Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Москворецкая набережная в Москве


На первом плане фото - выход второго более «молодого» подземного коллектора реки Неглинной в Москву-реку на Москворецкой набережной (построен щитовым способом в начале 60-х годов прошлого века).

Всего 16 фото 

Москворецкая набережная расположена на левом берегу протекающей через столицу Москвы-реки между Большим Устьинским и Большим Москворецким мостами, то есть в самом ее историческом центре. К ней примыкают Устьинский проезд, а также Устьинская и Котельническая набережные (последняя связана с Москворецкой набережной Малым Устьинским мостом через реку Яузу). Кроме этого, на набережную выходят Китайгородский проезд и Москворецкая улица. Протяженность набережной около одного километра.

Свое название (Москворецкая набережная) этот участок берега Москвы-реки получил по созвучию с прежним Большим Москворецким мостом, располагавшимся ниже по течению от ныне существующего. Еще до 30-х годов прошлого века со стороны северной части набережной размещался участок древней Китайгородской стены с устроенными воротами, дорога через которые вела в Зарядье. О ней тоже поговорим.

Как таковой, проезд на месте нынешней Москворецкой набережной образовался в период с 1795 по 1798 годы. Именно тогда береговую линию Москвы-реки укрепили сваями и вывели на их высоту уровень земли, подсыпав для этих целей привозной грунт. Так и появилась здесь проездная дорога. История этих мест связана с зимним торгом, существовавшим с XV века и который устраивался прямо посреди русла замерзшей реки. Здесь продавались не только съестные продукты, но и всякий нужный в хозяйстве товар - горшки, кадки, ухваты и даже сани. Выбор этого места торговцами был обусловлен, прежде всего, защищенностью от стужи и ветра, благодаря рельефу окружающей местности и влиянию реки. Таким образом, в студеную пору здесь и был главный торговый центр Москвы.
02.
Москворецкая набережная - Китай-город
Москворецкая набережная. 1932 год.

Большой Москворецкий мост построен на месте одной из старейших переправ в городе. С 1498 года существовал наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. В 1789 году построен деревянный свайный мост. В 1829 году возведены каменные быки трёх деревянных пролётов по 28 м. В 1870 году мост сгорел, в 1872 году установлены металлические пролёты. Название моста дано по Москворецкой улице. Большой Москворецкий мост построен в 1936-1938 годах (архитекторы А.В. Щусев, П.М. Сардарян, инженер В.С. Кириллов).
03.

Большой Москворецкий мост

В XVII столетии, после окончания строительства стен Белого города, перегородивших проезды к былому рынку, местная торговля переместилась к Москворецкому мосту. В районе нынешней Москворецкой улицы возникли новые торговые ряды, например, Щепной, Живорыбный и многие другие.
04.
Москворецкая набережная
Москворецкая набережная. Вид с Большого Устьинского моста.

В период с 1707 по 1708 годы император Петр Первый велел возвести на Москворецкой набережной земляные бастионы, которые перегораживали прореху в кольцевой обороне города. Насыпи протянулись от стен Китай-города до берега Москвы-реки.
05.

Москворецкая набережная.
«Парк Зарядье».

Москворецкая набережная продолжает Кремлёвскую набережную, начинаясь от Васильевского спуска, Москворецкой улицы и Большого Москворецкого моста, проходит на восток вдоль парка «Зарядье», слева к ней примыкает Китайгородский проезд. Затем изгибается с рекой к юго-востоку вдоль здания бывшего Воспитательного дома.
06.
Москворецкая набережная
«Парящий мост» «Парка Зарядье» на Москворецкой набережной

В 60-х годах восемнадцатого века была снесена часть стен Белого города в восточной стороне проезда, вплоть до реки Яузы, и на Васильевском лугу начали строительство Воспитательного дома. Строительную площадку обнесли забором, которая как бы являлась продолжением восточной Китайгородской стены и тем самым перегородили половину всей набережной, включив ее территорию в свои владения.
07.
Китайгородская стена - 1 - 1925 - 1935.jpg
Редкий снимок Китай-города с самолета. Сделан очевидно на майские праздники.1925 - 1935 гг. В правом нижнем углу виден фрагмент строений Воспитательного дома.

К возрождению набережной улицы вернулись к 1775 году, когда по новому плану города Москвы было решено вновь устроить проезд между устьем Яузы и Москворецким мостом. Однако, Воспитательный дом, пользующийся особыми привилегиями, всячески препятствовал этому. Потребовалось личное участие императрицы Екатерины II, которая поставила точку в этом споре. Случилось это лишь в 1795 году, когда были снесены принадлежавшие благотворительному заведению Васильевские бани и часть забора, преграждавшие путь.
08.
Москворецкая набережная

Императорский Воспитательный дом (на фото выше), который сегодня расположен на Москворецкой набережной (дом 7), является одной из крупнейших построек дореволюционной Москвы с длиной фасада около 380 метров. Он был заложен еще в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведения для беспризорных детей, а также сирот и подкидышей. Инициатором стал известный российский просветитель Иван Иванович Бецкой. Под строительство был выделен обширный участок между улицей Солянкой и берегом Москвы-реки - так называемый Васильевский луг. В то время территория была ограничена с восточной стороны стеной Белого города, а в западной части уже Китайгородской стеной.

Стоит отметить, что средства на возведение Воспитательного дома шли не из государственной казны: для финансирования использовалась открытая подписка. Так, сама императрица сразу предоставила фонду 100 тысяч рублей и подписалась на внесение ежегодно еще 50 тысяч. Помимо строительства основных зданий, проводились работы по облагораживанию прилегающего к зданию берега Москвы-реки. Так, в период с 1795 по 1797 годы замостили проездную дорогу по Москворецкой набережной, а немного позже, в период с 1801 по 1806, устроили на ней гранитную облицовку.
09.
Москворецкая набережная
Москворецкая набережная. 1903 год.

В период с 1801 по 1806 годы набережную со стороны русла облицевали камнем, а спустя некоторое время возвели ограждающие чугунные решетки, полностью замостили и высадили здесь деревья - голландские липы. Не забыли и о важных для городских нужд водовозах: для них были устроены специальные двухсторонние спуски.
10.
Китайгородская стена - 2 - 1918-1920.jpg
Китайгородская стена на Москворецкой набережной. 1918-1920 гг. Стена фактически сокрыта складскими пристройками.

Масштабная реконструкция Китайгородской стены началась в 1925 году. Реставрационными работами, в 1925-1926 гг руководил архитектор Николай Дмитриевич Виноградов. В ходе реставрации стена была очищена от наслоений и различных амбаров, кладовок и пристроек.
11.
Китайгородская стена - 4 - 1926-1934.jpg
Китайгородская стена на Москворецкой набережной. 1926-1934 гг.


В частности в процессе были снесены обветшавшие лабазы вдоль Москворецкой набережной, расчищено от пристроек и внутреннее пространство со стороны Зарядья. Впервые за долгое время галерея Китайгородской стены в Зарядье оказалась освобождена, застелена асфальтом и вновь стала проходной. С внешней стороны вдоль Москворецкой набережной были высажены деревья и проложена пешеходная дорожка. Другим участкам Китайгородской стены повезло гораздо меньше.
12.
Китайгородская стена
Китайгородская стена на Москворецкой набережной. 1926-1928 гг. Николомокринская или Глухая башня Китай-города.

В таком виде Москворецкая набережная пребывала вплоть до реконструкции, проведенной в 1936-1937 годах, когда вместо отделочного камня облицовки установили гранитные плиты. Сегодня дорога на набережной стала частью многокилометровой магистрали, которая тянется вдоль русла Москвы-реки - по ее левому берегу.
13.
Москворецкая набережная
Москворецкая набережная. Вид со Старо-Устьинского моста.1928-1929 гг.

После войны, в 1947 году, по решению Совета Министров СССР «Зарядье» было отведено для строительства одной из восьми высоток, которые планировалось возвести в Москве к 800-летию основания города. В разгар строительства высотки, 16 апреля 1951 года, произошло обрушение верхней части прясла Китайгородской стены по Москворецкой набережной между Проломными воротами и Полукруглой башней. Причиной обрушения стали вибрации строительной техники, и вандализм строителей высотки, разбиравших стену для прокладки временных коммуникаций. Длина обрушившегося участка составляла около 45 метров. Еще раньше обрушились два небольших участка стены по Китайгородскому проезду. Встал вопрос, как поступить с полуразрушенным памятником истории и архитектуры республиканского значения.
14.
Москворецкая набережная - 1 - 1936-1936.jpg
Москворецкая набережная. 1935-1936 гг.

Мосгорисполком и Управление строительства Дворца Советов выступили за скорейший снос Китайгородской стены на Москворецкой набережной, для чего создали свою инженерно-техническую комиссию, в то время как Академия наук и Союз архитекторов были против сноса и за реконструкцию сохранившейся части стен и башен в «Зарядье», для защиты своей позиции они также создали свою комиссию. В письмах в Совет Министров и секретариат ЦК ВКП(б) архитекторы объясняли, что «сохранение древней крепостной стены по соседству с гигантским новым сооружением советской эпохи создаст в этом месте города очень яркое архитектурное сочетание» и предлагали «приостановить снос и принять срочные меры к реставрации этого уникального памятника, включив его в новую планировку Зарядья».

Точку в «войне комиссий» поставил лично Сталин. Распоряжением № 3489-р от 20 февраля 1952 года он предоставил Управлению строительства Дворца Советов право разобрать стены и башни вдоль набережной и Китайгородского проезда, обязав Совмин РСФСР исключить Китайгородскую стену на этих участках из списка памятников архитектуры. Таким образом, Китайгородская стена вдоль Москворецкой набережной официально перестала существовать именно в 1952 году.

Москворецкая набережная от дома № 7 (Воспитательного дома) проходит далее от центра под Большим Устьинским мостом, где к ней примыкают Устьинский проезд и Устьинская набережная правого берега Яузы, а за Малым Устьинским мостом через Яузу переходит в Котельническую набережную.
15.
Старый Устьинский мост
Старый Устьинский мост. 1926 год.

Что интересно, в левой части этого кадра на дальнем плане (на фото выше) можно разглядеть древнюю Швивую горку, там где сейчас находится Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря (видны колокольня и строения Храма Никиты Мученика на Швивой горке). Сейчас Швивую горку полностью закрывает сталинская высотка на Котельнической набережной. О самой Швивой горке можно также узнать из той же активной ссылки выше.

Ну и в заключении, общий вид на Москву и Москворецкую набережную имено со Швивой горки с колокольни Никитской церкви
16.
Вид Москвы со Швивой горки
Панорама Москвы со Швивой горки. Раскрашеная фотография 1889 года.

Источники:

Воспитательный дом в Москве. Москворецкая набережная, 7. Портал Прогулки по Москве.
История Китайгородской стены. Портал Зарядье.
Москворецкая набережная в Москве. Портал Прогулки по Москве.
Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. - М.: Информполиграф, 2011.


© Vladimir d’Ar, 2020
Tags: воспитательный дом, город, городской пейзаж, история, москва, москворецкая набережная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments