Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Category:

Вильгельм Фуртвенглер - Моцарт (симфония No.40) & Гайдн (симфония No.94)

Furtwängler - 1.jpg
Всего 7 фото и три ролика

Хочу поделиться недавним приобретением из мира Музыки (японской винтажной виниловой пластинки), которым чрезвычайно доволен, да и в общем, не то это слово, - просто «в восхищении», как восклицали одни из легендарных персонажей известного романа Булгакова сами знаете где и в связи с чем!) Эта пластинка из серии «The immortal art of Wilhelm Furtwängler». Вильгельм Фуртвенглер (нем. Gustav Heinrich Ernst Martin Wilhelm Furtwängler; 25 января 1886, Берлин, Германия - 30 ноября 1954, Эберштайнбург близ Баден-Бадена, Германия) - немецкий дирижёр и композитор - один из крупнейших дирижёров первой половины XX века.

Вроде бы и записи 1948 - 1951 гг., однако это исполнение Венским филармоническим оркестром Сороковой симфонии Моцарта, его же
«Серенады Ре мажор для струнных и литавр» и 39-й симфонии Гайдна просто «сносит крышу», вольно говоря. Эмоциональное вовлечение полнейшее и глубочайшее. Качество записи тех лет восхитительное, хоть и в моно. В общем это тот самый случай, когда при отсутствии в последнее время какого-либо желания о чем-либо подробно рассказывать в ЖЖ, появилось одновременно и непреодолимое это же самое желание - поделиться полученным впечатлением, да и само звучание виниловой пластинки 40-45 летней давности необычайно естественно и эмоционально по определению.

Путь Вильгельма Фуртвенглера как музыканта-исполнителя начался с должности хормейстера в Цюрихе. К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный приём, и это обстоятельство, а также осознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижировании. С 1909 года он работал в Страсбурге, Любеке, Мангейме, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и Вене. В 1920 году получил пост дирижёра в Берлинской капелле, сменив на этом посту Рихарда Штрауса, в 1922 - в Гевандхаузе в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинском филармоническом оркестре. В дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байройтского фестиваля, считавшегося самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижёр в Германии.
02.
Furtwängler - 3.jpg
Альбом выпущен как "gatefold" (то есть с разворотом), но здесь еще и две полные вклейки на мелованной бумаге с биографическими сведениями и многочисленными фотографиями

В конце Второй мировой войны, вследствие жесткого давления со стороны Нацистской партии, Фуртвенглер уехал в Швейцарию, где завершил работу над самым известным и широко исполняемым своим сочинением - Симфонией № 2 ми минор (в числе её исполнителей - такие дирижёры, как Ойген Йохум, Даниэль Баренбойм и Такаси Асахина). После войны он снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер Фуртвенглер в 1954 году в Эберштайнбурге близ Баден-Бадена, похоронен в Гейдельберге на Нагорном кладбище. Наибольшую известность Фуртвенглеру принесли интерпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку; в числе современных сочинений в его репертуаре - Концерт для оркестра Белы Бартока.

Фуртвенглер обладал уникальной дирижёрской техникой. На видеозаписях Фуртвенглера заметно (можете поинтересоваться отдельно), что он совершает странные, подчас неуклюжие движения, как будто бы находящийся в трансе медиум. Его жесты могут казаться не слишком связанными с музыкальным ритмом, а его физические движения одним из музыкантов оркестра характеризовались «как будто куклу дергают за верёвочки». Вопреки этому необычному стилю, а может быть - благодаря ему, музыканты под его управлением оказывались практически под гипнозом. Его лучшие исполнения характеризуются глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и взрывами эмоциональных кульминаций, основанными на убедительной и логичной трактовке произведения. Многие комментаторы и критики причисляют его к величайшим дирижёрам в мировой истории музыки.
03.
Furtwängler - 4.jpg

Симфония № 40 Соль минор, K.550 - одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Произведение завершено 31 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в музыку кларнет. В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части: 1. Allegro-аллегро, 2. Andante-анданте, 3. Menuetto - Trio, 4. Allegro assai. Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья - в сложной трёхчастной форме с трио. Удивительное произведение, как впрочем и все творчество Моцарта!
04.
Furtwängler - 6.jpg

Eine kleine Nachtmusik (Серенада № 13 для струнного оркестра Соль мажор), K. 525, представляет собой композицию 1787 года для камерного ансамбля Вольфганга Амадея Моцарта. Немецкое название читается как «Маленькая Серенада», хотя его часто переводят более буквально, но менее точно, как «Немного ночной музыки». Произведение написано для ансамбля из двух скрипок, альта и виолончели с дополнительным контрабасом, но часто исполняется струнными оркестрами. Вы его сразу узнаете, как только услышите) (все ролики исполнения этих трех вещей под управлением Фуртвенглера я выложу в финале поста).
05.
Furtwängler - 7.jpg

Сегодня эта серенада Моцарта широко исполняется и записывается. И действительно, и Якобсон, и Хильдесхаймер считают, что Серенада является самым популярным из всех произведений Моцарта. Хильдесхаймер пишет: «даже если мы слышим эту серенаду на каждом углу (улицы), ее высочайшее качество бесспорно, случайный счастливый кусочек легкого, но счастливого пера».

Симфония № 94 Соль мажор является второй из двенадцати лондонских симфоний, написанных Францем Йозефом Гайдном. Она широко известна как «Симфония-сюрприз». Симфония написана для оркестра классической эпохи, состоящего из двух флейт, гобоев, фаготов, рожков, труб и литавр, а также обычной струнной секции, состоящей из скрипок (первой и второй), альтов, виолончелей и двойных басов. Симфония популярна и в наше время; часто исполняется и записывается.
06.
Furtwängler - 5.jpg

Гайдн написал эту симфонию в 1791 году в Лондоне для концертной серии, которую он дал во время первого из своих визитов в Англию (1791-1792). Премьера состоялась в лондонском зале Ганновер-сквер 23 марта 1792 года, когда Гайдн руководил оркестром, да еще и сидя за фортепьяно.
07.
Furtwängler - 2.jpg
Тыльная сторона этой обложки пластинки

«Смысл оркестра как художественного средства заключается в том, что это тело, состоящее из 90-100 разных людей, разных голов и рук, становится одним инструментом, через который душа, чувство, интуиция сообщается слушателю в мельчайших деталях. Чем больше он достигает этого, тем больше он теряет свое тщеславное желание быть чем-то самим по себе, тем больше он становится посредником, коммуникатором, сосудом и точкой входа божественного, говорящего через великих мастеров». - W. Furtwängler, 1929

Как поразительно точно сказал великий друг и соавтор Фуртвенглера, скрипач Иегуди Менухин:

"Дирижеров много, но очень немногие из них, кажется, раскрывают ту тайную часовню, которая лежит в самом сердце всех шедевров. Кроме нот есть видения, и за этими видениями есть эта невидимая и тихая часовня, где играет внутренняя музыка, музыка нашей души, чьи отголоски-лишь бледные тени. Это был гений Фуртвенглера, потому что он подходил к каждой работе как паломник, который стремится испытать это состояние бытия, которое напоминает нам о творении, тайну, которая находится в сердце каждой клетки. Своими плавными движениями рук, исполненными такого глубокого смысла, он приводил свои оркестры и солистов в это священное место." - Y. Menuhin

Примечательно, что в YouTube нашлись оригинальные записи Фуртвенглера и именно этих трех вещей с указанной пластинки.
Послушаем их выборочно (с сокращениями естественно), уж точно не пожалеете выделенного времени!)


Wilhelm Furtwängler - Mozart Symphony no. 40 (1948) 1/4



Wilhelm Furtwängler - Eine kleine Nachtmusik Mozart (1.Mov.) (1949)



Wilhelm Furtwängler - Joseph Haydn - Symphony No. 94 "Surprise" (1951)



© Vladimir d’Ar, 2020
Tags: The Immortal Art Of Wilhelm Furtwängler, Wilhelm Furtwängler, eine kleine nachtmusik, joseph haydn, mozart, mozart symphony no 40, symphony no 94, vinil, винил, гайдн, моцарт, симфония 40, симфония 94
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments