Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 2.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 11_1.jpg
Всего 47 фото

Продолжаем осматривать Храм Воскресения Христова в Кадашах начатый в первой части.

Замоскворечье особенно ценно для нас тем, что в нем сохранились от XVII в. жилые и производственные по стройки ремесленников, не уцелевшие почти нигде в России. Дошли до наших дней и красивые, своеобразные по архитектуре Кадашевские храмы. Архитекторы и ученые говорят, что в Замоскворечье сохранились древняя планировочная структура, каменная застройка и пространственно-видовая система: отдельные здания расставлены так, что в пространстве города они создают красивый комплекс зданий – ансамбль. Храмы Кадашевской слободы строились так, что хорошо просматривались с разных видовых точек. Большую живописность придают слободе свободно распланированные церковные участки с домами причта и кладбищами. Церковные земли выделялись при закладке города. Кстати участок земли около храма Воскресения в Кадашах близко подступал к стенам сооружения, и это затрудняло его последующую перепланировку...
В Кадашевском приходе помимо большого Воскресенского храма имеется храм прп. Иова Почаевского, перестроенный из каретного сарая, в котором с 1996 г., в ожидании открытия большого храма совершались богослужения. В этом храме находятся чтимая икона прп. Иова Почаевского с частицей мощей этого святого XVII в., поручи великого подвижника XX в. прп. Амфилохия Почаевского.
02.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 07_1.jpg

В 2007 году при храме Воскресения Христова в Кадашах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия под храмом прп. Иову Почаевскому (на фото ниже и выше) была создана усыпальница.
03.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 46_1.jpg

В ней покоятся останки москвичей, а также останки монахов, переданные для перезахоронения храму Воскресения Христова в Кадашах из:

- Николо-Греческого мужского монастыря, XII-XVII вв.*;
- Храма Николы Большой Крест, XII-XVII вв.;
- Храма Воскресения Словущего на Петровке, XII-XVII вв.;
- Храма Святой Троицы в Старых Полях, XV-XVIII вв.;
- Церкви Николая Чудотворца, XVII-XVIII вв.;
- Моисеевского женского монастыря, XVII-XVIII вв., найденные в ходе историко-археологического исследования на Манежной площади, 1995 г.;
- Погребения неизвестного храма XII-XIII вв., найденные под зданием ЦВЗ «Манеж»;
- Останки некрополя XVIII в. Коломенской Ямской слободы;
- а также небольшая часть останков русского первопечатника - диакона Ивана Федорова с разоренного кладбища Онуфриевского монастыря.

* указана датировка захоронений
04.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 50_1.jpg
Храм прп. Иова Почаевского

Первый этаж храма прп. Иова Почаевского
05.
Храм в честь преп. Иова. Внутренний вид первого этажа.
Фото стороннее

Усыпальница под храмом Иова Почаевского
06.
Усыпальница под храмом прп. Иову Почаевскому
Фото стороннее

Останки москвичей и монахов перезахороненные в усыпальнице
07.
Усыпальница под храмом прп. Иову Почаевскому
Фото стороннее

Мы сейчас находимся на территории Воскресенского храма и обходим вокруг здания Музея  «Кадашесвкая слобода» - дома священника конца XIX века.

Официально Музей открылся в 2004 году. Инициаторами создания музея выступили прихожане храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым. Первыми экспонатами стали предметы, найденные в ходе ремонтно-восстановительных работ на территории храма. Прихожане пожертвовали в музей иконы, старинные книги и предметы быта. При строительных работах в 1990-х гг. было обнаружено древнее кладбище с каменными надгробьями XVI–XIX вв. и остатками погребений.
08.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 51_1.jpg

В июне-августе 2003 г. на территории храма Воскресения Христова в Кадашах в связи с прокладкой инженерных коммуникаций были проведены археологические работы под непосредственным руководством главного археолога Москвы А.Г. Векслера. В ходе их была собрана многочисленная коллекция керамики XV-XIX вв., в том числе многие фрагменты печных изразцов конца XVII - начала XVIII вв., а также интересная коллекция монет XV-XIX вв., в том числе пул (клад) начала XV в.

По мнению специалистов, последние находки имеют важное научное значение для изучения данной территории г. Москвы, они обогатили отечественную нумизматику интересным памятником. В 2004 г. Центр археологических исследований ГУОП г. Москвы передал в музей 187 единиц хранения - памятников археологии, найденных на территории храма Воскресения Христова в Кадашах. Уникальные для Замоскворечья находки имеют точную датировку и атрибуцию и расширяют понятия об истории Москвы и ее заселения. Эти предметы составили основу музея и почти все вошли в его экспозицию. На данное время музей хранит около 3000 единиц хранения, из них около 500 предметов находится в экспозиции музея.
09.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 56.jpg

Экспозиция музея также включает археологические находки, обнаруженные при проведении земляных работ на территории Слободы: изразцы и керамику, медные нательные кресты (XV-XVIII вв.), монеты, каменные надгробья, наконечники стрел, утварь, стеклянную посуду, детские игрушки (XVII-XVIII вв.), а также церковную утварь, старопечатные книги XVII-XVIII вв., металлические решетки и купольные кресты XVIII века с разрушенных в советское время храмов. В общем, надо будет заглянуть в этот музей.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Археология
Коллекция изразцов
Коллекция старопечатных книг XVII-XVIII вв.
Коллекция монет, начиная с XV в.
Коллекции английской графики XVIII и XIX вв.

Композиционным центром, организовавшим вокруг себя функционально-пространственную и объемную композиции близлежащих кварталов, являлась церковь Воскресения Христова в Кадашах. Это первый храм на трассе ул. Большая Ордынка, обращенной к общегородскому композиционному центру – Кремлю, на который раскрывалась перспектива ее и параллельного ей 1-го Кадашевского переулка. Живописность границ квартала, наличие ряда древних палат, размещенных в глубине владений, свидетельствуют о древности планировки, заложенной еще
в Средневековье. Иерархический принцип формирования композиции застройки сохранялся здесь на протяжении практически всех исторических периодов. В значительной мере эта ситуация сохраняется и в настоящее время.
10.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - территория
Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах также действуют две часовни (в честь святых Царственных Мучеников и Почаевской Иконы Божией Матери)

Однако вернемся к Воскресенскому храму...

Храмовое здание в Кадашах существенно отличается от всего созданного до него. Новшеством в этом здании был подчеркнутый дворцовый характер. Другие отличительные стороны: его композиционная собранность, организованность и торжественность. Принцип дворцовой архитектуры выражается в ярусной постановке объемов, каждый из которых четко членится и отделен от другого.
11.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 32_1.jpg

Зодчий впервые применил в культовом каменном здании четкую ярусную композицию объемов. Первый ярус – нижний этаж – зодчий организует просто и строго. Чтобы создать монолитный объем, он делает стены галереи глухими, а в стенах нижнего этажа устраивает большие арки, таким образом, включая помещение под гульбищем в пространство здания.
12.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 31_1.jpg

На первый этаж, образующий первый ярус, мастер ставит группу объемов, которые дают следующие два яруса. Благодаря круговому обходу верхняя группа объемов отделена от подклетного этажа.
13.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 22_1.jpg

Второй ярус создают апсиды и трапезная, на которых как бы вырастает двухэтажный четверик. Третий ярус образуется верхом четверика, возвышающимся над трапезной и апсидами. Систему двух ярусов завершает следующая группа объемов, образованная вторым четвериком, значительно меньшим по размерам, чем первый, и поставленным на своды первого четверика. Второй четверик венчается еще двумя рядами гребешков, верхний из которых расположен по восьмерику. Этот объем завершен пятиглавием, имеющим свои ярусные членения.
14.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 28_1.jpg
Надглавный центральный крест чрезвычайно примечателен в приближении

15.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 27_1.jpg

Центральная глава имеет два света – верхние и нижние окна – в виде восьмерика на восьмерике. Боковые восьмерики значительно ниже. В сочетании с центральной главой они образуют сложную ярусную группу. Форма объемов и их завершение луковицами, которые закрывают верхнюю часть центрального барабана, увеличивают сложность уходящих вверх объемов, придавая меньшую четкость ярусному членению, чем в нижних частях здания. Нарастающая сложность в компоновке объемов и в их членении, начиная со второго яруса, создает впечатление роста.
16.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 30_1.jpg

Гребешки верхних ярусов имеют более изогнутый вид и этим усложняют линию, делящую объем.
17.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 25_1.jpg

Вся система уходящих ввысь объемов зрительно удерживается в равновесии тремя лестницами, идущими с западной, южной и северной сторон первого этажа. Объемы, по ставленные ярусами, очень четко члененные между собой, придают зданию дворцовый характер.
18.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 52_1.jpg

В памятнике в Кадашах появляется новая система взаимосвязи объемов и декора. В нем, несмотря на большую пышность и богатство, нет ничего случайного, разрозненных украшающих деталей, все подчинено единому замыслу. Каждая часть здания и деталь играют ту роль, которая отведена им задачами целого.
19.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 24_1.jpg

Выделилась как самостоятельная категория стена, теперь она выглядит тонкой перегородкой; получил самостоятельное значение и декор.
20.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 23_1.jpg

Два ведущих начала: декор и стена, создающие образ здания,– ясно различимы. Вся система декора устремлена вверх. Он, подобно виноградной лозе, поднимается по стене, придавая особую нарядность сооружению. Стена является фоном, а объемы – опорой всей системы декора. Объемы как бы теряют свою массивность, свойственную архитектуре середины XVII в., возникает зрительное впечатление, будто бы здание построено из тонких стенок.
21.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 26_1.jpg

Роли декора, объемов и стены по мере роста сооружения вверх меняются. В первом подклетном ярусе памятника взаимоотношения между декором и стеной ясны и просты, но в верхних частях здания они все более усложняются. Композиция памятника в Кадашах создана так, что в нижних частях доминирует стена (значение ее постепенно ослабевает по мере движения объемов вверх), а в верхней части главенствует декор. Так зодчий добивается впечатления, что памятник движется, живет, растет, «расцветает»...
22.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 53_1.jpg

Внутренняя организованность сооружения достигнута также и тем, что детали, составляющие декор, строго подчиняются общему замыслу памятника. Мастер, располагая декор, берет за основу ордерную систему здания, характерную для сооружений Западной Европы. Зодчий зданию храма в Кадашах придал «воздушность», чем создал образ и тонкого настроения, и глубокой эмоциональной силы. Произведения с такого рода чертами ранее в архитектуре XVII в. не встречались. Большая выразительность памятника архитектуры связана с общим подъемом культуры и просвещения на Руси.
23.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 21_1.jpg

В архитектурном образе памятника в Кадашах своеобразно отразилась полнота русской жизни того времени: и напряженная борьба идей, и утонченность человеческих чувств. Зодчий выразил духовную жизнь времени очень сложной системой архитектурных форм. И первое место в симфонии стенных плоскостей и ажура камня занимает декор.

С северной стороны церкви создан целый мемориально-скульптурный (кадашевский) комплекс со скульптурным изображением Страстей Креста Господня. Это не просто облагороженная церковная территория, здесь перезахоронены многочисленные останки москвичей-прихожан Воскресенской церкви.
24.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 13_1.jpg

Отмечу, что все использованные плиты, что вы видите на фото - фрагменты старого обработанного белого камня, в том числе и надгробий

29 апреля 2018 года на территории храма Воскресения Христова в Кадашах было произведено перенесение останков усопших православных христиан минувших веков. Останки были заново погребены в общей могиле, приготовленной рядом со скульптурным образом распятия Иисуса Христа. В начале и в конце перезахоронения была отслужена лития.
25.
Останки-2.png
Фото стороннее

Перенесение было совершено при безкорыстном участии движения "Сорок сороков". Побуждающим мотивом участия молодых людей было желание воздать долг почитания светлой памяти наших православных предков, погребенных на исторической территории храма. Стоит также отметить, что в старые времена приходские храмы часто окружались кладбищами, как и в случае храма Воскресения Христова в Кадашах, поблизости от которого хоронили прихожан начиная с XV века.

Перенесение останков было вынужденной мерой, связанной с тем, что после упразднения кладбища в 20-х годах ХХ века на его территории неоднократно велись строительные работы, прокладка коммуникаций и т. п. Никто не считался с останками усопших, человеческие кости зачастую были раскиданы по всей территории. После возобновления приходской жизни с 1993 года приход постоянно собирал разбросанные кости в отведенное место. Все останки, собранные в течении многих лет нашли наконец место своего упокоения, в специально приготовленной общей могиле.
26.
Останки-3.png
Фото стороннее

Почитание памяти предков и воздаяние подобающего их честным останкам почтения является делом благочестия. В краткой проповеди после заупокойной литии настоятель Храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, отметил, что всякий человек, достоин почтения как образ Божий...
27.
Останки.png
Фото стороннее

Отмечу, что мы как раз сейчас и находимся в этом месте. Рассмотрим внимательно Поклонный Крест.

Одновременно ознакомимся с фрагментарной информацией "
О Праздновании Двухсотлетнего существования Воскресенской, что в Кадашеве", что очень интересно и истово погружает в контекст жизни Замоскворечья XIX-го века. Читать в подробностях о празднествах может и утомительно, но мне лично было чрезвычайно интересно. Можете в связи с этим пропустить текст ассоциированный «с Поклонным Крестом», выделенный курсивом.


 «...Воскресенской, что в Кадашеве, церкви в ее настоящем виде исполнилось 13-го января настоящего 1895 года: 13-го именно января 1695 г. совершил освящение ее патриарх Адриан, а «начало летосчисления храма Божия, без сомнения, должно вести со времени освящения его (с этого именно времени, по замечанию игумена Валаамскаго о. Назария, неотступно пребывает в храме Божием Ангел – блюститель престола Господня». Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, – престольному в верхней церкви. На празднование в этот день 200-летия и на порядок его испрошено было 7 сентября благословение Высокопреосвященнейшего Серия, Митрополита Московского и Коломенского...».
28.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 63.jpg

 «К празднованию 200-летия своей церкви Воскресенско-Кадашевский приход готовился постепенно, в течение 3 лет. Еще в 1893 г. усердием церковного старосты потомственного почетного гражданина П.М. Калашникова ремонтирована была нижняя церковь: стены были вновь окрашены масляною краскою, позолота иконостасов промыта и по местам оживлена; кроме того капитально переделаны были печи..».
29.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 64.jpg

«В день освящения нижней церкви 13 сентября прихожане поднесли П.М. Калашникову икону Успения Богоматери и благодарственный (за ремонтирование храма) адрес, в котором, между прочим, выражено было пожелание, чтобы к 1895 г., когда исполнится 200 лет существования нынешней Воскресенской церкви, возобновлен был и верхний храм. Желание  это исполнилось еще в 1894 г. Летом этого года в верхней церкви иконостас был промыт и очищен от пыли, стенопись также промыта и оживлена живописцем И. С. Кулаковым. Жертвователями на ремонт храма явились кроме церковного старосты прихожане Н. Г. Григорьев (1000 р.), М. И. Васильев, Г. Н. Кулешов, М. А. Рыбникова, А. Г. Челноков и другие. В том же году устроена была каменная лестница и в северо-западной паперти (на устройство лестниц в верхнюю церковь употреблен капитал в 4000 р., пожертвованный на нужды церкви Старицким мещанином Георгием Тулуповым). На одной из стен паперти вновь написаны были изображения Воскресения Христова и явлений воскресшего Господа свв. Марии Магдалине и апостолам Луке и Клеопе (изображения исполнены И. С. Кулаковым). Малое освящение верхней церкви было совершено 13 сентября 1894 г. и с тех пор в церкви не совершалось Богослужения для сохранения ее возобновленного вида в совершенной свежести ко дню празднования 200-летия».
30.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 65.jpg
Голгофа

«В нынешнем году вся церковь была окрашена вновь с наружной стороны; усердием прихожанина М.И. Васильева на папертях написаны вновь изображения Нагорной проповеди и обновления храма в Иерусалиме (тем же Кулаковым), – три старинных паникандила пред Воскресенским иконостасом вновь высеребрены, – а к самому дню празднования 200-летия – прихожанами в количестве 25 человек (с П. М. Калашниковым, М. И. Васильевым и Н. Г. Григорьевым во главе)4 сооружены 2 металлические хоругви (стоимостью в 500 рублей) с изображениями 4-х храмовых праздников Воскресенской церкви в серебряных вызолоченных ризах, с украшениями из эмали и соответствующими надписями (хоругви эти сооружены по мысли о. настоятеля церкви свящ. Н. А. Воскресенскаго, как памятник исполнившегося 200-летия; работаны они были на фабрике церковной утвари  Т. Н. Мешкова)».
31.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 57.jpg
Поклонный Крест с обратной стороны - вид с востока

«Праздноваше 200-летия началось 12 сентября совершением в нижней Успенской церкви ранней заупокойной литургии и панихиды по усопшим – Императоре Петре I, святейших патриархах Иоакиме и Адриане, храмоздателях, священно-церковно-служителях, церковных старостах и прихожанах церкви. При этом помянуты были имена и тех священно-церковно-служителей, которые служили при прежней (до 1695 г.) церкви (имена эти известны по документам Архива Министерства Юстиции с 1625 г.). Богослужение совершали местные священно-служители, свящ. Н. А. Воскресенский и диакон П.Т. Некрасов, при пении отделения хора певчих г. Васильева. Церковь освещена была по праздничному. В тот же день в 3 ч. по полудни в верхней церкви местными священно-служителями при пении тех же певчих совершены были малая вечерня и молебен празднику с чтением акафиста Воскресение Христову. В 6 ч. совершена была торжественная всенощная, в служении которой кроме местных священно служителей приняли участие священники Введенской, в Мариинском училище, церкви С. В. Страхов и Введенской, в Семеновском, церкви С. А. Ковганкин и диакон Успенскаго собора А.И. Уваров (бывший псаломщик Воскресенской церкви). Пел хор г. Васильева. Фасад церкви, колокольня, ограда и св. ворота были прекрасно иллюминованы. Особенно эффектен был вид колокольни. Над св. воротами для иллюминации устроена была деревянная арка с вырезанными цифрами: 1695–1895».
32.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 59.jpg

«В самый день праздника, 13-го сентября, после водоосвящения местным о. настоятелем совершено было освящение новых хоругвей, которые и были затем временно постановлены у клиросов (постоянно они будут находиться в нижней церкви). В 9 часов началась литургия, совершенная преосвященным Нестором, епископом Дмитровским, в сослужении с местным благочинным, Спасо-Преображенской, в Наливках, церкви священником Н. А. Копьевым, и священно служителями, совершавшими всенощную, при пении певчих г. Васильева».
33.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 60.jpg

«Во время литургии совершены были 2 хиротонии, во священника (рукоположен о. Ф. И. Введенский, назначенный в погост Усмерск, Бронницкого уезда) и во диакона (рукоположен Г. П. Фивейский, назначенный затем священником в село Лихачево, Волоколамскаго уезда). По причащении священно-служащих местным священником была произнесена проповедь на слова заамвонной молитвы: Господи! освяти любящия благолепие дому Твоего: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою. В ней по сообщении некоторых исторических сведений о храме помянуты были словом благодарности создатели храма и благоукрасители его и выражено пожелание, чтобы в Воскресенско-Кадашевских прихожанах никогда не оскудевала любовь к месту селения славы Божией».
34.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 61.jpg

«По окончании литургии начато было молебное пение и тронулся крестный ход вокруг церкви. В нем несены были 6 церковных хоругвей (в их числе и 2 новые), запрестольные кресты и иконы из верхней и нижней церквей (запрестольный крест верхней церкви, замечателен своею древностию: он устроен7 еще в 1683 г., – следовательно, еще в старую Воскресенскую церковь «обещанием Аникия купца Калинникова сына Кадашевца») и выносные иконы престольных праздников церкви. На западной стороне (против врат нижней церкви), на восточной – (за алтарем) и у северо-западной паперти преосвященным Нестором совершено было осенение св. Крестомъ на 4 стороны (на восточной стороне, кроме того, прочитано было св. Евангелие)».
35.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 58.jpg

«По возвращении в церковь прочитаны были благодарственные прошения и молитва, воспето «Тебе Бога хвалим» и по отпусте провозглашены кроме  обычных многолетий – многолетие ктитору храма и прихожанам его и вечная память императору Петру I, святейшим патриархам Иоакиму и Адриану и всем усопшим создателям и благоукрасителям храма, священно-церковно-служителям и прихожанам его. По окончании Богослужения преосвященный Нестор посетил настоятеля и церковного старосту...».
36.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 62.jpg

«...По отъезде преосвященного церковным старостою предложена была священно-служащим и прихожанам – трапеза, на которой среди обычных здравиц помянуты были добрым словом и некоторые yсопшие благоукрасители и священно-служители Воскресенско-Кадашевской церкви.
С. С. С. (Священник Сергий Страхов)»

Из «Московских Церковных Ведомостей», 1895 г., № 39
37.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 12_1.jpg
Северный фасад Воскресенской церкви


В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868–1922), прозванный в народе «Кадашевским». Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время 1-й Мировой войны – два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.

После революции, когда безбожное государство начало активно притеснять Церковь, на долю отца Николая, как и других священнослужителей, выпало много бед и скорбей. Защищая свой храм от разорения, он скончался исповедником Христовой веры 15 июня 1922 г. Попрощаться с отцом Николаем приезжал Патриарх Тихон.
38.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 11_1.jpg

В последующее время в Кадашевском храме служили замечательные священники: ныне прославленный в лике новомучеников протоиерей Илия Громогласов, профессор Духовной Академии и Московского Университета, был расстрелян в 1937 г. в Твери; священномученик Александр Андреев – расстрелян в Сиблаге в 1937 г., о. Василий Воскресенский – расстрелян в 1937 г.; трагически погибший в Кадашах о. Димитрий Карнеев – последний священнослужитель Воскресенской церкви. Неоднократно служил в Кадашевском храме и знаменитый московский старец, афонский иеросхимонах о. Аристоклий. Память о них бережно сохраняется в сердцах верующих людей.

В разное время храм Воскресения Христова в Кадашах посещали ныне прославленные святые – святитель Филарет (Дроздов), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, святой Патриарх Тихон, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
39.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 08_1.jpg

В непосредственной близости от Воскресенского храма находятся так называемые Палаты Шокурова в Кадашевской слободе (1-й Кадашевский переулок, 7/9) (на двух фото ниже). Имена первых владельцев палат в архивах города Москвы не сохранились. Можно лишь сделать предположение, что могли они принадлежать только зажиточному человеку Кадашевской слободы, сумевшему построить дом непосредственно у культового заведения. Тем более, что бывшая Воскресенская улица (так некогда именовался переулок) являлась главной слободской «артерией» - самой большой и самой богатой в Первопрестольной столице того времени.

Из переписных книг, датированных уже 1738-1748-м годами, становится известно, что хозяином палат являлся Лев Леонтьевич Шокуров, но уже в 1752 году территория с домом отошла к Михайле Данилову, служившему ключником в кремлевском Благовещенском соборе. В 1761 году родные дочери Данилова переуступили владение №7 в Первом Кадашевском переулке купцу-меценату и гласному Городской Думы Матвею Алексеевичу Ратькову, после смерти которого дом перешел к его супруге Анисье Мочаловой.
40.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 02_1.jpg
Палаты Шокурова

В середине века XIX-го палаты в Кадашевской слободе выкупил Михаил Петрович Калашников – купец III гильдии, и уже в 1893-м владельцем числился его сын Калашников Петр Михайлович. Последний оказывал попечительство нескольким благотворительным обществам, был гласным в Мосгордуме, а также являлся заместителем председателя Общества, занимавшегося строительством новых Верхних торговых рядов, где со временем открылся его часовой магазинчик. В 1914-м наследники П.М. Калашникова продали владение Егору Дмитриевичу Лебедеву – разбогатевшему выходцу из крестьянского сословия.
41.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 01_1.jpg
Палаты Шокурова

На сегодня в Кадашевских палатах можно рассмотреть фрагменты подклета, относящихся конца XVII столетия, с выходом на внутристенной лестничный марш, а также старинную белокаменную кладку. В нижней части строения, по предположениям исследователей, мог находиться ледник, поверху которого был устроен деревянный накат. Также предполагают, что со стороны северного фасада могло находиться еще одно крыльцо. Сегодня палаты по адресу 1-й Кадашевский переулок, дом 7/9, стр.1 находятся в частном пользовании, но по прежнему охраняются государством, как объект архитектурного культурного наследия РФ.
42.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 06_1.jpg

Еще несколько видов Воскресенского храма в Кадашах к финалу
43.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 206.jpg
Вид Воскресенского храма со двора жилого дома с лавками усадьбы Н.Г. Григорьева
(1-й Кадашевский переулок,10, стр. 3) (XVII век; 2-я пол. XVIII века; 2-я половина XIX - начало XX веков).


Кадашевские колокола

Знаменитые кадашевские колокола отлиты выдающимся мастером литейщиком Константином Михайловичем Слизовым в 1787 г. специально для Кадашей. «Московские церковные ведомости» (от 1895 г. №38) пишут: «На колокольне Воскресенской церкви главный колокол – сохранился от 1750 г. О происхождении его известно следующее. Прихожанин, содержатель шелковой фабрики Иван Никитич Садовников в своем духовном завещании между прочим завещал: «колокол вылить в оную (Воскресенскую) церковь в 300 пудов».
44.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 09_1.jpg

В 1750 г. душеприказчиком Садовникова, местным священником Феодором Амвросиевым, исполнена была воля завещателя и колокол вылит (только не в 300, а в 400 пудов) знаменитым в то время мастером Константином Михайловым Слизовым, своим мягким, бархатистым звуком и до сих пор созывает прихожан Воскресенской церкви к Богослужению. Вместе с прочими колоколами он дает очень приятный, гармоничный звон. Если же мы вспомним, что нынешние благозвучные и большие по весу, чем Воскресенско-Кадашевский, - замоскворецкие колокола загудели уже в нынешнем веке, то вполне поймем, почему архитектор Ив. Залусский в 1802 г. Воскресенско-Кадашевский звон назвал «знатнейшим».
45.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 210.jpg

46.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 207.jpg
Воскресенская церквовь в Кадашах - вид с территории Приюта для вдов и сирот русских художников имени П. и С.М. Третьяковых.

47.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах - 211.jpg

Источники:

Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. - М.: Просвещение, 1974.
Бароцци В. Дж. Правило пяти ордеров. – М., 1939.
Беляев М. Исторические сведения о Московской, Замоскворецкого сорока, Церкви Неокесарийского при Полянке Церкви с ея причтом и приходом. – М., 1894.
Воскресенский Н. Десятилетие Московской Воскресенской, что в Кадашеве, церкви (1893-1903 гг.)
Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. XV / Гл. ред. протоиерей Александр Cалтыков. – М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН); ОРПК «Кадашевская слобода». 2014.
Максак В.В. История церкви Воскресения Христова в Кадашах. Дипломная работа.
«Московские Церковные Ведомости», 1895 г., № 39. «»
Портал «Москва, которой нет».
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Официальный сайт церкви.

1-й Кадашевский переулок 7/9 – Палаты Шокурова в Кадашевской слободе. Портал «Прогулки по Москве».

Использован фотохостинг ЖЖ (как неизбежное зло) )))

© Vladimir d’Ar, 2020

Первая часть
Tags: архитектура, воскресенская церковь, город, дворцовая кадашевская слобода, кадашевская слобода, кадашевская церковь, кадаши, москва, музей кадашевская слобода, храм, церкви москвы, церковь, церковь воскресения христова в кадашах
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal