Всего 56 фото
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года.
Как ни странно, отснять в деталях этот собор мне все никак не удавалось, то время поджимало, то погода была несоответствующей, когда фотосъемка по большому счету была бы не совсем результативной. Однако на днях я все же решил восполнить этот пробел в своих съемках Старой Москвы, а голубое небо, сочные невесомые летние белые облака только побуждали этот осуществить процесс с удовольствием и воодушевлением. Итак, под катом история собора и фото с множеством архитектурных деталей его фасада.
Собор Непорочного Зачатия является самым большим католическим собором в России и одним из трех действующих католических соборов в Москве наряду с храмом святого Людовика на Лубянке и храмом святой Ольги в Люблино.
02.
К концу XIX века количество католиков в Москве превышало 30 тысяч человек и построенные храмы святого Людовика и святых апостолов Петра и Павла уже не вмещали прихожан. В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение губернатору Москвы на возведение нового храма - филиала собора апостолов Петра и Павла. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен и скульптур, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Неоготический проект храма на 5000 человек, созданный Фомой Богдановичем-Дворжецким, утвердили, несмотря на наличие украшений.
03.
Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом: деньги на работы были собраны на пожертвования польской общины и верующих из разных городов России. Собор возводили десять лет с 1901 года, последней сделали ограду в 1911 году под руководством зодчего Леона Даукша, а внутреннюю отделку закончили в 1917 году.
04.
По периферии участка построили одноэтажные и двухэтажные деревянные дома для служащих храма - два по Малой Грузинской улице, два по Курбатовскому переулку. Храм освятили 21 декабря 1911 года во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Храм сохранял статус филиального при приходе святых Петра и Павла до 1919 года, а затем обрёл самостоятельность.
В июле 1938 года храм в результате государственной борьбы против религиозных организаций закрыли, настоятель храма Михаил Цакуль был расстрелян, церковное имущество разграблено. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбардировок - были утрачены несколько башен. После войны снесли шпиль, венчавший купол.
05.
В конце 1940-х годов храм перепланировали: его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, изменили интерьер. На втором и третьем этажах устроили временное жильё для строителей, а на четвёртом - общежитие училища механизаторов. Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания. В 1956 году в соборе расположился НИИ Мосспецпромпроект. Часть первого этажа, подвал и двор были заняты складом № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома. В 1976 году планировалось передать храм Главному управлению культуры и преобразовать его в зал органной музыки, но этот план так и не был реализован.
06.
Малая Грузинская ул. 27/13, 1986 год, автор Н. Нагайцев. Сайт pastvu.ru.
С 1989 года диаспора «Дом Польский» начала добиваться возвращения храма. В январе 1990-го был учреждён приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря того же года Тадеуш Пикус с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой службе присутствовало несколько сотен человек.
07.
В феврале 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект тогда так и не удалось.
08.
В 1995 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с письмом к президенту Борису Ельцину, чтобы ускорить освобождение собора. Постановление о переводе Мосспецпромпроекта было подписано к концу года. Тогда же зданию храма присвоили статус памятника истории и культуры. При реставрации храма разобрали перекрытия искусственно созданных этажей. С весны 1998-го богослужения стали совершаться в центральном нефе. Через год храм освятил секретарь Ватикана - кардинал Анджело Содано.
09.
Архитектура
После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёх шпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой - балюстрадой.
В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы - левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.
10.
Вимпер (высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических зданий) увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом, в центре которого находится позолоченный вензель - сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta - «Дева Мария Непорочно Зачатая»).
Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора.
11.
Трансепт (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах) придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы - туловище и ноги, а трансепт - раскинутые руки.
12.
Схема доступа в Большую часовню кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях - гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.
13.
Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул, соединённых барельефным арочным навершием - вимпергом. На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну.
14.
15.
Зайдем внутрь. Своих фото интерьера собора у меня нет - на момент съемки шла проповедь, поэтому заходить в зал богослужений я не стал...
В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн-контрфорсов, в начале каждого из них установлены исповедальни - конфессионалы. В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров. Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей. До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая - для мужчин.
Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внешних поверхностях стен, расположены четырнадцать мозаичных барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, располагающиеся в задней части нефа.
16.
Зал для богослужений. Фото стороннее.
В пресвитерии собора находится алтарь, облицованный тёмно-зелёным мрамором. В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея, Зенона, Григория Нисского, Григория Назианзина, Космы и Дамиана, Анастасии Римской, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёх шпилевую готическую конструкцию с престолом, возвышавшуюся почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. На алтаре изображение альфа и омега - первой и последней букв греческого алфавита, олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8).
17.Алтарь и амвон (справа). Фото стороннее.
18.
Купол. Фото стороннее
Орган швейцарской фирмы «Kuhn» - дар евангелическо-реформатского Кафедрального собора в Базеле. Он имеет 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы и является одним из самых больших органов в России. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32', были перевезены в Москву. Работы по демонтажу и установке органа вели сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын - Гуннар Шмид.
19.
Фото стороннее
Обойдем собор вокруг...
20.
На территории собора у главного входа с Малой Грузинской размещена скульптурная группа «Добрый пастырь с овцами»
21.
22.
Рассмотрим фасад собора с юго-востока
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.
30.
Южный фасад
31.
32.
33.
34.
35.
36.
С южной и северной сторон фасада под окнами собора (как уже упоминалось) размещены 14 мозаичных изображений. Они отображают 14 стояний Крестного пути Христа.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Собор Непорочного Зачатия со стороны апсиды
43.
44.
Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
45.
Памятник жертвам геноцида армян в Османской империи у здания епархии
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Организатором различных музыкальных мероприятий в соборе является созданный в 2001 году благотворительный фонд «Искусство добра». Вход на такие мероприятия для обычных слушателей обычно за пожертвования в определённом размере, цена которого зависит от места, указанного в билете; фондом также выделяются квоты бесплатных билетов различным социальным организациям. На протяжении многих лет в соборе проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль, а также мистерии, например, «Страсти по Иоанну» Иоганна Баха, исполненные в концертно-сценической постановке в 2008 году.
55.
56.
Отмечу еще, что всюду размещены информационные таблички о запрете фотосъемки как снаружи так и внутри собора, а также необходимости получения разрешения на этот созерцательный процесс) Однако следует признать, препятствий для фотосъемки мне никто не создавал)
Источники:
Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве / под ред. К. Горбунова и И. Баранова. - М.: Издательство Францисканцев, 2015
Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М.: O-Мастеръ, 2001. (Строители России, XX век)
Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. - М.: Вече, 2012
Официальный сайт Римско-католического Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
Сытин П. В. Малая Грузинская улица // История московских улиц. - М.: Эксмо, 2008
© Vladimir d’Ar, 2019