Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Голосов овраг, или Тайны, легенды и загадки Коломенского. Часть 2.

Голосов овраг - 10.jpg
Всего 49 фото

Вторая часть моего очерка о Голосовом овраге будет о тайнах и загадках Коломенского. В первой части мы насладились чудом сохранившимся уникальным природным уголком в удивительном пространстве заповедного Голосова оврага. Сейчас же мы добрались до «Святых камней» и с самого начала рассказ будет именно о них. Продолжим же нашу коломенскую прогулку.

Знаменитый Голосов овраг по количеству сложенных о нём легенд заметно опережает по востребованности все остальные местные коломенские достопримечательности. Там где он находится - это «дикая» часть заповедника Коломенское - заросшие травой холмы, небольшие рощицы и два старых фруктовых сада с большими валунами в овраге, напоминающими образы древних седых языческих религий. По дну оврага течет небольшой ручей (Голосов - он же Коломенский), образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание гласит, что родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над темным змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал вразумительного объяснения.
02.
Голосов овраг - 72.jpg

Москва, как известно, расположена и стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой такой платформы есть свои разломы (гигантские трещины). Один из самых больших разломов как раз и проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство». Получается, что через этот разлом на поверхность прорываются мощные энергетические поля, а ориентировка оврага с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи «святых валунов» – более чем в 27 раз. Замечено, что здесь иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр «заколдованного» оврага...

Альтернативные исследователи даже рассказывают, что однажды при замере этих самых электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на почти отвесный склон оврага. Сам магнитометр вышел из строя, а «измеритель лептонных полей» (и такой у них есть) зафиксировал кратковременное наличие «критической массы», якобы влияющей на сознание людей.
03.
Голосов овраг - 77.jpg
Русло Голосова ручья

Святые камни

Одна необычная и важная достопримечательность этих мест – два огромных камня-валуна в глубине оврага весом около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов-песчаников находится в толще земли. На поверхность выходят лишь небольшие их части. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Считается, что им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Считается, что именно тогда камни и получили свои имена. Нижний из камней (он нам встретится первым) называют «Гусь-камень». Считается, что он покровительствует мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний (на склоне) - «Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества во всех смыслах. "Вот сейчас вы видите «Гусь-камень» издали.
04.
Голосов овраг - 76.jpg
Вид в сторону начала (истока) Голосова-оврага

Вероятно, название "Гусь-камень" появилось от ассоциаций с его формой - камень действительно в чём-то походит на лежащую крупную птицу-гуся.
05.
Голосов овраг - 73.jpg

С камнями в овраге связана  легенда (современная) о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом), а камни - это останки коня и дракона (или одного из них; наиболее распространён вариант, в котором нижний (по высоте) камень (то есть Гусь-камень, «мужской») - остатки головы коня, а верхний (то есть «пупырчатый» Девий, «женский») - его внутренностей). По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы и полностью закрепилась к концу 1990-х.
06.
Голосов овраг - 74.jpg

Интерес в частности неоязычников к камням связан с именем А.С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В.И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и популяризировал эту теорию во время своих экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года. Однако по мнению М. Гривы, «достоверные сведения о камнях восходят ко времени не ранее конца 1940-х - начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне - москвичами «из города» или другим пришлым населением - и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково.
07.
Голосов овраг - 75.jpg

«Гусь-камень» (с углублениями, размером открытой части около 2×1,5 метра) считается мужским и по утверждению «компетентных специалистов», приносит мужскую силу, доблесть и вообще, успех в мужских делах и предприятиях. Также утверждается, что этот камень исцеляет телесные проблемы у мужчин, особенно в половой сфере. Отмечается, что и женский пол получит у Гусь-камня поддержку в делах и карьере. Кроме всего прочего оба камня используется эзотериками «для контактов с потусторонним миром», с собственной душой, языческими богами и прочими невидимыми сущностями (нетрудно догадаться какими). Часто рядом можно увидеть людей, разговаривающих с камнями, вот как примерно этот молодой человек ведущий с Гусь-камнем незримый диалог о вечном.
08.
Голосов овраг - 101

На другой стороне оврага напротив Гусь-камня лежит еще один крупный обломок песчаника, к нему к моему удивлению тоже «прикладываются»)
09.
Голосов овраг - 103.jpg

Девий (Девичий) камень находится недалеко от Гусь-камня на том же крутом склоне оврага, но повыше. Со всех сторон Девий камень окружен вытоптанными тропинками его почитателей. Камень пользуется гораздо большей популярностью, догадайтесь у кого!?)
10.
Голосов овраг - 79.jpg

Девий камень (возможно изначально именно Дивий камень, от слова дивный) «сохранил внешне в своей форме окаменевший рельеф морского дна». Он затейливой пузырчатой формы и имеет размер открытой своей части около 2×2 метра. В дождливую погоду к нему почти невозможно добраться потому как основательных лестниц здесь фактически нет.
11.
Голосов овраг - 81.jpg

Обычно Девичий камень густо и истово облюбован женщинами самых разных возрастов. Считается, что камень лечит женские проблемы как на физическом плане так и в отношениях с мужским полом, способствует замужеству и удачному зачатию. Если Гусь-камень мне-таки удалось в субботний день отснять свободным от присутствия людей в кадре, то Девичий как раз наоборот, дамы (что на фото на первом плане) заявили, что собираются не сходить с камня очень долго. Тогда, сказал им, что ж, буду фотографировать камень вместе в с вами) На том мирно и порешили)
12.
Голосов овраг - 82.jpg

Есть некоторые упоминания, что Девий камень содержит на своих пузырчатых участках некие загадочные письмена. Таковые есть, но это все досужие художества любителей граффити запечатлеть свое имя в вечности на реликтовых артефактах)
13.
Голосов овраг - 111.jpg

Вот здесь, например, в верхней строке явно с тщанием выбито, МГИ, т.е. Московский горный институт...)
14.
Голосов овраг - 112.jpg

Все старательно и чинно отсиживают нужное время на Девьем камне. Кроме всего прочего принято повязывать на окружающей эти камни растительности цветные ленточки как приношения потусторонним духам. Наглядный пример рожденной городской легенды и процветания неоязычества. Тут же сидя на Девьем камне ведутся эзотерические диспуты и поучения как правильно жить, быстро придти к здоровью и истине)
15.
Голосов овраг - 83.jpg

Иногда Девий камень даже толком не виден из-за большого количества желающих припасть нему третьей точкой.
16.
Голосов овраг - 116.jpg

Но нам все же идти дальше по течению Голосова ручья...
17.
Голосов овраг - 84.jpg

На открытых от растительности участках вдоль русла ручья и тропинок буйно расцветают полевые травы и яркие симпатичные цветы
18.
Голосов овраг - 86.jpg

19.
Голосов овраг - 89.jpg

Немного ниже по течению ручья есть некоторый перепад высот, тут же бьют заметные сильные ключи. Место проистекания ключей щедро отделано «булыжными камнями», здесь похоже постоянно принимают водные процедуры и пьют воду несмотря на предупреждающие таблички о том, что эта вода не предназначена для питья.
20.
Голосов овраг - 87.jpg

Однако, вернемся к легендам и тайнам Коломенского

Татарская конница - перемещение во времени

В Софийском временнике описано вот такое событие. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их тут же пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь от преследования, спустился в глубокий овраг, окутанный густым туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет!
21.
Голосов овраг - 88.jpg

Татары провели в тумане, как им показалось, несколько минут, однако когда они поднялись из оврага на поверхность, то оказались в будущем, а несколько минут обернулись полувеком! Один из пленных татар так и говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней за ними на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание с пристастием, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
22.
Голосов овраг - 90.jpg

Немного отвлечемся по ходу прогулки по Голосову оврагу. Здесь встречается в больших количествах чрезвычайно примечательное и красивое растение - Недотро́га железконо́сная, или желе́зистая (лат. Impátiens glandulífera), - однолетнее травянистое растение; вид рода Недотрога. Другие названия: бальзамин железистый, бальзамин железистоносный, бальзамин желёзконосный, недотрога Ройля. Предпочитает тенистые влажные места, растёт по сырым оврагам (всё так и есть), пустырям, лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, по берегам ручьев и рек.
23.
Голосов овраг - 99.jpg

Происходит Недотрога из Западных Гималаев, где растет вдоль берегов рек, в пойменных лесах и на рудеральных местах, на высотах 1600-4300 м над уровнем моря. Завезённое как декоративное растение, легко дичает и ныне распространено в умеренных широтах Северного Полушария и на некоторых островах Австралазии. Впервые было завезено в Европу (Великобритания) в 1838 г. как садовое декоративное растение, а в 1855 г. этот вид уже был зарегистрирован в Англии как сбежавший из культуры. В европейской части России один из широко распространенных адвентивных видов, от Мурманской области и Карелии на севере до Кавказа на юге. В Азии растение расселилось в азиатской части России, Казахстане и Японии.
24.
Голосов овраг - 92.jpg

В Московском регионе растение впервые было описано близ Сенежского озера (Солнечногорский р-н), где росло «в большом количестве особей…, захватывая всё больший район». К 1960-м гг. в Москве и Московской области вид являлся, по-видимому, ещё редким: «культивируется в садах, иногда дичает» (в те же годы описывается как недотрога Ройля (I. roylei) и в составе адвентивной флоры Приморья (о. Русский, Седанка).
25.
Голосов овраг - 94.jpg

Ситуация резко изменилась в 1970-х гг., когда недотрога желёзконосная стала встречаться по сорным местам в городах и посёлках, у заборов кладбищ, в канавах, на железнодорожных насыпях. В начале 1980-х гг. вид стал оккупировать ивняки по берегам р. Москвы на протяжении десятков километров в Можайском, Рузском и Одинцовском районах, а в последние годы отмечено активное расселение по сырым лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, у лесных болот, вдоль ручьев.
26.
Голосов овраг - 91.jpg

Исчезновения жителей соседних сел и появление через длительное время не постаревшими

Мистические истории с временными парадоксами продолжались и в более позднее время. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным зеленым светом».
27.
Голосов овраг - 89.jpg

Мужики вошли в этот туман и тут же встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили свой путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию дознавателей в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени прямо при свидетелях снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.
28.
Голосов овраг - 95.jpg

Снежный человек или Волохатый

Как мы помним, Голосов овраг называли еще и «Волосов», возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса (Влеса) - властителя подземного мира, покровителя домашних животных и достатка. Имя божества происходит от слова «волохатый», то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели неких «волосатых людей», принимая их за нечисть или призраков. Описание таких случаев есть в хрониках времен Ивана Грозного. Уже в советской России, в 1926 году один милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» в 2,5 метра ростом и, очевидно от страха, выпалил в него все, что было в обойме пистолета, но вреда мохнатому не причинил, а призрак просто растаял на глазах. К поиску необычного гостя подключились местные школьники, пионеры, и произвели собственное следственное дознание. Однако следов «дикаря» пребывания обнаружить им так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».
29.
Голосов овраг - 97.jpg

Вот кстати как оригинально и симпатично укреплен один из откосов Голосова оврага
30.
Голосов овраг - 100.jpg

По дороге вдоль ручья попадаются вот такие милые полянки с полевыми травами и цветами
31.
Голосов овраг - 102.jpg

32.
Голосов овраг - 80.jpg

Наше время

Но это все было тогда, а как обстоят дела на сегодня? Оказывается, до сих пор люди могут потеряться в загадочном тумане парка Коломенское, но об этом просто не говорят. Вот что произошло сравнительно недавно. Двое школьников умудрились исчезнуть в Голосовом тумане и вернуться обратно только через два дня. Как говорит один из юных пострадавших от петли времени, в овраге появился туман светло-зеленого цвета, который стал расползаться по округе. Мальчишкам показалось, что в тумане они пробыли совсем немного, всего около получаса. Поплутав по дорожкам оврага, они увидели церковь и только тогда смогли выйти из парка. Вернувшись домой, дети узнали, что родители их искали уже около двух суток. В их рассказ о таинственном тумане родители не поверили.
33.
Голосов овраг - 104.jpg

Призраки Стеллецкого

Еще одна легенда утверждает, что совсем рядом с оврагом, в тайниках под Церковью Усекновения Главы Иоанна Предтечи якобы хранится Библиотека Ивана Грозного. Именно в Коломенском искал эту таинственную библиотеку известный археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году, обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стеллецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда исследователь сделал вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
34.
Голосов овраг - 105.jpg

Исследователи альтернативного профиля утверждают, что в районе Храма Усекновения Иоанна Предтечи и старого погоста появляются привидения (в том числе и в наше время), особенно характерны «девы в белом и с распущенными волосами» (энтузиасты обозначили их «жертвами Ивана Грозного»), якобы они и оказали мистическое воздействие на Стеллецкого который неожиданно резко свернул свои изыскания около Иоанновского храма и прилегающего погоста.
35.
Голосов овраг - 108.jpg

Загадочная лестница Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В. Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над этими ступенями выявили свод из крупного кирпича. По мере выемки песка открывался нисходящий каменный ход  – и лестница не заканчивалась. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились установить в портале пола на эту таинственную галерею металлический люк и навесить на него замки. Пока согласовывали, что делать дальше с обнаруженным поземным сооружением, неизвестные сорвали ночью замки с люка и прокопали лаз вглубь еще на четыре метра. Не имея средств на продолжение работ и в связи с варварскими попытками вскрыть подземелье, Свешников с Поршневым решили все же обезопасить этот интересный объект - снова засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место пресловутую белокаменную плиту... - библиотека царя Иоанна так и не была найдена)
36.
Голосов овраг - 106.jpg

О поисках Стеллецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В. Суздалев говорил, что археолог искал Либерию поначалу в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П. Барановского, который неоднократно обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что же касается подземных пустот в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
37.
Голосов овраг - 110.jpg

Мы выходим из тени густых зарослей Голосова оврага на солнечный свет. Эта большая поляна предположительно и является тем местом откуда появился татарский конный отряд Девлет-Гирея плененный впоследствии царскими стрельцами.
38.
Голосов овраг - 109.jpg

Исчезновение племени меря

Добавим еще одну загадку Коломенского. Археологи установили: именно на холме близ Голосового оврага поселились первые жители столицы - угро-финское племя меря. По одной из версий «меря» всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и часто находимые кости в овраге - следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии первые древние «коренные москвичи» и сами исчезли бесследно всем племенем - в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях история этих трех веков тоже никак не отображена.
39.
Голосов овраг - 114.jpg

Теперь мы идем вдоль Голосова ручья которому скоро впадать в Москва-реку. Крутые склоны оврага уже не довлеют, он стал просторным, не таким загадочным и всё еще нахождение в его объеме уже почти не замечается. Начиная с этого места Голосов овраг превращается в обычную и привычную парковую зону.
40.
Голосов овраг - 113.jpg

Еще фото этого же места но из времен Золотой Осени 2018
41.
Голосов овраг - 9.jpg

Проходя вдоль ручья нам встречается Верхний Коломенский пруд - это один из двух прудов по левому берегу ручья в низовьях Голосова оврага, на территории музея-заповедника Коломенское. Пруд прямоугольной формы. Его длина 50, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га. Это декоративная копань с забетонированным берегом.
42.
Голосов овраг - 117.jpg
Голосов ручей здесь как бы за прудом

Пруд окружен стриженым газоном с отдельными деревьями, в том числе шаровидными ивами. Населен рыбой и прудовыми лягушками) Вероятно, пруд создан недавно (1980 гг.), т.е к Олимпиаде - 80.
43.
Голосов овраг - 118.jpg

Голосов ручей незаметно течет к Москве-реке, теперь он уже не привлекает особого внимание гуляющих, их внимание скорее приковано к этим двум Коломенским прудам...
44.
Голосов овраг - 119.jpg

Нижний Коломенский пруд - один из двух прудов по левому берегу Коломенского ручья в низовьях Голосова оврага. Пруд овальной формы. Его длина 45, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га.
45.
Голосов овраг - 120.jpg

Почти у самого устья Голосова ручья (официально Коломенского) его акваторию облюбовали дети, но в данный момент как ни станно больше китайские)
46.
Голосов овраг - 121.jpg

Под занавес, один крупный план Голосова ручья у его устья
47.
Голосов овраг - 123.jpg

Вот и место впадения Голосова ручья в Москву-реку, а наша прогулка по Голосову оврагу почти закончена
48.
Голосов овраг - 122.jpg

Москва-река, набережная, вид на восток
49.
Голосов овраг - 124.jpg

Наверное следует что-то сказать в итоге. Возможно добавить многое, но мысль все же одна. Всех нас привлекают тайны и загадки, всё будоражещее сознание и удивительное (те кто говорят, что не привлекает, в этом просто не сознаются). А все от того, что хочется раскрасить унылую безцветную жизнь в этом теле, чтобы в ней появился высокий смысл, чувства удивления, обретения чего-то большого, значимого и теплого, радостного и светлого. Это все признаки того, что именно наша душа побуждает вспомнить о ней, понять, принять саму мысль, что вечно она живая в нас существует, что именно душа является смыслом нахождения в этом теле, в этом воплощении, на этой планете. Каждый сам может набраться воодушевления и смелости услышать этот зов, понять, принять, что именно навязываемый извне и неосознаваемый страх смерти заставляет нас верить в чудеса и тайны, попытаться отвлечься от нестерпимой мысли конечности этого земного существования и привязанности к материальному миру в наше время переполненного искушениями... И вообще, наверное каждый может дополнить сказанное именно своим смыслом и своим пониманием...)

Источники:

Голосов овраг // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р.А. Агеева, Г.П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007.
Грива М. Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006.
Чигрин А.С. Камни рождающие, камни плодоносящие // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4.


© Vladimir d’Ar, 2019

Голосов овраг, или Светлая поэзия заповедной природы Коломенского. Часть 1.

Tags: голосов овраг, гусь-камень, девий камень, коломенское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →