Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Московская вселенная Булгакова - Путеводитель. Мастер и Маргарита. Часть 3.

Михаил Булгаков
Всего 37 фото

Самое интересное в Московской вселенной Булгакова - это вполне конкретные места действия романа «Мастер и Маргарита». Если последовательно пройтись по ним, внимательно осмотреть, вникая в суть самого́ места, контекст (добавляя естественно собственное воображение) - возникает сильное и необычное ощущение, что все Это происходило на самом деле, настолько полно Мастер интегрировался в московскую жизнь и постигал ее смыслы. Эта его фантасмагория истории посещения Москвы повелителем тьмы переплетаясь с грустным, часто отчаянно-обреченным мироощущением того времени и одновременно с гениально сатирическо-ироничным вымыслом, реальной действительностью погружали читателя (особенно 90-х - начала 2000-х годов прошлого века) в мир потустороннего и загадочного вырывая его из тревожной действительности, добавляя в человеческое сознание открытие элементов сути этого бренного мира. Булгаков провокационно подчеркивает, что именно темная сила (или очевидно, часть той силы) может что-то изменить к лучшему в этом отторгаемым им самим мире) Однако, нас больше интересует не эти литературно-искусствоведческие вольные соображения, а именно прагматичное содержание самого Путеводителя московских булгаковских места действия романа «Мастер и Маргарита».

«Булгакомания» уже успела создать поражающие воображение мифы, породить городские легенды о московских событиях действия романа и даже «Нехорошая квартира» стала уже культовым местом, достаточно лишь увидеть «росписи» подъезда этой самой квартиры. Это всё я к тому, что в Путеводителе будут не только конкретные объекты/места действия, но и к примеру, предлагаемые коллективным городским сознанием «Дома Мастера», где по представлениям почитателей таланта Михаила Афанасьевича происходило написание «Романа о Пилате», где разгоралась, прошла все стадии развития неземная и даже потусторонняя любовь «Мастера и Маргариты». Также выложу ряд отдельных ссылок на «Нехорошую квартиру». Таким образом будут представлены т.н. Дома Мастера и Маргариты и отдельные сюжеты этого удивительного городского романа. Таким образом в блоке романа читатель/гуляющий/исследователь этой булгаковской потусторонне/советской феерии может поучаствовать в развитии самого́ сюжета. Опять же, в оглавлении текста я выложу для удобства активные ссылки на все упоминаемые объекты нашего интереса в алфавитном порядке. Для тех кто начнет исследовать миры «Мастера и Маргариты» в этом материале, напомню, что не менее интересна Московская Биографическая вселенная Булгакова: часть 1 - 1921-1926 гг, часть 2 - 1927-1940 гг.

Московская вселенная Булгакова - Мастер и Маргарита

Булгаковский дом - Большая Садовая,10 - Нехорошая квартира - музей Булгакова - Настенные росписи подъезда Нехорошей квартиры | Особняки Маргариты: Дом архитектора Соловьёва в Малом Ржевском | Дом Кекушева на Остоженке | Особняк Дерожинской | Особняк Коровина в Малом Власьевском,12 | Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке

Акустическая комиссия | Варьете - Сад Аквариум | Воробьевы горы - Прощание Мастера с Москвой | Дом Герцена в Сивцевом Вражке | Дом Грибоедова или МАССОЛИТ | Дом Драмлита | Дом Елагина - прообраз ресторана Дома Грибоедова | Дом Мастера - Мансуровский переулок,9 | Дом Мастера в Плотниковом переулке,10 | Дом Мастера в Чистом переулке,4 | Дом Мастера в М.Левшинском | Дом Мастера в Сивцевом Вражке | | Дом Пашкова | Дом с единорогом в Нащокинском | Дом с рыцарями на Арбате | Доходный дом Варваринского АО в Пожарском | Доходный дом О.Н. Волобуевой | Доходный дом Цыркунова | Зрелищная комиссия | Нефтелавка | Патриаршие пруды | Погоня Ивана Бездомного | Полет Маргариты | Сад Аквариум - Варьете | Спасо-Хаус - Бал у Сатаны | Торгсин | Усадьба Марфино |

Итак, продолжим, а скорее, приступим, к лицезрению завораживающих московских миров «Мастера и Маргариты»!

Как мы помним, всё началось на Патриарших прудах. «…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…» … «...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…». Патриаршие пруды (расположены между Малым Патриаршим переулком и Малой Бронной - дома 30-42).
02.
Патриаршие пруды
Вообще же, этих прудов было когда-то три, поэтому и Патриаршие означаются во множественном числе. Но это все уже смотрите в самом посте об этих самых прудах.

Наверное, вот на этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
03.
Патриаршие пруды

После трагической смерти товарища по перу - Миши Берлиоза под колесами трамвая Иван Бездомный решил догнать «шайку Воланда». В этом материале возможно проследить за всем маршрутом этой «Погони», приключениями известного литератора и осмотреть визуально, где же он побывал в процессе и чем всё закончилось.
04.
Погоня Ивана Бездомного за Воландом
Маршрут погони Ивана Бездомного: Патриаршие пруды - Пречистенская набережная

Именно в этот Доходный дом Варваринского акционерного общества домовладельцев на Остоженке и в Пожарском, а точнее, в квартиру его корпуса в Пожарском переулке, 12, «занесло» Поэта Ивана Бездомного, в процессе погони за Воландом.
05.
Доходный дом Варваринского акционерного общества домовладельцев
Доходный дома Варваринского акционерного общества домовладельцев в Пожарском переулке, 12

Михаил Булгаков сделал Дом Грибоедова или МАССОЛИТ (Тверской бульвар, 25) (на фото ниже) одним из самых примечательных мест действия романа «Мастер и Маргарита». Именно отсюда направились Михаил Александрович Берлиоз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала» и поэт Иван Бездомный на Патриаршие пруды навстречу своей судьбе… Именно здесь располагался воспетый Булгаковым литературный ресторан «Грибоедов» и именно сюда вернулся Иванушка сообщить литераторам об «опаснейшем профессоре черной магии».
06.
Дом Герцена — Дом Грибоедова (МАССОЛИТ)

«…Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом…»...

Справедливости ради, отметим еще один альтернативный адрес этого знаменитого литературного ресторана (и тоже на Бульварном кольце недалеко от Тверской), который кстати существовал на самом деле. В 1920-х годах здесь разместилось журнально-газетное объединение "Жургаз" и находилась редакция журнала "Огонек". А в теплое время года сюда переезжал ресторан «Клуба театральных работников» (Страстной бульвар, 11), послуживший для Михаила Булгакова еще одним прообразом ресторана Дома Грибоедова.
07.
Дом С.И. Елагина
Дом С.И. Елагина или Прообраз ресторана Дома Грибоедова в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

О Клубе же театральных работников читать здесь.

...А между тем, свита Воланда обосновалась в Нехорошей квартире №50 по Большой Садовой, 10. Это совсем недалеко от Патриарших прудов.
08.
Булгаковский дом - Большая Садовая, 10
Сейчас этот дом так и называется «Булгаковский дом» (известен также как «дом Пигита»)

Очень даже стоит зайти в эту арку во двор дома и посетить «Нехорошую квартиру» - музей-квартиру Михаила Булгакова. Надо пройти в дальнюю часть внутреннего двора и слева будет подъезд. Знаменитая квартира № 50 находится на самом верхнем этаже. По мере подъема по лестнице вверх насладимся народным творчеством - Настенными росписями подъезда «Нехорошей квартиры» а-ля «Мастер и Маргарита» в народных цветах.
09.
Маргарита
Это Маргарита судя по сюжету и надписи) Когда раздумывал, какую картинку здесь выложить, было очень даже непросто а процессе, прямо скажем (ссылка выше)

«Нехорошая квартира» или Мемориальный музей-квартира Булгакова на Садовой 302-бис
10.
Всё будет Правильно!

Следующим следом «шайки Воланда» был «Сеанс черной магии в театре Варьете».
Сад «Аквариум» - Варьете или Там, где проходил Сеанс Черной Магии... с последующим разоблачением... (Триумфальная площадь, 2)
11.
Сад Аквариум
Московский мюзик-холл функционировал в этом мсте с 1926 по 1936 год. Здание, построенное в 1911 году, предназначалось первоначально для цирка братьев Никитиных, который работал здесь до 1926 года.

Сейчас о прошлом этого здания напоминает лишь цирковой купол в современном театре Сатиры.
12.
Театр Сатиры
При определенной доле воображения можно увидеть окна углового кабинета финдиректора Варьете Римского (на втором этаже), выходящие в сад Аквариум (на фото справа)

В связи с этим сеансом черной магии в Варьете стоит упомянуть и Акустическую комиссию (Чистопрудный бульвар, 6/19).
13.
Здание Правления Московско-Киевско-Воронежской железной дорог

Организация, с таким довольно забавным названием, появляется впервые в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» именно во время сеанса. Как мы помним, Семплеяров Аркадий Аполлонович, – председатель акустической комиссии московских театров, попадает в конфузное положение опрометчиво вступив с Коровьевым в полемику, объявив, что все присутствующие настаивают на разоблачения его фокусов. В результате Аркадий Аполлонович сам был разоблачен «Клетчатым»...

Также давайте увидим одно из последствий сеанса черной магии с разоблачениями в Варьете. Как мы помним из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», после сеанса черной магии, который был устроен в Варьете, в Москве происходило множество странных происшествий и необъяснимых событий. В частности одно из примечательных происходило в Зрелищной комиссии, а точнее в ее филиале, что находился «в Ваганьковском переулке, 17» - помните? - «Славное море, священный Байкал!».
14.
Усадьба Голицыных - Староваганьковский переулок, 17
Усадьба Голицына. «…Городской зрелищный филиал помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле. Но не колонны поражали в этот день посетителей филиала, а то, что происходило под ними…»…

Отдельного упоминания достоин «Торгсин» (Арбат, 54), где «неразлучная парочка» - незабвенные искали приключений Кот Бегемот и Коровьев нашкодили в арбатском валютном магазине сразу после известной перестрелки Бегемота с агентами НКВД в «злосчастном доме на Садовой». «...Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот...». Именно здесь мы снова услышали в романе от «крайне недоброжелательного швейцара», что – С котами (в валютный магазин как и в трамвай) нельзя…)
15.
Торгсин на Арбате

Ну и конечно, давайте увидим теперь так называемые Готические особняки Маргариты, в одном из которых она томилась в материальном достатке и тоске с постылым мужем в ожидании в своей жизни чего-то большого, радостного и значительного, а именно настоящей любви. Наиболее вероятный адрес «особняка Маргариты» у дотошных исследователей давно уже определен, но я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова их версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.
16.
Особняк архитектора С.У. Соловьёва
Этот особняк не входит в число наиболее вероятных претендентов на торжественную роль готического особняка Маргариты, однако в активе у нас - близость Арбата, Патриарших, угловая часть дома на юго-востоке, решетчатая ограда и сад (слева на фото)…

Следующий кандидат: Дом Кекушева на Остоженке, 21
17.
Особняк Кекушева на Остоженке
Этот «замок» чисто внешне и явно подходит на роль «Готического особняка Маргариты», но примем во внимание отсутствие ограды, сада, минимум территории двора здания и довольно затейливый и долгий маршрут полета «на метле» в сторону Арбата)

Наиболее вероятный кандидат с точки зрения народной молвы - Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке, 17.
18.
Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке
«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…»;. Особняк несомненно прекрасен и готичен, но Спиридоновка явно не тянет на переулок, а лететь до Арбата не ближний свет)


Есть еще один вариант, который упоминается как вероятный особняк Маргариты - это Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13.
19.
Особняк А.И. Дерожинской
Особняк очень уютный, вполне себе, и, в общем, подходит как жилище главной героини романа Булгакова. Он расположен «в тихом переулке», имеет сад и кованую ограду... Однако есть несколько «но». Особняк находится очень далеко от Арбата и маршрут «полета Маргариты» становится слишком затейливым, сложным и не вписывающимся в канву романа. А «готическим» особняк никак не назвать: модерн есть модерн)

Кстати, откуда же взялся этот термин - «готический особняк Маргариты»!? Мне представляется, что образ этого особняка во многом собирательный и влияние на него мог оказать например, готический «Дом с единорогом» (Дом Лазарева) в Нащокинском переулке, 8, что прямо напротив Дома Писателей, где Булгаков получил наконец свою квартиру в 1934 году. С большой долей вероятности именно образ этого доходного дома Лазарева и побудил Булгакова назвать Дом Маргариты «готическим».
20.
Дом с единорогом - Нащокинский переулок, 8

То же самое можно сказать и о доходном доме наследников Н.П. Циркунова в Чистом переулке, 10. Другое дело, что этот дом мог навеять Мастеру готические мотивы еще в 1924-1925 годах поскольку прямо почти напротив него, - в домике «флигельного типа», (на втором этаже), и жил Михаил Булгаков со своей второй женой Л.Е. Белозерской, в том самом мезонине, прозванном ими самими «голубятней».
21.
Доходный дом наследников Н.П. Циркунова

И наконец, наиболее вероятный кандидат (именно с моей личной точки зрения) - Особняк И.М. Коровина в Малом Власьевском переулке, 12.
22.
Особняк Маргариты в Малом Власьевском 12
Аргументов «за» на счет этого особняка очень много - посмотрите мой подробный материал по ссылке выше; скажу лишь, что даже планировка квартиры на втором этаже которую я раздобыл в свое время вполне и мирно убеждает увидеть в этом особняке именно Дом Маргариты.

Кстати, совсем рядом с Особняком Коровина находится Дом-музей А. Герцена в Сивцевом Вражке, 27, где жил прообраз Станиславского из «Театрального романа», но это уже другая история.
23.
Дом-музей Герцена

А что же Дом Мастера, где был написан роман «о Пилате», где горела неземным огнем великая человеческая любовь!? Здесь тоже все неоднозначно. Кандидатов очень даже приличное количество. Но рассказать о них все же нужно, ведь это уже живущие своей жизнью городские легенды)

Начнем с Дома Мастера в том же Сивцевом Вражке, 45 /26, находящегося уже фактически с противоположной стороны переулка на углу с Денежным, что рядом с МИДом.
24.
Главный дом городской усадьбы. Сивцев Вражек, 45.
Этот адрес был рожден из вдохновенного творческого воображения известного художника Гарифа Басырова, посчитавшего, что это и есть настоящий Дом Мастера. Вот он так решил, и наверное потому, что именно этот дом вдохновлял его на иллюстрацию сцен романа «Мастер и Маргарита».

Следующий адрес: Дом Мастера в Чистом переулке, 4 (Главный дом усадьбы Софьи Волконской). Аргументов «за» здесь не так уж и много. Скорее уж этот особняк был постоянно на виду у самого Булгакова проживавшего в 20-х годах прошлого века практически совсем рядом (флигель по Чистому переулку, 9), да и вообще, тут же на углу Пречистенки и Чистого переулка находился Калабуховский дом (дом профессора Преображенского), что конечно же прямого отношения к «Мастеру и Маргарите» не имеет, но...)
25.
Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

А это фактически и есть реальный «Дом Мастера», в котором работал Михаил Булгаков над романом «Мастер и Маргарита», где он часто бывал у своих близких друзей. В этом смысле и дом, и его адрес вполне конкретны – это Мансуровский переулок, 9
26.
Дом Мастера в Мансуровском переулке 9
Дом Мастера - Мансуровский переулок, 9

Михаил Афанасьевич появился в этом доме в 1926 году. Он часто приходил к проживавшим здесь друзьям Ермолинскому или младшему Топленинову. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской, как считается, прообразом Маргариты. Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в этом полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.  «»

Еще одна немного странная альтернатива, но!... Как известно, сам Булгаков и его Мастер «обитали» в подвале небольшого дома. И хоть этот жилой дом никак не тянет на «маленький уединенный домик», вторая жена Михаила Булгакова Л.Е. Белозерская считала, что Дом Мастера находился как раз в Плотниковом переулке, дом 10/28, где одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов. Это пожалуй все аргументы «за»)
27.
Жилой дом - Плотников переулок, 10/28

Теперь, одна из самых впечатляющих сцен действия романа Мастер и Маргарита - «Полет Маргариты». Как мы помним, главная героиня совершала его на метле, пролетая по тихим арбатским переулкам в сторону Дома литераторов сокрушив по пути на Бал сатаны квартиру критика Латунского в отместку за разгромную статью о Мастере и его романе «о Пилате». «Полет Маргариты» начался как раз из условно готического особняка Маргариты в Малом Власьевском. «Разбор этого полета» в статье (ссылка выше) служит еще одним некоторым доказательством, что особняк Коровина является основным кандидатом на Дом Маргариты.
28.
Полет Маргариты. Малый Власьевский, 12.

«Нефтелавка» (Сивцев Вражек, 20), упоминаемая в романе Булгаковым в описании маршрута «полета Маргариты» - любопытный и важный ориентир в романе, находившаяся буквально в нескольких десятках метров от Особняка Маргариты в Малом Власьевском.
29.
Нефтелавка в Сивцевом Вражке
На месте бывшей нефтелавки сейчас строений нет, визуально это место, где сейчас находится автостоянка за забором

Как мы считаем, Полет Маргариты начинается от Малого Власьевского переулка, ...она минует Сивцев Вражек и летит над Калошиным переулком – к Арбату… «…Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра... (это театр им. Вахтангова)».

На втором плане на фото ниже -  «Дом с Рыцарями» (Арбат, 35). Согласно московским легендам именно в образе одного из рыцарей (скульптур фасада) доходного дома Филатовой Михаил Булгаков вывел персонаж Коровьева-Фагота и как утверждается, - именно в таком образе «Мрачный рыцарь» и сопровождал свиту Воланда с Мастером и Маргаритой.Слева на фото - Театр имени Вахтангова.
30.
Дом Энергетик - Большой Николопесковский переулок дом 6

…Временно полет Маргариты прерывается в этом переулке, где она и увидела Дом Литераторов (Дом драматургов и литераторов)... Это Большой Николопесковский переулок (с 1934 года по 1994 год назывался улицей Вахтангова). Итак, Маргарита у цели, но далее по ходу действия сюжета идет описание совсем другого дома - Дома Писателей в Лаврушинском переулке, 17. «...В конце его (переулка) ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита...»...
31.
Дом писателей в Лаврушинском переулке 17
Дом Драмлита

А потом был Бал у сатаны (Спасо-Хаус - Усадьба Н.А. Второва, Спасопесковский переулок, 10с1)
32.
Спасо-Хаус или усадьба Н.А. Второва

Добавим сюда же и Усадьбу Марфино, где снималась сцена Бала у сатаны в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (версия 1994 года). Ядро архитектурного ансамбля усадьбы Марфино - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по проекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).

33.
Бал у сатаны - Марфино

Дом Пашкова (Воздвиженка, 3/5с1) сыграл значительную роль в финальных сюжетах романа «Мастер и Маргарита» и также заключительных сценах вышеуказанного фильма.
34.
Дом Пашкова

«...На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...».
35.
Воланд и Азазелло

«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы... Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг... Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату...».

И также еще одна из заключительных сцен романа Мастер и Маргарита - Прощание Мастера с Москвой (Воробьевы горы).

«На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря...».
36.
Воробъевы горы

«... – Навсегда! Это надо осмыслить, – прошептал Мастер и лизнул сухие, растрескавшиеся губы. Он стал прислушиваться и точно отмечать все, что происходит в его душе. Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно – предчувствием постоянного покоя...».

«Группа всадников дожидалась мастера молча... и смотрела, как длинная черная фигура на краю обрыва жестикулирует, то поднимает голову, как бы стараясь перебросить взгляд через весь город, заглянуть за его края, то вешает голову, как будто изучая истоптанную чахлую траву под ногами...».
37.
Прощание с Москвой - Сергей Панасенко
«Прощание с Москвой». Сергей Панасенко.

На этом все.

Приятных и светлых прогулок по Москве!


© Vladimir d’Ar, 2019

Первая часть Биографического Путеводителя (1921-1926 гг)
Вторая часть Биографического Путеводителя (1927-1940 гг)
Tags: булгаков, мастер и маргарита, москва, путеводитель, роман булгакова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments