Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Балет Стравинского "Весна священная" - дирижер Колин Дэвис

Весна священная - 1
Всего 14 фото и один ролик

Попалась мне тут недавно японская пластинка 1978 года издания Стравинский - «Весна священная» в идеальном состоянии и совсем недорого. С огромным удовольствием переслушал музыку к этому балету. Кстати его история удивительна и загадочна. Давайте-ка, (если конечно интересно), узнаем о балете, рассмотрим саму пластинку (а тактильные ощущения в наше оцифрованное время очень важны), послушаем музыку, ну, и, увидим сам балет конечно. Также я немного расскажу об известном дирижере Колине Девисе (Colin Davis) и Амстердамском Королевском оркестре Concertgebouw (Royal Concertgebouw Orchestra) в чьем исполнении и представлен этот релиз.

«Весна священная» (фр. Le Sacre du printemps) - балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре на Елисейских Полях в Париже. Автор декораций, костюмов, либретто - Николай Рерих, хореограф - Вацлав Нижинский, импресарио - Сергей Дягилев. В основу замысла «Весны священной» лёг якобы сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал - молодая славянская девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает принося себя в жертву. Работал над этой музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам. Однако по воспоминаниям Рериха, именно сам Рерих и был автором либретто, т.е. идеи и содержания действия.

Игорь Стравинский - балет «Весна священная»

«От скандала до шедевра» - такой предсказуемо тернистый путь в истории мирового искусства прошел балет Игоря Стравинского «Весна священная». «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году», - высказался тогда один из театральных критиков после премьеры, заставившей достопочтенную парижскую публику испытать глубокий культурный шок. Эти слова оказались пророческими. Фантастический сплав талантов трех гениев - Стравинского, Рериха, Нижинского - породил абсолютно новаторский спектакль, обладающий мощнейшей энергетикой и такой силой воздействия на зрителя, что ее секрет не разгадан до сих пор; а я люблю такие истории и сюжеты)
02.
Весна священная - 2
Тыльная сторона конверта пластинки. Здесь почти всё на японском, поэтому по-держим его в руках и просто по-любопытствуем

Краткое содержание балета «Весны священной»

В «Весне священной» нет ярко выраженной сюжетной линии. Недаром балет имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси», данный ему автором. В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана.
02.
Курган

Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут.
03.
Весна священная - хоровод

Постепенно танцы перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой и удалью, затевают Игру двух городов.
04.
Медведи

Всеобщую вакханалию останавливает появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего. Он взывает к благоразумию юношей, силясь их успокоить. Веселье стихает, и девушки собираются вокруг костра. Они знают, что в эту ночь, согласно обряду, одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и богатым урожаем.
05.
Старцы.jpg

После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная - та, которой предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает священную пляску, темп которой все время нарастает и, в конце концов, обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать...
06.
Священный дуб

История создания «Весны священной»

История появления «Весны священной» содержит немало противоречий, и главное из них - кого считать «крестным отцом» балета. Либретто «Весны» разрабатывалось композитором Игорем Стравинским и художником Николаем Рерихом в тесном соавторстве, но в своих более поздних воспоминаниях и интервью каждый утверждал, что именно он стоял у истоков рождения шедевра. По словам Стравинского, идея будущего балета явилась ему во сне. Образ молодой девушки, кружащейся в исступленном танце перед старцами и, в конце концов, падающей в изнеможении, настолько ярко запечатлелся в сознании композитора, что однажды он рассказал об этом сне Рериху, с которым его связывали приятельские отношения. Стравинский знал об увлечении Рериха язычеством, о том, что художник занимался изучением обрядовой культуры древних славян, и предложил поработать над либретто «Весны священной».
07.
Весна священная - Геликон-опера
«Весна священная»Стравинского на сцене Геликон-оперы. Автор фото неизвестен.

Однако Рерих впоследствии категорически отрицал изложенную приятелем и соавтором эту полумистическую версию событий. По его словам, в 1909 году Стравинский приехал к нему специально с предложением о сотрудничестве - он хотел написать балет. Рерих предложил композитору два сюжета на выбор - один назывался «Шахматная игра», а другой как раз и представлял собой будущую «Весну священную». Подтверждением слов художника могут служить архивные документы, согласно которым Рериху был выплачен гонорар как автору либретто «Весны священной».

Так или иначе, в 1909 году началась работа над балетом. Она шла с перерывами, поскольку в этот период Стравинский был занят сочинением «Петрушки» - другого балета на русскую тематику, заказанного ему знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым для «Русских сезонов» (в Париже). Лишь в 2011 г. после премьеры «Петрушки» Стравинский вернулся к своему замыслу.
08.
Весна священная - 3
Первая сторона пластинки

В результате новой встречи с Рерихом осенью 1911 года в Талашкино - имении известной меценатки княгини М.К. Тенишевой - идея балета оформилась окончательно. В последнем варианте его структура была ограничена двумя действиями - «Поцелуй земле» и «Великая жертва».

Постановку спектакля, которому надлежало стать «гвоздем» очередных «Русских сезонов», Дягилев поручил самому яркому танцовщику своей труппы Вацлаву Нижинскому. Репетиции проходили сложно. В своем стремлении воплотить на сцене мир языческой Руси и передать эмоции, владеющие участниками ритуального действа, Нижинский отказался от привычной пластики классического балета. Он заставил танцовщиков развернуть стопы внутрь и выполнять движения на прямых ногах, что создавало эффект грубой неуклюжести, примитивности. Усугубляла ситуацию непривычно сложная для балетного слуха музыка Стравинского. Чтобы труппа не сбилась с заданного композитором ритма, Нижинский вслух считал такты. Среди артистов зрело недовольство, и все же работа над балетом была доведена до конца.
09.
Весна священная - 4
На лейбле пластинки можно при желании разобрать все детали

Известные постановки

Интерес к «Русским сезонам» в Париже был огромен, поэтому премьерный показ нового спектакля, состоявшийся в мае 1913 года в театре Елисейских Полей, начался при полном аншлаге. Но уже первые такты повергли почтенную публику в шок. Зрители мгновенно разделились на два лагеря - одни восхищались новаторством Стравинского, другие принялись освистывать как музыку, так и революционную хореографию Нижинского. В зале началась вакханалия. Артисты не слышали музыки, но продолжали танцевать под громкий счет Нижинского, отбивавшего такт за кулисами. Таким было первое знакомство публики с главным балетом XX века, как станут впоследствии называть «Весну священную». Но это будет гораздо позже. А тогда спектакль выдержал всего шесть показов, после чего исчез из репертуара дягилевской труппы.
10.
Весна священная - 5
Вторая сторона пластинки

Рерих писал тогда:

«Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями».

В 1920 году по просьбе Дягилева его заново поставил молодой хореограф Леонид Мясин, но эта постановка прошла незамеченной.
11.
Весна священная - 6

Подлинный интерес к «Весне священной» вспыхнул только во второй половине XX века. В 1959 году мир увидел «Весну священную» в хореографии Мориса Бежара. Главное, что отличает бежаровскую интерпретацию от прочих, - принципиально иная смысловая доминанта. Балет Бежара  - не о жертвоприношении, а о всепоглощающей страстной любви между мужчиной и женщиной. Пролог спектакля Бежар назвал «Посвящение Стравинскому», использовав в спектакле обнаруженную редкую запись с голосом композитора. Еще один сюрприз поклонникам балета преподнесла в 1975 г. немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш, которая сделала попытку вернуться к ритуальному смыслу танца, к его истокам, которые кроются в обрядовости...
12.
Весна священная - 8
Цветная альбомная вкладка-буклет

В 2013 году в честь 100-летнего юбилея «Весны священной» Мариинский театр показал еще одну версию балета в постановке современного немецкого хореографа Саши Вальц. В ее «Весне...» восславляется женское начало, а красота танцев не имеет ничего общего с той намеренной неуклюжестью, которой когда-то шокировал зрителей спектакль Нижинского. Все эти и многие другие постановки, которые отличаются друг от друга абсолютно разноплановыми подходами к форме и содержанию, объединяет одно - магическая сила музыки Стравинского. У каждого, кому хоть немного довелось познакомиться с историей создания этого поистине эпохального балета, возникает непреодолимое желание - увидеть его своими глазами. Парадокс: спустя столетие после рождения «Весна священная», задуманная авторами как поклонение первобытной мощи земли и обращение к архаике, звучит все более современно, продолжая волновать умы и сердца нового поколения хореографов, танцовщиков и зрителей.

Сэр Колин Дэвис, также Дейвис (англ. Colin Davis; 25 сентября 1927 - 14 апреля 2013) - британский дирижёр. Родился в Вейбридже, Суррей, Великобритания. Дэвис обучался игре на кларнете в Королевском колледже музыки в Лондоне. В 1952 году Дэвис работал в Ройял Фестивал Холле, а в конце 1950-х стал дирижёром Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си. В 1960-х он работал в театре Сэдлерс Уэллс (англ. Sadler's Wells Theatre) и в Лондонском симфоническом оркестре. Он также работал Главным дирижёром Симфонического оркестра Би-би-си. В 1971-м он сменил Георга Шолти на посту главного дирижёра в Королевском театре Ковент-Гарден. С 1972 по 1984 гг. Дэвис был главным приглашённым дирижёром Бостонского симфонического оркестра. Впоследствии с 1983 по 1993 годы он был главным дирижёром Симфонического оркестра баварского радио. В 1980 году Дэвис получил рыцарское звание.
13.
Весна священная - 7
Цветная альбомная вкладка-буклет с фотографией дирижера Колина Девиса

Королевский оркестр Concertgebouw (голландский: как koninklijk Concertgebouworkest, произносится [koːnɪnklək kɔnˈsɛrtxəbʌuʋɔrˌkɛst]) - это симфонический оркестр Нидерландов, основанный в Амстердаме, в переводе - Королевский концертный зал. Оркестр считается одним из ведущих мировых оркестров - королева Беатрикс присвоила оркестру "королевский" титул в 1988 году. Оркестр Concertgebouw был создан в 1888 году дав свой первый концерт в Concertgebouw 3 ноября 1888 года под управлением Первого главного дирижера оркестра Виллема Кеса.
14.
Весна священная - 9
Разворот цветной альбомной вкладки-буклета


Личные впечатления

Что уж тут отдельно рассказывать о музыке к балету, когда её надо не только слушать, но смотреть само действо одновременно) Скажу лишь только то, что Стравинский потряс своей «Весной священной» как исполнение Колина Девиса. Раньше я как-то не особо проникался музыкой к этому балету, но сейчас все изменилось - произошло в этом смысле то самое мистическое рождение Музыки с большой буквы; особенно всё это чувствуется при аналоговом воспроизведении со старой виниловой пластинки выпущенной еще во второй половине 70-х прошлого века. Цифровой записи тогда еще не было и можно услышать, почувствовать музыку по-настоящему, реально, погружаясь в ее образы и участвуя в этом захватывающем действе. В итоге и предсказуемо, очень сильно захотелось увидеть этот волшебный балет воочию.

Вообще же, эта музыка вероятно не совсем проста и многим может показаться сложной в восприятии. Я никоим образом не хочу побуждать кого-то слушать или смотреть «Священную весну» - это просто мое впечатление, которое вот так легко и выразилось в виде этого материала.
15.

«Весна священная» Игоря Стравинского в версии Вацлава Нижинского 1913 года - ГА Мариинский театр

Источники:


Игорь Стравинский - балет «Весна священная». Портал Soundtimes.ru.
Рерих Н.К. Весна. 27 февраля 1941 г. «Листы дневника», т.2


© Vladimir d’Ar, 2020
Tags: балет, весна священная, игорь стравинский, классическая музыка, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments