
Всего 59 фото
Место чуду всегда есть. Вот, хочу поделиться впечатлениями о посещении уникальной и именно чудом уцелевшей вотчинной каменной церкви села Юркино (Истринский район Московской области). Давно я хотел увидеть эту удивительную церковь, причем сделать это удалось, не торопясь в своё удовольствие в компании друзей. Погода в этот день всем своим существом благоволила, хоть и была несколько облачной. Храм недавно полностью отреставрирован (исключая колокольню) и сейчас мы видим его именно в том виде в каком он пребывал когда-то изначально.
Храм Рождества Христова села Юркино - это один из немногих (один из шести) сохранившихся вотчинных каменных храмов Подмосковья, возникших на рубеже XV–XVI веков. В XX-м столетии памятник неоднократно обследовался и был определен как значительная архитектурная ценность. Время его строительства конец XV – начало XVI века, при возможном участии некоего итальянского зодчего работавшего в Москве в 1490-1500 годы. В 1948 году после разбора трапезной, был обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы. Аналогичный ему фриз зафиксирован только в декоре собора Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре, построенном в 1501-1503 гг. (не сохранился). Возможно именно эта Рождественская церковь даёт нам первый образец крещатого свода на русской земле.
Мы осмотрим подробно Рождественский храм, узнаем об его истории, судьбах владельцев Юркино, рассмотрим ряд любопытных архитектурных деталей храма.
Будет много фото, "но вы держитесь"!)
Ныне существующая каменная церковь Рождества Христова с приделом Петра и Алексия Московских чудотворцев была построена в начале XVI века на древнем погосте, рядом с которым находилась деревня Юркино, вотчина дворян Голохвастовых - образовавшееся село получило второе название - Рождествено.
02.

На этом фото в нижней части кадра - древний погост выделенный группой густых деревьев и участок господского дома справа с заездом с дороги. Справа за кадром за речкой село Юркино.
03.

О Якове Семеновиче Голохвастове сохранилось описание в одном из архивных документов. По источнику можно судить, что владелец села Юркина был неординарной личностью. Помимо того, что он являлся одним из богатейших помещиков своего времени, он также был дипломатом и царским вельможей, исполнявшим «аккуратные поручения царя». Основной его деятельностью при дворе был наем итальянских зодчих для осуществления строительства в Москве. Тех же архитекторов он, скорее всего, привлек и для возведения храма в своей вотчине. Сам Я.С. Голохвастов был погребен у южной стены Рождественской церкви в 1505 году.
04.

Сын Якова Семеновича, Александр Яковлевич Голохвастов, в 1493-1495 гг. послан царем с братом Борисом к великому князю Литовскому Александру, для переговоров о происшедших пограничных столкновениях.
05.

Церковь Рождества Христова в Юркине. Восточный фасад. Реконструкция.
В 1495 г. он провожал снова с братом в Литву невесту великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Елену Иоанновну.
06.

Церковь Рождества Христова в Юркине. Западный фасад. Реконструкция
В 1499 г. А.Я. Голохвастов был во главе посольства «в Кафу к султану Шиязаде и в Царьград к султану Баязату II», в 1500 г. он привез грамоту султана, разрешавшую свободную торговлю русским в турецких владениях.
07.

08.

План Церкви Рождества Христова в Юркине
В 1502 г. А.Я. Голохвастов ездил послом в Кафу к султану по делу об убиении турками московского посла Кутузова.
Под конец жизни Александр Голохвастов постригся в монахи с именем Арсений.
09.

Церковь Рождества Христова. Состояние на 1981 год.
В 1584 г. село принадлежало Фёдору и Алексею Ивановичам Голохвастовым.
В Смутное время Голохвастовы лишились села. Был paзорён и Рождественский храм.
10.

Церковь Рождества Христова. Состояние на 1981 год.
В 1617 г. храм возобновил новый владелец Фёдор Леонтьевич Бутурлин, по прозванию Ворон, - известный воевода: в 1603 г. в Рязани, в 1614 г. - второй воевода в Пскове, выдержал осаду шведского короля Густава-Адольфа, в 1617 г. в Можайске также выдержал осаду польского королевича Владислава, в 1618 г. во Владимире, окольничий с 1619 г., в 1630 г. первый воевода в Казани, умер в 1640 году. До 1646 г. селом владела его вдова Анна Саввична.
11.

12.

На рубеже XVII-XVIII веков Юркино (Рождествено) находилось во владении князя Григория Петровича Ромодановского. Его сын Григорий Григорьевич Ромодановский был одним из воевод русской армии, успешно сражавшейся в 1654-1656 гг. против Польши. Долгое время Г.Г. Ромодановский возглавлял ряд «столов» (что-то вроде военных округов) Разрядного приказа (Белгородский, Севский, Новгородский) и, руководя ими, сыграл выдающуюся роль в организации обороны российского порубежья.
13.

С именем Г.Г. Ромодановского связаны так называемые "Чигиринские походы" 1677 и 1678 гг. Г.Г. Ромодановский, командуя восьмидесятитысячным русско-украинским войском, успешно отразил натиск более чем стотысячной турецко-татарской армии, осаждавшей крепость Чигирин. В результате этой победы в 1681 г. был подписан Бахчисарайский мирный договор, по которому Турция признала права России на левобережье Днепра, а также на Киев и многие города правобережья.
14.

Северный фасад церкви
В Чигиринских походах рядом с отцом был и его пятнадцатилетний сын Михаил, получивший первые навыки ратной службы. Он оставался рядом с отцом и после того, как оба они возвратились в Москву, где Григорий Григорьевич стал нести службу при дворе, занимая одно из почетнейших мест.
15.

Г.Г. Ромодановский был убит 15 мая 1682 г. во время стрелецкого бунта в Москве. Его сын Михаил Григорьевич, которому в день гибели отца шел тридцатый год, до конца своих дней верой и правдой служил царю Петру.
16.

Воссозданный притвор с запада
Михаил Григорьевич в 1703 г. отдал село Юркино Алексею Фёдоровичу Салтыкову (брату царицы Прасковьи Фёдоровны) в приданое за дочерью Анастасией Михайловной (умер в 1737 году). Село перешло к её племяннице Марфе Андреевне (урождённой Ромодановской, умер в 1746 году), жене Петра Ивановича Вельяминова-Зернова. В 1755 г. Сергей Петрович Вельяминов-Зернов продал село премьер-майору князю Василию Сергеевичу Долгорукову (умер в 1803 году).
17.

В 1760 г. Юркино куплено князем Николаем Петровичем Оболенским, сын которого князь Пётр Николаевич (1762-1830), действительный статский советник, тульский губернатор, женатый вторым браком на Анне Евгеньевне, Урожденной Кашкиной (1778-1810). У П.Н. Оболенского было 1348 душ крепостных в разных губерниях, на которых было 338 800 руб. долга.
18.

Рождественская церковь - вид с юго-запада
В семье князя Петра было пятеро сыновей (Николай, Евгений, Константин, Дмитрий и Сергей, из них Евгений и Константин - декабристы, Евгений (1796-1865) сослан в Сибирь - «вечно»), и пять дочерей (Мария, замужем за коллежским советником С. Леонтьевым; Екатерина - за лейтенантом Протасьевым; Александра - за штабс-капитаном Михайловским; Варвара - за А. Прончищевым; Наталья - за князем А.П. Оболенским).
19.

В 1805 г. князь Пётр Николаевич Оболенский пристроил к храму трапезную с двумя приделами Святителя Николая Мирликийского и Священномученика Климента Папы Римского и Петра Александрийского (разрушена в 1960-х гг. при реставрации храма) и в 1823 г. колокольню.
20.

Пунктиром выделена трапезная построенная П.Н. Оболенским. Слева на плане колокольня позже возведенная им же
21.

Рождественская церковь - вид с юга, со стороны древнего погоста
На фото ниже можно даже представить для себя этот небольшой храмовый комплекс вотчинной Рождественской церкви в Юркине
22.

Уже в наше время обвалились шпиль и крыша колокольни, она все же сохранилась к настоящему времени, но в руинированном состоянии.
23.

Вид на колокольню с северо-запада

Вид на колокольню с юга
Клировая ведомость 1847 г: Причт церковный по штату состоял из священника, дьячка и пономаря. Дьяконская вакансия прибавлена в 1823 г. Дома у причта собственные деревянные на церковной земле. Содержание у причта не худое.
25.

Третий ярус колокольни
В царствование императора Александра II (1818-1881) церковь стала приходской.
26.

Клировая ведомость 1916 г.: Главный престол - Рождества Христова, в трапезной - святителя Николая и священномученика Петра. По штату положены священник, диакон и псаломщик. Дома у них - собственные. К храму приписана часовня в с. Воскресенках. В приходе 2 земские школы. Священник Юркинского храма - Дмитрий Дмитриевич Смирнов, 42-х лет, из духовного звания, окончил курс в Московской Духовной семинарии - студентом в 1897 г. В 1901 г. был определен во священника к церкви с. Юркина.
27.

Первый ярус колокольни
28.

После 1917 года в храме служили священник Димитрий Смирнов, диакон Николай Воздвиженский и псаломщик Иван Нечаев. В апреле 1922 года ценности храма были изъяты, а в конце 1930-х годов храм закрыли. В 1948 году разрушена трапезная. При этом был обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы.
29.

Архитектура
Кирпичный бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами и крестчатым сводом - один из немногих уцелевших представителей значительного направления в русском зодчестве XVI века (к примеру, Трифоновская церковь в Напрудном в Москве), связанного с поисками новых конструктивных решений.
30.

31.

Рождественская церковь - вид с северо-востока
32.

Белокаменное основание древней церкви
«В своем классическом выражении крещатый свод – перекрывающий правильный четверик высокий стрельчатый, крестообразно прорезанный распалубками четырехгранный свод со световым фонарем – барабаном в сердокрестье… это жестко перевязанный, изобилующий ребрами монолит, в конструктивном отношении – самый изысканный и сложный» (В.В. Кавельмахер).
33.

До 1823 г. храм имел западный притвор, в котором размещалась усыпальница, где на почетном месте находилось место погребения заказчика строительства церкви. Две апсиды отделялись алтарной преградой.
34.

Во внешней архитектурной обработке здания ощущается активное воздействие форм итальянского Возрождения. Стены четверика, разделенные лопатками и арочными нишами, до их выравнивания под четырехскатную кровлю завершались трехлопастной кривой. Основанием трифолия служил терракотовый антаблемент с богатым ренессансным орнаментом. Его фрагменты сообщают памятнику особую уникальность имеющее более близкие аналогии в венецианской архитектуре конца XV века.
35.

Северный фасад церкви
36.

Терракотовый антаблемент (новодел)
37.

Аутентичный терракотовый фриз сохранился в основном с западной стороны - он был скрыт объемом строениия трапезной
38.

Вот здесь на фото ниже хорошо видны фрагменты оригинального фриза
39.

Добавлю сюда еще несколько сторонних фото терракотового фриза, на них еще более четко видны (это до окончательной реставрации) его уникальные оригинальные фрагменты. Съемки 2015 года.
40.

41.

42.

Сейчас этот фриз в основном новодельный и не терракотовый как я понимаю)
Исследованиями архитектора Л.А. Давида в здании обнаружены следы внутристенных дубовых связей и остатки посводного покрытия чернолощеной черепицей. Дополнения к реконструкции форм памятника были также внесены архитектором В.В. Кавельмахером.
43.

Северный портал
44.

Поскольку церковь была закрыта используем также три сторонних фото крещатого свода в уже отреставрированной Рождественской церкви. "Благодарности" автору будут "в источниках" )
45.

46.

47.

Алтарная преграда
48.

49.

Данные из рабочего проекта реставрации
По словам историка архитектора-реставратора В.В. Кавельмахера «в церкви Рождества Христова, помимо пропорционального совершенства и тонкой деталировки, поражает какая–то сложность замысла, таинственная, неподдающаяся обычным классификационным приемам, глубина архитектурной идеи».

Вид сверху на отреставрированную Рождественскую церковь
51.

Раз уж мы увидели церковь сверху и общий вид вокруг нее, давайте, осмотрим и остатки древнего погоста
52.

Обломки надмогильных "плит-саркофагов" разбросаны в самых неожиданных местах сельского погоста
53.

Часть из них находится у южного фасада здания церкви
54.

Остается надеяться, что надгробия "как-нибудь" упорядочат и проявят уважение к погребенным здесь ранее владельцам усадьбы и простым жителям села Юркино.
55.

Здесь на памятнике из серого гранита возможно даже прочитать краткую эпитафию по погребенному некогда под ним человеку
56.

57.

На этой надмогильной плите хорошо даже сохранилось изображение креста
58.

59.

Хороши эти места, ведь правда!?)
Баталов А.Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в. // София. Сб.стат. по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006.
Давид Л.А. Церковь Рождества в с. Юркине // Реставрация и исследования памятников культуры, М., 1982. С. 56-64
Кавельмахер В.В. К вопросу о времени и обстоятельствах постройки церкви Рождества Христова в Юркине // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1996. С. 421–436.
официальный сайт Христо-Рождественского храма в с. Юркино Московской области.
Портал vidania.ru. Юркино. Христорождественская церковь.
Благодарю
© Vladimir d’Ar, 2019
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →