?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Jon Anderson - Olias of Sunhillow
vladimirdar
Olias of Sunhillow - 1.jpg
Всего 12 фото и два ролика

Почему мне вдруг пришло в голову написать именно об этом альбоме и выложить его фотографии изданного на оригинальном японском виниле? Тут несколько причин. Во-первых, музыка - Джон Андерсон один из моих любимых исполнителей прогрессивного рока или арт-рока, он одна из самых примечательных удивительных личностей этого направления музыки 70-х - 90-х как и позже. Olias of Sunhillow - первый сольный альбом Джона Андерсона середины 70-х. Великолепная завораживающая музыка, действительно уносящая тебя в далекие миры и другие измерения. Во-вторых, это именно виниловая пластинка, и именно оригинального 1976 года издания; более того, издание исключительное даже внешне, буквально, настоящее произведение искусства. Кроме того еще, мне достался промо-экземпляр (видите на обложке наклейку "sample"), т.е. из самой первой партии винила которая приходила на радиостанции для раскрутки релиза в Японии еще собственно до появления пластинки в музыкальных магазинах. Даже держать ее в руках удивительное и почти забытое сейчас ощущение. В общем, давайте, рассмотрим пластинку, подержим в руках, узнаем её историю, и естественно, послушаем. Конечно, это будет лишь ролики с YouTube, но тем ни менее, стоит лишь поверить, как по определению великолепно звучит настоящий оригинальный винил)

Olias of Sunhillow - дебютный сольный студийный альбом британского музыканта Джона Андерсона, вокалиста группы Yes, выпущенный в 1976 году лейблом Atlantic Records. Olias of Sunhillow - концептуальный альбом, рассказывает историю инопланетной расы и её путешествия в новый мир из-за катастрофы на родной планете. Основой и истоком сюжета альбома стала обложка альбома Yes 1971 года Fragile, выполненная художником Роджером Дином. На ней изображена крошечная планета, разламывающаяся пополам, и причудливый космический корабль-планер, улетающий в космос. Также, по словам Андерсона, источником вдохновения послужила книга Веры Стейнли Олдер «Зарождение Мира». Конверт альбома разрабатывал художник Дэвид Роу. Olias of Sunhillow занял 47-е место в американском чарте Billboard 200.

Первые попытки Джона Андерсона сочинять музыку самостоятельно вылились в создание оригинальное либретто для его первого сольного альбома Olias Of Sunhillow. С тех пор Андерсон, не покладая рук, воплощает в замысловатых возвышенных шедеврах свое видение мира, оттененное эзотеризмом и дзен-буддистской философией YES. Внутренний космос человека посттехнократического общества, гражданина Галактики, представителя эпохи нового Возрождения - вот дух его работ, помноженный на аккорды парящих в высотах клубков синтезаторных туманностей и хитросплетений вокальных партий его по-детски чистого и ангельского голоса.

К середине 1975 года Андерсон являлся ведущим вокалистом в прогрессивной рок-группе Yes уже в течение семи лет. В августе того же года группа, в составе Андерсона, басиста Крис Сквайр , виртуозного гитариста Стив Хау, барабанщика Алана Уайта и клавишника Патрика Мораз, завершила тур 1974-1975 годов в поддержку своего седьмого альбома Relayer. Группа, интенсивно записывалась и гастролировала в течение последних пяти лет, её участники ощущали, что им как воздух необходим перерыв в этой сумасшедшей гонке, - всем нужно было не только отдохнуть но и выпустить задуманные собственные сольные альбомы.
02.
Olias of Sunhillow - 1.jpg
Jon Anderson - Olias of Sunhillow (1976)

Концепция этой пластинки начала зарождаться еще в период работы над альбомом Fragile (1971), когда у Андерсона появились уже кое-какие полуфантастические возвышенные музыкальные идеи. Джон прочитал много тематической литературы, и в результате сложилось нечто своё оригинальное и неповторимое. Ко времени начала работы над альбомом Андерсон уже воплотил всё на бумаге. За день до записи он очень рано проснулся, до рассвета; наблюдая из окон своего дома, как из-за горизонта торжественно поднимается утреннее солнце и наступает новый светлый день. До этого, медитируя, он долго размышлял, обдумывал, а затем уже стал набрасывать контуры этой эпохальной фантастической истории, И вот настал момент когда всё наконец сложилось, Джон отправился в студию, уже зная, что и как он будет записывать. Воплощение пришедших зыбких сказочно-фантастических образов (уже в конкретный музыкальный материал на магнитной ленте восьмидорожечного студийного магнитофона в черновой записи) заняло тем ни менее около трех-четырех месяцев.

Звучание альбома с первых нот поражает инструментальной насыщенностью и тембровой гармонией, выверенностью баланса звука и одновременно почти концертной раскованностью музыкального изложения истории. Трудно поверить, что это сыграл и спел один человек; тем более, что в 1976 году не было сегодняшних изощренных цифровых технологий звукового синтеза и наложения дорожек. Пьесы легко нанизаны на сюжетную нить и объединены редкой, всепроникающей грацией звучания. И все же каждая пьеса вполне самодостаточна, индивидуальна, динамика и развитие тем практически отсутствуют. Восемь частей альбома - восемь самостоятельных картин (исключая, возможно, только Moon Ra, где в одну пьесу объединено несколько эпизодов, впрочем, тоже музыкально статических. Каждая картина создает свое небольшое медитативное пространство со своим уникальным настроением.
03.
Olias of Sunhillow - 5.jpg
Отдельно акцентирую внимание на тактильных ощущениях, когда альбом находится в у тебя руках. Он изготовлен на высочайшему уровне полиграфии. Поверхность обложки альбома слегка "пупырчатая", рельефная, как выделанная натуральная кожа неведомого инопланетного существа. Это уже совершено забытая сегодня форма общения с аудио-источником, когда слушая фонограмму ты держишь в руках вещественное её продолжение - супер-обложку, тем более, альбом рассказывающий историю в картинах и фантазиях, которые являются как бы осязательным дополнением к той истории которая разворачивается перед тобой в объемной звуковой картине которую дает именно винил. Супер-обложка, таким образом как бы дополняет и обогащает аналоговое звучание, придает всему этому событию цельное ощущение присутствия в визуально совершающемся чу́дного действа.

Вдохновленный произведениями Роджера Дина и работами Стэнли Олдера, Джон Андерсон создал целую историю межзвездного исхода с планеты Sunhillow, посвятив этот альбом повествованию (названный в честь архитектора космического корабля, Олеаса). Идея может показаться читателю (слушателю) амбициозной, но Андерсон наполнил альбом таким количеством волшебных событий, чем чрезвычайно порадовал поклонников мистической стороны творчества группы Yes.

Знак Олиаса (на фото ниже, на тыльной стороне обложки) - знак Солнца. Это предположение подкреплялось тем, что Андерсон-таки косвенно признавался в чтении Толкиена, всегда правдиво рассказывая об источниках своего вдохновения, однако нигде не упоминал о роли этого книжного источника в создании альбома.
04.
Olias of Sunhillow - 2.jpg

Тем ни менее, наиболее популярной версией истока основной идеи альбома у его почитателей стало и по сей день остается толкиеновское происхождение андерсоновских творческих идей, напрашивающаяся сама собой. Описание у Толкиена эльфийского пения, его прозрачности, легкости, простоты и совершенства плюс любовь эльфов к колокольчикам моментально наводит на стиль Андерсона в "Олиасе". Вспомним, что у Толкиена валары творили пением и пляской, сам мир был сотворен музыкой Айнур. Также действуют и персонажи Андерсона. По Толкиену люди появились сразу вслед за Солнцем, люди - дети Солнца. Как раз эта мысль и пронизывает все творчество Андерсона и повесть об Олиасе в частности.
05.
Olias of Sunhillow - 3.jpg
Сам альбом этой пластинки чрезвычайно затейлив, это не просто gatefold (конверт разворачивающийся как двойной альбом), в него вклеен еще и дополнительный красочный альбомный лист, чтобы еще больше создать у слушателя ощущения присутствия; ты как будто держишь в руках древний альбом об истории этой планеты, её народе, перелистываешь это сказание в чу́дных картинках, ощущаешь историю спасения в сказочном ковчеге и поисках людьми своего нового космического дома.

Еще раз вспомним, как в альбоме Yes - Fragile изображена эта цветущая планета...,
06.
Fragile - 01
Альбом Yes - Fragile (1971) - фронт-обложка. Художник Роджер Дин.

...а на тыльной стороне конверта - та же планета, распадающаяся на куски, причем от нее улетает некий летательный объект в форме как бы удивительной крылатой рыбы - явная канва сюжета повести об Олиасе.
07.
Fragile - 02
Альбом Yes - Fragile (1971) - тыл обложки. Художник Роджер Дин.


Однако, эти картинки годятся лишь для прояснения общего замысла Андерсона, но их недостаточно для предположений об истоках стиля и гармонии музыки. Чтобы расслышать андерсоновскую работу и восхититься тонким подбором тембров, достаточно вслушаться практически в любой крошечный отрывок альбома Olias of Sunhillow. Даже вступительный удар гонга к первой пьесе при внимательном прослушивании раскладывается на несколько составляющих, звучащих еле заметным форшлагом (мелодическое украшение звука) и придающих явно продуманный тон вне тональному ударному инструменту.
08.
Olias of Sunhillow - 4.jpg

Предпочтение отдается тембрам с высоким, прозрачным тоном, здесь очень много звенящих перкуссий. Нет и в помине мощной "стены звука", которую обычно создает звучание Yes. И, однако, все это вкупе с высоким голосом небожителей Андерсона не производит резкого впечатление, скорее это слегка напоминает звучание далекого праздничного пения, так что хочется подойти и расслушать его получше; это акцентируется отсутствием привычной ритм-секции. Несмотря на обилие инструментов и многих вокальных партий здесь нет ни одного лишнего звука, никакой "мясистости", лишь гармония и грация танца, которых, впрочем, хватает в сюжете. Отдаленность и неброскость звучания, как и "нерасшифрованность" сюжета, заставляют вслушиваться, фантазировать, додумывать - делать то, для чего по большому счету и предназначена Музыка как таковая.
09.
Olias of Sunhillow - 8.jpg
Особо отмечу звучание именно аналогового источника - виниловой пластинки. В наше тотально-цифровое время такое звучание сразу же обращает на себя внимание своей естественностью, натуральностью и наполненным таким особым приятием своих органов чувств, что это не передается словами. Если цифровая фонограмма звучит на приличной аппаратуре масштабно, впечатляюще, то аналоговая на контрасте - очень комфортно сдержанно, всецело принимается слухом подсознательно, нет интуитивного отторжения и напряжения как это происходит "с цифрой", которая воспринимается "мертвой" несмотря на исходно качественное и глубокое звучание. В общем, все познается только в сравнении.

Отдельного упоминания заслуживает оформление альбома. Автор - ливерпульский художник-иллюстратор Дэвид Роу (David Roe) - блестяще дополнил музыку Андерсона. По замыслу, стильности и созвучию с содержимым альбома работа Роу не уступает, а возможно и превосходит знаменитые обложки Роджера Дина для альбомов Yes. Тщательность проработки дизайна, под стать тщательности андерсоновских аранжировок, а золотисто-морская гамма, затейливые, но чрезвычайно стильные элементы оформления, мастерски воссоздающие переплет древней книги-альбома сказаний, превосходно созвучны с музыкальным эпосом альбома Джона.
10.
Olias of Sunhillow - 6
Здесь мы видим уже цветную вкладку альбома оформленную так же как и основная супер-обложка - gatefold. На ней отпечатаны тексты всех песен альбома .

Легенда об Олиасе с планеты Санхиллоу - метафора, речь в которой идет о раздираемых противоречиями народах Земли: им необходимо объединиться, чтобы выжить. Полное внутренней убежденности и пронизанное подлинным романтизмом, это произведение сочетает в себе тонкий вкус, изящество и редкую выразительность, а умение автора работать со звуком привнесло так много исходящих от него тепла и обаяния, пусть даже в противовес рождающемуся на улицах лицемерию и цинизму года грядущего.
11.
Olias of Sunhillow - 7.jpg
Тыльная сторона цветной вкладки альбома

На своем первом альбоме Джон, очевидно, всеми силами стремился избежать потакания вкусам публики в вопросах компоновки. Подчиняясь логике автора, каждая из музыкальных пьес пластинки находится на своем, строго определенном месте, что понятно без повторного прослушивания." В Olias Of Sunhillow много привлекательных мелодий, а на "The Flight Of The Moorglade" можно услышать вокальные гармонии с идущими фоном неожиданными звуками различных электронных и ударных инструментов. В августе 1976 года фирма Atlantic выпустила в США сингл с двумя ключевыми песнями: "Flight Of The Moorglade"/"To The Runner".
12.
Olias of Sunhillow - 9.jpg
Есть еще и вкладка на японском языке для более полного и принятого в Японии комплекта)

Как отмечала пресса, "потенциал многоканальной записи в руках ищущего самовыражения искреннего артиста, безграничен, что может явиться новым направлением для музыки, в которой смешаны классические традиции прошлого и новые горизонты. Кое-какие эмоциональные оттенки и звуки "Chords", к примеру, выходят за границы присутствия прародителя и многоканальность получает в некотором роде собственную личность, когда объединяются человек и машина".

Дебютная работа бывшего вокалиста YES была очень хорошо принята. 24 июля 1976 года она на десять недель попала на восьмое место английского хит-парада (#47 в США) и получила самые благожелательные отзывы прессы, а главное - позволила Андерсону зарекомендовать себя как соло-исполнителя, которому есть что предложить публике.

В заключение - пара роликов из этого альбома:


Olias of Sunhillow by Jon Anderson 08 (Flight of the Moorglade)



Olias of Sunhillow by Jon Anderson 13 (To the Runner)

Источники:

Jon Anderson - Статья Данилы Гливенко на портале yesband.ru
Портал yesband.ru - Статья Знак Олиаса. Автор Аркадий Нозик.

© Vladimir d’Ar, 2019


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Точно, молодец, Фрэнк!)

Очень приятно

ты так "вкусно" все написал,что я как эмпат прочувствовала) как я понимаю тебя, сама бы в руках подержала обложку и почувствовала бы все о чем ты написал)раньше я не задумывалась над всем этим0 но теперь,как начинающий коллекционер ( но книг0 понимаю весь этот трепет и эти мурашки) сегодня с утра нахожусь под впечатлением от своих приобретений)
у тебя немного другое и все же...это не все поймут)
музыка интересная) новая для меня)

Я это выложил не для того, чтобы кого-то впечатлить и побудить слушать, вовсе нет, это просто порыв, не более того, но захотелось облечь это в удобную форму как визуально, так и "текстово") Приятно, что ты оценила посыл!

Душевный ролик, а альбом какой классный, я даже подумал, это книга в жанре фэнтези)

Под книгу-альбом и был закос при дизайне обложки!)

Ну да, хоть и не книга, но мне понравилось. И идея, и само оформление.

В натуре был бы вообще восторг от тактильных ощущений и качественной полиграфии!)

Жаль, что в своё время это всё прошло мимо меня.

А я был более или менее в гуще событий)

интересно!
необычное, красивое оформление альбома... и ролики какие чудные... и правда что-то эльфийское навеяло))

В то время практически не было фильмов об эльфах и драконах. Тем более интересно, да)

Вот и правда про книгу фантастическую думается))

Да, в общем, так всё и есть)

  • 1