Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Малый Каменный мост - Москва

Малый Каменный мост
Всего 11 фото

Ма́лый Каменный мост - второй из мостов по течению Водоотводного канала Москвы. Является продолжением Большого Каменного моста; соединяет улицы Серафимовича и Большая Полянка.

В месте нахождения Малого Каменного моста Водоотводный канал довольно широк и сам мост и окрестности Болотной площади смотрятся довольно выигрышно на фоне водной глади.
02.
Малый Каменный мост
Малый Каменный мост и Дом на Набережной. Вид со стороны Кадашёвской набережной.


Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 году. Мост был деревянным и назывался Космодамианским (по находившейся недалеко церкви Косьмы и Дамиана). В 1880 году был построен каменный трёхпролётный мост, получивший название Малый Каменный.
03.
728 Малый Каменный мост 1910-11 и Трамвайная электростанция на Водоотводном канале.jpg
Малый Каменный трехпролетный мост. 1910-1911 гг. В центре кадра впечатляющая для того времени по масштабам «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг. Была переименована в «ГЭС-2 Мосэнерго» в 1925 году.

Малый Каменный (кирпичный) мост выглядел в то время внушительно и основательно.
04.
Малый Каменный мост - 1920-1925 гг.
Малый Каменный мост - вид в сторону Большой Полянки. 1920-1925 гг.

Очень нравится мне вот это фото ниже - Москва в своем буднично-возвышенном образе; кипит жизнь, каждый на своем месте; визуально ничего еще пока не предвещает разрушительных революционных бурь в России.
05.
1900-1908 гг.jpg
Малый Каменный мост. Вид на Кремль из Замоскворечья. 1900-1908 гг. Дымящие трубы
на фото в районе нынешней Болотной площади - ориентир местонахождения знаменитого Завода водопроводного оборудования Густава Листа с «сахарным складом».

В 1938 году на месте каменных пролетов было сооружено однопролётное железобетонное строение. Руководили проектом инженер И.Н. Гольбродский, а также архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы. И хотя материал, из которого сделана новая конструкция, далек от природного камня, название моста, пришедшее из XIX века, сохранилось до нынешних времен.
06.
Малый Каменный мост - 1938-1945 гг.
Малый Каменный мост. 1938 год.

07.
Деталь решетки Малого Каменного моста
Деталь решетки Малого Каменного моста

Сегодня длина моста составляет почти 64 метра с подходами, длина надводного пролета - около 55 метров, ширина - 40 м. Сооружение огорожено причудливыми ажурными перилами из литого чугуна.
08.
Малый Каменный мост - 1.png
Малый Каменный мост. 1946 год.

До 1941 года по мосту проходили трамвайные пути. Однако после окончания войны их функционирование было сочтено нецелесообразным и рельсовые пути разобрали. Сегодня на Малом Каменном мосту достаточно оживленное автомобильное движение, проложены тротуары для пешеходов, оборудованы лестничные спуски на Москворецкую и Котельническую набережные.

На фото ниже исторический момент замены «поплавка» «Буревестник» на «Бургас». По хронологии на этом месте в свое время существовали «плавучие» рестораны «Прибой» - «Буревестник» - «Бургас» (в народе «Бух-Гас»).
09.
Бургас - 1980.png
Малый Каменный мост. 1980 год. На втором плане известный ресторан - «поплавок» «Буревестник», где выступал ансамбль цыган. Бывал там в своё время)

Продолжая эту любопытную тему (имеющую отношение к Малому Каменному мосту), на фото ниже мы видим пришвартованный пароход «Н.А. Добролюбов» - колёсный двухпалубный пассажирский речной пароход, построенный по проекту 737 на судоверфи «Обуда» в Будапеште (Венгрия) в 1957 году. После постройки судно было передано Московскому речному пароходству и приписано к Москве, а с августа 1962 года - к Касимову. В ноябре 1977 года пароход был переведен в стоечные суда и ошвартован в центре Москвы на Водоотводном канале, у Малого Каменного моста, в районе нынешней Якиманской набережной. Ошвартован «Добролюбов» был у двухпалубного дебаркадера, на котором тогда работал ресторан «Буревестник».
10.
1960-1970 гг.jpg
Пароход «Н.А. Добролюбов» у кинотеатра «Ударник», пришвартован к «Буревестнику». 1960-1970 гг.

Среди прочего этот ресторан был известен тем, что там снимали эпизоды фильма «Место встречи изменить нельзя»: в фильме он снят под названием «Прибой» - реально существовавшим в конце 1940-х плавучем ресторане, находившимся здесь, и сгоревшим в 1960-х годах. Кроме того, снимали в «Буревестники» эпизоды из фильма «Огарева, 6». В 1984 году дебаркадер с рестораном «Буревестник» из Водоотводного канала убрали, а его место занял пароход «Н.А. Добролюбов», на борту которого тогда же был открыт ресторан «Бургас».

В 1991 году в интерьерах судового ресторана «Добролюбова» были сняты эпизоды художественного фильма «Небеса обетованные». В 1993 году пароход «Н.А. Добролюбов» в результате поджога сгорел. До 1995 года судно находилось в начале Водоотводного канала, после чего отбуксировано на Волгу в район Белогородского ССРЗ в Тверской области, где в 2003 году корпус парохода был утилизирован.

В заключение фото Малого Каменного моста снятое с Патриаршего моста.
11.


Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы. М. : Вече, 2004.
Симонов Е. Мосты и набережные столицы. М.: Московский рабочий, 1938.
Портал pastvu.ru.
Советская архитектура за XXX лет РСФСР. Альбом. Издательство Академии архитектуры СССР. 1950.

© Vladimir d’Ar, 2021


Бабьегородская плотина
Tags: водоотводной канал, город, городской пейзаж, история москвы, малый каменный мост, москва, мосты, мосты москвы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments