Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Большой Устьинский мост

Большой Устьинский мост - 009.jpg
Всего 25 фото

Большой У́стьинский мост - мост через Москву-реку на пересечении Москвы-реки с Бульварным кольцом, у впадения реки Яузы (отсюда название). Мост соединяет Яузский бульвар с Садовническим проездом, пересекающим Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту. Построен мост в 1938 году вблизи одноименного арочного моста, построенного в 1881 году. Большой Устьинский мост является одним из самых узнаваемых мостов Москвы наряду с Большим Краснохолмским, Большим Москворецким и Большим Каменным мостами. Как обычно, в материале будет не только история, но и множество разноплановых фото Большого Устьинского моста и его окрестностей.

Изначально и примерно в этом месте находился деревянный мост, который запечатлен еще Фердинандом Бюро в 1872 году.
02.
Мост через Москву-реку у устья Яузы, Ф. Бюро, 1872
Мост через Москва-реку у устья Яузы. 1872 год.Фото снято со Швивой горки.

Первый Большой Устьинский мост был построен в 1881 году по принятой в Москве трехпролётной, арочной схеме инженером В.Н. Шпейером (формула пролётов 39.5 + 44.5 + 39.5 м, ширина 19.2 м), непосредственно ниже тогдашнего устья Яузы.
03.
Большой Устьинский мост, 1881
Большой Устьинский мост. 1881 год. Фото снято с той же точки (со Швивой горки)

На берегах были размещены каменные быки, оснащенные ледорезами. Сам мост представлял собой металлическую конструкцию. Для конки были установлены специальные рельсы, позже замененные на трамвайные. Рядом с мостом был организован толкучий рынок.
04.
39578 Большой Устьинский мост 1900-е. 1900 - 1910 гг.
Устьинский мост. 1900-1910 годы

Вид на Старый Устьинский мост и Швивую горку с Москворецкой набережной
05.
Москворецкая набережная, Старый Устьинский мост и Швивая горка. 1914 год.
Москворецкая набережная и Старый Устьинский мост. 1914 год.

Устьинский мост и Воспитательный дом
06.
Москва. Устьинский мост
Баржи на Москве-реке. 1902 год. Вид с Космодамианской набережной.


К началу XX века Москва-река значительно обмелела, и в 30-е годы прошлого века было решено построить «Канал имени Москвы» (или Волга-Москва), соединивший Москву-реку с Волгой. Сооружение канала позволило значительно поднять уровень воды в Москве-реке, и вызвало необходимость реконструировать московские мосты.
07.
Устьинский мост - 1935-1937 гг.
Устьинский мост. 1935-1937 годы.

Существующий (Новый Устьинский) мост выстроен в 1938 году незначительно выше Старого по течению, в рамках реконструкции московских набережных в связи с запуском Канала имени Москвы и предполагаемым продлением Бульварного кольца в Замоскворечье, которое было изначально запланировано планами «Новая Москва» и «Большая Москва» и закреплено в Генеральном плане реконструкции Москвы.

Проект Нового Большого Устьинского моста создан инженером В.М. Вахуркиным и архитекторами Г.П. Гольцем и Д.М. Соболевым. Планировалось возведение башни-маяка, но оно было отменено. При этом русло Яузы было изменено, и теперь она впадает в реку Москву ниже Большого Устьинского моста (между мостом и Яузой размещена восьмиполосная дорога).
08.
Проект Устьинского моста
Проект Устьинского моста. Вид с Котельнической набережной.

Старый мост имел достаточный резерв по пропускной способности (и по сей день Устьинский мост - наименее загруженный из всех мостов в центре города), однако пересечение проезжей части моста с набережными в одном уровне было неприемлемо. Одновременно, был выстроен Малый Устьинский мост через Яузу, а несколько позже - Яузский мост.
09.
Большой Устьинский мост - sovarch 1950
Большой Устьинский мост. 1950 год.

Оригинальной чертой Большого Устьинского моста является отсутствие видимых надземных береговых устоев – мост опирается на подземные плоские устои-фундаменты размером 31.2 х 40 м. С учётом фундаментов береговых пролётов, отнесённых от пят арок на 52 м, и соединяющих их распорных плит, общий размер каждого из двух оснований - 58,3 × 40 м.
10.
1959 год
Большой Устьинский мост (подъем со стороны Яузских ворот). 1959 год.

Главный пролет состоит из шести клепаных стальных арок общим весом 2235 тонн. Длина пролета составляет 134 метра, ширина – 34 метра, стрелка прогиба – 8,95 метров. В главном пролёте - шесть клёпаных арок из стали СДС («Специальная, Дворец Советов»), сечением 2,1×1 м. Надарочная плита и проезжая часть продолжена над набережными в виде неразрезной конструкции. Верхнее строение - ортотропная стальная плита с ребрами-швеллерами.
11.
Большой Устьинский мост. 1975-1978 гг.
Большой и Малый Устьинский мосты. 1975-1978 годы.

В 1997-1999 гг. мост реконструирован по проекту ОАО «Гипротрансмост» (подрядчик - итальянская фирма «Тодини»), работы проведены в основном по кредитной линии Международного банка реконструкции и развития. Всё верхнее строение было заменено на ортотропную плиту современной конструкции. Несущая основа моста сохранена.
12.
Большой Устьинский мост - 008.jpg
Космодамианская набережная и Большой Устьинский мост (на дальнем плане) - вид с Большого Краснохолмского моста

13.
Большой Устьинский мост - 012.jpg
Большой Устьинский мост - вид со стороны Котельнической набережной и Большого Краснохолмского моста

14.
Большой Устьинский мост - 011.jpg
Большой Устьинский мост - вид с Большого Краснохолмского моста

Проезд под Большим Устьинским мостом от Космодамианской к Раушской набережной
15.
Большой Устьинский мост - 014.jpg

Проезд под Большим Устьинским мостом от Котельнической к Москворецкой набережной
16.
Большой Устьинский мост - 015.jpg

17.
Большой Устьинский мост - 022.jpg
Большой Устьинский мост - вид со стороны Космодамианской набережной

18.
Большой Устьинский мост - 023.jpg
Большой Устьинский мост (элементы конструкции) и Малый Устьинский мост на среднем плане (справа)

Большой Устьинский мост - вид со стороны Раушской набережной
19.
Большой Устьинский мост - 003.jpg

На новом Устьинском мосту до сих пор действуют трамвайные линии. Помимо обычных трамваев здесь проходит маршрут легендарного трамвая «А» - «Аннушки». С моста открывается восхитительный вид на Кремль, его церкви и соборы.
20.
Большой Устьинский мост - 005.jpg

Вид на Кремль с Большого Устьинского моста
21.
Большой Устьинский мост - 004.jpg

Вид на Кремль и Собор Василия Блаженного
22.
Большой Устьинский мост - 006.jpg

Вид с Большого Устьинского моста на Площадь Яузских ворот
23.
Большой Устьинский мост - 027.jpg

Большой Устьинский мост - вид с моста на сталинскую высотку на Котельнической набережной
24.
Большой Устьинский мост - 007.jpg
Большой Устьинский мост

Часто Большой Устьинский мост также фигурирует и на фотографиях той же знаменитой сталинской высотки на Котельнической набережной. В частности это фото ниже снято с новейшего в истории Москвы «Парящего моста» Парка Зарядье.
25.
Большой Устьинский мост - 025.jpg

Источники:

Архитектура Москвы 1933-1941 гг. Автор-сост. Н.Н. Броновицкая. М.: Искусство - XXI век, 2015.
Беляев А.В. Москворецкие мосты (из стали ДС). М.: Издательство академии наук СССР, 1945.
Симонов Е. Мосты и набережные столицы. М.: Московский рабочий, 1938.
Советская архитектура за XXX лет РСФСР. Альбом. 1950 год.


© Vladimir d’Ar, 2021
Tags: архитектура, большой устьинский мост, город, городской пейзаж, москва-река, московские мосты, мосты москвы, старый устьинский мост, устьинский мост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Journal