Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Памятник Михаилу Булгакову в Москве

Памятник Булгакову 17.jpg
Всего 51 фото

Уж сколько в Москве установлено памятников, не счесть, причем некоторые из них вообще неоднозначные, но памятник Михаилу Булгакову (воспевшему известные мистические события довоенной Москвы, да и не только) столица-таки дождалась, лишь к 2018 году. Памятник установлен на Большой Пироговской улице в сквере аллеи архитектора Клейна, рядом с домом под номером 35А, где Булгаков проживал с 1927 по 1934 годы на первом (цокольном) этаже; здесь он работал над первыми редакциями романа «Мастер и Маргарита», писал «Театральный роман». Именно в этой квартире состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным и именно здесь будет открыт в 2019 году филиал музея Булгакова в Москве - «Музей-квартира Михаила Булгакова».

Персонажи «Мастера и Маргариты» перекочевали в народное творчество, фольклор и быстро стали формировать городские легенды. А где легенды, там появляется много чего такого, что не поддается ни человеческой логике, ни простому земному пониманию. Все это начало происходить сразу же после первой публикации романа в 1966 году в журнале «Москва» - захватывающая воображениее история Мастера и Маргариты завоевывала своего читателя завораживая сюжетом, мистикой, тайнами и многими будоражащими сознание откровениями. Помню, что даже еще в начале 80-х я первый раз прочитал роман в плохо откопированном бумажном варианте в виде растрепанной стопки листов формата А4 - дали мне тогда «Мастера и Маргариту» для чтения только лишь «на одну ночь») В общем уже в то время роман становился культовым, ну, а уже после перестройки идея поставить памятник Булгакову в Москве стала что называется, навязчиво носиться в воздухе.

Как и в романе, так и в настоящей жизни со всем тем, что имеет отношение к имени Булгакова генерирует странные загадочные мистические события. Тоже было и с появлением нового памятника писателю в Москве. Эта история была затяжной, странной, богатой на таинственные необъяснимые и обескураживающие происшествия... Даже новый памятник Булгакову что я фотографировал до этого уже пару раз - каким-то «таинственным образом» именно когда дело доходило до его съемки, аккумуляторы почему-то разряжались и обыкновенно (а скорее системно) удавалось сделать лишь несколько его кадров, да и то не очень удачных. Однако, на днях, дождавшись, когда осенняя листва все же спадет, а свет в месте нахождения памятника перестанет быть слишком жестким (и не будет проявлено глубоких теней на контрасте как это обычно бывало здесь летом), я отправился в это интересное и уже хорошо знакомое место... В общем, мы подробно осмотрим памятник Михаилу Булгакову, узнаем его историю, совершим безнадежную попытку разобраться в его достоинствах и недостатках. Для более полного представления о памятнике будет много фотографий с разных ракурсов и в приближении. Исходя из специфики самого памятника использовано достаточное количество вертикальных кадров. Ну, в общем, приступим. «»

«Нехорошая квартира» Михаила Булгакова на Большой Садовой воспетая в романе - место культовое, там сейчас работает «Музей М.А. Булгакова», а вот про квартиру в доме 35А по Большой Пироговской улице, где Мастер прожил с 1927 по 1934 годы и работал над первыми редакциями «Мастера и Маргариты», «Театральным романом», где состоялся его разговор со Сталиным известно не много. О квартире Булгакова и этих любопытных событиях можно прочитать у меня в журнале вот здесь.
02.
Памятник Булгакову 14.jpg
Дом по адресу Большая Пироговская, 35А, где проживал Булгаков с 1927 по 1936 годы.
Памятник Михаилу Булгакову можно заметить в правой части кадра на фото выше.


Идея установить памятник Михаилу Булгакову в Москве сформировалась в конце «девяностых» на государственном уровне. Тогда конкурс на памятник Булгакову выиграл скульптор Александр Рукавишников. Он предложил реализовать масштабный комплексный архитектурно- скульптурный проект на Патриарших прудах, неподалеку от булгаковской «нехорошей» квартиры-музея №50 (ул. Большая Садовая, 10 («302-бис»)) и где как раз разворачивается сюжет романа «Мастер и Маргарита».

По идее Рукавишникова значительная часть Патриарших прудов должна была быть занята этим скульптурным комплексом со множеством персонажей. Над архитектурной его частью «колдовали» Андрей Шаров и Александр Кузьмин, над скульптурной - команда Рукавишникова. В булгаковской скульптурной композиции были представлены герои «Мастера и Маргариты» и, конечно же, сам писатель. В юго-восточной части Патриарших прудов на сломанной скамейке сидит Булгаков. Недалеко от него Иешуа - он удаляется от писателя, словно парит над водой. Мастер и Маргарита также парят, но над машиной, которую ведет грач-водитель. Центральный скульптурный фрагмент - фонтан в виде примуса, из которого высовываются веселые Коровьев с Бегемотом; символизирует нечистую силу.
03.
Памятник Булгакову на Патриарших - макет Рукавишникова

«Не могу, как автор, говорить о скульптуре, но архитектурный проект был шедевром, - вздыхает Рукавишников. - Например, пандус, по которому должны были съезжать инвалиды к нижнему уровню, представлял собой кухонный шкаф. Ограждение пруда разрывалось на месте, где по роману погиб Берлиоз, - кусок трамвайных рельсов и его голова...». Фантазия у него разгулялась, надо сказать)

Но именно «Примус» и стал камнем преткновения в деле установки памятника. Изначально он должен был возвышаться над прудами аж на 12 метров, что не на шутку возбудило местных жителей. Реагируя на протесты общественности скульптор уменьшил-таки примус до 3–4 метров, но даже такой вариант вызывал вновь социальный протест.
04.
Схема скульптурного комплекса на Патриарших
Фрагмент юго-восточной части Патриарших прудов

«Этот «примус» как символ эпохи был придуман, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию«, - говорит Рукавишников. «Вечером примус подсвечивался бы оранжевым светом изнутри… Но примус «ушел», его нет и не будет. Вместо него попросили сделать «машину с грачом». Потом отказались и от нее…». В итоге Рукавишников свернул идею «с примусом», хотя и отлил мини-версии этого самого «примуса» для частных (в основном азиатских) заказчиков. А вскоре загнулся и весь проект - его вконец отложили, как это говорится, в долгий ящик.

А еще был вариант к маю 2004 года поставить памятник на Воробьевых горах в урезанном варианте - бронзовое изваяние Булгакова в сопровождении Мастера со своей спутницей, Коровьева и Бегемота. Тут запротестовала уже православная общественность - памятник мог оказаться на месте средневекового кладбища, где захоронены умершие от моровой язвы москвичи (вероятно это там, где находится смотровая площадка у Андреевского монастыря. Между прочим, Иешуа «вновь собирался ходить по воде», но уже Москвы-реки. Но тем не менее город успел выделить деньги, и Рукавишников отлил почти все скульптуры этих булгаковских персонажей («машина с грачем» туда же). Кроме того и сам скульптор финансово вложился в дело. Так что готовые фрагменты на две трети принадлежат городу, на одну - Рукавишникову. Они были разбросаны по Москве и за её пределами: часть - в мастерской на Молчановке, часть - в литейной, остальное - на даче скульптора в Подмосковье. «Коровьева и Бегемота» и сегодня можно увидеть во дворе дома по Садовой, где расположена «нехорошая квартира» и Музей-театр «Булгаковский дом».
05.
Коровьев и Бегемот
Скульптура Рукавишникова «Коровьев и Бегемот» во внутреннем дворе «Булгаковского дома» на Садовой

Для полноты картины рассмотрим «Памятник Мастеру и Маргарите», а заодно и уже легендарному «автомобилю с грачем».

В 2015 году на углу Сивякова переулка и Земляного вала, рядом с вновь построенным для Рукавишникова зданием, в котором расположились его личная мастерская, мастерские, учебные классы для студентов, арт-кафе «Рукав» - все это называется, «Арт пространство скульптора А.И. Рукавишникова», и наконец установили эту неоднозначную скульптурную группу. В принципе понятно, что автор хотел пристроить свои бесхозные как уже не нужные городу скульптуры, тем более, на две трети в них уже вложились власти. Место это к Булгакову никакого отношения не имеет, «автомобиль с грачем» выглядит здесь в лучшем случае неуместно.
06.
Автомобиль с грачом 1

Кроме того, когда-то существовавшая по задумке авторов отдельно скульптура «Мастера и Маргариты в объятиях» взгроможденная на этот автомобиль не вызывает никаких соответствующих чувств, а скорее досадную обескураженность. Более того, это совсем из разных сюжетных фрагментов романа. Сюда же добавлю как деталь, неуклюже прилепленные под крылья автомобиля натуральные резиновые покрышки без дисков (вот интересно, уточнить производителя) создают ощущение неоконченности, заброшенности и ненужности, что в общем-то так оно и есть)
07.
Автомобиль с грачом 2

В 2015 году крохотный скверик недалеко от Патриарших прудов (пересечение Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков) назван именем Михаила Булгакова и вновь возникла идея поставить в этом сквере памятник Мастеру. На этот раз ее воплотил Георгий Франгулян. Но жители окрестных домов снова выступили против. А по мне так, неплохое тихое место, в центре и явно пустующее без скульптурных персонажей)
08.
Булгаковский сквер
Сквер Булгакова недалеко от Патриарших

По словам депутата Пресненского внутригородского муниципального образования Елены Ткач, проект установки памятника в этом сквере был отклонен по многочисленным просьбам жителей района: «Патриаршие пруды – это ведь не только булгаковские места. Здесь каждый камень насыщен историей, и каждый человек, гуляя здесь представляет что-то свое. И если начать ставить памятники всем великим людям, которые имели к ним отношение, то просто негде ступить будет. Об этом неоднократно говорили жители района, и мы прислушались к их мнению». А против Пресненского совета городские власти пойти не рискнули.

Однако вернемся к памятнику на Большой Пироговской. Новый памятник Булгакову в Москве был установлен в начале ноября 2018 года, официальное открытие наметили на 21 ноября, но накануне перенесли его на неопределенный срок. Монумент Булгакову уже тогда стал объектом для пересудов местных жителей. Вместо привычной ширмы, которой обычно прикрывают скульптурные работы перед презентацией (открытием), фигура писателя была «упакована» в огромный полиэтиленовый пакет. На его шею был накинут трос, ноги и плечи были обмотаны скотчем. Жители Хамовников обнаружили пропажу этих атрибутов лишь утром 27 ноября.
09.
Памятник Булгакову 07.jpg

Бронзовый монумент создан и установлен на деньги Международного благотворительного фонда им. П.И. Чайковского, автор памятника – Георгий Франгулян. Фигура писателя парит над землей, оттолкнувшись от «горящих» листов с рукописями, на которых изображены некоторые герои произведений Булгакова. Мы эти самые «листы» далее еще рассмотрим подробно.
10.
Памятник Булгакову 02.jpg

Что касается автора этой работы скульптора Георгий Франгуляна и его комментария о скульптуре: «А если говорить о сходстве памятника с оригиналом, то у меня Булгаков похож на Булгакова даже больше, чем он сам на себя похож. Я увидел его первые фотографии, я его без папиросы даже не представляю! Он все время окутан дымом, это его образ. И делать нужно именно образ. Лепка просто похожих скульптур должна закончится на втором курсе института, это не требует умения, это элементарно. А вот создать образ, спровоцировать даже такие шутки.... Он у меня летит и даже падает. Под ним внизу пламенеющие рукописи и он на них взлетает... Этот образ создан даже самим Булгаковым, а не мной».
11.
Памятник Булгакову 37.jpg

12.
Памятник Булгакову 01.jpg

То, что фигура писателя летит и даже падает, бросается в глаза сразу же. Создается впечатление, что Булгаков не «летит», а «спотыкается и вот-вот упадет», что впрочем недалеко от истинного положения линии его жизни, ведь он был гонимым, долгое время непризнанным в московском литературном бомонде и сильно об этом переживал.
13.
Памятник Булгакову 38.jpg

С публикацией романом «Мастер и Маргарита» многие отмечают проявление в жизни Мастера, так, после его смерти, во всем, что с связано с его именем, а именно - «всяческой чертовщины». Началось это по всей видимости еще в то время, когда Булгаков работал врачом (до переезда в Москву) и заразившись во время операции дифтеритом стал постоянно использовать морфий («смесь дьявола с кровью») от проявлявшихся сильных невыносимых болей. Впоследствии, как считают некоторые источники, Булгаков буквально совершил ритуальное убийство, принес жертву - по учебнику сделал аборт своей первой жене Татьяне Лаппа («Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов!») и «неожиданно» вдруг полностью исцелился от наркомании (что было в то время равносильно чуду), бросил врачебную практику и стал впоследствии известным писателем. Вот так и считается, что «дьявольщина» связанная с его именем и всем, что имело отношение к писателю, началась именно с этого темного момента в биографии Булгакова...
14.
Памятник Булгакову 11.jpg

И пошло и поехало. Скажем, герой рассказа «Морфий» доктор Поляков, которого Булгаков списал с себя застрелится. Автобиографический «Театральный роман» Булгакова имел второе название - «Записки покойника». Они написаны от лица литератора, покончившего с собой со второй попытки. А первоначально роман «Мастер и Маргарита» назывался «Копыто инженера». В народе говорят - «копыто» в виде сросшихся пальцев - примета дьявола. А начал Булгаков писать книгу, когда по Москве пошли слухи, что у Сталина как раз и было это самое сатанинское «копытце»! Что было кстати четко отражено в документах политического сыска того времени насчет «вождя народов». Впоследствии название романа было изменено во избежание)

Как мы помним, «неустойчивый и падающий» образ Булгакова попирает «горящие» листы его знаменитого произведения.
15.
Памятник Булгакову 24.jpg

16.
Памятник Булгакову 32.jpg

17.
Памятник Булгакову 20.jpg

Что интересно, самый верхний лист на который опирается правая нога Мастера с изображением «полета Маргариты» на метле - явный символический намек на дьявольщину в жизни писателя, которую возможно и сам скульптор до конца не осознавал при создании памятника.
18.
Памятник Булгакову 25.jpg

Раз взялись за «листы», давайте уж тогда осмотрим и другие... Под «Маргаритой на метле» легко угадывается сюжет разговора Иешуа с Пилатом, Голгофа с тремя крестами и толпа  иудеев кричащих Пилату, - Распни его! Так вот и получается, что «Истина» находится именно под «метлой» Маргариты, летящей на шабаш)
19.
Памятник Булгакову 26.jpg

На третьем лицевом самом нижнем листе очевидно представлена сцена медицинской операции, возможно она из «Записок юного врача»...
20.
Памятник Булгакову 27.jpg

И тут же, в основании памятника легко угадываются следы популярнейшего персонажа «Мастера и Маргариты» - кота Бегемота в мифологии демона (Бегемота) плотских желаний, в особенности - чревоугодия. Очевидно эти две полосы вдоль который прошелся котяра - пара тех трамвайных рельсов, где потерял свою умнейшую голову небезызвестный литератор председатель Массолита Берлиоз.
21.
Памятник Булгакову 21.jpg

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому есть множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда - кот Бегемот - одновременно и автор самых известных в народе афоризмов («Не шалю, никого не трогаю», «Кот - древнее и неприкосновенное животное», «Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, «украденный с их форточки неизвестным злодеем». В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни собак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Белозерской. Она вспоминала позднее: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал - был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку»...

Обойдем памятник писателю.
22.
Памятник Булгакову 33.jpg

С тыльной стороны виден еще один «горящий» лист и на нем очевидно изображена сцена полета Воланда и его компании вместе с Мастером и Маргаритой... Угадываются фигуры погибающих людей, то ли под копытами черных дьявольских коней свиты, то ли под колесами неких «боевых колесниц Белой гвардии»...)
23.
Памятник Булгакову 30.jpg

В основе памятника можно заметить надпись, что скульптором является Г. Франгулян, архитектором Ф. Франгулян, а сам памятник создан в 2015 году, как уже и отмечалось выше.
24.
Памятник Булгакову 31.jpg

А с этого ракурса Булгаков у нас вполне может сойти и «за пьяного»..., уж простите)
25.
Памятник Булгакову 13.jpg
Вид памятника Булгакову на Большую Пироговскую. На втором плане Клиника кожных и венерических болезней.

Читатель наверное подумает, что я что-то преувеличиваю насчет темной стороны автора «Мастера и Маргариты». Однако даже сам Булгаков 2 августа 1933 года напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь (в Москве), задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю»...

В общем, продолжаем осматривать памятник Булгакову на Большой Пироговской
26.
Памятник Булгакову 34.jpg

Теперь обратим внимание на образ самого писателя, которому скульптор по его словам уделил особое внимание
27.
Памятник Булгакову 28.jpg

Конечно же, необычным для нашего уже не столь «прокуренного» времени является образ «уставшего и изможденного» Мастера с папиросой
28.
Памятник Булгакову 22.jpg

Скульптор заявляет, что не представляет Булгакова без папиросы и сопутствующего дыма. И действительно на очень многих фотографиях писателя он отображен именно курящим.
29.
Михаил Булгаков

Однако, как по мне, это довольно спорное образное решение. Вполне можно было изобразить писателя например, осмысливающим своих персонажей и данную им «путевку в жизнь» как это сделал например Рукавишников.
30.
Макет памятника Булгакову - Рукавишников
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Гипс. "Булгаковский дом". Фото ИТАР-ТАСС.


Справедливости ради следует добавить, что уже относительно давно существует памятник Булгакову и в Киеве. С ним все было не просто. Скульптор - Николай Рапай. Поставить первый памятник писателю собрался Литературно-мемориальный музей Булгакова - Андреевский спуск, 13. Именно здесь родился Булгаков и прожил 13 лет. Киевский музей давно мечтал о скульптуре, но денег все никак не могли найти. А тут неожиданно возник меценат и пожертвовал 70 тысяч долларов! Он так и не раскрыл своего имени, зато назвал скульптора, который должен создать монумент, - Николай Рапай.

По проекту пьедестал памятника должен был быть расположен у ствола старой липы, но ее корни сильно мешали возвести фундамент. В итоге монтажники вручную с большим трудом отогнули и разложили в нужном направлении мощные корневища. 16 октября 2007 года назначили день открытия памятника - ждали президента Украины Ющенко, посла РФ Черномырдина. Наряду с сопротивлением дерева установке, накануне произошел еще взрыв газа в жилом доме в Днепропетровске, в связи с чем в стране объявили траур, а открытие памятника отложили тогда на три дня...
31.
Памятник Булгакову в Киеве

И вновь вернемся на Большую Пироговскую
32.
Памятник Булгакову 23.jpg

С этого ракурса Мастер выглядит более оптимистично
33.
Памятник Булгакову 18.jpg

А здесь можно по-подробней рассмотреть черты его лица. Памятник новый, но уже покрывается белыми пятнами окисляющегося сплава, пришлось по-убирать в редакторе)
34.
Памятник Булгакову 19.jpg

А с этого ракурса Булгаков почему-то выглядит как персонаж только что вернувшийся из «мест не столь отдаленных», хотя несмотря на все перипетии его жизни это напасть миновала писателя
35.
Памятник Булгакову 29.jpg

По мне так очень даже неплох Памятник Булгакову в Музее-театре «Дом Булгакова» особенно в сравнении с новым, что на Большой Пироговской
36.
Памятник Булгакову в музее-театре
Автор Евгений Л. Яндекс-коллекции.

Добавлю сюда же - как мы видим, мостовая под памятником как бы вспучивается и памятник опять же, будто прорывается из под земли как новый зарождающийся вулкан - еще один неосознанный намек архитектора о том, куда же все-таки попал Мастер «на отдых» после своего ухода...
37.
Памятник Булгакову 09.jpg

Все-таки странное остается общее впечатление от памятника - Булгаков здесь какой-то слишком потерянный, неуверенный, депрессивный, так и кажется, что «крыша» у него понемногу начинает съезжать как и устойчивость персонажа... Не очень принимаю этот образ Франгуляна. Все же Булгакова я представлял иначе, пусть даже и в художественном скульптурном образе.
38.
Памятник Булгакову 35.jpg

39.
Памятник Булгакову 17.jpg

Здесь вид памятника Булгакову в сторону Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, Университетской клинической больницы № 1. Недавно почти напротив Дома-музея Булгакова и тоже в 2018 году был открыт памятник Н.В. Склифосовскому - он угадывается на дальнем плане на фото ниже.
40.
Памятник Булгакову 04.jpg

Вот так получше
41.
Памятник Булгакову 05.jpg

Вид памятника с частью фасада (торца) дома 35А
42.
Памятник Булгакову 12.jpg

Из новостей. Как известно в доме 35А будет организован филиал Музея-квартиры Булгакова. Музей этот хотели открыть уже давно, но все что-то не ладилось. Наконец недавно в торце дома пробили дверной проем и установили новую дверь будущего музея. Уже хорошо, есть хоть какое-то позитивное движение к финалу.
43.
Памятник Булгакову 15.jpg

Дверь будущего Музея-квартиры Булгакова на Большой Пироговской
44.
Памятник Булгакову 06.jpg

Вроде бы не к месту, но настойчиво заявляет о себе сравнение образа скульптуры с картинами «летящих людей» Шагала, как например, «Над городом» и тому подобных его героев)
45.
Памятник Булгакову 10.jpg

46.
Памятник Булгакову 03.jpg

...Особенно здесь)
47.
Памятник Булгакову 08.jpg

Вид на Новодевичий монастырь, где покоится прах Михаила Булгакова. Оказалось ведь, что Мастер долгое время постоянно видел место своего будущего упокоения.
48.
Памятник Булгакову 16.jpg

С могилой Булгакова у меня тоже была любопытная загадочная история. Несмотря на имеющуюся схему захоронений Новодевичьего кладбища, я ориентировался на могилу Гоголя, рядом с которой и находится могила Булгакова. Почему-то имея ввиду, что ранее на могиле Гоголя должен быть установлен помпезный бюст Николая Васильевича из белого мрамора, я долго кружил между могил пытаясь его отыскать как ориентир; более того, мне точно также пытались в этом помочь некоторые активные посетители Новодевичьего кладбища. Но ни у меня, ни у них минут пятнадцать не получалось выйти на нужные ориентиры. Но наконец и все же место упокоения Мастера было найдено...)

Как известно, Булгаков считал Гоголя своим учителем, и даже как-то в тяжком порыве воскликнул, - «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!». Эта его мечта мистическим образом исполнилась. Гоголя похоронили в 1852-м на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле - бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, похожем на гору Голгофу, на которой распяли Христа. Камень специально выбрал и привез из Крыма писатель И. Аксаков. При Сталине Данилов монастырь закрыли. Прах писателя вместе с Голгофой перенесли на Новодевичье кладбище. Тогда же и вскрыли гроб с якобы «перевернувшимся Гоголем». В 1952-м, к столетию смерти, Гоголю поставили памятник от правительства Советского Союза «с бюстом». Голгофу с могилы убрали, крест сломили.
49.
Могила Булгакова на Новодевичьем кладбище

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши, - вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской объяснил, что это - «Голгофа с могилы Гоголя». По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940 (четыре строчки. Золотыми буквами.) Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле - Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя»...
50.
Могила Булгакова на Новодевичьем кладбище

– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я...

Оказалось кстати, что могила Гоголя сейчас уже достаточно лаконична - с простым золотым крестом. В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали, а бюст передали в Исторический музей. Черный камень с крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище.
51.
Могила Гоголя
Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

На этом все. Хотелось поначалу рассказать просто о памятнике Булгакову, но как оно и бывает, «одно потянуло за другое»...)

Источники:

Евгений Черных. Гоголь накрыл прах Булгакова своим могильным камнем. МК.RU. 09.03.2015.
Евгений Черных. Кто водил рукой Михаила Булгакова, когда он писал «Мастера и Маргариту». Интервью с Ю. Воробьевским. МК.RU. 10.03.2017.
Мария Котова. Мифология Булгакова: что правда, а что нет.
Мария Москвичева Посадят ли Булгакова на Патриарших? МК.RU. 02.06.2011.
И много других...

© Vladimir d’Ar, 2019

Московская вселенная Булгакова - ссылка на верхний пост журнала с циклом статей о «Мастере и Маргарите»

Tags: большая пироговская, могила булгакова, москва, памятник булгакову, памятник булгакову в москве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →