Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

«Зойкина квартира» Булгакова – где же она была на самом деле!?

Никитский - 15-16 - 4
Всего 8 фото

Как известно, Михаил Булгаков довольно вольно и с творческим воображением использовал информацию о прототипах своих героев и точно также обозначал места их действия в своих произведениях. Речь идет даже не о «Мастере и Маргарите», где причудливо перемешаны вымысел, домысел и реально существующие архитектурные сооружения Москвы – почитатели таланта Мастера до сих пор не могут прийти к взаимному согласию на этот счет (взять хотя бы для примера, «Дом Мастера», или «Особняк Маргариты» в Москве). Однако сама возможность увидеть здание, где в воображении Булгакова происходил тот или иной сюжет действия его героев, довольно волнительна и захватывающа.

Бывает и так, что основой произведения является лишь информация о событии, а указываемый адрес такого здания остается полностью вымышленным, то есть на карте Москвы он конкретно при поиске не находится. Так было и с «Зойкиной квартирой», когда московский адрес Садовая,105 естественно ведёт нас в никуда, потому как такого адреса в Москве просто физически нет, поскольку Садовое кольцо делится на отдельные участки с разными названиями и соответственно, со своей нумерацией. Однако же события, которые происходили в спектакле «Зойкина квартира» оставили вполне осязаемый след в истории Москвы – стоит хотя бы отметить участие в них народного поэта Сергея Есенина, хоть и эпизодическое)

Таким образом, вероятным местом действия произведения для нас сейчас становится реально существующий жилой дом на Никитском бульваре, обозначенный четко в криминальной хронике и тематических статьях московских газет. Давайте же определимся для себя, где находилась «Зойкина квартира» и узнаем все, что необходимо еще об одном подобном месте Московской вселенной Булгакова (термин автора этого журнала - так и будет называться мой сводный пост о булгаковских местах в Москве, если конечно хватит духа, терпения и времени на его подготовку) ))


Первая московская комедия Михаила Булгакова - «Зойкина квартира» была завершена в конце 1925 года. Булгаков определил ее жанр как трагический фарс; называли её и трагической буффонадой, и трагикомедией, и сатирической мелодрамой, и коми-трагедией. Несколько раз переработанный первый вариант «Зойкиной квартиры»в трех действиях и семи картинах был принят к постановке Московским театром имени Евгения Вахтангова. Премьера состоялась 28 октября 1926 года вскоре после «Дней Турбиных» во МХАТе. Пьеса шла с большим успехом до весны 1929 года. Были ее постановки и в других городах страны.

Сюжет комедии «Зойкина квартира» довольно любопытен. Думаю, стоит кратко его передать - так будет легче воспринимать этот материал в дальнейшем.  Действие пьесы относится ко времени НЭПа. Тридцатипятилетняя Зоя открывает на своей квартире швейную мастерскую, а под её прикрытием устраивает дом свиданий (притон, проще говоря). В качестве помощников к ней устраиваются обаятельный мошенник Аметистов и бывший дворянин, возлюбленный Зои Обольянинов. Зоя надеется заработать деньги, чтобы уехать во Францию, и поначалу её бизнес развивается весьма успешно. Главным клиентом Зои становится коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный, который однажды в работнице Зои узнаёт свою любовницу Аллу. Цепь событий приводит к убийству Гуся китайцем Херувимом, подручным Зои, а Зою арестовывают. Последние слова Зои: «Прощай, прощай, моя квартира». Действие пьесы разворачивается в Москве в 1920-х годах. Как указал Булгаков, действие первого акта происходит в мае, второго и третьего - осенью, между вторым и третьим актом проходит три дня.
02.
Никитский - 15-16 - 2
Москва, Никитский бульвар, 15/16 («Зойкина квартира» была в светлом здании - в левой части кадра)

Сама по себе история постановки «Зойкиной квартиры» в Театре Вахтангова, дальнейшие её успехи и неожиданное прекращение показов спектаклей весьма интересна и любопытна. Однако мы на этом не будем заострять свое внимание поскольку это уже явно отдельная история. Тому, кому в результате чтения этого поста станет интересно и захочется разобраться в деталях с еще одним ярким творческим эпизодом жизни Булгакова, интернет предоставит всю свободу творческих поисков и открытий. Нас же интересует сам объект – здание, где происходило действие комедии и реальные события вокруг оного. Однако, немного «о Зойке».

Прототипы Зои Денисовны Пельц, вдовы, 35 лет:

Зоя Буяльская (I). Любовь Белозерская (вторая жена Булгакова) утверждала, что основой сюжета пьесы Булгакову послужила заметка в ленинградской «Красной газете» о раскрытии милицией карточного притона Зои Буяльской, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. Версия «с Буяльской» однако сомнительна, поскольку изначальный текст этой заметки до сих пор не найден исследователями творчества Булгакова. О многих страшных событиях рассказывалось в этой питерской газете в отделе происшествий и уголовной хроники, о теневой стороне жизни в северной столице. Были там очень даже похожие случаи, разоблачения, суды, но привлекает внимание именно один реальный громкий процесс, освещаемый городской печатью целую неделю. В начале октября 1924 года читатели вечернего выпуска «Красной газеты» могли прочитать репортаж о суде над группой лиц во главе с Аделью Адольфовной Тростянской (II), организовавшей притон и дом свиданий под видом пошивочной мастерской и массажно-маникюрного кабинета. Дело было поставлено широко. 27-летняя бывшая баронесса Тростянская для привлечения новых посетителей салона публиковала в газете объявления о массаже и уроках французского языка для взрослых. Хозяйка салона, ее компаньонки (Кукушкина, Селяминова-Урванцева, Брувер, Генчке) и компаньоны (Гурвич и именовавшийся в процессе как «главный развратник» Борис Борисович Сечинский) получили по заслугам.

Адрес притона – «Зойкиной квартиры» точно указан Булгаковым в пьесе - Москва, улица Садовая, 105, кв. 104. Такого дома в Москве никогда не существовало. Сам же Булгаков кстати в середине 1920-х годов жил на Садовой 10, кв. 50 (см. «нехорошая квартира»). Сама по себе связь Ленинграда с «Зойкиной квартирой» побудило меня поинтересоваться, а есть ли такая улица в Питере? Оказалось, что есть. Более того, есть даже точно такой же адрес, Садовая, 105, да и дом с вполне подходящим фасадом для всей этой истории )
03.
Садовая, 105; Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 105. Фото стороннее.

Этот доходный дом (№ 105) сооружён в 1903 году архитектором В.Ф. Розинским. Здесь до 1916 года находилось Городское коломенское высшее начальное училище, а также женская гимназия и квартира известного педагога О.К. Витмер. Что интересно, в 1906-1907 годах в этом доме находилась конспиративная квартира В.И. Ленина. В общем ясно, что эта ленинградская история «с Аделью» могла быть взята Булгаковым из московских событий «Вечерней Москвы», так как московская «Вечерка» перепечатывала происшествия и из «вечерней» «Красной газеты».

Перенесемся теперь в московские криминальные хроники

Была также в Москве содержательница притона по имени Зоя Петровна Шатова (III), арестованная в столице весной 1921 года; ее поймали с поличным, разоблачили, судили. По иронии судьбы к ней домой во время её ареста зашли за контрабандным вином (а она занималась и подпольной его торговлей) известные поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Они оба были арестованы и посажены в тюрьму вместе с другими «зойкиными» гостями-клиентами.

Этот случай был рассказан в книге мемуаров А. Мариенгофа «Роман без вранья» в трагикомическом эпизоде, связанным с Сергеем Есениным весной 1921 года: «На Никитском бульваре в красном каменном доме на седьмом этаже у Зои Петровны Шатовой найдешь не только что николаевскую белую головку, «Перцовку» и «Зубровку» Петра Смирнова, но и старое бургундское и черный английский ром. Легко взбегаем на нескончаемую лестницу. Звоним условленные три звонка. Открывается дверь. Смотрю: Есенин пятится… В коридоре сидят с винтовками красноармейцы. Агенты проводят обыск...».
04.
Никитский - 15-16 - 1

Эта версия считается основной после публикации в журнале «Огонёк» (1929 год, № 10) статьи следователя ЧК Самсонова «Роман без вранья + Зойкина квартира». В статье заявлялось следующее: «Зойкина квартира существовала в действительности. У Никитских ворот, в большом красного кирпича доме на седьмом этаже посещали квартиру небезызвестной по тому времени содержательницы популярного среди преступного мира, литературной богемы, спекулянтов, растратчиков, контрреволюционеров специального салона для интимных встреч Зои Шатовой. Квартиру Зои Петровны Шатовой мог посетить не всякий. Она не для всех была открыта и доступна. «Свои» попадали в Зойкину квартиру конспиративно, по рекомендации, паролям, условным знакам. Для пьяных оргий, недвусмысленных и преступных встреч Зойкина квартира у Никитских ворот была удобна: на самом верхнем этаже большого дома, на отдельной лестничной площадке, тремя стенами выходила во двор, так что шум был не слышен соседям. Враждебные советской власти элементы собирались сюда как в свою штаб-квартиру, в своё информационное бюро».
05.
Никитский - 15-16 - 3

Кстати, красочное и топографически точное описание. Следуя ему, легко найдем это строение на нынешнем Никитском бульваре - дом № 15/16. Это внушительное здание (сейчас исходно красные кирпичи фасада закрашены краской в пастельных тонах) и оно впечатляет даже по нынешним московским меркам. Тут всё просто - подъезд первый; этаж, правда, «шестой с половиной» (почти седьмой, квартира в мансарде), и единственная на последней лестничной площадке квартира №18. Сейчас эта старая московская коммунальная квартира с шестью комнатами едва ли помнит о своем печальном прошлом. Стены её действительно выходят выступом во двор, как и все под ней расположенные квартиры подъезда этого старого доходного дома, построенного в 1911 году главным инженером Московского университета А.С. Гребенщиковым.

Стоит отметить и еще одну версию расположения «Зойкиной квартиры» - мемуариста, видного ученого В.А. Левшина, в 20-е годы студийца Камерного театра и соседа Булгакова по первому его московскому жилищу на Большой Садовой, в доме 10. Поиску помогло внимательное прочтение первой редакции пьесы и другие сведения. Левшин усматривает прототип главной героини пьесы в жене жившего здесь и имевшего свою мастерскую театрального художника Г.Б. Якулова Наталье Юльевне Шифф (IV), женщине странной, броской внешности. «Есть в ней что-то от героинь тулуз-лотрековских портретов, – вспоминает Левшин, – великолепные золотистые волосы, редкой красоты фигура и горбоносое, асимметричное, в общем далеко не миловидное лицо. Некрасивая красавица… О ней говорили по-разному. Некоторые восхищались ее элегантностью и широтой. Других шокировала свобода нравов, которая царила в ее доме: студия Якулова пользовалась скандальной известностью. Здесь, если верить слухам, собирались не только люди богемы, но и личности сомнительные, темные дельцы, каких немало расплодилось в эпоху нэпа. И доля правды в этих обывательских пересудах, очевидно, была».
06.
Булгаковский дом - 3.jpg
«Булгаковский» дом по адресу Садовая, 10. Чтобы попасть к примеру в «нехорошую квартиру» нужно пройти в центральную арку.


В пользу этого прототипа говорит не только сходство иноязычных фамилий (Шифф - Пельц) и асимметричность лица героини (из истории постановки известно, что Булгаков настаивал на том, чтобы у «Зойки» было асимметричное лицо; и исполнительница роли знаменитая Ц.Л. Мансурова играла её с разными бровями: левая выше правой), но и то, что «Зойкина квартира» в этом варианте скорее всего помещена автором именно в доме 10 по Большой Садовой улице. Черты её есть и в якуловской квартире-мастерской, и в левшинской квартире №34 пятого этажа правого крыла дома, где писатель жил в 1924 году вместе с самим Левшиным.
07.
Булгаковский дом - 2.jpg
Не очень характерный для Москвы двор-колодец. Справа - корпус, где находилась левшинская квартира № 34 (пятый этаж).

Действительно, в ремарках пьесы постоянно упоминается двор громадного дома, играющий, как страшная музыкальная табакерка, пылающий майский закат в окнах (этот закат отражается в окнах знаменитой квартиры номер 50, расположенной через двор зеркально по отношению к 34-й квартире (на фото ниже); позже в пьесе сказано, что эти напротив лежащие окна зажигаются одно за другим), гудение трамвая в конце концов. Наконец, прямо говорится, что эта квартира на Садовой, и там слышна отдаленная музыка из «Аквариума» (имеется в виду летний сад, расположенный вблизи этого дома на Большой Садовой, 16, где давались концерты на открытой эстраде), и что она расположена на пятом этаже и шести комнатная, что соответствует прекрасно сохранившейся до наших дней 34-й квартире.
08.
Булгаковский дом - 1.jpg
Корпус на Большой Садовой, 10, где как раз находится «нехорошая квартира» (№50) - это верхний этаж - правая часть корпуса. В крайней правой части кадра также видны помещения мастерских художников с окнами с большой площадью остекления - среди этих трех тоже есть возможный претендент на «Зойкину квартиру», как мы помним, «якуловская квартира-мастерская».

За три недели до премьеры, 5 октября 1926 года в еженедельном журнале «Новый зритель» было напечатано интервью Булгакова о «Зойкиной квартире», в котором писатель сказал о пьесе так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Самым первым был опубликован немецкий перевод пьесы - берлинским издательством И.П. Ладыжникова в 1929 году. Соответствующее разрешение на перевод было получено от Булгакова 8 октября 1928 года. На русском языке впервые пьесу опубликовали в США в «Новом журнале» в 1969-1970 годах. В СССР пьеса была опубликована только в 1982 году.

Источники:

Анатолий Мариенгоф. «Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость...». Художественная литература, 1991
Борис Мягков. «Булгаков на Патриарших», 2007
Зойкина квартира. Булгаковская энциклопедия.

© Vladimir d’Ar, 2019
Tags: булгаков, булгаковская москва, зойкина квартира, никитский бульвар
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal