Владимир (vladimirdar) wrote,
Владимир
vladimirdar

Categories:

Крымский мост в Москве

Крымский мост - 34.jpg
Всего 40 фото

Само словосочетание Крымский мост сейчас вызывает ассоциацию именно с Крымским авто-железнодорожным мостом через Керченский пролив (соединяющим Крымский полуостров с материком), построенным и открытым в 2018-2020 годах. Но речь пойдет именно о Крымском мосте в Москве. Кстати, интересна не только сама его конструкция, но и давняя затейливая история самого места где мост построен. А его название связано с Крымским ханством и частыми набегами на Москву крымских татар. Но, обо всем подробней и уже под катом.

Сейчас Крымский мост входит в состав автомагистрали Садового кольца в самом центре столицы, а вот в XVI веке на этом месте был брод через реку Москву, а оба берега занимали широкие безкрайние луга. Те времена были периодом постоянных набегов крымских татар на Москву, и неподалеку от реки, где было достаточно мелко, чтобы переправиться вброд, возник Крымский двор. Там останавливались татарские гонцы, торговцы, и название впоследствии распространилось как на берег со стороны Якиманки, так и на само мелководье, оно и стало «Крымским бродом». Это имя через некоторое время унаследовал и построенный тут мост. По сведениям москвоведа О. Иванова, название «Крымский брод» впервые встречается в «Записной книге Тайного приказа» за 1673 год.
02.
Крымский брод на Мичуринском плане 1739 года
Местонахождение Крымского брода на Мичуринском плане 1739 года

Но ещё раньше москворецкое мелководье сыграло немалую роль в военных событиях Смутного времени. В августе 1612 года войско гетмана Ходкевича попыталось деблокировать польско-литовский гарнизон, осаждённый в Кремле и Китай-городе ополченцами Минина и Пожарского и казаками Трубецкого. В ходе сражения 22 августа русская конница ударила от «Крымского двора» через брод во фланг неприятелю, штурмовавшему Чертольские ворота Скородома (один из частей - районов Деревянного города). Когда 24 августа Ходкевич повторил наступление уже через Замоскворечье, Козьма Минин с тремя конными сотнями перешёл реку на помощь казакам. Смяв две польские роты у «Крымского двора», он довершил общий разгром противника. Победа в том сражении предопределила скорое освобождение Москвы.

В XVI веке в этой части реки возник «Крымский перевоз», который работал на коммерческой основе и просуществовал до 1836 года. Во время строительства Водоотводного канала в 1783-1786 годах вблизи «стрелки» была устроена так называемая Бабьегородская плотина, уровень воды Москвы-реки у Крымского брода поднялся, появилась необходимость в постройке моста. В 1789 году на месте брода был возведён Никольский, или Николаевский наплавной мост - по имени соседней церкви святого Николая Чудотворца в Хамовниках, которая существует и поныне.
03.

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках

Николаевский наплавной мост представлял собой ряд плотов, связанных пеньковыми верёвками. Эти плоты состояли из 8,5-метровых сосновых брёвен с настилом из струганных досок и закреплялись на 39 вбитых в дно сваях, был ограждён жердевыми крашеными перилами. Мост наводили каждую весну после схода воды.
04.
Наплавной мост на Плане Москвы Крутенера 1805 года
Николаевский наплавной мост на Карте Москвы Крутенера 1805 года

Слободка Чудова монастыря

Стоит упомянуть, что в XVII веке неподалёку от ныне существующей Крымской площади располагалась небольшая слободка, возникновение которой тесно связано с историей Чудова монастыря, находящегося в то время в восточной части московского Кремля. Собственно, в честь этой обители слободка и была названа. По преданию, основал Чудов монастырь в 1365 году Алексий – митрополит Киевский и всея Руси. С самых первых дней обитель имела статус ставропигиальной, поскольку была в ведении митрополитов и патриархии, а позднее ее даже иногда называли Чудовой лаврой.

Землевладения монастыря были очень обширны. Для поселения многочисленных людей, обслуживающих обитель и занимающихся хозяйством, нужны были земли, поэтому для монастырского подворья был выделен небольшой земельный участок недалеко от Крымского брода. В скором времени на той же земле воздвигли несколько сооружений, два из которых были каменными, остальные деревянными. К началу XVIII века слободка Чудова монастыря уже не существовала, но обитель по-прежнему владела некогда выделенным ей земельным участком до самого 1917 года.
05.
Бабьегородская плотина - 1886 год.
Бабьегородская плотина между современными Берсеневской и Пречистенской (бывшей Кропотнической) набережными. На втором плане Бабий городок и землевладение «Чудова слободка»за Москва-рекой. 1886 год.

В начале XIX века вместо наплавного был установлен постоянный деревянный мост на сваях. Он имел судоходный проход подкосной системы длиной около 15 метров. Проект разработал архитектор Антон Герард, генерал-майор, сахарозаводчик и инженер, до этого участвовавший в восстановлении стены Китай-города. Новый мост стал называться Крымским. В те времена Москва-река в районе Крымского моста сильно мелела – потому от слова «брод» москвичи отвыкали долго. Как рассказывал писатель Михаил Загоскин, в реке по колено в воде играли пятилетние ребятишки, а «на широких отмелях расхаживали галки и вороны». Однако из-за ежегодных паводков мост нуждался в постоянном ремонте, и в 1873 году его заменили металлическим.
06.
Крымский брод. Фото 1867 года.jpg
Крымский брод и деревянный Крымский мост (на дальнем плане) на панораме Москвы 1867 года (фрагмент). Фото с обзорной площадки Храма Христа Спасителя. На первом плане Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке, на среднем и справа - Зачатьевский женский монастырь (Изначально Алексеевский монастырь).

Конструкция была разработана архитекторами Амандом Струве и Владимиром Шпейером. Мост состоял из двух пролетов по 64 метра каждый, общий вес элементов сооружения составил около четырех тысяч тонн. В каждую сторону вела полоса для транспорта, располагались тротуары для пешеходов, а в начале XX века были проложены и трамвайные рельсы.
07.
Крымский мост - 1938 год - 02.jpg
Старый Крымский мост Струве. 1938 год.

Металлическое неразрезное пролётное строение было выполнено с ездовыми элементами внутри многорешётчатых ферм. Этот Крымский мост выглядел изнутри как своеобразный железный коридор с ажурными стенами, въезды на него были украшены псевдоготическими башенками, соединёнными несущими арками. За характерный вид мост получил от москвичей прозвище «мышеловка».
08.
Езда шагом - 1873 год.jpg
Крымский мост. 1873 год.


Проезжая часть моста имела ширину 17 метров, на ней умещались две полосы движения и разделяющие их трамвайные пути, проложенные на рубеже XIX-XX веков. Тротуары для пешеходов были вынесены на консоли по сторонам ферм. На фото ниже можно в деталях рассмотреть декор портала Крымского моста с правого берега Москва-реки.
09.
Крымский мост.jpg
Металлический Крымский мост со стороны Крымского шоссе. XIX век.

10.
Крымский мост на Хотевском плане Москвы 1852 года
Крымский мост Струве на Хотевском плане Москвы 1852 года

Еще несколько старых фотографий металлического Крымского моста Струве
11.
Крымский мост - 1908 год
Крымский мост во время московского наводнения 1908 года. Вид со стороны «Крымского двора».

12.
Крымский мост - 1913.jpg
Крымский мост. 1913 год. Регата на Москва-реке.

13.
Из журнала Советское фото №15 за 1929 год..jpg
Фото Крымского моста из журнала «Советский спорт» за 1929 год

14.
Большой Крымский мост - 01 - 1936.jpg
Крымский металлический мост со стороны Зубовского бульвара. 1936 год.

15.
Крымский мост - 1930-1931.jpg
Крымский мост в 1930-1931 годах


Строительство Крымского моста в советский период

В двадцатых годах XX века были задуманы реконструкция и строительство сразу нескольких крупных мостов в центре Москвы, состоялся конкурс на лучшие проекты по созданию Большого Каменного, Большого Краснохолмского и Крымского мостов. В состав жюри, оценивающего предложения, вошли ученые и инженеры, а также художник и искусствовед Аполлинарий Васнецов. Но конкурс тогда свернули, проекты реализованы не были.

К идее реконструкции Крымского моста вновь обратились уже во второй половине тридцатых годов. Тогда был выбран проект архитектора Александра Власова. Он принял решение строить подвесную конструкцию на столбах-обелисках, инженерные разработки были выполнены Борисом Константиновым. Существующий мост передвинули на 50 метров вниз по течению, и поставили на деревянные опоры, а на его прежнем месте началось строительство нового.
16.
Передвижение Старого Крымского моста на 8 метров
Передвижение Старого Крымского моста ниже по течению Москва-реки на этапе дистанции 8 метров

Как и полагается, такие масштабные преобразования сопровождались появлением новых городских легенд – одна из них гласила, что в числе деталей нового моста есть одна, отлитая из чистого золота, якобы она была установлена самим Сталиным.
17.
Большой Крымский мост - 01 - 1938.jpg
Строительство Большого Крымского моста. 1938 год.

18.
Крымский мост - 1936-1938 год - 04.jpg
Крымский мост - вид со стороны Фрунзенской набережной. 1936-1938 годы. На втором плане хорошо заметны фермы Старого Крымского моста Струве.

Открытие Крымского моста состоялось в 1938 году. После этого старый мост Струве отбуксировали в Заозерье. Изначально на новом мосту были трамвайные пути, но их разобрали в 1957 году.
19.
Крымский мост - 1936-1938 год - 03.jpg
Крымский мост. 1936-1938 годы.

Новый мост стал для СССР одним из символов и нового времени, и новых побед – в 1944 году, 17 июля, в этом месте переходили через Москву-реку пленные немцы. Этот марш, названный операцией «Большой вальс», был задуман для того, чтобы показать миру количество захваченных бойцов немецкой группы «Центр». Солдаты и офицеры вермахта прошли по центральным улицам столицы, по Садовому кольцу, по Крымскому мосту – в общей сложности, этот «парад» продолжался больше четырех часов. Так что Крымский мост благодаря таким фото как ниже, стал тогда известен как Крымский на весь мир.
20.
Парад немцев.png

21.
Крымский мост - 1946-1948.jpg
Крымский мост в послевоенное время. 1946-1948 годы.

22.
Крымский мост - 1956 год
Крымский мост. 1956 год.

Конструкция Крымского моста

Общая длина мостового перехода - 668 метров, из них на долю непосредственно моста приходится 262,5 метра. Ширина составляет 38,4 метра, из которых проезжая часть - 24,5 метра, балки жёсткости - 3,9 метра, два тротуара - по пять метров.
23.
Крымский мост - 51.jpg
Вид на Москва-реку и Крымский мост (на дальнем плане) с Андреевского пешеходного моста. Справа Парк имени Горького.

24.
Крымский мост - 52.jpg

Мост состоит из трёх пролётов: средняя часть перекрывает Москву-реку, а два береговых пролёта служат для проезда транспорта вдоль набережных. Крымский мост является единственным висячим мостом через Москву-реку. Конструкция моста представляет собой две пары пилонов высотой 27 метров, подвешенных на цепях длиной 297 метров, закреплённых на балках жёсткости.
25.
Крымский мост - 32

26.
Крымский мост - 17.jpg
Пилоны Крымского моста


Материал «цепей» - сталь типа «ДС» («Дворец Советов»), которая немного прочнее обычной для строительства стали маркировки 5. Цепь сделана из поставленных на ребро пластинчатых элементов толщиной четыре сантиметра и высотой 0,93 метра.
27.
Крымский мост - 23.jpg

Еще заметка о городских легендах. Есть некоторые мнения связанные с субъективным - Крымский мост считают местом, где людей тянет на суицид. Якобы это явление связано с наличием тут тектонических разломов, они вроде бы и провоцируют многочисленные авто аварии на Крымском мосту. Кроме того, еще до строительства деревянного Никольского моста, в этом месте на берегу реки Москвы были скотобойни. Животные принимали по сути здесь смерть, а их останки сбрасывали в реку - в результате существовал одновременно как бы «гиблый брод» (еще одно поименование этого места), а негативная энергетика смерти до сих пор остается как провоцирующий фон...
28.
Крымский мост - 01.jpg

Что интересно, при этом пилоны не соединены между собой по верху. Такой тип конструкции оригинален и встречается редко в мировой практике.
29.
Крымский мост - 31.jpg

Концы балок жёсткости утяжелены специальными ёмкостями с бетоном, которые помещены в грунт. На балках укреплены поперечные элементы двутаврового сечения, а по ним расположены прокатные двутавры высотой 50 и 45 сантиметров с расстоянием между ними 1,6 метра. Сечения балок жёсткости - коробчатые с высотой 3,5 метра в середине пролёта и 5,8 - на опорах.
30.
Крымский мост - 22.jpg

31.
Крымский мост - 24.jpg

Стальные элементы моста были изготовлены на Новокраматорском машиностроительном заводе в Донецкой области.
32.
Крымский мост - 26.jpg

Опоры под пилонами сделаны на кессонных основаниях.
33.
Крымский мост - 44.jpg
Крымский мост со стороны Крымского вала

На строительство моста потребовалось около десяти тысяч тонн металла, или примерно одна тонна на квадратный метр поверхности. Крымский мост - единственный мост в мире с таким удельным весом стали.
34.
Крымский мост - 33.jpg

Перейдем через мост на левый берег Москва-реки - к Пречистенской набережной
35.
Крымский мост - 41.jpg
Крымский мост со стороны Новокрымского проезда - вид на юг

В 2001 году мост был реконструирован, при этом движение по нему не останавливалось: на время работ проезжую часть перекрывали поочерёдно. В ходе ремонта заменили покрытие тротуаров и проезжей части, 5,5 тысяч м² гранитной облицовки, сборные плиты дорожного покрытия поменяли на монолит. Также обновили гидроизоляцию и провели антикоррозийную обработку металлических конструкций.
36.
Крымский мост - 43.jpg
Крымский мост со стороны Пречистенской набережной

В 2012 году мост вновь реконструировали: заменили мостовое покрытие и деформационные швы. Капитальный же ремонт начался через три года. Проект предусматривал демонтаж и замену внутренних стен, перегородок и полов подмостовых пространств. Планировалось гидроизолировать ростверки опор моста, обеспечить огнезащиту пролётных строений и водоотвод от деформационных швов пролётного строения, отремонтировать несущие конструкции: штукатурка огнестойким составом и покраска. По состоянию на январь 2018 года, ремонт не был завершён.
37.
Крымский мост - 42.jpg

Виды на Москву с Крымского моста
38.
Крымский мост - 01-2.jpg

39.
Крымский мост - 25.jpg

40
Крымский мост - 21.jpg
Крымский мост с Пушкинской набережной Парка Горького


Источники:

Аверьянов К.А. История московских районов. М.: Астрель, ACT, 2005.
Агеева. Р.А. Русское географическое общество. Московский центр. Улицы Москвы: старые и новые названия: топонимический словарь-справочник. М.: Издательский центр Наука, техника, образование, 2003.
Броновицкая Н.Н. Архитектура Москвы 1933-1941 гг.. М.: Искусство-XXI век, 2015.
Двинский Э. Москва от А до Я. М.: Московский рабочий, 1976.
Иванова Л.В., Бирюкова Т.З. Общество изучения русской усадьбы, Московское городское объединение архивов. Усадебное ожерелье юго-запада Москвы. М.: Изд-во объединения Мосгорархив, 1996.
Колодный Л.Е. Края Москвы. М.: Московский рабочий, 1985.
Колодный Л. Е. Москва в улицах и лицах: Дома и люди. М.: Голос-Пресс, 2005.
Латоур А., Манина А., Некрасов А. Москва, 1890-2000: путеводитель по современной архитектуре. М.: Искусство-XXI век, 2007.
Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. М.: Вече, 2004.
Портал pastvu.ru.
Симонов Е. Мосты и набережные столицы. Московский рабочий, 1938.
Черепанов В.А. Садовое кольцо. М.: Московский рабочий, 1963.

© Vladimir d’Ar, 2021
Tags: город, городской пейзаж, история, история москвы, крымский мост, москва, москва-река, мосты москвы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments