Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Анубис - серебряная подвеска-амулет в древнеегипетском стиле

Анубис
Серебро. 25х30 мм, ручная работа; Египет. Интересной особенностью амулета является наличие свободного поля слева, очевидно для начертания защитных иероглифов имени конкретного человека, а также тем, что он еще и двухсторонний.

Ану́бис (др.-греч. Ἄνουβις, егип. jnpw Инпу) - древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), "страж весов" на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав. Первоначально (согласно "Текстам пирамид") Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) перешла к Осирису (считавшимся умершим фараоном), перенявшим и титулы Анубиса "владыка запада" (Хентиаменти), "владыка тех, кто на западе". Анубис в этот же период уже связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами. Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат (исток двух истин) или нет. Бог мудрости Тот принимал решение Маат без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В "Книге мёртвых" часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала.

Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним из числа Эннеады, сыном Нефтиды и Сета. Женой Анубиса считалась богиня Инпут, которая иногда почиталась женской формой Анубиса. Дочерью Анубиса была Кебхут (богиня бальзамирования и чистой прохладной воды). В глубокой же древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад - обиталище мёртвых и был его царством.

Анубис

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб (егип. sb "судья") или человека с головой шакала или собаки. Апулей упоминает о двух ликах Анубиса "один чёрный, как ночь, другой - золотой, как день".

Возможно поэтому представленный здесь амулет именно двухсторонний и, если на его лицевой стороне изображен (с чернением) сам Анубис, то на оборотной выгнутой стороне мы видим уже двух женщин, играющих на характерных древнеегипетских музыкальных инструментах - танбуре (струнном щипковом инструменте с ярко выраженной длинной шейкой) и арфе. В Древнем Египте музыканты с танбурами всегда возглавляли религиозные процессии. Большая же дуговая (в форме лука) или угловая арфа считалась преимущественно храмовым инструментом. Таким образом, у нас здесь изображено музыкальное сопровождение некоего сакрального ритуального обряда или погребальной царемонии.

Анубис - 02
Вообще же, здесь мастером использован известный сюжет росписи, из гробницы писца Нахта в Фивах, эпохи XVIII династии

Амулет в целом довольно изящен, особенно его оборотная сторона. Еще стоит обратить внимание, что в качестве дополнительного звена, как способа подвески амулета на цепочке, использовано изображение лотоса, который символически олицетворяет новое рождение, плодородие, жизненные силы и даже бессмертие.

Фото © Vladimir d’Ar, 2020
Tags: амулет, анубис, бог анубис, древнеегипетский бог анубис, серебряная подвеска Анубис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments