?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Голосов овраг, или Тайны, легенды и загадки Коломенского. Часть 2.
vladimirdar
Голосов овраг - 10.jpg
Всего 49 фото

Вторая часть моего очерка о Голосовом овраге будет о тайнах и загадках Коломенского. В первой части мы насладились чудом сохранившимся уникальным природным уголком в удивительном пространстве заповедного Голосова оврага. Сейчас же мы добрались до «Святых камней» и с самого начала рассказ будет именно о них. Продолжим же нашу коломенскую прогулку.

Знаменитый Голосов овраг по количеству сложенных о нём легенд заметно опережает по востребованности все остальные местные коломенские достопримечательности. Там где он находится - это «дикая» часть заповедника Коломенское - заросшие травой холмы, небольшие рощицы и два старых фруктовых сада с большими валунами в овраге, напоминающими образы древних седых языческих религий. По дну оврага течет небольшой ручей (Голосов - он же Коломенский), образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание гласит, что родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над темным змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал вразумительного объяснения.
02.
Голосов овраг - 72.jpg

Москва, как известно, расположена и стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой такой платформы есть свои разломы (гигантские трещины). Один из самых больших разломов как раз и проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство». Получается, что через этот разлом на поверхность прорываются мощные энергетические поля, а ориентировка оврага с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи «святых валунов» – более чем в 27 раз. Замечено, что здесь иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр «заколдованного» оврага...

Альтернативные исследователи даже рассказывают, что однажды при замере этих самых электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на почти отвесный склон оврага. Сам магнитометр вышел из строя, а «измеритель лептонных полей» (и такой у них есть) зафиксировал кратковременное наличие «критической массы», якобы влияющей на сознание людей.
03.
Голосов овраг - 77.jpg
Русло Голосова ручья

Святые камни

Одна необычная и важная достопримечательность этих мест – два огромных камня-валуна в глубине оврага весом около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов-песчаников находится в толще земли. На поверхность выходят лишь небольшие их части. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Считается, что им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Считается, что именно тогда камни и получили свои имена. Нижний из камней (он нам встретится первым) называют «Гусь-камень». Считается, что он покровительствует мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний (на склоне) - «Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества во всех смыслах. "Вот сейчас вы видите «Гусь-камень» издали.
04.
Голосов овраг - 76.jpg
Вид в сторону начала (истока) Голосова-оврага

Вероятно, название "Гусь-камень" появилось от ассоциаций с его формой - камень действительно в чём-то походит на лежащую крупную птицу-гуся.
05.
Голосов овраг - 73.jpg

С камнями в овраге связана  легенда (современная) о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом), а камни - это останки коня и дракона (или одного из них; наиболее распространён вариант, в котором нижний (по высоте) камень (то есть Гусь-камень, «мужской») - остатки головы коня, а верхний (то есть «пупырчатый» Девий, «женский») - его внутренностей). По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы и полностью закрепилась к концу 1990-х.
06.
Голосов овраг - 74.jpg

Интерес в частности неоязычников к камням связан с именем А.С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В.И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и популяризировал эту теорию во время своих экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года. Однако по мнению М. Гривы, «достоверные сведения о камнях восходят ко времени не ранее конца 1940-х - начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне - москвичами «из города» или другим пришлым населением - и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково.
07.
Голосов овраг - 75.jpg

«Гусь-камень» (с углублениями, размером открытой части около 2×1,5 метра) считается мужским и по утверждению «компетентных специалистов», приносит мужскую силу, доблесть и вообще, успех в мужских делах и предприятиях. Также утверждается, что этот камень исцеляет телесные проблемы у мужчин, особенно в половой сфере. Отмечается, что и женский пол получит у Гусь-камня поддержку в делах и карьере. Кроме всего прочего оба камня используется эзотериками «для контактов с потусторонним миром», с собственной душой, языческими богами и прочими невидимыми сущностями (нетрудно догадаться какими). Часто рядом можно увидеть людей, разговаривающих с камнями, вот как примерно этот молодой человек ведущий с Гусь-камнем незримый диалог о вечном.
08.
Голосов овраг - 101

На другой стороне оврага напротив Гусь-камня лежит еще один крупный обломок песчаника, к нему к моему удивлению тоже «прикладываются»)
09.
Голосов овраг - 103.jpg

Девий (Девичий) камень находится недалеко от Гусь-камня на том же крутом склоне оврага, но повыше. Со всех сторон Девий камень окружен вытоптанными тропинками его почитателей. Камень пользуется гораздо большей популярностью, догадайтесь у кого!?)
10.
Голосов овраг - 79.jpg

Девий камень (возможно изначально именно Дивий камень, от слова дивный) «сохранил внешне в своей форме окаменевший рельеф морского дна». Он затейливой пузырчатой формы и имеет размер открытой своей части около 2×2 метра. В дождливую погоду к нему почти невозможно добраться потому как основательных лестниц здесь фактически нет.
11.
Голосов овраг - 81.jpg

Обычно Девичий камень густо и истово облюбован женщинами самых разных возрастов. Считается, что камень лечит женские проблемы как на физическом плане так и в отношениях с мужским полом, способствует замужеству и удачному зачатию. Если Гусь-камень мне-таки удалось в субботний день отснять свободным от присутствия людей в кадре, то Девичий как раз наоборот, дамы (что на фото на первом плане) заявили, что собираются не сходить с камня очень долго. Тогда, сказал им, что ж, буду фотографировать камень вместе в с вами) На том мирно и порешили)
12.
Голосов овраг - 82.jpg

Есть некоторые упоминания, что Девий камень содержит на своих пузырчатых участках некие загадочные письмена. Таковые есть, но это все досужие художества любителей граффити запечатлеть свое имя в вечности на реликтовых артефактах)
13.
Голосов овраг - 111.jpg

Вот здесь, например, в верхней строке явно с тщанием выбито, МГИ, т.е. Московский горный институт...)
14.
Голосов овраг - 112.jpg

Все старательно и чинно отсиживают нужное время на Девьем камне. Кроме всего прочего принято повязывать на окружающей эти камни растительности цветные ленточки как приношения потусторонним духам. Наглядный пример рожденной городской легенды и процветания неоязычества. Тут же сидя на Девьем камне ведутся эзотерические диспуты и поучения как правильно жить, быстро придти к здоровью и истине)
15.
Голосов овраг - 83.jpg

Иногда Девий камень даже толком не виден из-за большого количества желающих припасть нему третьей точкой.
16.
Голосов овраг - 116.jpg

Но нам все же идти дальше по течению Голосова ручья...
17.
Голосов овраг - 84.jpg

На открытых от растительности участках вдоль русла ручья и тропинок буйно расцветают полевые травы и яркие симпатичные цветы
18.
Голосов овраг - 86.jpg

19.
Голосов овраг - 89.jpg

Немного ниже по течению ручья есть некоторый перепад высот, тут же бьют заметные сильные ключи. Место проистекания ключей щедро отделано «булыжными камнями», здесь похоже постоянно принимают водные процедуры и пьют воду несмотря на предупреждающие таблички о том, что эта вода не предназначена для питья.
20.
Голосов овраг - 87.jpg

Однако, вернемся к легендам и тайнам Коломенского

Татарская конница - перемещение во времени

В Софийском временнике описано вот такое событие. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их тут же пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь от преследования, спустился в глубокий овраг, окутанный густым туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет!
21.
Голосов овраг - 88.jpg

Татары провели в тумане, как им показалось, несколько минут, однако когда они поднялись из оврага на поверхность, то оказались в будущем, а несколько минут обернулись полувеком! Один из пленных татар так и говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней за ними на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание с пристастием, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
22.
Голосов овраг - 90.jpg

Немного отвлечемся по ходу прогулки по Голосову оврагу. Здесь встречается в больших количествах чрезвычайно примечательное и красивое растение - Недотро́га железконо́сная, или желе́зистая (лат. Impátiens glandulífera), - однолетнее травянистое растение; вид рода Недотрога. Другие названия: бальзамин железистый, бальзамин железистоносный, бальзамин желёзконосный, недотрога Ройля. Предпочитает тенистые влажные места, растёт по сырым оврагам (всё так и есть), пустырям, лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, по берегам ручьев и рек.
23.
Голосов овраг - 99.jpg

Происходит Недотрога из Западных Гималаев, где растет вдоль берегов рек, в пойменных лесах и на рудеральных местах, на высотах 1600-4300 м над уровнем моря. Завезённое как декоративное растение, легко дичает и ныне распространено в умеренных широтах Северного Полушария и на некоторых островах Австралазии. Впервые было завезено в Европу (Великобритания) в 1838 г. как садовое декоративное растение, а в 1855 г. этот вид уже был зарегистрирован в Англии как сбежавший из культуры. В европейской части России один из широко распространенных адвентивных видов, от Мурманской области и Карелии на севере до Кавказа на юге. В Азии растение расселилось в азиатской части России, Казахстане и Японии.
24.
Голосов овраг - 92.jpg

В Московском регионе растение впервые было описано близ Сенежского озера (Солнечногорский р-н), где росло «в большом количестве особей…, захватывая всё больший район». К 1960-м гг. в Москве и Московской области вид являлся, по-видимому, ещё редким: «культивируется в садах, иногда дичает» (в те же годы описывается как недотрога Ройля (I. roylei) и в составе адвентивной флоры Приморья (о. Русский, Седанка).
25.
Голосов овраг - 94.jpg

Ситуация резко изменилась в 1970-х гг., когда недотрога желёзконосная стала встречаться по сорным местам в городах и посёлках, у заборов кладбищ, в канавах, на железнодорожных насыпях. В начале 1980-х гг. вид стал оккупировать ивняки по берегам р. Москвы на протяжении десятков километров в Можайском, Рузском и Одинцовском районах, а в последние годы отмечено активное расселение по сырым лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, у лесных болот, вдоль ручьев.
26.
Голосов овраг - 91.jpg

Исчезновения жителей соседних сел и появление через длительное время не постаревшими

Мистические истории с временными парадоксами продолжались и в более позднее время. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным зеленым светом».
27.
Голосов овраг - 89.jpg

Мужики вошли в этот туман и тут же встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили свой путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию дознавателей в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени прямо при свидетелях снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.
28.
Голосов овраг - 95.jpg

Снежный человек или Волохатый

Как мы помним, Голосов овраг называли еще и «Волосов», возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса (Влеса) - властителя подземного мира, покровителя домашних животных и достатка. Имя божества происходит от слова «волохатый», то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели неких «волосатых людей», принимая их за нечисть или призраков. Описание таких случаев есть в хрониках времен Ивана Грозного. Уже в советской России, в 1926 году один милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» в 2,5 метра ростом и, очевидно от страха, выпалил в него все, что было в обойме пистолета, но вреда мохнатому не причинил, а призрак просто растаял на глазах. К поиску необычного гостя подключились местные школьники, пионеры, и произвели собственное следственное дознание. Однако следов «дикаря» пребывания обнаружить им так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».
29.
Голосов овраг - 97.jpg

Вот кстати как оригинально и симпатично укреплен один из откосов Голосова оврага
30.
Голосов овраг - 100.jpg

По дороге вдоль ручья попадаются вот такие милые полянки с полевыми травами и цветами
31.
Голосов овраг - 102.jpg

32.
Голосов овраг - 80.jpg

Наше время

Но это все было тогда, а как обстоят дела на сегодня? Оказывается, до сих пор люди могут потеряться в загадочном тумане парка Коломенское, но об этом просто не говорят. Вот что произошло сравнительно недавно. Двое школьников умудрились исчезнуть в Голосовом тумане и вернуться обратно только через два дня. Как говорит один из юных пострадавших от петли времени, в овраге появился туман светло-зеленого цвета, который стал расползаться по округе. Мальчишкам показалось, что в тумане они пробыли совсем немного, всего около получаса. Поплутав по дорожкам оврага, они увидели церковь и только тогда смогли выйти из парка. Вернувшись домой, дети узнали, что родители их искали уже около двух суток. В их рассказ о таинственном тумане родители не поверили.
33.
Голосов овраг - 104.jpg

Призраки Стеллецкого

Еще одна легенда утверждает, что совсем рядом с оврагом, в тайниках под Церковью Усекновения Главы Иоанна Предтечи якобы хранится Библиотека Ивана Грозного. Именно в Коломенском искал эту таинственную библиотеку известный археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году, обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стеллецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда исследователь сделал вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
34.
Голосов овраг - 105.jpg

Исследователи альтернативного профиля утверждают, что в районе Храма Усекновения Иоанна Предтечи и старого погоста появляются привидения (в том числе и в наше время), особенно характерны «девы в белом и с распущенными волосами» (энтузиасты обозначили их «жертвами Ивана Грозного»), якобы они и оказали мистическое воздействие на Стеллецкого который неожиданно резко свернул свои изыскания около Иоанновского храма и прилегающего погоста.
35.
Голосов овраг - 108.jpg

Загадочная лестница Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В. Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над этими ступенями выявили свод из крупного кирпича. По мере выемки песка открывался нисходящий каменный ход  – и лестница не заканчивалась. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились установить в портале пола на эту таинственную галерею металлический люк и навесить на него замки. Пока согласовывали, что делать дальше с обнаруженным поземным сооружением, неизвестные сорвали ночью замки с люка и прокопали лаз вглубь еще на четыре метра. Не имея средств на продолжение работ и в связи с варварскими попытками вскрыть подземелье, Свешников с Поршневым решили все же обезопасить этот интересный объект - снова засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место пресловутую белокаменную плиту... - библиотека царя Иоанна так и не была найдена)
36.
Голосов овраг - 106.jpg

О поисках Стеллецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В. Суздалев говорил, что археолог искал Либерию поначалу в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П. Барановского, который неоднократно обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что же касается подземных пустот в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
37.
Голосов овраг - 110.jpg

Мы выходим из тени густых зарослей Голосова оврага на солнечный свет. Эта большая поляна предположительно и является тем местом откуда появился татарский конный отряд Девлет-Гирея плененный впоследствии царскими стрельцами.
38.
Голосов овраг - 109.jpg

Исчезновение племени меря

Добавим еще одну загадку Коломенского. Археологи установили: именно на холме близ Голосового оврага поселились первые жители столицы - угро-финское племя меря. По одной из версий «меря» всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и часто находимые кости в овраге - следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии первые древние «коренные москвичи» и сами исчезли бесследно всем племенем - в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях история этих трех веков тоже никак не отображена.
39.
Голосов овраг - 114.jpg

Теперь мы идем вдоль Голосова ручья которому скоро впадать в Москва-реку. Крутые склоны оврага уже не довлеют, он стал просторным, не таким загадочным и всё еще нахождение в его объеме уже почти не замечается. Начиная с этого места Голосов овраг превращается в обычную и привычную парковую зону.
40.
Голосов овраг - 113.jpg

Еще фото этого же места но из времен Золотой Осени 2018
41.
Голосов овраг - 9.jpg

Проходя вдоль ручья нам встречается Верхний Коломенский пруд - это один из двух прудов по левому берегу ручья в низовьях Голосова оврага, на территории музея-заповедника Коломенское. Пруд прямоугольной формы. Его длина 50, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га. Это декоративная копань с забетонированным берегом.
42.
Голосов овраг - 117.jpg
Голосов ручей здесь как бы за прудом

Пруд окружен стриженым газоном с отдельными деревьями, в том числе шаровидными ивами. Населен рыбой и прудовыми лягушками) Вероятно, пруд создан недавно (1980 гг.), т.е к Олимпиаде - 80.
43.
Голосов овраг - 118.jpg

Голосов ручей незаметно течет к Москве-реке, теперь он уже не привлекает особого внимание гуляющих, их внимание скорее приковано к этим двум Коломенским прудам...
44.
Голосов овраг - 119.jpg

Нижний Коломенский пруд - один из двух прудов по левому берегу Коломенского ручья в низовьях Голосова оврага. Пруд овальной формы. Его длина 45, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га.
45.
Голосов овраг - 120.jpg

Почти у самого устья Голосова ручья (официально Коломенского) его акваторию облюбовали дети, но в данный момент как ни станно больше китайские)
46.
Голосов овраг - 121.jpg

Под занавес, один крупный план Голосова ручья у его устья
47.
Голосов овраг - 123.jpg

Вот и место впадения Голосова ручья в Москву-реку, а наша прогулка по Голосову оврагу почти закончена
48.
Голосов овраг - 122.jpg

Москва-река, набережная, вид на восток
49.
Голосов овраг - 124.jpg

Наверное следует что-то сказать в итоге. Возможно добавить многое, но мысль все же одна. Всех нас привлекают тайны и загадки, всё будоражещее сознание и удивительное (те кто говорят, что не привлекает, в этом просто не сознаются). А все от того, что хочется раскрасить унылую безцветную жизнь в этом теле, чтобы в ней появился высокий смысл, чувства удивления, обретения чего-то большого, значимого и теплого, радостного и светого. Это все признаки того, что именно наша душа побуждает вспомнить о ней, понять, принять саму мысль, что вечно она живая в нас существует, что именно душа является смыслом нахождения в этом теле, в этом воплощении, на этой планете. Каждый сам может набраться воодушевления и смелости услышать этот зов, понять, принять, что именно навязываемый извне и неосознаваемый страх смерти заставляет нас верить в чудеса и тайны, попытаться отвлечься от нестерпимой мысли конечности этого земного существования и привязанности к материальному миру в наше время переполненного искушениями... И вообще, наверное каждый может дополнить сказанное именно своим смыслом и своим пониманием...)

Источники:

Голосов овраг // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р.А. Агеева, Г.П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007.
Грива М. Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006.
Чигрин А.С. Камни рождающие, камни плодоносящие // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4.


© Vladimir d’Ar, 2019

Голосов овраг, или Светлая поэзия заповедной природы Коломенского. Часть 1.



Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Добавить, Природа, Фрэнк!)

Осень не только за окном, но и на фотках))

Да, осенние фото более выразительны и созерцательны!)

Интересно получилось, спасибо! Третий камень я даже не заметил, иначе точно бы сфотографировал.
Когда я работал в ИФЗ, у нас целая группа людей занималась этим тектоническим разломом, даже приглашали этих, которые с лозой ходят. Все говорили, что иногда все приборы зашкаливают. Получается, там прореха в поле (или ауре) Земли, как прореха в ауре человека. И из нее лезут темные силы. А светлые силы их запихивают обратно, но иногда по ошибке запихивают не тех. Вот так в этом портале пропадают люди.

Что ж довольно стройная теория, брат!) Да, и зеленый цвет "тумана" напоминает северное сияние, это же электромагнитные аномалии в атмосфере) Так и здесь, резкое возрастание магнитного поля может ионизировать влажную атмосферу оврага, это ее и "зажигает", вполне вероятно и со временем что-то такое особенное делает) А я этот булыжник песчаника и заметил только потому, что один молодой человек склонился перед ним держа свои ладони на его поверхности и достаточно долго)

Edited at 2019-07-31 05:31 pm (UTC)

очень много интересного ))) и почему-то я во многое тут верю) да и так интереснее жить,если поверишь) но проверять бы все это не стала) а то попадешь в другое временное пространство, параллельный мир, вдруг возвращаться не захочется)))
красивые места для отдыха)

Очень красивое и интересное место. А что касается всякой мистики, то я ничего такого не замечал, хотя был не единожды, первый раз еще в 1671 году)))

Хорошо это вы сохранились!)

О как красиво... мистические места, волшебные камни, загадочная лестница и библиотека царя... да это покруче каких-нибудь "Копей царя Соломона" и прочих романов о приключениях.

Да, городские легенды щедра московская земля!)

спасибо. был там в глубокую осень в октябре 2017 года с пронизывающим ветром, мистическое место, если понимать, что считается древнейшим поселением на месте Москвы )
Очень понравилось описание )) спасибо .

Благодарю! Глубокой промозглой осенью там будет особо мистично и неуютно!)

Кдассно там :)

Да, я сам сейчас смотрю, уже после публикации, есть там что посмотреть, чем поинтересоваться, насладиться природой, внутренней тишиной...)

В зеленый туман всех приглашаете?)
Почему же будничная жизнь - серая?
А если цветная?))

Мы сами свою жизнь раскрашиваем в те цвета, которые замечаем в мире, а думаем, что он на самом деле таков. Мир - он нейтрален по сути, наши желания, страсти, подавленные эмоции, мысли и искаженные представления придают этому миру те оттенки цветов которые и видим)

У каждого свой туман и свой цвет, иногда наверное стоит на время исчезнуть из мира чтобы все же понять его и себя заодно)

Интересно, что и эти городские легенды вспомнились и появились новые как раз в 80-90-е годы.
До этого периода тумана было меньше:)

Именно так, 80-е и 90-е были как раз наполнены "туманом" и неопределенностью, это инициировало и способствовало укрепление живости этих легенд, как оно и бывает в смутное время

А я-то все голову ломала, что там за странные тетки в любую погоду на голом камне сидят!

Суженных призывают)

"... Девий камень содержит на своих пузырчатых участках некие загадочные письмена. Таковые есть, но это все досужие художества любителей граффити запечатлеть свое имя в вечности на реликтовых артефактах)"...а может и в сам деле был в глубокой древности МГИ. Другой, но тоже горный институт ! )

интересно...получается прямо местный "бермудский треугольник")))
а вообще - немного сказки... легенд и мистики - это не мешает, а украшает любое место, усиливает его притягательность... а вера в чудеса может кому то и поможет в жизни - это тоже совсем не плохо!
и в первой части, и во второй, очень понравился контраст осенних и летних фото! особо остро чувствуется именно в эти дни уходящее... утекающее лето... хотя в запасе ещё целый август, но не зря же его сравнивают с "вечером воскресенья"...

Да, лето ощутимо "утекает№ при такой погоде)

В жаркий день оно может и полезно на теплых камнях посидеть. А вот посиделки на холодных камнях точно приведут к доктору)))


С точки зрения холодного рассуждения, всё так и есть)
Кто-то считает, что камни в Голосовом овраге теплее чем где-либо в любую погоду...
Но, не проверял)

Спасибо, за обе части. Меня почему-то ваши фотографии затягивают, и там включаются почти все чувства (кроме вкуса, наверно). И запах цветов (особенно белых), и звуки ручья, и шершавость Девьего камня...
А ваши слова в конце, что "именно душа является смыслом нахождения в этом теле", вызвали у меня желание привести стихотворение "Душа":

Послушайте, ведь это вздор,
послушайте, ведь это чушь,
пустой, ненужный разговор -
сужденья о бессмертьи душ.

Вся - тоньше жала у осы,
и легче крыльев комара -
её положишь на весы -
они колеблются едва.

Но чем скорей душа умрёт,
там легче телу без неё,
оно живёт потом, живёт,
живёт - и больше ничего...

Извините, что загрузила вашу ленту.

Благодарю! Если такой эффект сонастройки проявляется, значит Вы на тонком уровне улавливаете ощущения и чувства человека делавшего фотографии (именно на уровне души)! Это здорово! В общем, я все это делаю в журнале, рассчитывая изначально именно на подобную реакцию конкретного читателя. Хотя большинство и текст откровенно говоря, не читает)

Отчего же!?) Как раз всё в тему, пожалуй пока только Вы отреагировали на финальную текстовую мысль насчет души. За стихи большое спасибо! Душа только по большому счету не умирает) А тело да, может жить без души метафорическим языком выражаясь! Сказал же как-то Милтон Эриксон, что "некоторые умирают в 25, только их не хоронят")