Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Фетхие-Джами - церковь Богородицы Паммакаристы в Стамбуле

Фетхие-Джами - церковь Паммакаристы
Всего 24 фото

С этой замечательной церковью Паммакаристы у меня случился странный и одновременно забавный исследовательский казус - шел я однажды наугад по Стамбулу в исторический центр города из монастыря Хора (Карие-Джами), что недалеко от Стен Феодосия (это была когда-то средневековая окраина города по сути). Карту Стамбула в электронном виде я скачать не удосужился, а с местным путеводителем ориентировку в пространстве узких улиц бывшего Константинополя потерял быстро. Одно было ясно, что я все же-таки верно продвигаюсь в сторону Акведука Валента, куда собственно и направлялся) И неожиданно, эта византийская церковь проявилась на унылом сером фоне турецких полу-улиц - полу-трущоб. Еще находясь под впечатление удивительнейших мозаик и фресок монастыря Хора, не совсем понимая, что это за храм, и подойдя к небольшому киоску с билетершей с форменной одежде у арочных ворот церкви, спросил (на английском), есть ли в этой церкви византийские мозаики? Она довольно приветливо и бойко ответила, что византийских мозаик в церкви нет и, что там музей какого-то турецкого паши или военноначальника. Ну, и поскольку я торопился дойти до центра Стамбула, да ещё в планах было осмотреть в этот день кроме всего прочего церковь Сергия и Вакха, а прогноз погоды как бы уверенно обещал еще с утра шторм и ливень - я не стал интересоваться историей успехов турецких вельмож и поспешил далее по своему интуитивному маршруту осмотрев впоследствии заодно и мечеть Фатих.

Это только потом я понял, что оказался у церкви Фетхие-Джами (бывшей христианской православной церкви Паммакаристы) и узнал, что её мозаики уступают по масштабам и ценности только Святой Софии и мозаикам и фрескам Хоры. Так что к сожалению, отснял я Фетхие-Джами только внешне. Фотосъемка внутренних пространств Фетхие-Джами мной пока отложена на неопределенное будущее время, но их мы все же увидим (некоторые фото интерьеров церкви я-таки выложу - не свои конечно - редкий для меня случай, но со ссылкой на авторов в заключении поста). Просто почему-то очень захотелось рассказать об этой церкви именно сейчас, а заодно самому осознать и разобраться, что же я тогда упустил для себя. На самом деле не совсем ясно, что означала тирада турецкой билетерши насчет «музея паши» (а может быть я что-то не допонял в общении). Слышал, что эта церковь относительно давно закрыта на реставрацию, и возможно я как раз и попал именно в тот период, но актуальные недавние репортажи в сети есть, так что странно. Опять же, вроде бы реставрация сейчас продолжается и, к добру ли этот процесс во вздорную эрдоганскую эпоху или нет, сказать трудно. Так что давайте узнаем об этой интереснейшей христианской церкви древнего Константинополя коих уцелело в таком приличном состоянии не так уж и много.

Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), ныне мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов.

Видимые сейчас наружные фасады и пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078). Шведский же учёный Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана даже в VIII веке. Также есть версия, что главный храм построен при византийском императоре Алексее I Комнине (1081-1118), и был впоследствии внешне сильно изменен в течение веков.  Видимо, его возводили как раз в честь победы и изгнания крестоносцев и воцарения династии Палеологов. Комниновская постройка лучше всего сохранилась в центральной части стр. На глубине 6,4 м от нынешнего пола имеется большая, крестообразная в плане цистерна на 14 колоннах, соответствующая первоначальной форме церкви.
02.
Церковь Паммакаристы в разрезе.png

С византийских времен сохранились и кое-какие детали архитектурного убранства - например, ниши с полукруглыми навершиями, выложенными веерной кладкой (на южной стене и на внешней стене нартекса). В виме (алтаре) и в основании купола остались карнизы, отделявшие мраморную облицовку от арок и сводов. Кроме того, в храме уцелели ничтожные фрагменты мраморных полов. Видимо, вся внутренность храма была украшена мозаиками: маленький кусочек растительного орнамента все еще виден в арке северо-западного придела; кое какие их остатки заметны также внутри оконных проемов южного фасада, в том числе и в нартексе.
03.
План церкви Паммакаристы.png
Полный план церкви Паммакаристы в Константинополе

Следующий этап в истории Паммакаристос связан уже с концом XIII века, а точнее, с именами протостратора Михаила Главы Тарханиота и его жены Марии. Этот византийский вельможа имел славянское происхождение, так что его прозвище  - «Глава» (или титул?) - для нас вполне узнаваемо. Михаи́л Палеоло́г Тарханио́т (греч. Μιχαήλ Παλαιολόγος Ταρχανειώτης) - византийский аристократ из семьи Тарханиотов и полководец, воевавший против турок в Малой Азии и анжуйцев на Балканах с 1278 года до своей смерти в 1284 году.

Михаил родился около 1235 года и впервые возник на исторической арене в 1260-м: он выполнял тогда щекотливое поручение, спасая византийского ставленника на болгарском престоле, потерпевшего поражение в гражданской войне. Из стихов известного византийского поэта Мануила Фила следует, что Михаил стал хозяином обители (это был уже монастырь) около 1263 года, вскоре после отвоевания Константинополя у латинян. Он одержал несколько побед над болгарами во время войн 1260-х гг., а в 1278 году снова был послан в Болгарию. В 1283 году Тарханиоту была поручена деликатная миссия - выпроводить из Империи контингент татарских наемников, после чего он опять много воевал - в Албании, Фессалии, Македонии и опять в Болгарии. Все эти подвиги были красочно изображены на стенах монастыря и сопровождались пояснительными стихами Фила, но эти его вирши уцелели только в рукописях, а вот изображения на стенах, увы, нет. Весь этот цикл был завершен около 1300 года. Михаил прошел вверх по служебной лестнице от 24-го разряда (папий) до протостратора (второй по важности военный пост после Великого доместика). В последний раз Михаил выехал на войну против болгар уже совсем старым, в 1304 годом, но из-за подагры не смог принести там пользы и вскоре скончался. Погребен он был именно в парэкклесии своей церкви.
04.
Фетхие-Джами - церковь Паммакаристы
Вход на территорию церкви Паммакаристы

Два стихотворения этого витии (оратора) имеют прямое отношение к церкви Паммакаристос. Одно из них озаглавлено «Эпиграмма на церковь, которую жена протостратора построила после смерти мужа» - из него, собственно, и известно, что могила Тарханиота была в парэкклесии. В парижской рукописи стихов Фила содержится ремарка, что эта эпиграмма была написана на карнизе церкви. Действительно, фрагмент надписи золотыми буквами по голубому фону красуется на верхнем и нижнем внутренних карнизах. По манере текст похож на Фила, однако перед нами не то стихотворение, которое фигурирует в манускрипте, - оно вообще не засвидетельствовано ни в одной из дошедших рукописей поэта.
05.
Фетхие-Джами - церковь Паммакаристы

Вторую эпиграмму можно видеть высеченной на внешнем карнизе западного и южного фасадов парэкклесия. Она написана от имени вдовы Марии. «Ты гнушался земными чертогами, бежал от (мирской. - С.И.) жизни в бедном (монашеском. - С.И.) плаще. Ты пошел войной на сатрапов чувственного мира, перешел в мощное Божье укрепление. Я устраиваю для тебя могилу, словно багряницу, или раковину, или чашечку для украшенного шипами цветка. О моя жемчужина, порфира, чужеземная роза. Пусть даже ты, срезанный (как цветок. - С.И.), завален камнями, дабы вызвать во мне потоки слез, сам ты жив и видишь Бога живого, как ум, освободившийся от страстей, сопутствующих материи, опять приготовь для меня свой чертог. Это пишет тебе твоя прежняя жена Марфа». Из эпиграммы следует, что, во-первых, Глава перед смертью принял постриг, а во-вторых, что Мария последовала его примеру, постригшись под именем Марфы (С.И. - ремарки Сергея Иванова).
06.
Фетхие-Джами

Настоятелем своего монастыря Тарханиот назначил монаха Косьму, с которым был давно знаком и которого привез из Болгарии. Протостратор представил настоятеля императору Андронику II, которому тот так понравился, что в 1294 году Косьма стал патриархом под именем Иоанна XII. Но когда в 1299 году император по соображениям политической целесообразности решил выдать свою шестилетнюю дочь Симониду за сорокалетнего короля Сербии, Косьма возвысил свой голос против этого брака и, удалившись из патриархата в монастырь Паммакаристос, вызвал императора туда на церковный суд. Правда, в тот раз Андроника оправдали. В последующих конфликтах со светской властью патриарх всякий раз удалялся в Паммакаристос, сделавшийся как бы символом церковной независимости. Это продолжалось до тех пор, пока Косьма, в конце концов, не отрекся от патриаршества и в 1303 году не уехал обратно в Болгарию.

В середине XIV века в монастырь Паммакаристос был заточен логофет (канцлер) Иоанн Гавала по пиказу императрицы Анной Савойской вызвавший подозрения в его верности. В 1416 г. здесь была поселена свита Мустафы, претендента на османский престол, - к большому неудовольствию монахов. Византия проиграла эту интригу: султаном стал Мурад II, который в 1422 году в отместку и осадил Константинополь.
07.
Церковь Паммакаристы - 2.jpg
Южный фасад церкви Паммакаристы

После падения Города, патриарху Геннадию Схоларию была предоставлена церковь Святых Апостолов. Однако она стояла в руинах, а район вокруг нее обезлюдел. Геннадий, опасаясь провокаций, сам попросил султана перевести патриархат в Паммакаристос - в этом районе еще жили христиане. Около 1455 года просьба была удовлетворена. Мало того, Мехмет II вскоре лично посетил патриарха в этом монастыре, и как раз в парэкклесии у них состоялся долгий разговор. Султан расспрашивал патриарха о сути христианской доктрины и попросил изложить ее в письменном виде для перевода на турецкий (впрочем, Завоеватель свободно владел и греческим).
08.
Фетхие-Джами - 06.jpg
Восточный фасад церкви Паммакаристы

На Пасху 1463 года в цистерну монастыря бросился патриарх Иоасаф Коккас, которому, в знак своего неудовольствия, Мехмет велел отрезать бороду. Самоубийцу спасли. И еще одна интересная история связана с Паммакаристос: Мехмет не верил утверждениям христиан о том, что человек, подвергнутый проклятию, не разлагается после смерти (у греков, в отличие от Руси, нетление мощей не вызывало такого благоговения). Чтобы убедить его в этом, патриарх Максим III велел вскрыть могилу одной женщины, которая блудила прямо перед дверями Паммакаристос еще во времена Геннадия, а когда тот упрекнул развратницу, обвинила самого патриарха в том, что и он пользовался ее услугами. В ответ Схоларий проклял женщину, после чего она умерла, - и вот когда через много лет ее гроб открыли, то с ужасом обнаружили тело черным, раздувшимся, но совершенно целым. Эмиссары султана засвидетельствовали это чудо. Новый патриарх прочел формулу отпущения - и тело мгновенно распалось.
09.
Церковь Паммакаристы - 7.jpg
Алтарь (апсида) церкви Паммакаристы

10.
Церковь Паммакаристы
Алтарь (апсида) церкви Паммакаристы

Многочисленные аристократические погребения, находившиеся в церкви, теперь исчезли - осталась лишь одна плита в полу, поминающая некоего игумена Мануила. Христианские реликвии одни пропали, другие перенесены в новое здание Патриархата (за Железными воротами, когда-то стоял женский монастырь Евфимии Благовидной) - в церковь святого Георгия, за исключением мощей Параскевы-Пятницы, которую в 1642 г. отвезли в город Яссы в Румынии.
11.
DSC_6738_1 (1).jpg

В апреле 1588 г. султан Мурад III отнял церковь у христиан и обратил ее в мечеть, названную Фетийе (Фетхе, Победа) по случаю объявленного тогда же завоевания Азербайджана. Османы сильно перестроили интерьер основной церкви, а мозаики в храме сбили, но в парэкклесии, по счастью, лишь замазали.
12.
Церковь Паммакаристы - 4.jpg
автор fusion-of-horizons

Главный интерес в Фетийе Джами представляет парэкклесий. Фактически это даже не придел, а самостоятельная крестово-купольная церковь с собственным нартексом, одна из лучших по сохранности церквей подобного типа в Константинополе.
13.
Церковь Паммакаристы - 5.jpg

Снаружи, пишет Сергей Иванов, - вся она затейливо отделана орнаментами из кирпича, от которых буквально невозможно оторвать взгляд.
14.
Общий вид на мозаики апсиды Паммакаристы. Начало XIV в.
Фото из архива В.Н. Лазарева, Москва. Воспроизводится по изданию: Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

Сегодня, входя в музей, мы первым делом попадаем в галерею, на северной стене которой видна фреска с изображением Поклонения волхвов.
15.
Церковь Паммакаристы

Дальше на той же стене можно обнаружить еще две фигуры - Богородицу, молящуюся в своем доме, и стоящего Петра. Последний, скорее всего, участвует в погребении, и в таком случае можно предположить, что верхний регистр росписи составлял цикл Успения. Под ним располагались ветхозаветные сцены, предсказывавшие ее рождение, - от них уцелели лишь «Врата Заключенные» из видения пророка Иезекииля. Росписи - палеологовского стиля, рубежа XIII–XIV вв., причем все композиции были написаны на внешней стене церкви уже при Тарханиоте, но еще до возведения парэкклесия, и чтобы их разместить, комниновскую стену пришлось перекраивать. Когда же Мария начала строить парэкклесий, то с фресками не церемонились - в частности, Петр был частично закрыт новой кладкой.
15.
Церковь Паммакаристы - 1.JPG

Из галереи мы переходим в нартекс, где в дальнем левом углу располагались погребения семейства Глав. Но основная красота - в последнем, самом восточном помещении, сохранившем удивительные по мастерству палеологовские мозаики. В куполе представлен Христос Вседержитель, а вокруг него, начиная с востока, по часовой стрелке, - пророки Моисей, Иеремия, Зерфания, Михей, Иоиль, Захария, Овадия, Аввакум, Иона, Малахия, Иезекииль, Исайя. Вседержитель выглядит здесь не грозным Судией, но милостивым Человеколюбцем; весьма «очеловечены» и пророки.
17.
Церковь Паммакаристы
Вид на центральный купол парекклесии с Христом Пантократором, окруженный пророками Ветхого Завета.
По технике эти мозаики очень похожи на аналогичные работы в церкви Христа Спасителя в Полях в монастыре Хора


Пророки:
Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
Софония. «Огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
Захария. «Господа Саваофа — горою святыни» (Зх. 8:3)
Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
Аввакум. "Господи! услышал я слух Твой " (Авв. 3:2)
Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

В апсиде восседает Христос «Иперагаф», то есть «Сверхдобрый», и сопровождает это изображение идущая по арке стихотворная надпись: «Сей дар Богу от Марфы монахини за (упокой. - С.И.) супруга, Михаила Главы, который был доблестным и славным протостратором». На стенах и в своде вимы представлены Богородица с Предтечей и архангелы Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил. Из основных праздничных сцен, помещавшихся в сводах и в верхней части стен, уцелело лишь Крещение на восточной стене южного рукава подкупольного креста (от симметрично расположенного Вознесения в северном рукаве остались лишь фрагменты).
18.
Крещение Господне
Крещение Господне

В боковых апсидах и в примыкающих к ним небольших угловых помещениях располагаются фигуры святителей, причем в юго-восточном углу первоначальная декорация сохранилась почти полностью. В апсиде здесь представлены Григорий Богослов между Кириллом и Афанасием Александрийскими; на склонах арок, открывающихся в основное пространство храма, - Григорий Чудотворец, Григорий Агригентский, Антипа и Власий, а в купольном своде - Григорий Армянский.
19.
Фетхие-Джами - 04.jpg

В северо-восточном углу фигуры святителей сохранились только в апсиде, в купольном своде и на одной из арок - это, соответственно, Иаков брат Господень между Климентом Римским и Митрофаном Константинопольским, Игнатий Богоносец и Григорий Нисский.
20.
Церковь Паммакаристы - 6.jpg
автор fusion-of-horizons

Изображение Митрофана - кстати, единственного здесь “местного” святого - исполнено в технике фрески. Аналогичным образом распределяются преподобные в юго-западном углу: Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон - на склонах восточной и северной арок; Евфимий Великий - на западной стене; Антоний Великий - в своде.
21.
Фетхие-Джами - 05
Святой Антоний Великий

В парэкклесии сохранился пол приконнесского мрамора (фото 13) и даже, частично, - остатки синей с золотом покраски капителей. Несмотря на свое погребальное предназначение, вся постройка оставляет светлое ощущение легкости и красоты.
22.
Церковь Паммакаристы - 8.jpg
автор fusion-of-horizons

Церковь окружают несколько цистерн, но все они недоступны для туристов. Одна из них располагается совсем рядом - к северо-востоку от храма, у края обрыва, где теперь автостоянка. В 1940 г. эта цистерна была приспособлена под бомбоубежище, но с 1947 г. она не используется. Вторая - под школой, находящейся через дорогу от входа в храм, третья - вниз по переулку Haci Ibrahim sok. на втором повороте направо.

Здание церкви сейчас состоит из двух частей с различной судьбой: дальняя от нас, основная часть (с севера), сегодня является действующей мечетью, а ближняя, сейчас наглухо отделенная часовня (парэкклесий), с 2005 года функционирует как музей.
23.
План Церкви Паммакаристы

24.
Церковь Паммакаристы - 3.jpg
автор fusion-of-horizons

Ну, вот, пожалуй и все о церкви Паммакаристы в бывшем христианском православном Константинополе. Остается только пожелать от души себе и читателю оказаться снова здесь воочию, в спокойной мирной обстановке и насладиться этим удивительным творением духа и рук человеческих.

Источники:

Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011. Отметки «С.И.» по тексту - ремарки и прояснения Сергея Иванова.
Сайт Музея Фетхие-Джами - церкви Паммакаристы в Стамбуле.
И отовсюду понемногу...

Благодарю pink-mathilda за использование авторских фотографий фасада и интерьеров церкви Паммакаристы.
Авторство фото без логотипов не указанное ниже самих фото не установлено.


© Vladimir d’Ar, 2020

Tags: архитектура, история, константинополь, мечеть, мозаики, палеологи, путешествия, стамбул, фетхие-джами, церковь паммакаристы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments