу запись в своей записи «Мой комментарий к «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть…» в контексте: [...] полетов утвердили и простые понятные правила. Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]

Мой комментарий к «Воскресенский Ново-Иерусалимский м


с интересом всё посмотрела и прочитала... красивое место, восстановленное с большой любовью... и какая же невероятная чистота! в всех смыслах...
жду продолжения...

Да, хорошо там, а Воскресенский собор как снаружи так и внутри, это конечно же чудо!

Вот он, новы град Китеж или горние выси, красота неземная, короче.

Oh! Замечательно сказано!)

Шикарный пост!

Спасибо, Валерий!

заезжал как то туда. да неплохой магнетрон портал.
покорежило когда там народ на коленях ползает внтурь мелкого домика словно идиоты.
там еще рядом родник есть, бал загаен на тонком, ода имела отвратный вкус. пришлось убрать затварку.

Я была до масштабной реконструкции. Сейчас почему-то туда не хочется.

Вот такое же впечатление...Вроде всё теперь отреставрировано и красиво. Но там, та территории монастыря, были огромные тенистые деревья, особенно между главным храмом и трапезной. Всё вырубили и сделали плиточные собянинские дорожки в лучших традициях кладбищенского дизайна. Вокруг наружной стены тоже был густой такой парк, а теперь какие-то редкие деревья.

Занятная постройка все-таки. И небо хорошее было, пришлось кстати.)

Сначала облачность была сильная, потом получше, да)

Добротная крепость и места внутри много, можно ярмарки безопасно проводить.

Да, крепость славная)