Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Знаменский монастырь в Москве. История. Часть 1.

Дом Бояр Романовых (3).jpg
Всего 18 фото                                                                                                                                              «Палаты Романовых». 1900-е. Цветная автотипия.

К этому материалу я достаточно долго подступался. В отличии от многих других исчезнувших монастырей Старой Москвы история Знаменского монастыря в смысле текстовых источников совсем не скудна. Очевидно, что сам факт того, что обитель имеет непосредственное отношение к Дому Романовых по определению подвигало историков глубоко исследовать все что с ним связано и мы сейчас имеем возможность много чего почерпнуть от них. Но тут встает уже другая проблема - большой исходный текстовый материал - ведь хочется конечно же использовать его как можно подробней потому как история обители может предстать перед нами как подробная интереснейшая страница истории Старой Москвы собственно, но одновременно постараться не перегрузить читателя. С другой стороны хочется не только рассказать, но и показать как можно подробней Знаменский монастырь таким каков он сейчас есть, а это приличный по объему визуальный материал. Так что для удобства прежде всего моего читателя/зрителя материал о Знаменском монастыре я разделил на две логичные части - первая - исторические выкладки с большим количеством литографий, карт, схем, старых фото монастыря и насыщенным текстовым историческим материалом, а вторая - уже собственно визуальный - о нынешнем состоянии этой исключительной достопримечательности Москвы вкупе с личными представлениями, мыслями и впечатлениями вообще.

Поскольку Двор бояр Романовых Знаменского монастыря являющийся по определению его неотъемлемой частью также достоин подробного рассмотрения - сделаю о нем пост отдельно, тем более, что посетил Романов двор на днях - освежить впечатления и естественно уже с камерой, поэтому в первых двух частях Романов двор будет упоминаться только как структурная хоть и важнейшая архитектурная единица монастырских строений.

Комплекс Знаменского монастыря является подлинной архитектурной жемчужиной, чудом сохранившейся в центре Москвы. Существующий ансамбль складывался на протяжении XV–XIX вв. Предположительно, во второй половине XV века территория будущего монастыря входила в состав обширного владения богатых купцов-сурожан Ховриных, а в 1547 г. перешла в качестве приданого к боярину, воеводе и видному политическому деятелю этого времени Никите Романовичу Захарьину-Юрьину, шурину царя Иоанна IV и деду первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича.

Сурожане - в средние века в Москве XIV-XV вв. - богатые купцы (гости), которые вели торговлю с Византией и с итальянскими городами, а затем - с Турцией через порт Сурож (современный Судак) в Крыму (отсюда их название) Впервые сурожане упоминаются в 1356 году - они вывозили на Юг меха и другие товары в обмен на драгоценные ткани и пряности, и были, по-видимому, объединены в какую-то организацию, характер которой до сих пор неясен. В источниках XVI века сурожане уже не упоминаются. В Новгороде XVI века сурожане - богатые купцы, переселенные в конце XV века из Москвы в Новгород и образовавшие там особо привилегированную купеческую организацию. После разгрома Новгорода Иваном IV привилегии Сурожан были отменены, а сами они переселены из Новгорода в Москву.
02.
moskva_1610 - frgm.jpg
Сигизмундов план 1610 года. Контуром выделено место нахождения земель Ховриных в Зарядье и соответственно Знаменского монастыря.

Во второй половине XVI в. в состав двора Романовых входили две каменные палаты (с начала XVII века именуемые «на верхних погребах» и «на нижних погребах»), а также каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского.
03.
Москва до пожара 1812 года. Неизв. художник.
Москва до пожара 1812 года. Неизвестный художник.

Икона Знамения Пресвятой Богородицы является покровительницей рода Романовых. В выборе Романовыми иконы отражены Новгородские связи этого рода; икона исстари прославлена в земле Новгородской. Ее древний иконографический тип является одним из первых иконописных образов Божией Матери, а русское название «Знамение» икона обрела в Великом Новгороде в XII веке, когда ее явленным чудом Новгород спасся от врагов. Подробнее о чудесах явленных иконой и историческом контексте можно прочитать у меня в журнале вот в этом материале в двух частях.

После нашествия на Москву крымского хана Давлет-Гирея в мае 1572 году усадьба была восстановлена. К концу XVI – началу XVII вв. усадьба Романовых занимала целый квартал Зарядья, ограниченный улицей Варваркой и тремя переулками: Знаменским (со стороны Москвы-реки), Псковским (со стороны церкви Св. вмч Георгия) и Безымянным (со стороны Св. Максима Блаженного). Ее северо-восточная часть в нач. XVII в. называлась «Патриаршим осадным двором», указывая на прежнее стратегическое положение данного места, расположенного на высоком холме, вблизи Кремля.
04.
Городская_часть - ЗМ.jpg
Хотевский план Москвы. 1852 год. Красным контуром выделена территория упраздненного Знаменского монастыря. Как мы видим, она была довольно значительной.

С 1613 г., после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, их родовая усадьба на Варварке стала называться «Старый Государев двор». В 1631 г., после кончины матери Царя  Государыни – старицы Марфы Ивановны, его территория со зданиями была подарена вновь учрежденному Знаменскому мужскому монастырю, получившему название по старой домовой церкви рода Романовых во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 1631 г. Патриарх Филарет издал указ о передаче древностей Знаменской церкви на Государевом дворе первому игумену монастыря Герасиму, а 1 ноября 1631 г. по царскому указу поместья Марфы Ивановны перешли в монастырскую собственность.
05.
Знаменский монастырь - план XVII века
Знаменский монастырь в конце XVII века. Строения обители. Обратим внимание, что на территории монастыря в XVII веке еще кроме Знаменского собора находилась очевидно и каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского (А) - на плане выше вдоль Знаменского переулка. Знаменский собор (Б). 3 - Братский корпус.

Вскоре в центре монастыря была построена каменная теплая церковь Прп. Афанасия Афонского. С 1631 г. палаты «на верхних погребах» стали именоваться «казначейскими кельями», т. к. здесь хранились наиболее ценные бумаги и монастырская казна.
06.
Варварка
Варварка. 1903-1904 гг.

Здания, впоследствии составившие архитектурный ансамбль монастыря, пострадали в пожарах 1611 и 1626 гг., а после московского пожара 1668 года начались большие восстановительные работы, проводимые на средства боярина Ивана Михайловича Милославского, усадьба которого находилась по соседству с монастырем и занимала территорию бывшего английского посольского двора в Зарядье (ныне музей «Старый английский двор»).
07.
Знаменский монастырь в Москве - 2.jpg
Знаменский собор.1915-1917 гг.

В 1674 г. были перестроены казначейские кельи, а в 1676–1679 гг. костромскими мастерами Феодором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу того же Милославского построен двухэтажный Братский (позднее Архимандричий) корпус с жилыми палатами на обоих этажах (3).
08.
Знаменский монастырь - 018.jpg
Братский (Архимандричий) корпус. XVII век.

В XVIII веке монастырь постепенно стал приходить в упадок. После секуляризации 1764 года земли монастыря перешли в казну, а сам он был отнесён к 3-му классу. В конце XVIII века начался новый расцвет монастыря. Собор был расписан, его стены украсила лепнина. Была построена новая колокольня, которая стала главным входом в собор (7).

Знаменский собор

В 1679 г. разобрали церковь Прп. Афанасия Афонского и на ее месте начали строительство каменного пятиглавого собора с высокой шатровой колокольней, законченное в 1684 году. Знаменский собор (А) возведен иждивением И.М. Милославского. В приходорасходной книге Знаменского монастыря 1679 года значится: «в июне месяце каменных дел подмастерья стольника Андрея Колычева крестьянин его Костромского уезда полусела Деева городища Феодор Григорьев; да боярина князя Михаила Андреевича Голицына крестьянин того же полусела деревни Пестрецова Григорий Анисимов с товарищи подрядились сделать теплую церковь Афанасия Афонского с трапезою и с монастырскими службами, а на верху соборную церковь Знамения Богородицы и все учинить в отделке противу росписи, а от дела рядили 850 рублев и запись на них взята на боярское имя». (т. е. И.М. Милославского).
09.
Соборная церковь Знаменского монастыря - ГРАВЮРА.jpg

27 июня 1684 г. верхняя церковь была освящена Патриархом Иоакимом в присутствии Царя Иоанна Алексеевича, Царицы Прасковьи Феодоровны и благоверных Царевен.
10.
Знаменский монастырь в Москве - 3.jpg
Варварка. Знаменский монастырь. 1913 год.

Новый двухэтажный собор включил в себя в нижнем этаже теплую церковь Прп. Афанасия Афонского, одностолпную трапезную и хлебодарную палаты, а в верхнем – холодную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с ризничной палатой. К северной и западной сторонам собора была пристроена двухъярусная галерея с открытыми арочными проемами.
11.
Знаменский монастырь в Москве - 4.jpg
Знаменский собор. 1930-1935 гг.


Далеко вперед выступающие большие каменные крыльца примыкали к галерее паперти с западной стороны (у сев.-зап. угла) и с северной, обращенной к Братскому корпусу. Под галереей располагались служебные помещения и паперть нижней церкви. На юго-зап. углу галереи – паперти находилась колокольня. Фундамент собора для большей прочности поставлен на дубовых сваях (ок. 2500 свай).

В связи с появлением нового собора старую Знаменскую церковь переосвятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а бывший Благовещенский придел – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Как правило, Патриархи посещали монастырь на престольный праздник обители. С 1653 по 1696 гг. известны 17 патриарших богослужений в Знаменском монастыре. 21 июля 1677 г. Патриарх Иоаким отпевал здесь еп. Архангельского и Сербословенского Иоакима (Дьяковича), а 5 февраля 1692 г. Патриарх Адриан отпевал здесь митрополита Сибирского и Тобольского Павла.
12.
Знаменский монастырь в Москве - 5.jpg
Соборный храм Знаменского монастыря. Фотография конца XIX века.

Реликвии монастыря в XVII веке

В Знаменском соборе хранились следующие особо чтимые реликвии: восьмиконечный серебряный позолоченный крест – дар инокини Марфы Ивановны 1622 года; древняя икона Знамения Пресвятой Богородицы – дар Патриарха Филарета по описи 1631 года и образ Знамения, шитый шелком и золотом с жемчугом – с надписью: «Лета 7138», образ «Страшного суда» с надписью «писан лета 7100, октября 6-го дня»; серебряный позолоченный крест – дар Царевны Татьяны Михайловны 1684 г. и ее же серебряное блюдо 1685 г.; 16 круглых мелких дробниц с надписью на них: «лета 7125-е повелением Благоверного Государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руссии Самодержца, в 4-е лето государства его и матери Его Великия Государыни иноки Марфы Ивановны ризы сии положены во храм Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Новгородския, что у Государева Старого Двора»; митра с надписью: «Лета 7142 марта в _ день повелением Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея Руссии Самодержцев построена сия шапка в доме Пресвятые Богородицы Честного ея Знамения, что в Китае, при первом архимандрите Евфимии» (37).
13.
Знаменский монастырь в Москве - 8.jpg
Знаменский собор и Палаты Бояр Романовых. 1895-1899 гг.

Особенно сильно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 г. (38), когда все основные постройки, кроме церквей, практически выгорели. Кроме того, слабость грунта и близость Москвы-реки стали основной причиной обветшания построек. Вот почему монастырю приходилось вести постоянные ремонтные работы, как на средства казны, так и на средства частных жертвователей (39).

В 1752 г. в нижней церкви Знаменского собора, в трапезной палате устроили два придела: южный – Прп. Сергия Радонежского; северный – Свт. Николая Чудотворца. В 1751 г. в палатке над главными Святыми вратами освятили церковь Св. апостола Иакова, устроенную на средства находившегося здесь на покое архиепископа Устюжского Гавриила (Русского).
14.
Соборная церковь Знаменского монастыря.jpg

В ходе новых строительных работ в начале 1780 гг. Благовещенскую церковь и шатровую колокольню разобрали, а на месте церкви Св. ап. Иакова была выстроена новая колокольня со Святыми вратами.
15.
Знаменский монастырь - 017.jpg

Монастырь сильно пострадал в пожар 1812 года. О бесчинствах французских варваров в Москве хорошо известно. Так, в алтаре соборного храма Чудова монастыря находилась канцелярия маршала Даву, а в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря – хлебопекарня. В Знаменском монастыре (также как и в Спасо-Андрониковом и Покровском) французские солдаты кололи на дрова иконы, а лики святых использовали как мишени для стрельбы. Монашествующие Знаменского монастыря (также как и Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Алексеевского и Георгиевского) подверглись побоям. Иеромонах Знаменского монастыря Павел от полученных побоев скончался. В ходе восстановительных работ (1813) нижнюю соборную церковь переосвятили в честь прп. Сергия Радонежского. Новый трехъярусный деревянный позолоченный иконостас (1822–1823) был устроен на средства московских купцов Андрея Сидоровича и его детей Ивана и Александра Карзинкиных.

В связи с решением о восстановлении палат «на верхних погребах» и организацией в них Музея бояр Романовых (открыт в августе 1859 г.) по Высочайшему указу сев.-вост. часть монастырской территории со всеми строениями перешла в ведение Министерства Императорского Двора. К началу XX века в сдаваемых в аренду монастырских строениях располагались различные магазины, лавки, конторы, парикмахерские и доходные квартиры. В 1900 г. в период трехнедельного пребывания в Москве Царская семья побывала на Варварке. 12 апреля (среда Пасхальной седмицы) Государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной, а также московский генерал-губернатор Вел. кн. Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной посетили палаты бояр Романовых, подробно все осмотрев. Затем они прошли в соборный храм Знаменского монастыря, где были встречены архимандритом Митрофаном с братией (43). В 1907 году в Знаменском монастыре проживали архимандрит, девятеро монахов, 12 послушников. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован.В 1910 году в верхней церкви Знаменского собора был устроен придел Прп. Михаила Малеина (не сохранился).
16.
Карта Москвы - центральная часть - 1917.png
Карта Москвы (центральная часть). 1917 год. Красным контуром выделена территория Знаменского монастыря.

Особенно торжественно проходил визит в Москву Августейшего семейства в 1913 г. в ходе празднования 300-летия Династии Романовых. 25 мая по окончании Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Митрополитом Московским Макарием (Невским), Государь отправился в Знаменский монастырь, где был встречен архимандритом Модестом с крестом и древней иконой Знамения Божией Матери – келейной иконой Патриарха Филарета. Приложившись ко кресту и иконе, Государь прошел в храм, где был отслужен молебен, после чего Государь посетил палаты бояр Романовых.

После революции

В 1923 г. монастырь был закрыт, а его помещения использовали под коммунальное жилье, складские и конторские помещения. В 1930 г. Знаменский собор был изуродован (разобраны четыре малые главы, снят крест с луковицей центральной главы, сломана входная лестница и т. д.). В соответствии с генеральным планом реконструкции  Москвы в 1950 – 1960 гг. разобрали все здания в южной части бывшей монастырской территории, которая отошла под строительство гостиницы «Россия» (снесена).
17.
Знаменский собор - гостиница Россия

В результате поэтапной реставрации сохранившихся зданий монастыря в 1960–1973 гг. в значительной степени был восстановлен первоначальный облик Знаменского собора и Братского корпуса, колокольни с кельями. В конце 1970 года здания колокольни и Братского корпуса отдали в аренду Московскому Городскому отделению Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980 гг. Знаменский собор был превращен в Дом пропаганды ВООПИиК. Собор и палаты являются частью музея «Палаты Романовых» - филиала Государственного исторического музея. С 1992 г. в Знаменском соборе возобновились богослужения.

Храмоустроительная деятельность Романовых в Москве

Основание Знаменского монастыря следует рассматривать к контексте храмоустроительной деятельности Романовых. Москва в этом смысле – грандиозный мемориал Династии, который в течение многих столетий созидался представителями рода, а Знаменский монастырь стал его важной составной частью. К моменту основания новой монашеской обители – ближнего царского богомолья в Москве - уже существовал Георгиевский монастырь, основанный теткой Царицы Анастасии Романовны Феодосьей в память об отце, Юрии (Георгии) Захарьиче Кошкине (не сохранился). Брат Царицы Анастасии Романовны боярин Никита  Романович основал Никитский женский монастырь. (Вероятно, он же был ктитором – вкладчиком расположенного рядом с Никитским женского Николо-Введенского монастыря, «что в Хлынове» (не сохранился). К 1547 г. относится первое упоминание о Крестовоздвиженском мужском монастыре, основанном сродниками Романовых Ховриными (Варвара Ховрина – мать Патриарха Филарета) (не сохранился). В 1626 г. Патриарх Филарет основал Феодоровский мужской монастырь у Никитских ворот Белого города в память о возвращении из польского плена (не сохранился). В плане преемства двух Династий наиболее символичен Новоспасский мужской монастырь. Основанный еще в XIII веке князем Рюриковичем, этот монастырь уже в конце XV века стал усыпальницей Захарьиных–Юрьиных – предков будущей Династии.
18.
Знаменский монастырь - Знаменский собор
Купола Знаменского собора бывшего Знаменского монастыря

Вскоре после Знаменского появится Покровский мужской монастырь, основанный в память о Патриархе Филарете (†1 октября 1633 г.) его сыном, Царем Михаилом. Основание Страстного женского монастыря Царем Алексеем Михайловичем (1654) было бы невозможным без сродника Романовых – князя, боярина и воеводы Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского, в Нижегородском имении которого была явлена чудотворная Страстная икона Божией Матери. (Супругой Бориса Михайловича была тетка Царя Михаила Анастасия Никитична). К «романовским» следует также отнести Высоко-Петровский, Ново-Девичий и Донской монастыри, пережившие второе рождение в период правления первых Царей Династии Романовых.

Источники:

Знаменский монастырь. Энциклопедия «Москва». Под ред. С.О. Шмидта. - М.: БРЭ, 1997.
Казакевич И.И. Московское Зарядье: История архитектурных памятников. Искусство, 1977.
Лебедева Е. Московский Знаменский монастырь. Портал Православие.
Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе
Романюк С.К. Москва. Китай-город: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение». 2007.
Tags: двор бояр романовых, зарядье, знаменский монастырь, знаменский монастырь в москве, знаменский собор, икона знамение, монастыри москвы, москва, романовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments