Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе

Церковь св мч Власия
Всего 23 фото

Люблю такие смиренные в своей духовной силе древние московские храмы. Даже сами по себе они хранят тот самый светлый дух Старой Москвы, который во многом утерян в столице к нашему времени. Храмы эти "живые", "настоящие", полные тонких откровенных человеческих чувств и веры. В последнее время решил, восполнить недостаток статей в своем журнале о таких"теплых" душевных церквях в центре города. К большому счастью, большевики не смогли полностью уничтожить такие древние московские дореволюционные храмы и сейчас многие их них продолжают нести Свет и окормлять прихожан силой любви и веры. Один из таких - как раз и есть Церковь священномученика Власия, что в Старой Конюшенной слободе (на углу нынешнего Гагаринского и Большого Власьевского переулков).

«Гагаринский переулок, называвшийся в XVII–XVIII веках Староконюшенной улицей, переименован был в XIX веке по фамилии основного владельца нескольких дворов в переулке стольника князя Б.И. Гагарина и его наследников. При Иване Грозном переулок, как и вся окружавшая его местность, находился «в опричнине»: в нем стояли дворы опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод. В XVII веке переулок находился в центре Большой Конюшенной слободы (старой), а в конце его стояли дворы служащих Остоженного конюшенного двора и стрельцов приказа (полка) Левшина. Дворы переулка находились в приходах четырех церквей, стоявших вблизи него. Сохранились описи прихожан, по которым можно судить о социальном составе владельцев дворов. Во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века Гагаринский переулок был центром Староконюшенной слободы, в которой проживали самые родовитые, хоть и не самые богатые московские дворяне». П.В. Сытин.

Церковь священномученика Власия (Гагаринский пер., 20) стоит на углу с Большим Власьевским переулком, получившим свое название как раз по этому храму. По мнению исследователей, церковь находилась здесь с XVI века – еще со времен Ивана Грозного. В одном старинном документе 1625 года она значилась как церковь священномученика Власия, «что на Козьем болоте». Возможно также, называлась так церковь по приделу, перенесенному из упраздненного храма на Козьем болоте в Патриаршей слободе. Церковь в Гагаринском переулке уникальна уже тем, что она единственная в столице, освященная в честь священномученика Власия.
02.
Великомученик Власий Севастийский

Священномученик Власий Севастийский

Власий жил на рубеже III и IV веков в царствование римских императоров Диоклитиана и Ликиния – жестоких гонителей христиан. Из-за гонений Власию пришлось удалиться на гору Аргеос. Местный правитель Агриколай повелел схватить его и других скрывавшихся на горе христиан. Но произошло чудо, и слуги правителя нашли лишь епископа Севастийского. Воины схватили Власия, но он с радостью пошел с ними, сказав, что ночью Господь трижды призвал его словами: «Встань и принеси Мне жертву, как подобает тебе по твоему званию епископа». Власия подвергли жестокому избиению: Агриколай пытался сломать его веру и обратить в язычество. Он приказал вести епископа к озеру и бросить его в воду. Власий осенил озеро крестным знамением, и пошел по воде, как по суху. Он спросил стоявших на берегу язычников, могут ли они пойти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули шестьдесят восемь приближенных правителя, но все они тут же утонули. Агриколай был в ярости и приказал обезглавить Власия. Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов. У гроба святого впоследствии происходили исцеления верующих.
03.
Церковь свмч Власия - 17.jpg
Участок церковной земли на пересечении Большого Власьевского (на фото) и Гагаринского переулков


На Руси священномученика Власия любили особо. Этнограф С.В. Максимов пишет: «При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась святому великомученику Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся.
04.
Церковь Власия
Церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе на углу Гагаринского и Большого Власьевского переулков

На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и других). Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и прочих), они служат мерилом и показателем постепенного роста городского населения».
05.
Церковь свмч Власия - 01.jpg

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Конюшенная слобода находилась в приходе Власьевской церкви. В слободе жили конюхи, каретники и кучера – люди, обслуживавшие царский выезд. Государь нередко совершал поездки на богомолье в отдаленные монастыри и города. Самый дальний богомольный выезд – Троице-Сергиев монастырь. Также государь со свитой ездил в свои загородные дворцы. Торжественные выезды царя были обязательной частью многих праздников и придворных церемоний и совершались с особой торжественностью и пышностью. В XVI–XVII веках парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое политическое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Для царского выезда в Москве держали около трех тысяч лошадей.
06.
Церковь св мч Власия - 03.jpg

Конюшенная слобода была белой, и многие государевы конюхи даже получали небольшие поместья. В конце XVII века на Девичьем поле появилась Новая Конюшенная слобода, а слобода возле Арбата стала называться Старой Конюшенной. Отсюда и название Власьевской церкви – «в Старой Конюшенной слободе». Среди ямщиков, извозчиков и конюхов этот храм почитался особенно. На храмовый праздник, в день памяти священномученика Власия они приводили своих «принаряженных» лошадей, празднично украшенных лентами и цветами, вплетенными в расчесанные гривы. Лошадей трижды обводили вокруг храма и после молебна окропляли святой водой. Святой Власий в Москве почитался покровителем домашнего скота, животных и лошадей не меньше, чем Флор и Лавр.

Бе́лые слóбоды - территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
07.
Церковь св мч Власия - 02.jpg

Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 году, когда выдали благословенную грамоту на освящение четырех престолов: главного Преображения Господня и трех придельных – Власьевского, Казанского и Никольского. Недавними исследованиями установлено, что каменная церковь на этом месте была еще раньше – в начале XVII века. В течение указанного столетия храм Власия неоднократно перестраивался с частичным сохранением каждой предыдущей постройки. В середине XVII века появилась первая трапезная, а в конце произошла серьезная переделка всего храма с изменением декора фасадов и завершения в духе московского барокко. Именно тогда на южном фасаде появились характерные колончатые обрамления окон и дверного проема с фигурными гребнями, а на боковых фасадах – небольшие восьмигранные окна второго света. Венчал древний четверик богатый резной карниз с поясом-фризом ложных кокошников над ним. Над четырехскатной крышей вытянулся глухой барабан с полуколоннами на ребрах и граненой головой. Изначально Власьевская церковь имела трехчастный алтарь.
08.
Церковь свмч Власия - 04.jpg

В 1735 году Никольский придел, находившийся на правой стороне трапезной, сломали, а на его месте через двадцать лет устроили придел Иоанна Воина, который впоследствии также был упразднен. В конце XVIII века у церкви священномученика Власия появилась колокольня. Храм сильно пострадал в московском пожаре 1812 года. В результате перестройки трехчастную апсиду заменили полукруглой со скромным декором стен в виде ленточного руста. Церковь была заново освящена лишь через три года после изгнания Наполеона из Москвы.
09.
Церковь свмч Власия

В 1868–1872 годах на средства богатейших купцов Куманиных вместо старой трапезной выстроили новую таким образом, что четверик колокольни оказался закрытым со всех сторон стенами трапезной. Основание колокольни было украшено на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. От первоначального ее декора сохранились гладкие угловые лопатки и фигурные накладные панели, размещенные по сторонам широких арочных проемов. В трапезной освятили два придела – Казанский и Власьевский. Куманины оплатили также покупку осеребренных царских врат и нового иконостаса по рисунку архитектора А.С. Каминского.
10.
Церковь Власия. 1881 год.

В первой половине XIX века в приходе церкви священномученика Власия на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка жила княгиня Екатерина Семеновна Гагарина. До замужества она была известной актрисой и носила фамилию Семенова. В статье «Мои замечания о русском театре» А.С. Пушкин посвятил Семеновой восторженные строки: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой – и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семенова никогда не имела подлинника. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья – все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией». Пушкин в период своего увлечения театром был горячим поклонником Семеновой.
11.
Церковь свмч Власия - 07.jpg

После Октябрьской революции Власьевский храм закрыли не сразу. В 1921 году здесь приключилась история, ставшая одной из городских легенд. Осенью по приглашению А.В. Луначарского в Россию приехала американская балерина А. Дункан. Она познакомилась с поэтом С.А. Есениным. Секретарь и переводчик Дункан И.И. Шнейдер, который в течение трех лет сопровождал балерину, в книге «Встречи с Есениным» вспоминал о случившемся: «Пролетка тихо протарахтела по Садовым, уже освещенным первыми лучами солнца, потом, за Смоленским, свернула и выехала не к Староконюшенному и не к Мертвому переулку, выходящему на Пречистенку, а очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой… Но в то первое утро ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого. «Эй, отец! – тронул я его за плечо. – Ты, что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь». Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся. «Повенчал!» – раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору. Она захотела узнать, что произошло, и, когда я объяснил, со счастливой улыбкой протянула: «Mariage...».
12.
Церковь свмч Власия - 06.jpg

В этой городской легенде связываются воедино два соседних храма – Успения на Могильцах и священномученика Власия. С точки зрения положения больше подходит Успенская церковь, которую можно объехать вокруг. Однако лошадь, лишившаяся контроля задремавшего извозчика, могла вспомнить Власьевский храм, к которому ее приводили каждый год для проведения обряда, и приехать к нему. Самое поразительное в этой истории то, что уже следующей весной Есенин и Дункан действительно поженились.
13.
Церковь свмч Власия - 09.jpg

В 1926 году в правой пристройке Власьевской церкви устроили предел во имя Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. В 1934 году церковь закрыли и обезглавили. В здании разместились школьные мастерские. К 1960-м годам храм сильно обветшал. Крыша колокольни была покрыта толем, ограда снесена. Возле церкви построили деревянные сараи. В 1976 году началась реставрация храма священномученика Власия. Восстановительные работы должны были завершиться в 1980 году, однако затянулись на долгие годы.
14.
Церковь свмч Власия - 08.jpg

15.
Церковь свмч Власия - 10.jpg

16.
Церковь свмч Власия - 11.jpg
Северная сторона фасада трапезной церкви священномученика Власия

17.
Церковь свмч Власия - 12.jpg

В альманахе «Памятники отечества» в 1982 году вышла заметка о реставрации Власьевского храма: «Церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII веком, что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е годы при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI века. До некоторых пор памятник не привлекал внимание арендаторов. Может быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь – Росконцерту. Весной 1981 года у церкви наконец появился прямой хозяин – Русский народный оркестр «Боян». В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам. У оркестра есть план открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А.И. Полетаевым».
18.
Церковь свмч Власия - 13.jpg

В 1992 году церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе была возвращена верующим, но службы возобновились только в 1997 году. В течение нескольких лет проводились реставрационные работы.
19.
Церковь свмч Власия - 16.jpg

Приходу храма под дом причта было передано в безвозмездное пользование строение в Гагаринском переулке.
20.
Церковь свмч Власия - доходный дом
Несмотря на то, что это двухэтажное здание выходит своим фасадом в Гагаринский переулок, адрес у него - Большой Власьевский переулок, 8, стр. 2

Церковь ведет просветительскую и общественную деятельность. Составленный из разновременных объемов Власьевский храм, тем не менее, представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи. Особенно интересны восьмигранные окна, богатые карнизы с мотивом «пилы», а также типичные наличники «московского барокко». В интерьере имеются фрагменты росписей XVII века, а также некоторые архитектурные детали более ранних строительных периодов – например, следы прежнего трехчастного алтаря.
21.
Церковь свмч Власия - 02.jpg

Власьевская церковь в Старой Конюшенной слободе – место необычное. Даниил Андреев – писатель, сын знаменитого Л.Н. Андреева – на страницах своей книги «Роза мира» вспоминает: «В ноябре 1933 года я случайно – именно совершенно случайно – зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо». Только в московских церквях можно испытать подобные ощущения!...»
Лучше пожалуй, не скажешь!
22.
Церковь свмч Власия - 14.jpg

Краткая история Гагаринского переулка

Гагарины владели большой усадьбой в этом месте с конца XVII - начала XVIII века. В 30-е годы XVIII века здесь жил стольник - князь Богдан Иванович Гагарин. Тогда переулок называли Старой Конюшенной улицей, поскольку это была главная улица Конюшенной слободы. К концу XVIII века переулок стали называть Гагаринским, хотя усадьба Гагариных уже была распродана отдельными участками. В 1962 году Гагаринский переулок переименовали в улицу Рылеева в честь поэта, руководителя Северного общества декабристов К.Ф. Рылеева, который во время пребывания в 1824 году в Москве останавливался в доме у декабриста В.И. Штейнгеля. Но Штейнгель продал свой дом в Гагаринском переулке ещё в 1819 году, а Рылеев жил в его доме на Чистых прудах. В 1994 году улица снова стала Гагаринским переулком. В музыкальной Москве переулок известен как «родина» знаменитой Гнесинки (училище располагалось в переулке с 1895 по 1900 годы, здание не сохранилось до наших дней).
23.
Церковь св мч. Власия - доходный дом церкви
Здание по Гагаринскому переулку № 22/8 в пределах церковного земельного участка - бывший дом причта церкви св. Власия. 1822 г.

Источники:

Вострышев М.И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2010.
Дроздов Денис. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Портал Шагаю по Москве.
Паламарчук П.Г. Москва в границах Садового кольца. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - Москва: Астрель, 2004.
Шармин П.Н. Церковь Власия в Староконюшенной слободе. Москва. Энциклопедический справочник : Москва. - Большая Российская Энциклопедия, 1992.

© Vladimir d’Ar, 2020 (фото)
Tags: гагаринский переулок, город, история москвы, москва, старая москва, церкви, церковь власия в староконюшенной слободе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal