
Всего 55 фото
Не сильно уверен, насколько будет интересен этот материал, но желание его выложить пересилило сомнения, поскольку отснимал я эти артефакты и обрабатывал фотографии с удовольствием, что бывает не всегда) Итак, кто читал мои оба материала о Церкви Воскресения Христова в Кадашах - часть 1, часть 2, или был там, знает о существовании Музея «Кадашевская Слобода» о котором я уже подробно рассказывал. В сам музей мне экспромтом попасть не удалось, и как я понял, многим также, поскольку необходимо предварительно созваниваться с организаторами и договариваться на воскресную экскурсию, да еще очевидно и попасть в собираемую с этой целью организованную группу. Тем ни менее, крупные артефакты, найденные при археологических раскопках и осуществлении работ по проведению коммуникаций на церковной земле, выложены на самой территории, доступны к осмотру, а сама экспозиция организована довольно грамотно и представительно.
Очевидно найденных «фрагментов средневековых надгробий и саркофагов» было настолько много, что этот белый камень был использован и для отделки мемориально-памятного центра Креста Страстей Господних находящегося сейчас со стороны северного фасада Воскресенской церкви. Именно поэтому фотография Кадашевского Поклонного Креста и выведена на заглавном фото. Если внимательно осмотреть эти белокаменные блоки на местах, то на них легко находятся элементы декора старых нагробных плит...
Информации по ходу особой не будет по понятным причинам, только некоторые мои замечания. Отмечу только, что само по себе осматривание этих артефактов вводит в какое-то особое состояние сопереживания давно погребенным и уже безымянным москвичам Замоскворечья, что уже дает повод вспомить о Вечности и не так спешить по жизни) Ну, в общем и пожалуй, приступим к осмотру экспозиции.
Основная часть археологических находок сконцентрирована вокруг бывшего старого церковного здания, очевидно дома причта, который кстати в свое время был двухэтажным (второй этаж был возведен в дереве).
02.

Музейная экспозиция
03.

Ну, скажем, «фрагментов саркофагов» сообщение на фото ниже) я не увидел, но звучит все равно торжественно, «по-музейному». Это слово «саркофагов» неосознанно и сразу отсылает к Древнему Египту. Ну, что ж, тоже неплохой вербальный прием для привлечения внимания)
04.

Официально Музей открылся в 2004 году. Инициаторами создания музея выступили прихожане храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым.
05.

На данное время музей хранит около 3000 единиц хранения, из них около 500 предметов находится в экспозиции музея - их значительную часть мы с вами и увидим
06.

В коллекции белокаменных надгробий и архитектурных деталей музея 147 предметов
07.

Очень много кованых решеток, дверей, ворот, фрагментов ограды, засовов и замков
08.

09.

10.

Здесь не возбраняется прикоснуться к артефактам и почувствовать Поступь Времени
11.

Однако более всего найдено белокаменных фрагментов надгробных плит, в том числе и, с так называемыми «вилочковыми крестами»
12.

Обратите внимание, что никакой христианской символики в XIII-XV веках в погребальной практике не использовалось и каких-либо надписей на надгробных плитах не делалось. Историки стыдливо обходят эту тему стороной не давая разъяснений, что дает повод любителям альтернативной истории порезвиться в предположениях и теориях) Тему «вилочковых крестов» я подробно рассматривал в статье посвященной захоронениям Высоко-Петровского монастыря (где их коллекция-таки побогаче будет) и, там же сделал некоторые осторожные предположения об истоках этой символики.
13.

14.

Форма специфичной клиновидной, ленточной вязи и солярные символы этих надгробных плит довольно характерны. Еще раз подчеркну, что надписей на этих плитах при захоронениях первоначально не делалось, однако также отмечу, что после церковной реформы Никона эти плиты почему-то называемые церковными историками «раскольничьими» всячески изничтожались, использовались в качестве строительного материала, в том числе и массово по прямому назначению - вторично, уже с нанесением надписей на старославянском языке.
15.

В Высоко-Петровском монастыре подавляющее количество экспонируемых надгробных плит с вилочковыми крестами использованы как раз вторично. Здесь же в Кадашах присутствуют в основном не оскверненные аутентичные надгробные плиты и их фрагменты...
16.

Солярные символы как и клиновидная вязь узоров на надгробных плитах могли быть разными как по характеру так и по размерам...
17.

18.

19.

20.

21.

Что интересно, ранее я не встречал подобной надгробной плиты с двойным «вилочковым крестом» (на фото ниже).
Возможно она предназначалась для обозначения двойного захоронения в одной могиле.
22.

А вот здесь мы видим уже как раз вторичное использование надгробных плит с «вилочковыми крестами». Обратите внимание, что вязь самой эпитафии может не вмещаться в границы лентоообразных узоров самой плиты...
23.

В посте «о вилочковых крестах надгробных плит Высоко-Петровского монастыря» можно увидеть множество таких примеров...
24.

25.

В коллекции есть даже редкий фрагмент вторичной рунической надписи на надгробной плите с «вилочковым крестом»
26.

27.

28.

29.

Белокаменных фрагментов средневековых надгробных плит множество. При внимательном рассмотрении можно наверное еще много чего заметить...
30.

31.

По ходу времени и в процессе смены традиций отделка надгробных камней изменялась и трансформировалась
32.

33.

А здесь уже что-то даже в романском стиле...
34.

Но клиновидные насечки все еще сохраняются
35.

36.

Отдельно стоит обратить внимание на фрагменты белокаменного декора Воскресенского храма найденные при раскопках или заменяемые за ветхостью
37.

38.

39.

40.

41.

Также интересен и старый красный кирпич с клеймами производителей, образцы которых прекрасно сохранились
42.

43.

44.

Кое-что из керамики
45.

В музее находятся купольные кресты и металлические решетки XVII-XVIII веков с разрушенных большевиками храмов, собранные и сохраненные в 30-е годы Петром Дмитриевичем Барановским – архитектором и реставратором, трудами которого сохранено для потомков множество ценнейших памятников русской архитектуры
46.

47.

48.

49.

50.

51.

Кованая решетка очевидно полуподвального помещения
52.

53.

54.

Экспозиция музея под открытым небом на территории Воскресенской церкви - вид с востока
55.

Ну, вот, пожалуй и все. Надеюсь, вам было-таки интересно)
© Vladimir d’Ar, 2020
Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 1.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 2.
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
В том то и дело, что вроде христианство вовсю должно проявляться в погребальной символике, ан нет)
Очень интересно. А заглавное фото очень мне напомнило надгробия в Стране Басков.
Спасибо!))
И за дискоидные стелы в форме замочной скважины - тоже огромная всем благодарность!
Это просто чудесная тема)))