Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Здание НКПС (РЖД), или Шедевр конструктивизма на Красных Воротах

РЖД - 13.jpg
Всего 20 фото

Здание НКПС (Здание Народного комиссариата путей сообщения) расположено в Москве на пересечении Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц. Оно было построено в 1753-1759 годах для размещения Главной Дворцовой канцелярии и продовольственных складов, поэтому получило название «Запасный дворец». В 1919-м строение перешло в ведомство Наркомата путей сообщения и в 1932-1938 годах было перестроено в стиле конструктивизм по проекту архитектора Ивана Фомина. С 2004 года здание находится в ведомстве РЖД (Российские железные дороги).

Уж не знаю, что меня подвинуло на то чтобы рассказать именно об этом здании у высотки на Красных воротах, очевидно, просто порыв)
Здание исключительно впечатляет своей масштабностью, стильностью, в чем-то даже совершенством стремительных форм, да еще и просто привлекает внимание. Недаром «в народе» еще в 30-е годы его прозвали «Дом-паровоз»)

Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с Садовой-Черногрязской улицей, 1, что рядом со станцией метро «Красные Ворота». Первые известные строения появились здесь еще в середине XVII столетия после образования Житного двора. Основу комплекса составляют здания Запасного двора (дворца), которые относятся уже к XVIII веку. Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор. На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что «…Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам…».
02.
РЖД - 11
Вид на здание РЖД со стороны северного выходя из метро "Красные ворота"

После пожара, разрушившего в первой половине XVIII века деревянные постройки, участок перешёл в ведомство Главной Дворцовой канцелярии. Для размещения правления конторы и складов продовольствия по указу Елизаветы Петровны в 1753-1759 годах на этом месте построили Запасный двор. Работы велись по проекту архитектора Семёна Яковлева при участии Дмитрия Ухтомского. Двор (дворец) имел форму каре и состоял из четырёх двухэтажных корпусов, отделявших внутренний двор. Строения были выполнены в стиле барокко и декорированы пилястрами, барельефами, а также филёнками. Главный корпус соединялся по бокам с крыльями за счёт проездных арок, а над центральной его частью возвышался купол.
03.
Запасной дворец
Запасной дворец, дореволюционное фото

Во время Отечественной войны 1812 года в Запасном дворце располагался госпиталь для раненых солдат обеих сторон. После освобождения от оккупации Москвы в уцелевшем здании действовал приют для погорельцев. Позднее часть строений переоборудовали в жильё для военных и служащих, отдельные помещения занимали частные конторы. В 1890-м строение передали в ведение Института благородных девиц, для нужд которого через двенадцать лет его реконструировали под руководством архитекторов Николая Никитина и Александра Мейснера. Дворец дополнили верхним (третьим) этажом, главный корпус расширили и оформили в стиле классицизм. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей
вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.
04.
Здание РЖД
Реконструкция здания НКПС по проекту Ивана Фомина, 1930-е годы. Вид со стороны Садового кольца.

После Октябрьской революции здание рассматривалось как один из вариантов размещения советского правительства. Тем не менее оно заняло кремлёвские сооружения, а в бывшем Запасном дворце в 1919 году расположился Народный комиссариат путей сообщения. Последние значительные изменения во внешний вид здания были внесены в период с 1932 по 1938 годы. По проекту, составленному архитектором Иваном Александровичем Фоминым, все строения были достроены до пяти этажей, а фасады были оформлены в стиле конструктивизма. На углу архитектурного ансамбля возвели башню с часами, которая стала на тот момент определяющей вертикалью близлежащего пространства.
05.
РЖД - 01

06.
Здание НКПС
Шествие пленных немцев летом 1944 г. по Садовому Кольцу у здания НКПС на площади Красных Ворот

Здание приобрело лаконичные конструктивистские формы: фасады очистили от декоративных элементов и выровняли, оконные проёмы расширили. В 1946 году Народный комиссариат путей сообщения переименовали в министерство.
07.
РЖД - 03

В 1988-1989 годах проводилась реставрация фасадов. Стены дома покрыли терразитовой штукатуркой, состоящей из смеси цемента, кварцевого песка и разноцветных наполнителей. Это позволило создать шероховатый рельеф, имитирующий настоящий камень.
08.
РЖД - 04
В нижней части фасада здание украшено полуколоннами без капителей и оснований, они поддерживают хоры третьего этажа

Указом президента России в 2004 году Министерство путей сообщения было упразднено. Его функции и имущество передали акционерному обществу «РЖД», главный офис которого расположился в здании НКПС. В 2017-2018 годах проходила реставрация здания, длившаяся более полугода. Во время реконструкции ликвидировали сколы и потёртости облицовочной штукатурки, укрепили балконные перекрытия и перила, восстановили кровлю башни и главного корпуса, починили водостоки.
09.
РЖД - 02

Архитектура

Перестроенное Фоминым здание занимает территорию бывшего Запасного двора и соседний участок, состоит из двух протяжённых разновысоких корпусов, выходящих фасадами на Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную улицы, в месте пересечения которых возведена башня. Основные членения нижнего яруса, выходящего на Садовую-Черногрязскую повторяют ритм оконных проёмов, унаследованных от старого здания. Чередующиеся окнами полуколонны без баз и капителей поддерживают балкон-карниз, переходящий в широкую террасу у основания башни, композиционно объединяя корпуса. В правой части фасада, где организован сквозной проезд, полуколонны сменяются колоннами.
10.
Здание РЖД на Садовом

Как упоминалось, Фомин выровнял фасад, освободив его от элементов старой архитектуры. За счёт сочетания ритма полуколонн и окон, сохранившихся от Запасного дворца, композиция строения создаёт ощущение движения.
11.
РЖД - 18.jpg

Композиция развивается к угловой части комплекса, которая выделена девятиэтажной башней с массивными часами, обращёнными циферблатом в две стороны.
12.
РЖД - 12.jpg

13.
Время РЖД (1 из 1).jpg
Циферблат часов и фрагмент "часовой башни" здания НКПС. Изначально на часах располагались римские цифры, в 1950-х годах их заменили арабскими. Во время реставрации 2018-го восстановили первоначальный вид циферблата.

До появления высотного здания по проекту Алексея Душкина и Бориса Мезенцева в 1950-х годах башня НКПС была архитектурной доминантой площади Красные Ворота. По характеристике Фомина, она давала перспективное завершение Мясницкой, Садовой и Каланчевской улицам. За внешнее сходство с движущимся локомотивом москвичи дали зданию имена «Дом с трубой» и «Дом-паровоз».
14.
РЖД - 14.jpg
Фасад здания РЖД со стороны Новой Басманной улицы и Лермонтовского сквера

15.
РЖД - 16.jpg
Фасад здания РЖД со стороны Новой Басманной улицы и Лермонтовского сквера


16.
РЖД - 20.jpg
Угловая парадная часть фасада здания РЖД выходящая на Садовое кольцо со стороны Новой Басманной улицы

17.
РЖД - 19.jpg
Фасад здания РЖД со стороны Площади Красные Ворота и Новой Басманной улицы

Новая Басманная улица. На дальнем плане Церковь Первоверховных Святых апостолов Петра и Павла
18.
РЖД - 15.jpg

19.
РЖД - 17.jpg

В заключение - фото Высотки у Красных Ворот с юга с Садового; с этого ракурса Здание РЖД совершенно теряет свою относительно недавнюю доминанту на её фоне...
20.
Здание РЖД. Садовое кольцо.

Всё меняется; меняется Москва, меняемся мы...

Источники:

Евангулова О.С., Рязанцев И.В. У Красных ворот (к истории архитектурного ансамбля) // Русский город. - 1990.
Мещеряков А. Дом-«паровоз» вперед летит. Московская перспектива (14 мая 2018).
Михайлов К. Москва которую мы потеряли. - Москва: Эксмо, 2010.
Митрофанов А.Г. Мясницкая. Прогулки по старой Москве. - Москва: Ключ-С, 2007.
Новая жизнь дома-паровоза: завершилась реставрация легендарного памятника конструктивизма. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (28 апреля 2018).
Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Город в границах 1917 года. - Москва: ИМКА-Пресс, 1989.

© Vladimir d’Ar, 2019
Tags: архитектура, дом-паровоз, здание нкпс, здание ржд, конструктивизм, красные ворота, москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →