Прогулка, взывающая к чувствам и ощущениям, нежели к желанию глубоко расследовать исторические детали
Всего 52 фото
Уже бесчисленное количество раз проезжаю по Садовому кольцу в районе Земляного Вала, а мимолетный взгляд постоянно останавливается на этом впечатляющем знаковом главном здании усадьбы Усачевых-Найденовых, что на высоком берегу Яузы. Как будто внутренний некто настойчиво обращает мое внимание на эту красоту и явные пробелы в конкретных исторических сведениях об этой московской усадьбе. Много лет уж живу в Москве, а побывать в этом удивительном городском усадебном парке так и не довелось. И, только понемногу начав исследовать русские московские и подмосковные усадьбы, их историю я, наконец, насладившись фото работами многих авторов снимавших здесь, решил, что пора!
Об усадьбе Усачевых-Найденовых (усадьба Высокие Горы) выложено огромное количество исторических материалов и проведена масса исследований любителями-энтузиастами. Поэтому не ставлю перед собой особой задачи еще и еще раз переписывать довольно известные факты. Напротив: мы с Вами просто прогуляемся по одной из самых интересных и удивительным образом сохранившихся городских усадеб Старой Москвы. А в процессе этой прогулки я буду разбавлять визуальный ряд уместными, на мой взгляд, комментариями и информацией, которая может потребоваться по ходу.
Для тех, кто все же захочет после прогулки углубиться в детективные хитросплетения исторических фактов, домыслов и городских легенд касаемо этого места, приведу в конце своего поста наиболее авторитетные, подробные и интересные источники об этой усадьбе. И если этой публикацией я смогу возбудить в Вас романтические ощущения и желание узнать больше о своем родном городе и народе – задача, поставленная мной, будет исполнена.
Поскольку материала набралось много, а ЖЖ ее для публикации, в последнее время, сильно ограничил, как я понял, объем выкладываемой информации по количеству фоток, я разделил рассказ об усадьбе на две логичные части. В первой части мы ознакомимся собственно со строениями усадьбы, а во второй – прогуляемся по замечательному и чудом уцелевшему усадебному парку Старой Москвы.
Кроме того, множество существующих фотографий этой усадьбы в основном сняты золотой осенью, летом и зимой, а здесь перед вами - самый канун майских праздников - парковая зелень только начинает пробиваться, открываться солнечному свету, проявляя миру свою изумрудную растительную ткань, символизируя ростки новой жизни и возрождение Старой и Новой Москвы.
Проще всего до усадьбы добраться, выйдя из станции метро Чкаловская прямо к Садовому и повернув налево пройти 3-4 минуты по внешней части Садового кольца понемногу спускаясь к Яузе. Однако, я все же решил пройтись от Таганки по внешней стороне Садового кольца, чтобы сполна насладиться видом этого замечательного архитектурного сооружения на высокой горе, что над Яузой.
Кстати, вот один не совсем профильный общей теме снимок с Яузского моста в сторону Котельнической набережной, который тем ни менее, постепенно начинает погружать в исторический контекст древней Москвы. С трепетным вожделением проявляются незнакомые предвкушающие ощущения и впечатления из коллективного бессознательного Великого Города. Вот так я и почувствовал в это мгновение, что иду к цели по какому то чувственному наитию, что Москва вот вот откроет передо мной частицу своих тайн и былых сокровенных переживаний ее жителей… Когда то именно в этом направлении открывался захватывающий вид на Москву с Высоких Гор.
02.
После моста через Яузу поднимаюсь по Земляному валу. И, вот эта усадьба прямо-таки парит передо мной. Действительно, «Высокие Горы»! Красота! Несмотря на жесткий контровой свет снимаю главное здание усадьбы. По Садовому льется сплошная лавина автомобилей. Что бы попытаться снять объект с минимумом элементов снующего городского трафика надо еще потренировать свое терпение) Машины пролетают совсем рядом со зданием усадьбы, а когда то перед ним был обширный палисадник, уничтоженный при реконструкции Садового кольца.
03.
Чтобы попасть на внутреннюю сторону Садового к усадьбе, нужно пройти еще немного и далее по подземному переходу. По дороге к нему встречаю группу городских туристов с колоритным экскурсоводом. Немного позже окажется. что все они направляются туда же, куда и я…
04.
05.
На небольшом крыльце усадьбе бросается в глаза табличка с QR-кодом, приглашающая поинтересоваться усадьбой в интернете.
06.
Вот мы и во дворе усадьбы. Здесь все же стоит немного остановиться и рассказать кто, где, когда и откуда…)
Если кратко, то первыми значимыми владельцами усадьбы были успешные купцы-чаеторговца братья Усачевы. В июле 1828 года они выкупили первый земельный участок под усадьбу у купчихи Степаниды Невежиной на высоком берегу Яузы. Впоследствии братья докупали еще землю у соседей для расширения владений и строительства своей городской усадьбы как символа купеческого успеха. Усачевы строили не купеческий дом, а изначально полноценную уникальную дворянскую усадьбу и для этих целей был приглашен известный и востребованный в то время швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
07.
Именно Жилярди совместно с известным в то время русским архитектором Григорьевым восстановил множество городских зданий после сожжения Москвы в 1812 году французами, таких как Колокольня Ивана Великого в Кремле, Московский Университет на Моховой, Екатерининский институт, Вдовий дом на Кудринской площади, усадьба Гагариных на Поварской 25а, дом Лунина на Никитском бульваре, 12, Конный двор и Музыкальный салон в усадьбе Кузьминки, а также многих других. Так, что купцы Усачевы денег не жалели…
Жилярди с увлечением взялся за новый масштабный проект, тем более его не ограничивали в фантазиях и можно сказать, что Доменико творил здесь от всей души.
На территории усадьбы в настоящее время находится реабилитационный центр спортивной медицины (МНЦПСМ). Когда то я здесь оказался по причине растянутых мышечных связок от занятий спортом, учась в институте. Но, ничего из интерьеров главного здания я уже решительно не помню)
08.
Поскольку усадьба является памятником федерального значения, внешний фасад главного здания и его сторона, что рядом со входом на территорию усадьбы, тщательно отреставрированы. Однако мы увидим, что еще не все сделано для того, чтобы здание главного дома выглядело блестяще целиком.
09.
Впечатляют знакомые скульптурные изображения стерегущих львов скульптора Замараева на замковых камнях окон здания. Это определенно популярный образ для «тогдашней» классической ампирной Москвы.
10.
Вход на территорию совершенно свободный. Повсюду суетились рабочие бригады, наводя весенний порядок в усадьбе после долгой зимы.
11.
12.
Усадьба строилась Жилярди с 1829 по 1831 гг. Несмотря на то, что Усачевы всячески старались построить именно дворянскую усадьбу, пытаясь выйти из рамок своих купеческих комплексов, все же, внутри двора ощущается усачевская рачительность и практичность. Ансамбль большого двора состоит из внушительного Каретного сарая и больших протяженных Конюшен напротив главного здания усадьбы.
А вот та самая экскурсионная группа, что я встретил на Садовом.
13.
14.
Вход в главное здание устроен со двора. Так было принято с конца XVIII века, чтобы не нарушать строгости композиции главных городских фасадов города. Внутренний же фасад самого главного здания усадьбы определенно не впечатляет. Очевидно, он еще и неоднократно перестраивался впоследствии и во многом утерял свой первоначальный архитектурный образ. Однако восхитительное художественное чугунное литье изящного парадного крыльца с кованым козырьком и стильные воздушные чугунные фонарные столбы сразу же заставляют забыть обо всем на свете.
15.
Особый шарм придают парадному входу эти чугунные стерегущие львы и крылатые грифоны, отлитые как и все скульптурные изображения усадьбы в парижских мастерских (по некоторым сведениям Джованни Витали) и привезенные в Москву по спецзаказу.
16.
17.
18.
Фигуры львов обычно использовали для символической охраны жилища и эти царственные животные очевидно должны были создавать соответствующий величавый и достойный контекст у гостей хозяев усадьбы. Фигуры львов хорошо сохранились, даже выражение их покорных морд создают какую то особую спокойную и умиротворенную атмосферу вокруг.
19.
20.
21.
Особенно впечатляют крылатые грифоны - мифические существа, стилизованные под сфинксов. Грифоны, по свидетельству Геродота, действительно, когда то существовали в пустынях Персии, где охраняли золото и строили из него свои гнезда. Из-за связи грифонов с золотом они и стали, в частности, символом ростовщичества. Очевидно, поэтому купцы использовали фигуры этих древних мифических существ для охраны, процветания своего купеческого и, во многом, ростовщического дела.
22.
23.
В середине XIX века владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX вв. - к Найденовым
24.
Пройдемся немного по внутреннему двору усадьбы. В просторном сквере установлены многочисленные зеленые деревянные скамьи, здесь удобно отдохнуть и поразмышлять в тени свежей шелестящей на ветру зелени.
25.
Каретный сарай находится сразу же слева после главного входа, если миновать приоткрытые и уже изношенные временем чугунные ворота. У самых ворот построена приличная просторная сторожка в виде миниатюрного одно этажного особнячка.
26.
Это как раз и есть Каретный сарай. Во многом он смотрится гораздо выигрышней и впечатляюще, чем даже фасад главного здания усадьбы со двора.
27.
28.
29.
30.
31.
В правой части внутреннего двора - внушительная каменная ограда с чугунными литыми решетками за которой располагается усадебный парк. Однако мы туда не пойдем, а пока продолжим осмотр замечательных строений усадьбы.
32.
33.
34.
35.
Это Конюшенный двор. Конюшни очень большие. Скорее, это даже не конюшни, а одно-двухэтажный ампирный дворец с мезонином.
36.
37.
Справа от конюшен и смежно к ним по границе с парком вглубь усадебной территории идут хозяйственные корпуса и складские здания
38.
Еще одно здание в глубине усадебной территории. Ничего особенного из себя оно не представляет, потому, как отделано крашеными алюминиевыми панелями, что резко диссонирует с общей усадебной атмосферой.
39.
Очевидно, эти строения, когда то являлись известными всей Москве богатыми оранжереями. Один из братьев Усачевых – Петр Николаевич был увлеченным садоводом и с наслаждением спроектировал этот регулярный террасный парк с просторными оранжереями и зверинцем. Москвичу с удовольствием туда ходили.
40.
41.
Так масштабно выглядят так называемые "Конюшни" со стороны усадебного двора.
42.
Вот сейчас слева мы видим как раз хозяйственный корпус, пристроенный к Конюшему двору.
43.
44.
Так просторно во дворе усадьбы. И, здесь есть, где "разгуляться".
45.
А вот здесь, когда то был разбит шикарный богатый фруктовый сад.
46.
Понемногу обходим конюший корпус и возвращаемся в главный парадный усадебный двор.
47.
Здесь хорошо видно, какими большими были «Усачевские Конюшни». Фасад «Конюшен» блещет чистотой и свежей весенней красотой.
48.
49.
50.
Поворачиваем направо и проходим вдоль Каретного сарая к главному зданию через палисадник.
51.
Вот мы и у входа в парк
52.
«Не переключайтесь!») и жмите на кнопку «вторая часть», чтобы мгновенно оказаться в уютном и впечатляющем старом усадебном парке Высоких Гор.
Дополнительная информация:
Замечательный материал моего друга по ЖЖ, deadokey, кто подробно и с любовью исследовал историю усадьбы. В двух постах своего журнала он выложил в массу исторического материала, хороших фото, старых фотографий усадьбы, усадебного парка и редчайших городских карт, - так, что удовольствие от соприкосновения с его исследовательским материалом Вы точно получите:
Часть 1
Часть 2
Совершенно уникальный и фактически детективный исторический материал-расследование, касаемо усадьбы «Высокие Горы». До конца я его так и не осилил, так, что предлагаю энтузиастам и любителям покопаться в этих любопытных исторических источниках и узнать много нового об истории Старой Москвы.
Земляной вал дом 53. Усадьба Гагариных-Усачёвых-Хлудовых
Часть 2. Прогулка по парку усадьбы Усачевых-Найденовых.
© Vladimir d’Ar