Всего 11 фото
Ма́лый Каменный мост - второй из мостов по течению Водоотводного канала Москвы. Является продолжением Большого Каменного моста; соединяет улицы Серафимовича и Большая Полянка.
В месте нахождения Малого Каменного моста Водоотводный канал довольно широк и сам мост и окрестности Болотной площади смотрятся довольно выигрышно на фоне водной глади.
02.
Малый Каменный мост и Дом на Набережной. Вид со стороны Кадашёвской набережной.
Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 году. Мост был деревянным и назывался Космодамианским (по находившейся недалеко церкви Косьмы и Дамиана). В 1880 году был построен каменный трёхпролётный мост, получивший название Малый Каменный.
02.
Малый Каменный мост и Дом на Набережной. Вид со стороны Кадашёвской набережной.
Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 году. Мост был деревянным и назывался Космодамианским (по находившейся недалеко церкви Косьмы и Дамиана). В 1880 году был построен каменный трёхпролётный мост, получивший название Малый Каменный.
03.
Малый Каменный трехпролетный мост. 1910-1911 гг. В центре кадра впечатляющая для того времени по масштабам «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг. Была переименована в «ГЭС-2 Мосэнерго» в 1925 году.
Малый Каменный (кирпичный) мост выглядел в то время внушительно и основательно.
04.
Малый Каменный мост - вид в сторону Большой Полянки. 1920-1925 гг.
Очень нравится мне вот это фото ниже - Москва в своем буднично-возвышенном образе; кипит жизнь, каждый на своем месте; визуально ничего еще пока не предвещает разрушительных революционных бурь в России.
05.
Малый Каменный мост. Вид на Кремль из Замоскворечья. 1900-1908 гг. Дымящие трубы на фото в районе нынешней Болотной площади - ориентир местонахождения знаменитого Завода водопроводного оборудования Густава Листа с «сахарным складом».
В 1938 году на месте каменных пролетов было сооружено однопролётное железобетонное строение. Руководили проектом инженер И.Н. Гольбродский, а также архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы. И хотя материал, из которого сделана новая конструкция, далек от природного камня, название моста, пришедшее из XIX века, сохранилось до нынешних времен.
06.
Малый Каменный мост. 1938 год.
07.
Деталь решетки Малого Каменного моста
Сегодня длина моста составляет почти 64 метра с подходами, длина надводного пролета - около 55 метров, ширина - 40 м. Сооружение огорожено причудливыми ажурными перилами из литого чугуна.
08.
Малый Каменный мост. 1946 год.
До 1941 года по мосту проходили трамвайные пути. Однако после окончания войны их функционирование было сочтено нецелесообразным и рельсовые пути разобрали. Сегодня на Малом Каменном мосту достаточно оживленное автомобильное движение, проложены тротуары для пешеходов, оборудованы лестничные спуски на Москворецкую и Котельническую набережные.
На фото ниже исторический момент замены «поплавка» «Буревестник» на «Бургас». По хронологии на этом месте в свое время существовали «плавучие» рестораны «Прибой» - «Буревестник» - «Бургас» (в народе «Бух-Гас»).
09.
Малый Каменный мост. 1980 год. На втором плане известный ресторан - «поплавок» «Буревестник», где выступал ансамбль цыган. Бывал там в своё время)
Продолжая эту любопытную тему (имеющую отношение к Малому Каменному мосту), на фото ниже мы видим пришвартованный пароход «Н.А. Добролюбов» - колёсный двухпалубный пассажирский речной пароход, построенный по проекту 737 на судоверфи «Обуда» в Будапеште (Венгрия) в 1957 году. После постройки судно было передано Московскому речному пароходству и приписано к Москве, а с августа 1962 года - к Касимову. В ноябре 1977 года пароход был переведен в стоечные суда и ошвартован в центре Москвы на Водоотводном канале, у Малого Каменного моста, в районе нынешней Якиманской набережной. Ошвартован «Добролюбов» был у двухпалубного дебаркадера, на котором тогда работал ресторан «Буревестник».
10.
Пароход «Н.А. Добролюбов» у кинотеатра «Ударник», пришвартован к «Буревестнику». 1960-1970 гг.
Среди прочего этот ресторан был известен тем, что там снимали эпизоды фильма «Место встречи изменить нельзя»: в фильме он снят под названием «Прибой» - реально существовавшим в конце 1940-х плавучем ресторане, находившимся здесь, и сгоревшим в 1960-х годах. Кроме того, снимали в «Буревестники» эпизоды из фильма «Огарева, 6». В 1984 году дебаркадер с рестораном «Буревестник» из Водоотводного канала убрали, а его место занял пароход «Н.А. Добролюбов», на борту которого тогда же был открыт ресторан «Бургас».
В 1991 году в интерьерах судового ресторана «Добролюбова» были сняты эпизоды художественного фильма «Небеса обетованные». В 1993 году пароход «Н.А. Добролюбов» в результате поджога сгорел. До 1995 года судно находилось в начале Водоотводного канала, после чего отбуксировано на Волгу в район Белогородского ССРЗ в Тверской области, где в 2003 году корпус парохода был утилизирован.
В заключение фото Малого Каменного моста снятое с Патриаршего моста.
11.
Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы. М. : Вече, 2004.
Симонов Е. Мосты и набережные столицы. М.: Московский рабочий, 1938.
Портал pastvu.ru.
Советская архитектура за XXX лет РСФСР. Альбом. Издательство Академии архитектуры СССР. 1950.
Портал pastvu.ru.
Советская архитектура за XXX лет РСФСР. Альбом. Издательство Академии архитектуры СССР. 1950.
© Vladimir d’Ar, 2021
Бабьегородская плотина