?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Куракинская богадельня на Новой Басманной, или Как реставрируются исторические здания в Москве
vladimirdar
Куракинская богадельня 2
Всего 8 фото

Этот пост будет скорее не о Куракинской богадельне, хотя о ней и расскажу подробно. Дело больше о практике существующей современной реставрации и восстановления памятников архитектуры в Москве. По моему скромному разумению, раз уж проводится такой масштабный реставрационный процесс памятников архитектуры в столице, то уж будьте добры, отцы города, восстановить его не руководствуясь выходом площадей, практичностью, экономией и прочими не волнующих горожан соображениями, но верните городу исторический памятник в том виде в каком он и был до революции согласно его истории и предназначению. И уже на фоне аутентичных исторических фасадов размещайте за ними, что вздумается и воображается инвестору. Взглянем на заглавное фото - вроде ведь всё прилично, дорогим евроремонтом тянет издали, но что-то все равно не то, несообразно, это интуитивно и явно чувствуется. Что это за нелепый «сарайчик с унылым античным фронтоном» в центре архитектурной композиции этого комплекса зданий на открытой площадке за колоннадой!? Тут даже неискушенному в истории архитектуры зрителю станет ясно, что в этом месте находилось нечто другое, более значимое и примечательное. Что же так позволило реставраторам исказить первоначальный дореволюционный образ комплекса? Именно этот вопрос и скорое соображение инициировали появление этого поста о Куракинской богадельне. Мы узнаем ответ, а заодно и историю этого примечательного землевладения в Москве на Новой Басманной улице, 4.

Построил это богоугодное заведение Александр Борисович Куракин, который здравствовал еще в первой половине восемнадцатого столетия. Таким образом он исполнил волю своего отца - Бориса Ивановича Куракина, являвшегося сподвижником Петра I. Из завещания старого князя следует, что еще в давние годы он дал обет пред иконой святителя Николая, находившейся у Ильинских ворот в часовне богадельни, построить храм Никольского посвящения и при нем «покои, принадлежащие к содержанию шпиталя (госпиталя)». Борис Иванович указал приобрести для госпитального храма именно эту икону, а в случае невозможности, взять образ из его дома. Стоит отметить, что Куракинская богадельня была первым благотворительным заведением в России, построенным и содержащимся на частные деньги.

Князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), занимавший с 1724 года пост русского посла в Париже, был настолько впечатлён Домом инвалидов, что задумал создать аналогичное богоугодное заведение в Москве. Воплотить свою задумку при жизни ему не удалось. Построить «шпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию» и церковь в честь иконы Николая Угодника, он завещал своему сыну Александру. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна своим указом безвозмездно выделила князю Александру Куракину землевладение в Басманной слободе длиной в 50, шириной в 40 саженей для строительства шпиталя (госпиталя). Щедрый подарок императрицы был обусловлен не только уважением к заслугам Бориса Ивановича Куракина и его благим намерениям, но и заинтересованностью в развитии территории Басманной слободы. Строительство длилось более 10 лет. В 1742 году состоялось торжественное открытие храма и шпиталя, на котором присутствовала уже новая императрица Елизавета Петровна. Шпиталь стал первым частным благотворительным учреждением в России.
02.
Новая Басманная улица
Новая Басманная улица (вид от Садового кольца)

Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б.И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Первоначально здание госпиталя было одноэтажным и имело П-образную форму. Данный архитектурный памятник относят к стилю «аннинского барокко». В духовной книге Б.А. Куракина содержался подробный регламент шпиталя, которому следовали его потомки. Госпиталь вмещал всего лишь двенадцать пациентов и предназначался для бывших офицеров, получивших увечья. Каждому из них была выделена меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни и рыбу в постные. Бывшим воинам полагалось вино каждый день и мёд по праздникам. За домом был разбит сад для прогулок. Проживающие должны были придерживаться всего двух основных правил - ночевать в госпитале и посещать службы в храме.

В центре ансамбля находилась церковь Николая Угодника, соединяющаяся с помещениями госпиталя (снесена в советское время). По мнению одного из исследователей, храм имел общие архитектурные черты со знаменитой церковью Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане в Риме - творением знаменитого итальянского архитектора Франческо Борромини.
03.
Kurakin_Almshouse.jpg

Главный фасад храма своим изгибом напоминал алтарную апсиду, но был обращен на север и служил притвором. Фасад был украшен портиком, обращенным к воротам. Сохранилась «упрощенная версия» храма Николая Угодника - церковь в подмосковной усадьбе Куракиных Ельдигино.
04.
Куракинская богадельня
Фото Никольской церкви - 1930-1931 гг. ГНИМА и Москва Православная.

В 1790-х ансамбль пополнился двухэтажной усадьбой, построенной для своей семьи правнуком Бориса Ивановича Куракина - Степаном Борисовичем. В 1802 году были достроены два служебных корпуса. В 1820 году «шпиталь» переименовали в Странноприимный дом. В дни праздников в честь Николая Угодника здесь бесплатно кормили до пятисот нищих. Позднее кормление при храме стали заменять выдачей бесплатных билетов в народные столовые.
05.
Куракинская богадельня 1

Во время Отечественной войны 1812 г. в Странноприимном доме Наполеон устроил лазарет для французских раненых, а в церкви Николая Угодника обосновал конюшню. После изгнания противника из Москвы Алексей Борисович Куракин (младший брат Степана Борисовича) отреставрировал церковь.
06.
Куракинская богадельня

Последним попечителем храма и Странноприимного дома был правнук Алексея Борисовича - Федор Алексеевич Куракин. В 1902 году он реконструировал основное здание - укрепил фундамент, надстроил второй этаж, расширил оконные проёмы для того, чтобы комнаты стали более светлыми и уютными. При этом здание утратило барочные черты и было оформлено в духе неоклассицизма. Тогда же М.С. Шуцман спроектировал новую уличную ограду.
07.
Куракинская богадельня 4

После революции 1917 г. богадельня была закрыта. В 1935 году была снесена церковь Николая Угодника (по некоторым сведениям, в 1938 г.), прочие помещения Странноприимного дома вплоть до 1980-х годов использовались под жильё. После расселения коммунальных квартир здание почти 20 лет простояло заброшенным.

В 1998 г. по указу Ю.М. Лужкова в здании бывшего Странноприимного дома было создано госучреждение - Московский дом национальностей. В 1999-2003 г. была проведена реконструкция бывшего Странноприимного дома, благодаря которой «удалось воссоздать» облик здания, который оно имело в XVIII веке (вот и обоснование, не воссоздавать впечатляющий Никольский храм). В ходе работ была обновлена стенная кладка, укреплены сводчатые потолки, восстановлены разрушенные колонны из белого камня, переложены оконные проемы, восстановлены лестницы. Былую парадность обрела ограда с ажурными воротами. Внутреннее убранство и инженерные системы были приведены в соответствие с требованиями времени и новыми задачами здания. Сегодня здесь проводятся концерты, музыкальные и художественные фестивали, конференции и форумы, отмечаются национальные праздники.
08.
Куракинская богадельня 3

В этих дежурных строках выше (из официальных источников) совершено не выражается хоть какое-то сожаление о том, что вся поздняя архитектурная композиция здания по прежнему осталась нарушенной - Церковь Николая Угодника очевидно не угодила московским архитекторам (и конечно-же инвесторам в первую голову) - они решили-таки не закрывать уродливое здание поликлиники РЖД (руководствуясь понятными мотивами и такой же гнилой градостроительной логикой) нежели воссоздать этот удивительно цельный образ "Московского дома инвалидов" в своей первоначальной как красе так и соответствующий исторической социальной идее. Может когда-то и наступит светлое время новой более гуманной человечной и справедливой реставрации подобных памятников в Москве, но будет это скорее всего не так скоро)

Бывшая Куракинская богадельня по улице Новая Басманная, 4 охраняется государством и числится в реестре, как «объект культурного наследия федерального значения».

Источники:

Белозёрова Т.А., Лазарев А. В., Соловьёва Ю. Н. Уголки старой Москвы. - М 2001.
Домашнева Н.А. Белый город. В садах. Путеводитель по Басманному району. - М. 2007.
Романюк С.К. Из истории московских переулков. Путеводитель. - М., 1988.
Логашова Б.Р. Князья Куракины в истории и культуре России XVIII-XX вв. - М.: ГУ МДН, 2008.

© Vladimir d’Ar, 2019


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура, История, Россия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(Deleted comment)
Эх, меня туда звали на пресс-конференцию, надо было пойти

Да, интересно, что там внутри!?)

Жалко церковь, без нее ансамбль смотрится как-то незавершенно.

Да, жаль, что не восстановили её!)

Так Дом национальностей - бывшая богадельня!

В каком же году был построен храм?
Из рассказа не ясно: если Наполеон устроил конюшню, то она должна была быть уже в XVIII веке!) Храм такого уровня( копия S.Carlo alle Quatro Fontane) - это очень сложный проект: он имеет в основании овал , отсюда изогнутые стены, богато украшенные скульптурой, купол так же овальный.
Сомневаюсь, что это было под силу русским в то время)).
Заново построить церковь во дворе, где нет уже необходимости в ней, кажется претенциозным!

Согласен! Явно помощь в реализации проекта была извне)

РПЦ считает, что лучше новую церковь построить, чем восстановить старую

Речь не об РПЦ, а восстановлении прежнего облика исторического памятника архитектуры, конечно эта церковь инвесторам ни к чему (значительно удорожает объект инвестиций), вот и подогнали проект реставрации под их требования)

Интересный репортаж.

По-моему, комплекс выглядит очень странно - явно в центре должно быть что-то более внушительное...

Вот-вот, явно диссонанс)

  • 1