?

Log in

No account? Create an account

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире...

Previous Entry Share Next Entry
Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Шаманские штучки. Часть 2.
vladimirdar
Галичский Идол
Всего 46 фото

Продолжаем посещение этой удивительной выставки «Кочевник. Между Небом и Землей». Первая часть здесь. Акцент в этом втором посте будет на шаманизме, как основе духовной жизни кочевников. О шаманах и шаманизме я кратко остановился в первой части, так, что здесь продолжаем осмотр особо не задерживаясь на подробностях …)

Следующий стенд довольно любопытен. Здесь смешаны ритуальные мотивы прошлого, настоящего и будущего и соседствуют …
02.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

… череп медведя, скорее всего, использовавшийся в ритуальных целях. VII-III в. до. н.э. Кость. Бронза. Енисейская губерния…
03.
Череп медведя

...и череп неведомого мистического животного работы Даши Намдакова. 2005 год. Серебро. Литье. Чеканка. Патинирование. Череп, по верованиям бурятов является средоточием силы и вместилищем души.
04.
Череп, 2004 г. Даши Намдаков. Бронза; литье, патинирование

Блюдо из рога лося. V век до н.э. Могильник Кумакский (Три Мара). Оренбургская губерния.
05.
Блюдо из рога лося. V век до н.э.

А вот мы и начинаем касаться конкретных «шаманских штучек».
06.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

Так называемая «Личина с короной». Бронза. VIII-VII вв. до н.э. г. Илимск.
07.
Личина с короной
08.
Личина с короной
09.
Шаманский атрибут

Этот артефакт археологи довольно лаконично назвали «Пластиной». Железо. Сибирь. Однако «что-то мне подсказывает», что эта «пластина» являлась чем-то более значительным для шаманских обрядов и ритуалов, чем можно почерпнуть из его музейного названия)
10.
Пластина

«Идол». Медь. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область.
11.
Идол. Медь. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область.

А вот здесь очень интересно. Давайте всмотримся в этого «Идола». Не знаю как вы, но при пристальном «смотрении» на эту фигурку я как бы почувствовал какую-то непонятную силу, тяжесть и темные дАвящие и рваные ощущения исходящие от нее… Хоть эта фотка и получилась не очень четкой, все же можно почувствовать, как говорят, некую своеобразную сильную энергетику этой фигурки в своих ощущениях и эмоциях… Она "живет своей жизнью" и представляет собой возможно опасный артефакт для праздного контакта… - ну, по крайней мере, на мое такое субъективное ощущение) Впечатляюще!
12.
Идол. Галичский клад.

Маска из этого же клада. Мышьяковая медь. Прослеживается эмоциональная преемственость и сходность ощущений при контакте с этой маской. «…Знакомые все лица…») Наверное, вы помните, что эта маска была фактически официальным «лицом» недавней выставки Исторического музея «Бронзовый век. Европа без границ. IV – начало I тысячелетия до новой эры». Там было любопытно, однако, снимать мне там не дали, к сожалению…)
13.
Маска. Мышьяковистая медь. галичский клад.

Фигурка фантастического животного. Медь. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область. Да, довольно странный и своеобразный «персонаж». Чем то он мне напомнил в резьбе по камню одного из причудливых зверей из Гебекли-Тепе...
14.
Фигурка фантастического животного

Кинжал. Мышьяковая медь. Это тот, что повыше. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область.

Кинжал. Бронза. Рубеж III-II тыс. до н.э. г. Пермь.
15.
Кинжалы

Еще одна фотка этих кинжалов, но поближе...
16.
Кинжалы

Канделябр. Бронза. I-II век. Кубанская область.
17.
Канделябр. Бронза. I-II век. Кубанская область.

И, замечательный экспонат – Золотая «Поясная пластина». I в. до н.э. – I в. Астраханская губерния. Представляете, как бы мог выглядеть этот восхитительный золотой пояс целиком с массой антропоморфных и зооморфных изображений?)
18.
Золотая «Поясная пластина». I в. до н.э. – I в. Астраханская губерния.

Следующий стенд тоже с «шаманской направленностью"...
19.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

«Антропоморфная фигурка». Бронза. Ткань. Кожа. Сибирь. Конец XIX – начало XX вв.
Слегка жутковатая «куколка»)
20.
«Антропоморфная фигурка». Бронза. Ткань. Кожа. Сибирь. Кон. XIX – начало XX вв.

Наверняка использовалась в особых шаманских ритуалах, - не сильно она походит на изображение добродушного домового) Первое слово, что приходит спонтанно в голову это «Ву-Ду»…)
21.
Антропоморфная фигурка

«Корона шамана». Железо. Сибирь. Кон. XIX – начало XX вв.
22.
Корона Шамана

Еще один ее ракурс…
23.
Корона Шамана

Вверху «Подвеска» из железа. Сибирь. Кон. XIX – начало XX вв.

Ниже - ножны из бересты. Сибирь. Конец XIX – начало XX вв.
24.
Подвеска из железа и ножны из бересты

А это, по всей видимости, кисет с трубкой, принадлежавшей сибирскому шаману… Кожа. Дерево. Ткань. Кость. Железо. Стекло. Сибирь. Кон. XIX – начало XX вв. Интересно.
25.
Трубка и кисет сибирского шамана

Заключительный стенд из правой группы выставочных витрин. Здесь представлены артефакты позднего средневековья – начала XX века.
26.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

Бляха. Бронза. Позднее средневековье. Начало XX века.
27.
Бляха. Бронза. Позднее средневековье. Начало XX века.

И, опять, железная «Пластина» конца XIX – начала XX вв. Скорее всего опять же это амулет или ритуальное украшение, связанное как то с Нижним Миром…, - символ рыбы, как мы помним из первой части… )
28.
Пластина

Ну, а эта «антропоморфная» фигурка, да еще и из гипса, сразу же напомнила мне египетскую ушебти..) Уж, извините, не смог не написать о таком своем впечатлении). Сибирь. Позднее средневековье. Начало XX века?
29.
Антропоморфная фигурка

Навершия. Железо. Ткань. Конец XIX – начало XX вв. Напоминает рога лося!? Вот и я о том же.
30.
Навершие. Железо. Ткань. Конец XIX – начало XX вв.
31.
Навершие. Железо. Ткань. Конец XIX – начало XX вв.

Еще одна бронзовая «Антропоморфная фигурка». Позднее средневековье. Начало XX века. Замечательная работа!
32.
Антропоморфная фигурка

Авторы выставки назвали это нечто «Пластиной». Бронза. …Хотя по фактуре и цвету она больше напоминает серебро…
33.
Пластина
Довольно любопытный артефакт. Воображение может здесь легко разгуляться (присутствует конкретный образ змеи и даже двух…). У меня возникло множество пространных версий о предназначении этой «Пластины», но, давайте лучше просто взглянем с вами на этот необычный символический и, скорее всего, сакральный предмет и просто попробуем почувствовать его. И неважно, как и где  он использовался или должен был использоваться, а важно то, что вы ощущаете сейчас, какие неосознанные мысли и чьи тени пробегают, где то там, на экране мысленного взора…, вызывая ассоциативные личные ощущения) Замечательная завораживающая вещь…

Кстати, если мы вернемся к фото бляхи под №27, то в ее нижней части также увидим некое подобие похожей лодки с тремя персонажами...
34.
Шаманские штучки

Смотрите, как на таком маленьком клочке выставочных площадей раскрывается целый такой большой и загадочный Мир Великой Степи…
35.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

Перед тем как перейти к выставочным стендам с противоположной стороны выставочного зала, посмотрим, что еще представлено в центральном объеме выставки в виде археологических артефактов.
36.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

Здесь «Погребение воина эпохи средневековья».  Тут сабля, колчан, наконечники стрел, конское седло. Сильно присматриваться и снимать здесь я не стал – во-первых – блики верхнего освещения, поэтому и снято под таким углом, да и вообще – захороненные останки я считаю не стоит выставлять как значительный и важный экспонат, ну да ладно, дело такое…
37.
Погребение воина эпохи средневековья

Тут же, за такой же похожей стеклянной витриной, выставлен халат и почему то один сапог из могильника Маячный Бугор времен первой половины XIV века.
38.
Предметы одежды из могильника Маячный Бугор времен первой половины XIV века

Но вот мы и добрались до более «светских» артефактов, то бишь - оружия и золота!)
39.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.
40.
Выставка Кочевник. Между Небом и Землей.

Это бронзовое зеркало. VII-IX вв. из Минусинской котловины.
41.
Бронзовое зеркало. VII-IX вв. из Минусинской котловины

Бронзовый котел с ручками. VII-II в. до н.э.
42.
Бронзовый котел с ручками. VII-II в. до н.э.

Вот он поближе...
43.
Бронзовый котел с ручками. VII-II в. до н.э.

Навершие. Бронза. VII-III в. до н.э. Енисейская губерния.
44.
Навершие. Бронза. VII-III в. до н.э. Енисейская губерния.

Навершие в виде головы кабана. Бронза. Серебро. Железо. Дерево. I-II в. до н.э. Енисейская губерния. Кабан прямо как живой!...)
45.
Навершие в виде головы кабана

Бронзовое зеркало с затейливой золотой ручкой. II-I в. до н.э. Курганный могильник «Майеровский III».  Волгоградская область.
46.
Бронзовое зеркало с затейливой золотой ручкой. II-I в. до н.э.


Вторая часть нашего посещения выставки "Кочевник. Между Небом и Землей" закончилась. давайте, перейдем к третьей, заключительной части...

Продолжение: Часть 3
Начало: Часть 1



© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3


  • 1

Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Великая Сте

Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Великая Степь. Часть 1.» в контексте: [...] Продолжение: Часть 2 [...]

Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Великая Сте

Пользователь migrationmuseum сослался на вашу запись в своей записи «Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Великая Степь. Часть 1.» в контексте: [...] Продолжение: Часть 2 [...]

Добрый день! Хотел бы уточнить одну деталь. У Вас в подписи к снимку №29 написано: Ну, а эта «антропоморфная» фигурка, да еще и из гипса, сразу же напомнила мне египетскую ушепти..) Уж, извините, не смог не написать о таком своем впечатлении) Позднее средневековье. Начало XX века."

Так все же, каким временем датируется: поздним средневековьем или началом ХХ века? И известно ли, к какой культуре относится статуэтка? Извстно ли время и место находки?

Очень она меня интересует.


Edited at 2014-08-18 10:23 am (UTC)

Здравствуйте! Дословно написано на табличке относящейся к этой группе экспонатов и конкретно к этой фигурке: Сибирь. Позднее средневековье - начало XX века. Антропоморфная фигурка. Гипс. ГИМ. Кат. №184. Возможно в само указание века вкралась ошибка. Когда я готовил материал я тоже обратил внимание на это кажущееся несоответствие написанному... К какой культуре - вот тут вопрос, поскольку она сильно отличается от всего того, что представлено в выставочной витрине... Время и место (Сибирь) гипотетически возможно узнать исходя из указанного номера ГИМ... Меня она тоже заинтриговала)

Спасибо за ответ! И внесли интригу, так как такая разбежка говорит, что исследователи сами не знают, к чему она относится. Надо будет уточнить в ГИМе происхождение вещи. Поясню, откуда такой интерес.

Дело в том, что в 1874 г. в Невельском уезде был найден якобы языческий идол (так находку впервые описал Адам Киркор), который долгое время служил иллюстрацией в книгах как образец белорусской языческой скульптуры, хотя уже в 1888 г. Сементовский указал, что "Невельский идол подделка из гипса, покрытая желтым лаком(!!! прямо как этот экземпляр). Сама находка сначала была в частной коллекции, а потом исчезла. Снимок хранился в музее Ягеллонского университета в Кракове. Вот как этот идол выглядел - он кстати двухсторонний.

http://www.ufo-com.net/upload/iblock/15f/230414-nevelskii.jpg

Мне вот очень теперь интересно. Экспонат на выставке - это аналог или та самая "потерянная вещь"? Соответственно, это напрямую влияет на аутентичность предмета и др.

Очень интересно!
Похожа она очень детально на ту, что на фото...

Тогда попробуем разобраться)

Держите в курсе.
Если хотите могу выслать фото выставочной таблички для достоверности!?)

Статуэтка и впрямь похожа на египетскую из-за головного убора (ушебти:)) интересно что котел вместе с погремушкой выставлены, может имеется в виду что это ритуальные предметы? я как-то читала, что гунны возили за собой котлы именно для ритуальных целей. Идол да, агрессивный :)))

Это да. Просто вся жизнь этих людей, целиком и полностью, была наполнена магией и ритуалами и поэтому нам их не так просто сходу понять, смотря из на их мир из мира нашего и наших ограниченных представлений...

Это да, язычники, но это все очень интересно!

Что интересно, это точно!

И выставка, кстати, красиво оформлена - эстетично и в стиле темы

Это да. Не выставка, а целый Проект!)

мне нравится как музейные декораторы или оформители (не знаю, как правильно их назвать) работают сейчас - и внимание не отвлекается от экспонатов, и в то же время стиль подчеркивают

Я думаю, просто, время меняется и многие молодые талантливые искусствоведы все таки идут работать в гос. структуры, где руководство также обновляется и мыслит нестандартно... Неплохой признак.

Да, согласно! Приятно, что музеи становятся более современными центрами культуры

Странный зверь на фото № 14 похож на звероящера, как мне кажется)

Да, есть что-то напоминающее... Еще похожие изображения животных есть в Гёбекли-Тепе на T-образных стеллах...

Голова очень характерная.
Благодарю, поищу фотографии оттуда!

  • 1