Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Богоявленский монастырь в Угличе. Часть 1 - История обители.

Богоявленский монастырь - 002.jpg
Всего 28 фото

С отдаленных времен Угличский край славится многочисленными святынями, монастырями и храмами. Многие праведники и подвижники благочестия освящали своими трудами град Углич и окрестные земли. Среди святых обителей края значимое место занимает Богоявленский женский монастырь. Обитель расположена почти в геометрическом центре исторической части Углича на пересечении нескольких важных улиц. Ее внушительные храмы по-прежнему возвышаются над городом и видны за несколько километров. С первого взгляда на панораму Углича они восхищают гармоничными объемами, сиянием глав и крестов. Сам облик обители неопровержимо свидетельствует, что она является одной из главных святынь, важной и неотъемлемой частью истории Угличского края.

Следует отметить, что погода во время нашего посещения Богоявленского монастыря была мрачноватая, поэтому основное количество фотографий вышли не совсем удачными с точки зрения наличия солнечного света. Кроме того, в 2017-м территория монастыря подвергалась масштабным работам по ее благоустройству, так что это обстоятельство тоже следует учитывать при рассматривании монастырских строений. Сейчас наверное Богоявленский монастырь выглядит гораздо фотогеничнее чем в 2017 году) Но, главное, история монастыря и некоторые мои попытки передать ощущения от пребывания в святой обители посредством фоторяда.

Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря не известны, но старинные предания и работы исследователей относят это событие к далекому прошлому. В Угличском летописце сообщается, что монастырь имел древнее происхождение, что его основал в 1295 году князь Димитрий Борисович, что там принимали постриг и погребались угличские княгини.
02.
Богоявленский монастырь - 001.jpg
Богоявленский монастырь - вид с Октябрьской улицы

Еще одна версия, не подтвержденная летописцами, появившаяся на рубеже XIX-ХХ веков, предполагает, что Богоявленский монастырь основала в конце XIV века супруга великого князя Димитрия Донского великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния – одна из наиболее известных и почитаемых московских святых.

В третьей версии основательницей называется последняя супруга царя Ивана Грозного Мария Феодоровна Нагая, мать царевича Димитрия. Как известно, она была дочерью окольничего Федора Федоровича Нагого, в брак с царем вступила 6 сентября 1580 года, 19 октября 1582 года у них родился сын царевич Димитрий Иоаннович. В марте 1584 года, после кончины Ивана Грозного, царица с сыном, родственниками из рода Нагих и большой свитой была отправлена в Углич, завещанный отцом царевичу Димитрию в качестве удела. 15 мая 1591 года Димитрий был убит при невыясненных точно обстоятельствах. После проведения следствия представители рода Нагих и угличане, обвинившие в гибели Димитрия Бориса Годунова и расправившиеся над возможными убийцами, были подвергнуты ссылкам и казням, царица Мария Нагая пострижена в инокини с именем Марфа и сослана в Никольский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае.
03.
Богоявленский монастырь - 004.jpg
Богоявленский монастырь - вид с севера

В Угличском летописце записано местное предание, возможно, дополняющее краткие сообщения столичных источников о пострижении и ссылке Марии Нагой. В нем повествуется, что опальная царица после гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года еще несколько месяцев провела в своем дворце, потом 20 ноября того же года по принуждению Бориса Годунова приняла постриг в Богоявленском монастыре и находилась в Угличе до 9 апреля 1592 года, когда была выслана в Никольский монастырь «что на Выксе».
04.
Богоявленский монастырь - 005.jpg
Северные (1-е) врата Богоявленского монастыря

Богоявленский девичий монастырь первоначально находился на территории Угличского кремля – в юго-западной части крепости за прудом. В трагические годы для нашего Отечества, в период Смутного времени начала XVII века, Богоявленская обитель разделила участь города и других монастырей края. Во время нападений на Углич отрядов поляков и литовцев монастырь подвергся разорению. Тогда погибли настоятельница игумения Анастасия, два священника, два чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин.
05.
Богоявленский монастырь - 003.jpg
Богоявленский собор - вид со стороны Улицы 9 января

Деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены. Эти события, вероятно, произошли во время наиболее опустошительного нападения на город весной 1609 года, произведенного отрядами Яна Микульского и Александра Лисовского.
06.
Богоявленский монастырь - 007.jpg
Богоявленский собор - в 2017 году был закрыт на реставрацию

С течением времени память о Богоявленской обители, как о многих других угличских монастырях и храмах, могла изгладиться и остаться лишь в виде кратких упоминаний, но произошло иначе. Около 1620 года Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте великой старицей инокиней Марфой Ивановной – матерью первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича.
07.
Богоявленский монастырь - 008.jpg
Богоявленский монастырь. На первом плане Водосвятная часовня (2010-е гг.)

В 1601 году Романовы подверглись опале и по приказу царя Бориса Годунова были пострижены в монашество (Федор Никитич с именем Филарет, Ксения Ивановна с именем Марфа) и сосланы в отдаленные места. В 1605 году Лжедмитрием I были возвращены из ссылки, Филарет возведен в сан ростовского митрополита. В 1611-1619 годах Филарет находился в польском плену, после освобождения был возведен в сан патриарха. Инокиня Марфа после избрания на царство в 1613 года Михаила Феодоровича стала именоваться государыней великой старицей, занимала видное почетное положение в государстве. Умерла 26 января (5 февраля) 1631 года.
08.
Богоявленский монастырь - 013.jpg
Богоявленский собор

Как видно из вышесказанного, инокиня Марфа своим происхождением была связана с Угличским краем, бывала в городе. По этой причине она могла проявить участие к судьбе Богоявленской обители. Также монастырь мог быть восстановлен в память о царице Марии Нагой, принявшей в нем иночество. Как известно, первым вкладом инокини Марфы в Богоявленский монастырь был список с чудотворной костромской иконы Божией Матери «Феодоровской» в 1620 году, о чем свидетельствует надпись с обратной стороны иконы.

В числе жертвователей были и царь Михаил Феодорович, и супруга царя Иоанна V Алексеевича царица Прасковья. Таким образом, в судьбе угличского Богоявленского монастыря запечатлелась связь двух российских правящих династий – Рюриковичей и Романовых. При Рюриковичах монастырь был основан, последняя супруга Иоанна Грозного приняла в нем иночество и провела год после гибели сына. Мать первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем».
09.
Богоявленский монастырь - 021.jpg
Федоровская церковь; на дальнем плане, справа - Смоленская церковь

В 1660 году в Угличе началось строительство новой деревянной крепости под руководством князя Михаила Кугушева. Закладке стен и башен мешали монастырские постройки. Строители, не считаясь с нуждами обители, сломали половину келий и Святые ворота. Кроме того, вблизи крепостных стен во избежание пожара было запрещено разводить огонь. В результате территория монастыря была сильно стеснена, многие старицы лишились жилья, а в оставшихся кельях не позволялось топить печи и выпекать хлеб.

В сложившихся условиях было найдено единственное верное решение – перенос обители на другое место. Что и было сделано в соответствии с грамотой царя Алексея Михайловича от 17 июня 1661 года. Для Богоявленского монастыря было найдено место на окраине посада при Ростовской дороге, где прежде стояла церковь Святителя Иоанна Милостивого. Земля была приобретена у ростовского митрополита Ионы и там построена обитель. В мае 1689 года, была получена грамота от митрополита Ионы на возведение каменного Богоявленского храма с приделом в честь Смоленской иконы Богоматери.
10.
Богоявленский монастырь - 010.jpg
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре

Так в монастыре появилось первое каменное здание – пятиглавый храм в нарядном стиле XVII века, ныне являющийся одной из главных достопримечательностей Углича. Очень важно, что церковь построили местные мастера. Выверенные пропорции и утонченный декор наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве угличских зодчих. В 1854 году, после возведения нового Богоявленского собора, церковь была переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери и ныне известна под этим названием.
11.
Богоявленский монастырь - 017.jpg
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре

Церковь имеет небольшие размеры. С северной и западной стороны к церкви пристроены придел, трапезная и галерея. На своде, перекрывающем церковь находятся пять глав. Шатровая колокольня не сохранилась. На южном фасаде храма сохранились наличники. Выразителен западный фасад. Три арки подклетного этажа лишены украшений. Выше над междуэтажным поясом аркада второго этажа и декоративный карниз с фронтоном. Сохранившиеся росписи относительно недавние и большой ценности не имеют. Реставрация проводилась в 1972-1975 гг. Была разобрана юго-западная пристройка, восстановлены наличники и поливная зелёная черепица.

Далее, на протяжении столетия, облик Богоявленского монастыря существенно не менялся, здания в основном оставались деревянными. Лишь в конце XVIII века при введении генерального плана города Углича 1784 года были изменены границы территории обители и построена каменная ограда, сменившая прежнюю деревянную.
12.
Богоявленский монастырь - 016.jpg
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре

Следующий XIX век стал периодом расцвета Богоявленского женского монастыря. В тот период произошло укрепление хозяйства обители, значительное увеличение числа насельниц, велось активное каменное строительство, кардинально изменившее облик небольшого монастыря.
13.
Богоявленский монастырь - 015.jpg
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре


Заглянем внутрь древней Смоленской церкви
14.
Смоленская церковь Богоявленского монастыря в Угличе
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре. Фото интерьеров сделаны на камеру смартфона.

15.
Смоленская церковь Богоявленского монастыря в Угличе
Фрагмент иконостаса Смоленской церкви

16.
Смоленская церковь Богоявленского монастыря в Угличе

В 1805-1818 годах в юго-восточной части территории, около Ростовской улицы, при игумениях Маргарите и Августе была построена внушительная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, ставшая летним храмом монастыря.
17.
Богоявленский монастырь - 014.jpg
Церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Храмовой иконой новой церкви стал список с чудотворной костромской иконы, пожертвованный Богоявленскому монастырю в 1620 году великой старицей инокиней Марфой. Этот образ является одной из главных святынь Богоявленского монастыря. Всегда пользовался глубоким почитанием среди угличан. Феодоровская церковь была выполнена в стиле классицизма и получила необычный план в виде четырехлистника-квадрифолия. Значительный центральный куб и полукруглые выступы завершены ротондами и вызолоченными луковичными главами.

 В 1822-1824 гг. храм был расписан Епифаном Медведевым. В 1862 г. новые росписи выполнил ярославец Егор Дьяконов, фрески сохранились.
18.
Богоявленский монастырь - 026.jpg
Потрясающие фрески Федоровской церкви. Мне посчастливилось подробно их отснять; рассказ о них будет отдельным постом

Живописный силуэт церкви стал одной из важнейших составляющих панорамы Углича, вместе с древним Богоявленским (Смоленским) храмом она образовала замечательный архитектурный ансамбль.
19.
Богоявленский монастырь - 011.jpg

В 1836-1839 годах к западному фасаду Федоровской церкви была пристроена трехъярусная колокольня высотой 30 саженей (64 м), ставшая высотной доминантой монастыря и важной частью облика города.
20.
Богоявленский монастырь - 020.jpg

В 1843-1853 годах на углу Ростовской и Петровской улиц, на земельном участке, прежде принадлежавшем купцам Буториным, был построен Богоявленский собор, ставший зимним храмом монастыря.
21.
Богоявленский монастырь - 018.jpg
Настоятельский корпус (слева) и Восточный келейный корпус (XIX в.) (справа)

Собор возведен по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского Дворца и многих других значительных зданий. В качестве образца была использована петербургская церковь Святой Екатерины близ Обводного канала и Калинкина моста.
22.
Богоявленский монастырь - 019.jpg
Богоявленский собор и Восточный келейный корпус (XIX в.)

С появлением Богоявленского собора связана красивая, поэтичная легенда. На месте, где он построен, находился фруктовый сад горожан Буториных. Однажды весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Птицы прилетали сюда несколько лет подряд. После продажи земли монастырю игумения восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.

Подобно другим произведениям К.А. Тона угличский Богоявленский собор выполнен в русско-византийском стиле, в его облике после длительных иностранных заимствований возрождаются традиции древнерусского зодчества.
23.
Богоявленский монастырь - 022.jpg
Богоявленский собор со стороны Ростовской улицы

Собор отличается крупными размерами и внушительным обликом, его величественный силуэт стал доминантой для всего города. Строительство столь крупного храма было настоящим подвигом для сестер монастыря. Не располагая достаточными средствами, они собирали пожертвования во многих губерниях, сами работали на кирпичном заводе, перевозили стройматериалы, выполняли земляные работы. Самоотверженными стараниями сестер обители под руководством игумении Еликониды (Муратовой) был построен храм, ставший украшением не только Углича, но и всей епархии.
24.
Богоявленский монастырь - 009.jpg
Настоятельский корпус (1817 г.)

Одновременно с возведением храмов в монастыре строились каменные двухэтажные келейные корпуса, сменявшие обособленные деревянные кельи, новые участки территории обносились оградой с воротами и башенками.
25.
Богоявленский монастырь - 006.jpg
Келейный корпус (1895 г.), ныне общеобразовательная школа

Так на протяжении XIX – начала XX веков был сформирован внушительный комплекс монастыря, занимавший значительную часть 23-го землемерного квартала, являвшийся достопримечательностью и святыней Угличского края.
26.
Богоявленский монастырь - 012.jpg
Настоятельский корпус (1817 г.)

В то время Богоявленский монастырь был известен далеко за пределами Углича, по степени благосостояния и размерам он считался одним из наиболее значительных в Ярославской епархии. В период расцвета в обители находилось около 250 монахинь и послушниц. Благолепие храмов, величественный облик и благосостояние монастыря не были случайным явлением или следствием забот богатых жертвователей – они создавались тяжелым трудом насельниц, строгой и праведной жизнью. По этим причинам монастырь привлекал паломников, пользовался глубоким уважением и почитанием среди угличан.

В Богоявленском монастыре находились почитаемые иконы и другие святыни, привлекавшие внимание богомольцев. В частности, образы Пресвятой Богородицы – Корсунской, «Троеручицы» и «Недремлющее око», от которых были засвидетельствованы исцеления. В 1846 году московский помещик Гавриил Павлович Головин пожертвовал обители доску-мощевик с частицей мощей святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. В 1886 и 1887 годах от афонского иеромонаха Иосифа монастырь получил в дар два ковчега с частицами мощей разных святых. Еще один ковчег, принадлежавший усопшему строителю Ростовского Белогостицкого монастыря иеромонаху Димитрию, передал в 1881 году епископ Ярославский и Ростовский Ионафан с обязательством поминовения.
27.
Богоявленский монастырь - 024.jpg
Богоявленский собор - вид с Ростовской улицы


Обширным и благоустроенным монастырь вступил в ХХ век, в течение которого его ожидали тяжелейшие испытания. После большевистского переворота Богоявленская обитель стала подвергаться нападкам властей. Происходили всяческие притеснения, обложение налогами, изъятия ценностей, грубые вторжения в монастырскую жизнь. В 1928 году обитель была закрыта, и наступило наиболее мрачное время в ее истории.

Находившийся в ссылке архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) 25 августа записал в своем дневнике: «Вчера получил известие из Углича о закрытии Угличского женского монастыря – в самый праздник! Как тяжело!». В 1930-х годах были разрушены колокольня и ограда монастыря. Так архитектурный ансамбль обители утрачивал единство, на смену художественному совершенству и почитанию приходили равнодушие и упадок.
28.
Богоявленский монастырь - 023.jpg
Богоявленский собор со стороны Воскресенского монастыря - снято с сильным приближением

Судьба монастырских построек складывалась по-разному. Бывшие келейные корпуса приходили в ветхое состояние, Смоленский и Феодоровский храмы были отреставрированы в 1970-1980-х годах, начата реставрация Богоявленского собора. Но внешняя реставрация не способствовала сохранению постепенно разрушавшихся росписей и интерьеров. В храмах на протяжении большей части ХХ века размещались склады.

Новый XXI век принес надежду на изменение к лучшему состояния древней обители. В 2003 году были возобновлены богослужения в Феодоровской и Смоленской церквах, а осенью 2010 года по постановлению Святейшего Синода началось возрождение обители. Так Угличский Богоявленский женский монастырь после многолетнего забвения обрел новую жизнь. За прошедшие со времени открытия монастыря нескольких лет стараниями игумении Антонины (Злотниковой) и сестер, при поддержке благотворителей сделано немало. Восстанавливаются ограда, колокольня, ремонтируются возвращенные корпуса келий. Смоленский, Феодоровский и Богоявленский храмы приводятся в порядок, принимают благолепный благоустроенный вид. Резные иконостасы, утварь, иконы, вновь обретаемые святыни наглядно свидетельствуют, что в древние стены возвращается жизнь, возрождается почитание прославленной обители.

Источники:

Рыбин К.Г. Краткие сведения о церквах и монастырях Ярославской епархии. – Ярославль, 1908.
Угличский Богоявленский женский монастырь. Сотрудник краеведческого музея в г. Углич - Е.А.Лиуконен. Официальный сайт Богоявленского монастыря.
Царе-Угличский Летописец. – Издание Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. – Углич, 2013.

P.S. Использован фотохостинг Живого Журнала


© Vladimir d’Ar, 2020

Часть вторая - Фрески Федоровской церкви Богоявленского монастыря
Tags: богоявленский собор, город, история богоявленский монастырь, смоленская церковь, углич, федоровская церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments